Галерея АСТИ и Фонд ГРАНИ представляют выставку Марины Гуровой и Михаила Гурова "ВпечатлениеЦветОбраз"

16 апреля 2014 г. в Доме-музее Марины Цветаевой

состоится открытие выставки живописи, графики и искусства книги

Марины Гуровой и Михаила Гурова

ВпечатлениеЦветОбраз

Выставка организована галереей АСТИ и Фондом ГРАНИ.

 

МАРИНА ГУРОВА

Десять лет назад в галерее АСТИ, тогда еще на Тверской,  состоялась первая персональная выставка Марины Гуровой «Преломление». Полисемантическое значение этого слова позволяет соединить метафорическое и сакральное – скажем, преломление хлеба на Тайной Вечере, с физическим – преломлением света и, наконец, психологическим – субъективным преломлением и восприятием увиденного каждым индивидуумом. Такое название выставки не провокативно, оно ничего не навязывает, не подсказывает зрителю – он, зритель, волен «преломлять» УВИДЕННОЕ по своему УСМОТРЕНИЮ.

Художник ищет опору в реальности (ветви деревьев, ветер, заброшенная усадьба, фонарь, весы…), материальные сущности которой суть переменные – таковой ее делает изменчивое эмоциональное и креативное впечатление живописца. Все по-ахматовски: «…Не звук и не цвет, не цвет и не звук, - // Гранится, меняется, вьется, // А в руки живым не дается». Оставленный один на один со своими впечатлениями-ощущениями, художник ищет способ самовыражения: если не через форму, то через цвет! Колористическая палитра все больше и больше тяготеет к светоносной. Иными словами, Марина Гурова следует путем, или тропинкой, Марка Ротко, соединяя в каждой работе, в каждом образе Время, Пространство и Экзистенцию и тем самым преподнося зрителю множественность смыслов без подсказок и «говорящих» деталей. Художник проходит путь от конкретного предмета к абстрактному его запечатлению. Происходит расширение области восприятия реальности: фонарь в процессе творческой переработки перестает быть фонарем, вернее, только фонарем, весы – всего лишь весами, а дом – просто домом. Один объект изображения удваивается, утраивается, удесятеряется в зависимости от того, сколько картин в итоге составят серию, сколько образов-проекций на плоскости холста или листа бумаги смогут в совокупности передать впечатление художника в цвете и линии.

Создатель картины-впечатления (Впечатление 3. Концерт. 1911 г.) Василий Кандинский сформулировал суть взаимодействия с беспредметным искусством: «Цвет – клавиши, глаз – молоточек, душа – многострунный рояль».

Каждый, кто придет на выставку, сможет молоточком глаз дотронуться до клавиш цвета и услышать мелодию, созданную тонким, деликатным и интеллектуальным живописцем.

Натэлла Войскунская

 

МИХАИЛ ГУРОВ. Графика, оформление книги

Внимание к книге как произведению искусства привлекает ряд выставок под общим названием «Книга художника» в ГМИИ имени А.С. Пушкина, МЦВЗ «Манеж» и других площадках. Например, осенью 2014 года в Третьяковской галерее открывается выставка «Обложка – лицо книги». Это очень точная формулировка.  Выставка известного московского художника книги Михаила Гурова призвана показать, насколько многоликой может быть книга. Экспозиция в Доме-музее Марины Цветаевой  убедительно доказывает, что талантливый художник способен создать «лицо» не только книги, но и книжного издательства, в данном случае – издательства РГГУ.

Впечатление Михаила Гурова идет от текста, от смысла, от содержания, от авторского почерка и авторской интонации, от жанра, наконец. Свои впечатления он перерабатывает в цветовое и образное решение «лица» книги. Причем надо помнить, что в отличие от художника-станковиста художник книги, как правило «заперт» в определенный формат, выйти за пределы которого он не имеет права. Обложка книги – манок. Лицо книги должно обратить на себя внимание еще до того, как «включится» механизм считывания содержательной информации. Художник книги выступает ее соавтором – конечно, если он настоящий художник.

Михаил Гуров отдает всего себя великому многовековому искусству КНИГИ с единственной целью – в эпоху переключения читателей с книг на бумажном носителе на книги электронные сохранить потребность в КНИГЕ в ее – теперь уже! – старом значении… А именно, как книги, которую ощущаешь наощупь, которую любят и помнят твои пальцы, переворачивавшие книжные страницы, как книги, иллюстрации в которой ты стремишься рассмотреть до того, как начнешь читать…  А скольких героев и персонажей хранит наша память благодаря художникам-иллюстраторам! И сколько книг мы помним по их корешкам и переплетам – как в стихотворении  М. Цветаевой «Книги в красном переплете»: Из рая детского житья // Вы мне привет прощальный шлете, // Неизменившие друзья, // В потертом, красном переплете.

Выставка графических работ и книжной  иллюстрации Михаила Гурова, а также тех книг, чей образ он явил  миру, параллельна выставке живописца и графика Марины Гуровой. Сосуществуя в одном выставочном пространстве, они раскрывают для зрителя суть творческой составляющей бытия Художника.  Обе выставки по-своему провокативны в том смысле, что М. Гуров провоцирует к чтению, а М. Гурова перетягивает внимание аудитории к живописи. Интеллектуальный зритель, правда, поистине многолик: он и читатель, и ценитель изобразительного искусства, и знает толк в музыке.  Именно для такого зрителя и творят Марина и Михаил Гуровы.

 

 

Скачать приложение
«Журнал Третьяковская галерея»

Загрузить приложение журнала «Третьяковская галерея» в App StoreЗагрузить приложение журнала «Третьяковская галерея» в Google play