15 АПРЕЛЯ | ОТКРЫТИЕ ВЫСТАВКИ "ПОТРИ НОС БРОНЗОВОЙ СОБАКИ" В ММОМА

ОТКРЫТИЕ ВЫСТАВКИ «ПОТРИ НОС БРОНЗОВОЙ СОБАКИ»

Аполлинария Брошь, “13”, 2019. Керамика, эмаль
Аполлинария Брошь, “13”, 2019. Керамика, эмаль

ОТКРЫТИЕ:15 апреля, 19:00
ДАТЫ ПРОВЕДЕНИЯ: 16.04 — 28.04.2019
МЕСТО: ММОМА, ПЕТРОВКА 25

КУРАТОРСКАЯ ГРУППА: ЕЛИЗАВЕТА ВОРОБЬЕВА, СВЕТЛАНА ДОРОГИНА, АННА НАУМОВА, СОФЬЯ СИМАКОВА
ИДЕЯ ПРОЕКТА: ЕЛИЗАВЕТА ВОРОБЬЕВА, СВЕТЛАНА ДОРОГИНА

Московский музей современного искусства, Школа современного искусства «Свободные мастерские» и онлайн галерея SAMPLE представляют совместную выставку «Потри нос бронзовой собаки». Проект объединит работы 22 молодых художников и будет посвящен вере в «бытовую магию», зачастую интуитивной зависимости от примет и ритуалов. Название обращено к одной из самых наглядных черт московской жизни — традиции студентов МГУ им. М. В. Ломоносова тереть перед сессией носы четырем бронзовым собакам на станции метро «Площадь революции».

В кураторскую группу вошли выпускницы школы «Свободные мастерские» Елизавета Воробьева и Светлана Дорогина, а также со-основатели галереи SAMPLE — Анна Наумова и Софья Симакова.

Выставка «Потри нос бронзовой собаки» — это первый совместный проект музея и галереи, основные задачи которого открыть дополнительную платформу для коммуникации и обмена опытом между молодыми кураторами, а также дать возможность художникам школы и галереи участвовать в новых проектах и, как следствие, присутствовать на рынке. Во время работы экспозиции пройдет ряд образовательных событий, а 24 апреля — аукцион в поддержку молодого искусства с участием произведений художников Школы современного искусства и галереи SAMPLE.

Магическое мышление присуще всем людям. Нам свойственно искать связи и закономерности даже там, где их нет, и верить в возможность повлиять на реальность, заколдовав ее. Представление о том, что нужно «переплюнуть через плечо», «посмотреть в зеркало» при вынужденном возвращении, дискомфорт от перебегающей дорогу черной кошки, как и остальной внушительный список суеверных установок, укоренено в нашем сознании так же прочно, как, например, элементарные формы вежливости.

В психологии тенденцию находить смысл в бессмысленных вещах, придавать случайным событиям провиденциальное значение называют апофонией. Благодаря этому свойству своей психики человек видит связь между шаманским ритуалом и дождем и игнорирует все случаи неудачного ритуала, не вызвавшего дождя. Связи эти закрепляются в культуре и существуют на протяжении веков.

В пространстве интернета можно найти миллионы сайтов, посвященных приметам, предсказаниям и ритуалам: ироничные, научные, квазинаучные, для женщин, мужчин, для совершенно разных целей и задач. Но главное, что их объединяет — это совершенно причудливое переплетение архаических представлений с жизнью в современном мире, науки и магии, юмора и предельной серьезности. Сами по себе понятия «приметы» или «ритуала» теряют свое первоначальное определение, и обрастают дополнительными смыслами из абсолютно разных областей.

Это обрастание и переплетение становится в данной выставке ключевым. Вопрос, который кураторы ставили перед художниками и перед собой, как кураторами — каким образом приметы, суеверия и ритуалы могут стать импульсом к созданию произведения современного искусства? Отвечая на этот вопрос, участники выставки пробовали совместить архаические представления и современные технологии, деконструировать лингвистические составляющие примет или, наоборот, наделить их отсылкам и к мифологии и легендам, придумать новые суеверия и ритуалы как части авторской мифологии.

