Анонс событий в МАММ в январе-феврале

МАММ

 

Выставка в МАММ

Мультимедиа Арт Музей, Москва, Фонд Иветы и Тамаза Манашеровых U-ART и Tsukanov Family Foundation представляют выставку «Оскар Рабин. Hommage». Выставка открылась 18 декабря — на сороковой день с момента ухода из жизни патриарха русского андеграунда, классика российского современного искусства Оскара Рабина (1928—2018).

Оскар Рабин родился в Москве в 1928 году в семье врачей. В 13 лет мальчик остался полным сиротой.  В 1942 году он поступает в художественную студию в Доме пионеров, которую вел известный художник Евгений Кропивницкий. Эта встреча повлияла на всю его дальнейшую судьбу.  В 1946—1948 гг. учился в Академии художеств в Риге, в 1948-м поступил в МГХИ им. Сурикова в Москве, откуда был отчислен в 1949 году «за формализм». Вскоре Оскар Рабин женился на дочери Евгения Кропивницкого — Валентине. Они поселились в одном из бараков в Лианозово. Этот барак стал одним из центров художественной и интеллектуальной жизни московского андеграунда, объединившем как художников, так и поэтов. Именно из этого  дружеского, почти семейного круга выросло явление, получившее название «Лианозовская школа».

В 1958 году барак-мастерская Оскара Рабина в Лианозово открывается не только для узкого круга родных и единомышленников, но и для всех желающих. «Приемные дни» в Лианозово появляются как естественное стремление молодых художников показать свое творчество более широкой публике, на волне хрущевской «оттепели», приоткрывшей «железный занавес». Уже в 1960 году появляется реакция власти — фельетон «Жрецы помойки № 8» в газете «Московский комсомолец». 

Художественный стиль Оскара Рабина сформировался уже в его юношеские годы. Свой нервный, экспрессивный, разваливающий и напряженно собирающий композицию пластический язык Оскар Рабин использует для того, чтобы реалистически описывать мир, который его окружал.

Работы Оскара Рабина отражали не только внешний окружающий мир, но и описывали пространство внутренних переживаний.

Как все художники, Оскар Рабин хотел иметь возможность показывать свои работы широкому зрителю. В 1957 году, пройдя цензуру выставкомов, ему удается показать одну работу на выставке, приуроченной к Международному фестивалю молодежи и студентов в Москве. Однако после этого двери Союза художников закрываются. Между тем, у Оскара Рабина появляются коллекционеры, и прежде всего — великий Георгий Костаки, благодаря которому, было любовно собрано и сохранено бесценное достояние русского авангарда.

Десятилетия существования в художественном подполье вынудили Оскара Рабина стать одним из соорганизаторов печально знаменитой «бульдозерной выставки» 1974 года. Разгром выставки получил огромный резонанс в мировых СМИ. В результате двумя неделями позже, 29 сентября 1974 года, художникам разрешили показать свои работы в Измайловском парке. Легализация неофициального искусства начнется только в конце 1980-х годов.

 В 1977 году против Оскара Рабина в Советском Союзе была развернута кампания травли, и он был привлечен к ответственности за «тунеядство». В 1978 году ему с семьей разрешили поехать во Францию по гостевой визе, однако вскоре дистанционно лишили его советского гражданства. Так он оказался в Париже в вынужденной эмиграции, где жил и творил последние 50 лет своей жизни. Только в 2006 году, по решению президента Российской Федерации, посол РФ во Франции официально вручил Оскару Рабину российский паспорт.

Трагическая и героическая жизнь Оскара Рабина, пережившего смерть сына и жены, прервалась в год его девяностолетия, когда он готовил во Флоренции выставку своих работ и работ своей второй жены — художницы Татьяны Лысак.

Новая выставка Оскара Рабина в МАММ — дань творчеству классика и продолжение программы МАММ, представляющей историю российского современного искусства новому поколению зрителей. Это наша попытка «восстановить связь времен».

В экспозицию вошли работы из собраний Государственной Третьяковской галереи, Tsukanov Family Foundation, Фонда U-ART Иветы и Тамаза Манашеровых, Александра Кроника, Эльчина и Диляры Сафаровых, Игоря Маркина, Михаила Алшибая, Эрика Багдасаряна, Елены Лисиной и Александра Сапрыкина и Ивана Филонова.

Музей выражает огромную благодарность Александру Кронику за помощь в организации выставки.
За настроение вечера в честь открытия выставки отвечали напитки от SimpleWine.

При поддержке: Mastercard, Volvo Car Russia, Tele 2, Норникель, .Art
Абонентам Tele2 при посещении музея предоставляется один бесплатный билет

 

Выставка в МАММ

Мультимедиа Арт Музей, Москва представляет выставку одного из самых ярких современных художников — Дамира Муратова, автора знаменитых «Che Burashka» и «Mickey Mao», создателя «United states of Siberia» и «Беднотауна» в Омске.

Дамир Муратов признается, что концепция выставки «Навсегда», объединяющей работы, созданные в 2017 году, никак не складывалась, не хватало одного «паза». Все встало на свои места после поездки в Стамбул и знакомства с книгой Орхана Памука «Город воспоминаний», пронизанной печалью по былому величию Османской империи.

«Светлая печаль» и стала тем самым, недостающим, эмоциональным и смыслообразующим центром проекта, позволяющим идентифицировать чувства поколения людей, родившихся в советское время. Это совокупность едва намеченных символов и кодов, увидев которые, поколение «советских детей» узнает себе подобных и испытывает ностальгию.

Дамир Муратов — один из самых остроумных современных художников. Тема «советского», которую он вводит в свое искусство, не окрашена идеологически. Это элементы «пейзажа», которые окружали его с детства, к которым он относится созерцательно, не оценивая критически. Это некая данность, в которой прошла часть жизни.

Проект Дамира Муратова — это размышление о времени, как о преходящей субстанции, которое он транслирует через обращение к советским образам, выбирая в качестве референса для своих произведений эфемерные предметы — этикетки, фантики и предметы ширпотреба.

Дамир Муратов ассимилирует эссенцию того времени, перенося ее в современность, адаптируя это сложно формулируемое чувство так, чтобы его могло прочувствовать поколение, не заставшее Советский Союз.

«Вообще у меня разговор даже не о ценностях. Ценности везде одинаковые: семья, дети, как у всех людей, как пел Летов, а скорее об этой неуловимости момента — это не тоска, не скорбь, а именно «светлая печаль». (Дамир Муратов). Художник пишет не для того, чтобы найти оправдания или ответы, он просто повествует, делится эмоциями, про себя называя свой образ мыслей «постсоветским романтизмом», сравнивая его с европейской формой буддизма.

«Мне хотелось бы рассказать через картинки свою историю. Я жил вместе со страной. Без пафоса», — рассказывает Дамир Муратов.

Музей выражает искреннюю благодарность Рене Зейналовой, Валентину Куриленко, Андрею Малахову, Виктории Федоровой и Евгению Ханину, предоставившим работы для выставки.

При поддержке: Volvo Car Russia
Абонентам Tele2 при посещении музея предоставляется один бесплатный билет

 

Выставка в МАММ

В рамках программы «Частные коллекции в МАММ» Мультимедиа Арт Музей, Москва представляет выставку «Коллекция Still Art. Избранное», в которую вошли работы самых влиятельных и знаменитых фотографов XX—XXI века.

