26 марта в ГЦСИ состоялся круглый стол «Что такое ИННОВАЦИЯ?»
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЦЕНТР СОВРЕМЕННОГО ИСКУССТВА (ГЦСИ)
при поддержке Министерства культуры Российской Федерации
м. Баррикадная, ул. Зоологическая, д. 13, стр. 2
IX Всероссийский конкурс
в области современного визуального искусства
ИННОВАЦИЯ 2013
26 марта в Государственном центре современного искусства состоялся круглый стол «Что такое ИННОВАЦИЯ?»
Участники обсуждения:
- Ирина Горлова, куратор выставки номинантов конкурса ИННОВАЦИЯ, руководитель Отдела художественных программ Государственного центра современного искусства (ГЦСИ)
- Екатерина Кочеткова, исполнительный директор конкурса ИННОВАЦИЯ
- Михаил Миндлин, основатель конкурса ИННОВАЦИЯ, генеральный директор Государственного центра современного искусства (ГЦСИ)
- Алексей Новосёлов, член Экспертного совета конкурса ИННОВАЦИЯ 2013, руководитель Отдела выставок Московского музея современного искусства (ММОМА)
- Елена Белова, член Экспертного совета конкурса ИННОВАЦИЯ 2013, заместитель директора по творческим вопросам Приволжского филиала ГЦСИ (Нижний Новгород) - по скайпу
- Роман Коржов, член Экспертного совета конкурса ИННОВАЦИЯ 2013, художник и куратор (Самара) - по скайпу
Модератор: Ирина Горлова
Цель круглого стола - сделать конкурс более прозрачным и открытым для широкой общественности. Организаторы конкурса ответили на вопросы о принципах работы Экспертного совета и Жюри. Куратор выставки номинантов Ирина Горлова рассказала об организации выставки, которая в этом году впервые в истории конкурса располагается на двух площадках. Также участники дискуссии обсудили возможные изменения в процедуре проведения конкурса, которые ожидаются в будущем.
Михаил Миндлин открыл обсуждение, напомнив, что ИННОВАЦИЯ - это национальный профессиональный конкурс, который проводится при поддержке Министерства культуры РФ и частных партнёров. Номинанты и лауреаты конкурса определяются Экспертным советом и Жюри, в состав которых входят специалисты, представляющие как государственные, так и негосударственные российские и международные институции, а также независимые эксперты, не связанные ни с какими конкретными учреждениями.
Исполнительный директор конкурса ИННОВАЦИЯ Екатерина Кочеткова заметила, что победители определяются коллективным мнением Жюри конкурса, состоящим из признанных отечественных и международных специалистов в области современного искусства. Если член Жюри или Экспертного совета становится номинантом конкурса, он не участвует в обсуждении той номинации, в которой представлен.
Участники дискуссии обсудили принцип формирования экспозиции выставки номинантов, которая в этом году впервые за девять лет существования конкурса проводится одновременно на двух площадках - в ГЦСИ и в ЦУМ Art Foundation. Куратор выставки Ирина Горлова отметила, что это позволило более полно представить проекты 25 номинантов в отличие от предыдущих лет, когда выставка проходила в сравнительно небольшом Выставочном зале ГЦСИ. В ЦУМ Art Foundation размещены работы двух номинаций - «Произведение визуального искусства» и «Новая генерация», причем, в полном объеме. В Выставочном зале ГЦСИ проекты в номинациях «Кураторский проект», «Теория, критика, искусствознание» и «Региональный проект современного искусства» тоже представлены в развернутом виде, не ограничиваясь только видео и печатной документацией. Формат презентации проектов на выставке всегда согласовывается с номинантами.
На вопрос из зала, в чем заключается инновационность проектов, участвующих в конкурсе, Михаил Миндлин ответил, что название конкурса «ИННОВАЦИЯ» не стоит напрямую отождествлять с «инновационностью» в научно-техническом смысле этого слова. При выборе лауреатов Жюри учитывает не применение соискателями новейших технологий при создании своих работ, а, в первую очередь, новизну идеи и художественного замысла. ИННОВАЦИЯ с момента своего основания в 2005 году всегда отражала новейшие тенденции в современном отечественном искусстве.
Участники круглого стола обсудили целесообразность исключения в будущем номинации «Региональный проект современного искусства». По этому вопросу мнения разделились. Михаил Миндлин и Елена Белова высказали предположение, что разделение на «центр» и «регионы» становится все менее актуальным в связи с заметно возросшим за последние годы профессионализмом проектов, реализуемых в разных городах страны, которые зачастую опережают по масштабу и качеству «столичные» проекты. Ирина Горлова, Екатерина Кочеткова, Роман Коржов и Алексей Новоселов считают отказ от данной номинации преждевременным, так как выдвижение на конкурс региональных инициатив, влияющих на развитие современного искусства в России, способствует повышению их статуса в конкретных регионах. Также они отметили, что Экспертному совету при выборе номинантов необходимо руководствоваться главным критерием: создание проекта специально для данного города или региона с целью воздействия на местную художественную ситуацию.
В результате обсуждения номинации «Региональный проект современного искусства» участники пришли к выводу, что необходимо обратиться к представителям художественных институций, расположенных в регионах России - от Калининграда до Владивостока, с предложением высказать свое мнение о целесообразности сохранения данной номинации в структуре конкурса.
В заключение дискуссии было отмечено, что следующий - юбилейный для конкурса - год, с одной стороны подведет итоги первого десятилетия существования ИННОВАЦИИ, с другой - поставит новые вопросы о модернизации конкурса и пересмотре номинаций.