24 апреля состоится открытие выставки "Весна. Победа. Жизнь." в Академии акварели и изящных и изящных искусств Сергея Андрияки

70-летию Великой Победы посвящается

24 апреля в 16.00 в Академии акварели и изящных искусств Сергея Андрияки открывается выставка Студии военных художников имени М.Б.Грекова. Она называется «Весна. Победа. Жизнь.». Экспозиция насчитывает около 130 художественных работ (графика, живопись), объединенных только одной темой: Подвиг и Победа советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. На церемонии открытия выставки учащиеся Академии акварели покажут музыкальную композицию «Песни Победы».

Вход на открытие выставки «Весна. Победа. Жизнь.» свободный!

Выставка будет открыта до 24 мая.

Время работы: среда-воскресенье с 11.00 до 19.00 часов, 3-й этаж Административного корпуса

Адрес Академии: ул. Академика Варги, 15
тел. (495) 531-55-55

 

СТУДИЯ ВОЕННЫХ ХУДОЖНИКОВ ИМЕНИ М.Б. ГРЕКОВА ОТ ОСНОВАНИЯ ДО СОВРЕМЕННОСТИ

Появление в русском искусстве панорамной живописи в конце XIX начале XX веков связано с именем Франца Рубо (1856–1928). Широкую известность ему принесли панорамы «Оборона Севастополя» и «Бородинская битва». Франц Рубо считал, что «баталист должен развивать в себе способность быстро схватывать общее, характерное, передавать модель в движении, уметь рисовать и писать по впечатлению, по памяти…». Долгое время Ф. Рубо преподавал в Академии художеств в Санкт-Петербурге и воспитал целую плеяду талантливых русских баталистов, самым известным из которых стал Митрофан Борисович Греков. Будучи учеником Академии М.Б. Греков начал впервые знакомиться с баталией и панорамным искусством в мастерской Франца Алексеевича Рубо. Впоследствии Ф. Рубо уехал в Мюнхен работать над панорамой «Бородинская битва», а Митрофан Греков продолжил свой творческий путь, посвятив большую часть его Красной Армии.

Последние годы жизни М. Грекова прошли под знаком постоянного растущего интереса к диорамной и панорамной  живописи. Однако, не смотря на огромные усилия, которые он предпринимал, все его начинания по разным причинам не получали завершения. М. Греков продолжал работать в станковой живописи. В 1934 году он получил заказ на исполнение вместе с бригадой художников под его руководством комплексной панорамы «Перекоп», но 27 ноября во время подготовки этюдного материала в Крыму художник скоропостижно умер от сердечного приступа.

29 ноября 1934 года был издан приказ Народного комиссара обороны СССР К.Е. Ворошилова о создании в особой отдельной кавалерийской бригаде изомастерской самодеятельного красноармейского искусства имени М.Б. Грекова. Так мечта художника, высказанная им при жизни, внезапно воплотилась после его смерти.

М.Б. Греков говорил: «Военным художником может быть не всякий, хотя и самый одаренный живописец и рисовальщик. Надо очень хорошо изучить военное дело, знать его тайны, запахи, уметь точно представлять действия войсковых масс, их подразделений и отдельных солдат и офицеров. Надо непременно побывать в шкуре военного человека, понюхать пороху, испытать оружейный, артиллерийский и пулеметный обстрел. А самое главное, надо ближе узнать народ на войне, почувствовать его дух». Эти поразительно точные, выверенные жизнью слова Митрофана Грекова стали своеобразной программой творчества художников-грековцев всех поколений.

В первые годы становления коллектив комплектовался из самодеятельных художников. В изомастерскую зачисляли одаренных красноармейцев, которые продолжали проходить боевую и политическую подготовку, а занятия посещали в свободное от службы время.

Ближайшими их учителями и наставниками стали известные мастера советского искусства, вошедшие в состав первого художественного совета: Г.К. Савицкий, А.М. Герасимов, Е.А. Кацман, В.С. Сварог, Н.Г. Котов, М.И. Авилов и др., которые ежемесячно консультировали учащихся в работе. Наиболее одаренные ученики получили возможность поступать в художественные вузы.

В 1938 году приказом Главнокомандующего Московским военным округом С.М. Буденного изомастерская самодеятельного красноармейского искусства была переименована в Студию военных художников имени М.Б. Грекова. Так постепенно начинает складываться коллектив художников-профессионалов, которые работали над заданиями от военного руководства.