За более чем 20 лет своего существования наш музей показывал персональные выставки Ричарда Аведона, Эрвина Блюменфельда, Ги Бурдена, Патрика Демаршелье, Уильяма Кляйна, Анни Лейбовиц, Стива Маккари, Нормана Паркинсона, Жана-Мари Перье, Херба Ритца, Альберта Уотсона, Хорста П. Хорста, Эллиотта Эрвитта и др., однако сегодня впервые в одном выставочном пространстве объединены произведения всех этих легендарных фотографов, а также работы Джованни Гастела, Дугласа Киркланда, Мишеля Комте, Майлза Олдриджа, Дениса Пила, Ноэ Сендаса, Стива Шапиро и других звезд.

 «Коллекционирование — это искусство» — девиз Still Art Foundation. Коллекция — автопортрет интересующегося, открытого для новых впечатлений и новых знаний, растущего и развивающегося человека. Создавая коллекцию, ее авторы создают целую художественную вселенную, все элементы которой, находятся в непрерывном диалоге, перекликаясь и дополняя друг друга.

Далеко не каждая комбинация знаменитых имен может претендовать на то, чтобы называться Коллекцией. Важны ее общественное признание и ее вклад в общий контекст мировой художественной культуры.

Идея создания коллекции Still Art возникла у Елены Карисаловой почти 15 лет назад. Собрание, которое представляет семья Карисаловых, кропотливая работа с ним, участие в выставочных проектах, организация собственных выставок в лучших музеях России, непрерывный поиск новых интересных имен в мировом арт-пространстве и желание пополнять и развивать коллекцию дает нам право утверждать, что коллекция фонда Still Art займет достойное место в искусстве фотографии ХХ века.

В основе коллекции — fashion-фотография ХХ—ХХI веков. Задача Фонда — не просто познакомить публику с культовыми фотографами, работавшими и работающими в этом направлении, главное — показать этот жанр в развитии — с начала прошлого века и до наших дней, во всей его полноте и многообразии. Именно поэтому на ряду с работами пионеров — Ричарда Аведона, Эрвина Блюменфельда, Ги Бурдена, Уильяма Кляйна — в коллекцию включены работы их последователей и учеников, ставших сегодня классиками мировой фотографии.

Выставка из собрания Still Art Foundation поразит воображение самой взыскательной публики и станет прекрасным рождественским подарком для всех любителей фотографии.

Абонентам Tele2 при посещении музея предоставляется один бесплатный билет

 

Выставка в МАММ

11 декабря Андрею Макаревичу исполнилось 65. Рисует он, сколько себя помнит. Графикой занимается почти полвека. Выставляется — почти 30 лет.

Первая выставка состоялась у Андрея Макаревича в 1989 году, и с тех пор на его счету уже около сотни художественных проектов. Макаревич показывал свои работы и в небольших собраниях, и в крупнейших музеях страны — в Третьяковской галерее в Москве и в Русском музее в Санкт-Петербурге. Его выставки проходили не только в России, но и в Западной Европе и США.

Среди интересов Макаревича как художника — и живопись, и гравюры, и книжные иллюстрации, и роспись по фарфору, и произведения в смешанной технике. Еще одна необычная сторона его творчества — серия дуэтных работ: два автора вместе трудятся над одним полотном. Такие совместные проекты были у него с Андреем Белле и Александром Галицким. Навык коллективного сотворчества лидер «Машины времени» явно принес из музыки — особенно из джаза, которым он занимается уже почти двадцать лет и который просто немыслим без мгновенного обмена идеями.

И вот теперь, в день рождения Макаревича, Мультимедиа Арт Музей, Москва открывает юбилейную выставку
«... И слышно: они поют». Это цитата из его стихотворения, вошедшего в выставку. Этот проект не является ретроспективным «творческим отчетом»: Макаревич — это не про ностальгию и не про былые заслуги, ему всегда было гораздо интереснее то, что происходит здесь и сейчас. И в МАММ вы увидите Макаревича сегодняшнего: почти 50 произведений — работы, выполненные на досках, и книжная графика.

