«Россия!» Подлинный блокбастер
ВЫСТАВКА «РОССИЯ!» ОТКРЫЛАСЬ В СЕРЕДИНЕ СЕНТЯБРЯ 2005 ГОДА В МУЗЕЕ СОЛОМОНА Р. ГУГГЕНХАЙМА В НЬЮ-ЙОРКЕ, НО ОНА УЖЕ ЗАРАНЕЕ ШИРОКО И ДОБРОЖЕЛАТЕЛЬНО РЕКЛАМИРОВАЛАСЬ В АМЕРИКАНСКОЙ ПРЕССЕ. В СЕНТЯБРЬСКОМ НОМЕРЕ МОДНОГО ЖУРНАЛА "ELLE" ЭТА «КОЛОССАЛЬНАЯ ВЫСТАВКА» ПОЛУЧИЛА № 24 В СПИСКЕ 25 САМЫХ ЛУЧШИХ ВЫСТАВОК1. ЖУРНАЛ "VOGUE" ЗАЯВИЛ, ЧТО ВЫСТАВКА НАГЛЯДНО ПРОДЕМОНСТРИРУЕТ, ЧТО МЕЖДУ ИКО НАМИ И АБСТРАКЦИЕЙ РОССИЙСКОЕ ИСКУССТВО НЕ БЫЛО «СИБИРСКИМ ПУСТЫРЕМ»2. ПО ПРАВДЕ ГОВОРЯ, ТАКОГО РОДА ПУБЛИКАