Фальк в Третьяковке | «Музейные палаты», Эхо Москвы
АВТОР - Музейные палаты (Сайт "Эхо Москвы")
Тема передачи «Музейные палаты» в субботу, 30 января – выставка Роберта Фалька в Третьяковской галерее и другие проекты музея.
Гости передачи – генеральный директор ГТГ Зельфира Трегулова и куратор выставки Татьяна Левина.
В подготовке масштабной выставки в период пандемии, согласитесь, «что-то героическое есть». В экспозиции объединены работы из почти двух десятков российских музеев (и далеко не только московских, тут произведения из Санкт-Петербурга, Абрамцева, Владимира, Саранска, Тулы, Нижнего Новгорода, Пензы, Перми, Ярославля, Смоленска, Саратова, Ростова-на-Дону и даже Владивостока), плюс приехавшее из Армении и Лихтенштейна, плюс немалое число частных собраний… Логистика и так непростая, а в период карантина – тем более.
Столь большое количество участников позволило проследить изменения авторского стиля в разные периоды творчества. Но встречает зрителя все-таки – вне хронологии – знаменитая «Обнаженная Валька», как назвал эту работу, не разобрав фамилии автора, Никита Хрущев во время небезызвестного скандала в Манеже. Это было, впрочем, уже не при жизни художника.
Видео хрущевского разгромного выступления тоже представлено зрителю.
А вот дальше – хронология. Совсем ранний автопортрет.
Период «Бубнового Валета».
После революции Фальк вроде бы тоже вполне успешен – выставляется, работает для театра (и на выставке есть его интересные театральные эскизы), преподает во ВХУТЕМАСе. Но в конце 20-х годов уезжает за границу – во Францию. Это, впрочем, формально не эмиграция – выехал он вполне легально, с театром, отправлявшимся на гастроли, а остался, по официальной версии, в «творческой командировке». Она, правда, затянулась почти на десять лет.
Отметим в этом разделе пейзаж, написанный в Эксе – в том же ракурсе, в каком писал его Поль Сезанн.
Хотя в Париже Фальк существовал достаточно благополучно и даже периодически выставлялся, он все же возвращается в СССР – в конце 1937 года (что называется, нашел время!). Репрессий при этом удается избежать, а вот проблем с Союзом художников и выставкомами – не удастся (ситуация в художественной сфере за время отсутствия Фалька сильно изменилась, теперь он – «формалист»).
С наступлением войны Фальк оказывается в эвакуации в Средней Азии.
В послевоенный период создания «идейных» работ удается избежать. Фальк пишет натюрморты и пейзажи, создает и ряд портретов. А для коллег-художников, особенно юного поколения, оказывается связующим звеном с эпохой авангарда.
А вот и поздний автопортрет – написан примерно через полвека после показанного выше.
Выставка очень объемна, в блоге всего не охватишь. Помимо живописи, там много и графики, на которую также стоит обратить внимание.
Ну, а запланирована выставка (она проходит в здании на Крымском валу) по 23 мая.
Текст: Татьяна Пелипейко