Бут Н.Я. Юнга, х.м., 110х105

К 1940 году в Студию приходят первые профессиональные художники Анатолий Горпенко, Сергей Годына, Петр Кривоногов, последний из которых написал впоследствии у стен Рейхстага картину «Победа». К тому времени в арсенале грековцев уже появились работы, созданные по результатам поездки на фронт советско-финской войны (зима 1940 года). Это была первая проверка на выносливость и умение работать в трудных походных условиях. Главная работа шла в направлении профессионального совершенствования самих студийцев. На ведущих выставочных площадках столицы представлялись одна за другой экспозиции работ художников. Но им предстояло стать не певцами ратного прошлого, а летописцами будущих жестоких военных испытаний.

В первые же дни Великой Отечественной войны часть художников Студии имени М.Б. Грекова ушла на фронт с маршевыми ротами. Другая часть была направлена в агитационные пункты, где за короткий срок ими были выполнены сотни панно, призывающих воинов к выполнению своего патриотического долга. Студии было поручено организовать выпуск плакатов под названием «Листок красноармейца» специально для рассылки в воинские части. За годы войны были напечатаны и сделались символом времени многие плакаты грековцев («Отстоим Москву!» Н.Н. Жукова и В.С. Климашина, «Дойдем до Берлина!» Л.Ф. Голованова).


Интезаров А.И. Снайперы, х.м., 112х137

Зимой 1941 года группа молодых военных художников Студии выехала на Западный фронт в армию, которой командовал генерал-лейтенант К.К. Рокоссовский. В начале зимы 1942 года значительным этапом работы Студии стала поездка группы военных художников в героический Сталинград. Художники работали непосредственно в частях, зарисовывали боевые эпизоды, заводские корпуса, где между разбитыми станками стояли наши орудия, где под остовом сгоревшего вагона размещался командный пункт дивизии.

Через определенные промежутки времени группы художников Студии съезжались в свою фронтовую штаб-квартиру, чтобы сдать выполненные зарисовки и запастись необходимым материалом для дальнейшей работы.


Караченцов П.Я. В засаде, бум. кар., 1945 г., 19х22,5

Художники Студии шли вместе с войсками. Впоследствии их можно было встретить на улицах Варшавы, Праги, Бухареста, Будапешта, Вены, зарисовывающими боевые действия и освобожденных людей. Когда наши войска начали штурм Берлина, там уже были военные художники. Ожесточенные бои, которые шли в предместьях и на улицах города, были ими зафиксированы в ряде рисунков и этюдов.

И как бы завершением деятельности военных художников Студии имени М.Б. Грекова на войне была поездка художника Жукова на Нюрнбергский процесс, во время которого он нарисовал более двухсот портретов – фашистских преступников, защиту, свидетелей, судей, представителей прессы.

Значимый вклад в борьбу с врагом внесла творческая деятельность Студии имени М.Б. Грекова. Непосредственное участие художников в военных событиях, знание, что происходило на фронте и в тылу — именно это позволило мастерам показать всю достоверность образов в созданных ими произведениях. Война для всех художников Студии стала школой профессионального мастерства.

Война сроднила художников с армией, сблизила их с советским солдатом в момент наивысшего подъема его духовных и физических сил. Зарисовки боевых эпизодов, фронтового пейзажа, каждый портрет, сделанный с натуры, любой набросок – вся эта изобразительная летопись Великой Отечественной стала для художников драгоценной основой для их будущих произведений.

После Великой Отечественной войны в творчестве студийцев наряду с сюжетно-тематической картиной начинает развиваться панорамно-диорамное искусство, о котором всю свою жизнь мечтал Митрофан Греков.

Первые диорамы были невелики по размерам, но в процессе их создания студийцы осваивали этот жанр как синтезирующий вид изобразительного искусства, сочетающий двухмерное изображение с иллюзией пространственной глубины и дали с предметным рядом – составной частью, которая играет лишь вспомогательную роль. Все основные фигуры и все действие остаются на холсте.

В 1982 году в Волгограде открылась панорама «Разгром немецко-фашистских войск под Сталинградом» («Сталинградская битва»), над которой работал авторский коллектив в составе Н.Я. Бута, В.К. Дмитриевского, П.И. Жигимонта, П.Т. Мальцева, М.И. Самсонова, Ф.П. Усыпенко. Работа велась над гигантским полотном размером 120 метров по  окружности и 16 метров высотой. Вся площадка по кругу между холстом и смотровой площадкой была наполнена предметным планом. Она стала единственной панорамой в России, созданной в советский период. Панорама стала центром всего ансамбля-музея «Сталинградская битва», объединившим вокруг себя все остальные разделы комплекса.

