Фонд ГРАНИ и галерея АСТИ приглашают на открытие выставки живописи Александра Чаловского

ГМИИ Республики Татарстан, Фонд ГРАНИ, Фонд Исмаила Ахметова
галерея АСТИ, Дом литераторов
ТАРУСА - 2018

представляют выставку живописи

Александра ЧАЛОВСКОГО

За свободу творчества!
Рудольф Нуриев
Михаил Барышников

Открытие выставки состоится

26 августа 2018 года, воскресенье, в 16 часов

Дом литераторов, г. Таруса (см на карте)

Открытие выставки живописи Александра ЧАЛОВСКОГО “За свободу творчества! Рудольф Нуриев. Михаил Барышников„

 

К свободе!

80-летию со дня рождения Рудольфа Нуреева посвящается

Сделать свое тело таким же чутким и звенящим, как дерево старого страдивариуса, достигнуть того, чтобы оно стало все целиком одним музыкальным инструментом, звучащим внутренними гармониями, – вот идеальная цель искусства танца.

Максимилиан Волошин, 1911

80-летие со дня рождения Рудольфа Нуреева, безусловного гения танца, –  настоящее отдохновение для любителей и профессионалов искусства балета. Юбилей возвращает нас к прошлому, ведь современная российская действительность довольно далеко отстоит от советского 1961 года, от юного многообещающего солиста Ленинградского театра оперы и балета им. С.М. Кирова, совершившего прыжок в свободу.

Хотя образ Нуреева столь далеко (или, в масштабе истории искусств, столь недалеко) отстоит от нас, трудно отрицать связанный с ним эмоциональный заряд, который имеет свойство длиться уже не одно десятилетие…

Именно эмоциональным воздействием личности и судьбы великого артиста объясняется стремление московского художника Александра Чаловского соприкоснуться с образом великого мага и волшебника танца, с его подвижной субстанцией, в которой духовное и физическое неразрывно связаны между собой. Кажется, именно о Рудольфе Нурееве писал в своем эссе «О смысле танца» Максимилиан Волошин: «Танец – это такой же священный экстаз тела, как молитва – экстаз души. Поэтому танец в своей сущности самое высокое и самое древнее из всех искусств. Оно выше музыки, оно выше поэзии, потому что в танце вне посредства слова и вне посредства инструмента человек сам становится инструментом, песнью и творцом, и все его тело звучит, как тембр голоса».

Рудольф Нуреев – символ человека, творящего бессмертное искусство Танца. Став великим артистом балета как части древней мировой стихии ритмического движения, он сделал свое тело бесконечно послушным инструментом и привнес в балет Танец – привнес как естество, как единственный (для него, конечно, поэтому ему и нет равных!) способ творческой раскованности и свободы…

Нуреев нашел новый способ выражения художественной истины. Он раздвинул рамки классического балета не отказом от строгих, веками отточенных жестов и па, а тем, что движение – суть выученный рисунок движения – он исполнял как бы изнутри себя, причем столь естественно, что публика, в который раз смотревшая, скажем, «Жизель», воспринимала происходящее не как дежавю, а как нечто абсолютно невиданное и новое в эмоциональном плане… Нуреев «стегал» зрительскую аудиторию, как стегают, не жалея, коней, стегал до тех пор, пока публика не достигала высшего эстетического экстаза… Вслед за Вацлавом Нижинским Нуреев доказал, что у страсти и красоты нет предела.

В своем проекте мы (живописец Александр Чаловский, куратор и продюсер Натэлла Войскунская и со-куратор Ольга Леонова) поставили цель воссоздать образ Нуреева, ставшего символом творческого раскрепощения, знаковой фигурой виртуозного артистизма, профессионального акме. Рудольф Нуреев совершил знаковый поступок, определивший его судьбу… И затем он посвятил всю свою жизнь тому, ради чего совершался этот поступок. Нурееву удалось в полной мере реализовать свою творческую мощь и использовать добытую «в прыжке на Запад» свободу… Он стал «великим Н.» по праву – за один год он давал столько же спектаклей, сколько за всю свою карьеру другой «великий Н.» – Вацлав Нижинский!

Рудольф Нуреев – символ балета ХХ века. Можно добавить: русского балета; для всего мира он стал Руди, а весь мир заболел Рудиманией!

 «Священный экстаз» ставших каноническими жестов и па гениального танцовщика талантливо воплощает в своих полотнах Александр Чаловский.

Художник воспринял этот проект как вызов, полагаясь на то, что мера отпущенного ему таланта и достигнутого мастерства позволит достойно и убедительно не только воссоздать образ Рудольфа Нуреева, но и передать зрителям  всю притягательную силу магического и дерзкого гения Танца.

Натэлла Войскунская
Директор Фонда ГРАНИ
Арт-директор галереи АСТИ, Москва

 

Открытие выставки живописи Александра ЧАЛОВСКОГО “За свободу творчества! Рудольф Нуриев. Михаил Барышников„
Фото - Максим Платонов

Архитектор замка красоты

Посвящение Михаилу Барышникову

Как славно ввечеру, вдали Всея Руси,
Барышникова зреть. Талант его не стерся!
Усилие ноги и судорога торса
с вращением вкруг собственной оси

рождают тот полет, которого душа
как в девках заждалась, готовая озлиться!

Иосиф Бродский

Выставка живописи Александра Чаловского «Архитектор замка красоты» – посвящение великому танцовщику Михаилу Барышникову и своеобразное продолжение выставки «К свободе!», ибо Барышников, как и Рудольф Нуреев, также исполнил свой виртуозный «прыжок на Запад», приземлившись в США – как бы по «рекомендации» Иосифа Бродского.

Рудольфа Нуреева и Михаила Барышникова связывает основополагающее понимание своего предназначения – дарованный им талант, божественную искру надо использовать для достижения вершин мастерства и полной художественной самореализации.

Образ Михаила Барышникова мгновенно отсылает нас к знаковому  понятию балета в самом широком смысле слова – от классического до современного модернистского… И далее: от балета – к театру и кино, ведь Барышников проявил себя как первоклассный драматический актер.

Один из символов балета ХХ века, Михаил Барышников является магнитом, притягивающим великих творческих личностей: Мстислава Ростроповича, Галину Вишневскую, Александра Галича, Иосифа Бродского, Энни Лейбовиц, Оскара де ла Рента, Хулио Иглесиаса…

Художник Александр Чаловский вдохновлен образом «гения танца» Михаила Барышникова, «творящим» живое и животворное.

Серия работ, представленных на выставке, как бы поворачивает время вспять, ибо возвращает нас к образам, созданным выдающимся танцовщиком в расцвете его карьеры. Внимательно наблюдая за взлетом своего друга-артиста, Иосиф Бродский в 1976 году пишет стихотворное посвящение «Михаилу Барышникову», в котором предложил изящную формулу: «Классический балет есть замок красоты».

От картины к картине художник Александр Чаловский раскрывает перед зрителями процесс «строительства» этого прекрасного замка с устремленными ввысь «готическими» прыжками и витражным «кружевом» классических дуэтов-адажио.

Натэлла Войскунская
Директор Фонда ГРАНИ
Арт-директор галереи АСТИ, Москва

Скачать приложение
«Журнал Третьяковская галерея»

Загрузить приложение журнала «Третьяковская галерея» в App StoreЗагрузить приложение журнала «Третьяковская галерея» в Google play