Над выставкой работали: Анна Зайцева, Владимир Ростов, Дарья Кривцова, Павел Будберг, Сергей Бунин, Михаил Гуревич, Алексей Гуреев, Артур Дягилев, Виктор Зобнин, Кирилл Косенко, Алексей Кулаков, Петр Кулаков, Юрий Налбандян, Александр Павловский, Вадим Пеганов, Александр Ченцов.
 
Я очень люблю рыб. За то, что они совершенны. За то, что они молчат. К их красоте нечего добавить. Они в тысячу раз старше нас — и никакого высокомерия, заметьте! Я могу наблюдать за ними часами. А когда они берут меня в свою компанию — я просто счастлив!
А.М.

При поддержке: Mastercard
Абонентам Tele2 при посещении музея предоставляется один бесплатный билет

 

Выставка в МАММ

Мультимедиа Арт Музей, Москва представляет выставку выдающегося художника, одного из основателей «московского романтического концептуализма» — Виктора Пивоварова.

В экспозицию вошел новый живописный цикл художника «Москва, Москва!» (2017), а также его знаменитый альбом «Действующие лица» (1996) и малоизвестные альбомы «Если» (1995) и «Флоренция» (2005—2010), которые станут настоящим открытием для зрителя. Выставка включает в себя саунд-инсталляцию из сохранившихся аудиозаписей выступлений Мераба Мамардашвили, Александра Пятигорского, Юрия Лотмана, Сергея Аверинцева, Юрия Мамлеева — великих философов, ученых, писателей, чье творчество и тексты неразрывно связаны с творчеством самого художника.
Виктор Пивоваров, как и другие деятели московского концептуализма, удивительно соединяет в своем творчестве изобразительную и словесную ткань. Пронзительное сплетение фантастического и реалистического порождает новое метафизическое измерение в работах Пивоварова, которые всегда привязаны к конкретному времени, месту и предельно артикулированной психологической ситуации и в то же время всегда говорят о чем-то ином. Любая работа художника — сгусток экзистенциальной энергии и одновременно абсолютно свободная вовлеченность в полифонический дискурс мировой культуры и живое дружеское общение с теми, кто очень близок или случайно встречен.

В альбоме «Если» предметное изображение исчезает вообще. Остаются только гениально и просто эксплицированные внутренние диалоги. Кажется, что мы смотрим на научные таблицы, а в результате оказываемся втянуты в действо, точно срежиссированное художником, где воображение каждого из нас создает образы, слышит голоса, наполняет происходящее запахами и тактильными ощущениями… Пивоваров — художник легкого дыхания, который превращает самые серьезные вещи в веселый карнавал, доступный каждому, в зависимости от того регистра восприятия, который включает зритель.
Само название выставки «Московский альбом» объясняет основные принципы концептуалистского подхода. Форма альбома — подразумевает обязательную «атрибуцию» рисунков, а традиционная московская уютная камерность и какая-то особенная, пронизанная юмором родственная атмосфера угадываются во всех без исключения сериях, вошедших в экспозицию, будь то «Действующие лица» или «Флоренция».

МАММ благодарит за помощь и поддержку команду Музея современного искусства "Гараж" и лично директора Музея Антона Белова.

При поддержке: Mastercard, Volvo Car Russia
Абонентам Tele2 при посещении музея предоставляется один бесплатный билет

 

Выставка в МАММ

Мультимедиа Арт Музей, Москва представляет выставку одного из самых ярких представителей русского пикториализма — Василия Улитина (1888—1976).

Пикториализм (от англ. pictorial — живописный) как течение возник в европейской и американской фотографии конца XIX — начала ХХ вв. Представители этой школы ставили своей целью максимальное приближение фотографического отпечатка к живописному полотну.  В России пикториальная фотография появилась чуть позднее. Его представители — Юрий Еремин, Александр Гринберг, Николай Андреев, Николай Свищов-Паола, Василий Улитин, не вписавшиеся в новые общественно-политические условия, в своем творчестве оказывали, цитируя Ольгу Свиблову, «тихое сопротивление» наступившему миру, пытались сохранить художественную традицию, в рамках которой они достигли успеха и признания. В таких разных, таких непохожих художниках советская власть видела угрозу идеологическим основам государства, и во второй половине 1930-х русская пикториальная школа была разгромлена.