В канун 50-летия Победы открылся комплекс диорам в Центральном музее Великой Отечественной войны на Поклонной горе, состоящий из шести диорам, отражающих важнейшие военные операции Второй Мировой войны: «Контрнаступление советских войск под Москвой в декабре 1941 года» (автор Е.И. Данилевский), «Блокада Ленинграда» (автор Е.А. Корнеев), «Курская битва» (автор Н.С. Присекин), «Сталинградская битва. Соединение фронтов» (авторы М.И. Самсонов и А.М. Самсонов), «Форсирование Днепра» (автор В.К. Дмитриевский), «Штурм Берлина» (автор В.М. Сибирский).

Сегодня художники Студии имени М.Б. Грекова продолжают традиции диорамно-панорамного искусства и занимают передовые позиции в этой области. В 2010 году Заслуженный художник РФ П.В. Рыженко создал диораму «Крещение войска князя Владимира в Херсонесе». В 2011 году Павел Рыженко создал диптих, посвященный Великой Отечественной войне, две диорамы: «Начало войны. 1941 год» и «Битва под Москвой», показывающая события на Бородинском поле в октябре 1941 года. В 2013 году в столице Республики Беларусь открылось новое здание Белорусского государственного музея истории Великой Отечественной войны, где представлены две диорамы, созданные мастерами Студии: «Оборона Минска. 1941 год» (бои под городом Заславлем) и «Минский котел» («Операция Багратион»).

В 2014 году художником Студии Сергеем Трошиным была создана диорама «Новороссийская десантная операция. Сентябрь 1943 года» к 95-летию прославленного соединения Черноморского флота – Севастопольской ордена Нахимова 41-ой бригады ракетных катеров. Эта диорама была установлена и торжественно открыта в день юбилея в обновленном музее на территории бригады (г. Севастополь).

В 2014 году на территории Владимирского скита Свято-Тихоновой пустыни Калужской области была торжественно открыта диорама «Стояние на Угре» (автор П.В. Рыженко), посвященная знаковому событию в истории, которое положило конец монголо-татарскому игу.

Мы гордимся, что русские мастера продолжают сегодня традиции панорамно-диорамного искусства. Каждый новый проект несет в себе несколько функций: патриотическую, культурную и просветительскую. Но самое важное, что все эти произведения имеют духовную ценность как для самих авторов, так и для зрителей.

Вот уже 80 лет как в России существует Студия военных художников имени М.Б. Грекова — уникальный творческий коллектив, где трудятся представители редкой профессии — военные художники.

Разнообразный тематический круг работ грековцев (военно-патриотическая, религиозно-духовная и лирическая тема) воплощен в десятках тысяч произведений живописи, графики и скульптуры и представляет художественное богатство русского реалистического искусства. Были созданы мировые памятники культуры и искусства: монументы Е.В. Вучетича «Родина-мать зовет» на Мамаевом кургане (Волгоград) и «Воину-освободителю» в Трептов-парке (Берлин), картина П.А. Кривоногова «Победа» (1948), полотно «Кто с мечом к нам придет – от меча и погибнет» С.Н. Присекина, украшающее Георгиевский зал Большого Кремлевского Дворца. Помимо этого художники Студии неоднократно принимали участие в таких проектах, как реставрация, роспись храмов и иконостасов, создание фресок.

На сегодняшний день в Студии работает большой творческий коллектив — 30 мастеров современного реалистического искусства: художники, скульпторы и графики высочайшего профессионального уровня, входящие в сотню лучших художников России, в том числе:
– 10 Народных художников РФ;
– 5 Заслуженных художников РФ;
– 5 Действительных членов Российской академии
художеств;
– 2 Члена-корреспондента Российской академии
художеств;
– 3 профессора.

Велико значение художников, посвятивших свое творчество изображению истории Государства и Российской Армии. Показать в искусстве армию своего государства, показать источник духовных сил армии и народа, вести летопись в художественных образах – ответственная, но благородная и почетная задача художников батального жанра.

Продолжение дела жизни М.Б. Грекова в творческой эстафете современных баталистов явилось воплощением традиций русского реалистического искусства. «Грековцы» — так гордо называют себя все поколения художников, кого судьба связала с этим уникальным армейским коллективом.

academy-andriaka.ru

Скачать приложение
«Журнал Третьяковская галерея»

Загрузить приложение журнала «Третьяковская галерея» в App StoreЗагрузить приложение журнала «Третьяковская галерея» в Google play