Кураторы и авторы приглашают всех желающих принять участие в специальном челендже в Instagram: рассказать в своих социальных сетях о примете, в которую вы особенно верите, или о впечатлявшем вас ритуале и передать «эстафетную палочку» трем своим друзьям! Укажите в посте аккаунты организаторов ихештеги выставки — #потриносбронзовойсобаки и #mmomaxsample. По завершении проекта мы отберем 5 самых необычных историй и наградим победителей сувенирами.

Дарья Неретина, “Выеденное яйцо 2.0”, 2017. Фарфор, редимейд, составная инсталляция
Дарья Неретина, “Выеденное яйцо 2.0”, 2017. Фарфор, редимейд, составная инсталляция

 

Участники выставки:
Людмила Баронина, Катя Бондарь, Аполлинария Брошь, Дина Гимадиева, Евгения Горская, Алексей Дубинский, Анастасия Жегал, Екатерина Жингель, Юлия Иосильзон, Андрей Касай, Антон Кушаев, Роман Мокров, Валерия Мордашова, Дарья Неретина, Даня Орловский, Вера Петрова, Шари Санто, Юрий Селиванов, Анастасия Сухарева-Морозова, Лена Цибизова, Тимур Шаймухаметов.

О Школе современного искусства «Свободные мастерские»:
Школа современного искусства «Свободные мастерские» — образовательная платформа Московского музея современного искусства для молодых художников и кураторов.

Школа была основана в 1992 году группой художников и искусствоведов, среди которых Александр Пономарёв, Владимир Куприянов, Владимир Наседкин, профессоры МГУ Вера Дажина и Валерий Турчин. В Школе студенты имеют возможность учиться у звездного состава преподавателей, успешных деятелей культуры, известных философов и теоретиков современного искусства. В ходе обучения молодые художники и кураторы погружаются в художественный мир, участвуя в мастер-классах, групповых выставках, фестивалях. Будучи частью Музея, «Свободные мастерские» предлагают учащимся уникальную возможность изучать теоретические и практические аспекты современного искусства, находясь в его эпицентре. На всех этапах становления художника Музей и Школа оказывают ему значительную поддержку: участие в групповых выставочных проектах (ежегодные выставки молодого искусства «Мастерская», групповые проекты молодых кураторов), возможность организации первой персональной выставки (программа поддержки молодого искусства ММОМА), приобретение работ в коллекцию ММОМА.

О галерее SAMPLE:
SAMPLE - мультидисциплинарный проект, основной задачей которого является знакомство широкой аудитории с работами и практикой молодых перспективных художников со всего мира. SAMPLE стремится развеять стереотип о недоступности современного искусства, наладить диалог между молодыми художниками и коллекционерами, а также сделать опыт покупки произведений современного искусства простым и приятным. Онлайн галерея представляет более 400 работ 38 художников.

За время своего существования проект www. sample-art.com провел 6 аукционов, 3 выставки, участвовал в «Ночи музеев 2018», продал более 600 работ. Трехлетний опыт работы SAMPLE, проведенные аукционы и выставки и образовательные инициативы позволяют заново изобрести взаимодействие художника и аудитории. SAMPLE основан в 2016 году Анной Наумовой и Софьей Симаковой. В 2018 году Александра Лекомцева стала со-учредителем проекта. SAMPLE активно взаимодействует с коммерческими компаниями, которые активно работают с современной культурой и искусством. Команда SAMPLE консультирует и курирует проекты с привлечением молодых художников, формирует концепцию продвижения проектов, оформляет площадки и организует культурные мероприятия.

Скачать приложение
«Журнал Третьяковская галерея»

Загрузить приложение журнала «Третьяковская галерея» в App StoreЗагрузить приложение журнала «Третьяковская галерея» в Google play