В выставку «Василий Улитин. Элегия» вошли 90 контрольных отпечатков в авторской печати. Это съемка, уложившаяся в одно десятилетие — с начала 1920-х по 1930-й год. «Крохотки» вряд ли предназначались для экспонирования, скорее, были рабочим материалом фотографа. Но даже эти черновые наброски Улитин печатал с таким же тщанием и виртуозным мастерством, что и свои большие работы, выставлявшиеся на международных салонах. Круг тем — традиционный для художника-пикториалиста: пейзажи, смена времен года, крестьянские работы, никаких примет «нового» времени. Все потрясения ХХ века — войны и революции — оказались за кадром. Улитин, как и его соратники-пикториалисты, отстаивал право на следование своей эстетике, своей картине мира.

Василий Улитин родился в Серпухове в семье книготорговца. В 1905 году окончил Московское коммерческое училище, в 1907 — химико-техническое училище в Костроме по специальности колорист. В 1909  —  Улитин поступил в московскую цинкографию И. Сытина, через два года перешел в знаменитое фотоателье Константина Фишера.

1920-е годы — самое плодотворное время для Улитина-фотографа: он много снимает, ездит с мастерами пикториальной школы (Ю. Ереминым, П. Клепиковым, А. Гринбергом) в экспедиции в Крым, на русский Север; его работы участвуют в международных выставках, где отмечены наградами. Он принимает участие в работе Московского отделения Русского фотографического общества, работает в редколлегии журнала «Фотограф», много пишет для этого издания.

В 1931 году его приглашают преподавателем в Московский полиграфический институт, он читает курсы «Цинкография» и «Основы фотокомпозиции».

В 1942 году Василий Улитин был обвинен в клевете на советскую власть, осужден на десять лет лагерей, которые были заменены впоследствии пятнадцатилетней ссылкой в Балахну Горьковской области. В Москву он вернулся в середине 1950-х.

При поддержке: Норникель
Абонентам Tele2 при посещении музея предоставляется один бесплатный билет

 

Выставка в МАММ

Мультимедиа Арт Музей, Москва представляет выставку «Евгений Антуфьев — Дмитрий Краснопевцев. Диалог. Когда искусство становится частью ландшафта. Часть III», задуманную художником Евгением Антуфьевым и куратором Светланой Марич.

Первая часть проекта открылась в июне 2018 года в Палермо, в археологическом музее Антонио Салинаса, в рамках параллельной программы Manifesta 2018. Евгений Антуфьев поставил амбициозную задачу — построить диалог с уникальными экспонатами старейшего музея Сицилии. Результат превзошел ожидания. Выставка имела оглушительный успех и стала важнейшим событием Manifesta 2018 в Палермо. Вторая часть проекта открылась в начале октября в Москве — в филиале Российской академии художеств Музее-мастерской С. Т. Коненкова. На этот раз Евгений Антуфьев строил диалог с классиком советского искусства. Глубокая рефлексия над творчеством Сергея Коненкова позволила молодому современному художнику создать актуальный контекст восприятия работ скульптора.

Диалог с Краснопевцевым задумывался Евгением Антуфьевым уже несколько лет назад. Классик советского неофициального искусства — Дмитрий Краснопевцев, чьи работы уже при жизни художника покупались уважаемыми советскими коллекционерами, среди которых был Святослав Рихтер, обожавший творчество Краснопевцева, и организовывавший у себя первые квартирные выставки художника, практически всю свою жизнь работал в жанре натюрморта. Точный перевод этого слова — мертвая натура. Краснопевцев оставил после себя дневники, полные философских рассуждений о роли архетипических форм в мировой культуре, о жизни и смерти, фундаментальных проблемах человеческого бытия и искусства. Эти дневники бережно и с любовью цитирует на выставке Евгений Антуфьев.
Вступая в диалог с творчеством Дмитрия Краснопевцева, чьи произведения сегодня заняли прочное место в музейных и частных собраниях, Евгений Антуфьев создает собственный художественный мир: скульптуру из бронзы, дерева, керамики, фотографии и фантастическую пространственную инсталляцию, в которую вживляются работы Краснопевцева.

МАММ благодарит за поддержку проекта Музей AZ, Artwin Gallery и Андрея Чеглакова.
МАММ также благодарит арт-институции и частных коллекционеров, предоставивших работы Дмитрия Краснопевцева для этого проекта: Государственную Третьяковскую галерею, Государственный музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина, Музей AZ, Музей АРТ4, Диляру Аллахвердову, Михаила Алшибая, Романа Бабичева, Инну Баженову, Антона Белова, Георгия Джапаридзе, Александра Кроника, Михаила Краснова.
МАММ выражает сердечную признательность Музею современного искусства «Гараж» за предоставление архивных фотографических материалов, связанных с жизнью и творчеством Дмитрия Краснопевцева, и Popov Foundation — за предоставление работ Евгения Антуфьева.

При поддержке: Tele2
Абонентам Tele2 при посещении музея предоставляется один бесплатный билет

 

Подробнее о всех выставках в МАММ

 

MAMMCinema

Кино в МАММ

11 января, пятница, 19:00
 

Сибирский егерь Егор — образцовый семьянин и уважаемый в своем поселке человек. Они с женой Натальей ждут второго ребенка. Неожиданно Егор узнает, что неизлечимо болен, и что жить ему осталось два месяца. В борьбе с болезнью не помогают ни традиционная медицина, ни шаманское колдовство, и в конце концов Егор решается на отчаянный шаг — пытается полностью изменить свою личность, чтобы обмануть приближающуюся смерть, как это сделал легендарный селезень Жамба, герой древнего сибирского эпоса.

Стоимость билета 200 рублей
Абонентам Tele2 предоставляется скидка 50% при покупке билета в кассе музея

Купить билет

 

Кино в МАММ

12 января, суббота, 17:30

Режиссёр Херманн Васке 20 лет исследует мир идей, их преемственность и взаимодействие. Что рождает идею и убивает её; как новаторство распространяется и влияет на сообщества; почему мы любим обмениваться новостями и постоянно хотим перепридумать мир? Кино всегда обладает дополнительной ценностью, когда режиссёр реализует проект своей жизни. По признанию Васке, к полифоническому проекту с лучшими умами человечества он шёл 30 лет и задавал всем один вопрос — почему мы хотим создавать? Большинство участников этого масштабного интервью — Бьорк, Боуи, Старка или Линча — можно представить одним именем: их знают все, и их хочется слушать снова и снова. Жанр «говорящая голова», стоит признать, не самый захватывающий в документальном кино, но WWAC — тот случай, когда каждый спикер — вселенная, а их слова — абсолютная ценность. Здесь нет единых мнений и готовых ответов, а самое интересное в фильме — следить за тем, как режиссёр застаёт своих собеседников врасплох. WWAC — пример того, как речь блуждает в описании непостижимого, а всё волшебное и лучшее в творческом процессе остаётся вне лингвистического аппарата и бытового осмысления.

Фильм на английском и немецком языках с русскими субтитрами.
Стоимость билета 200 рублей.
Абонентам Tele2 предоставляется скидка 50% при покупке билета в кассе музея

Купить билет

 

Все кинопоказы в МАММ

Скачать приложение
«Журнал Третьяковская галерея»

Загрузить приложение журнала «Третьяковская галерея» в App StoreЗагрузить приложение журнала «Третьяковская галерея» в Google play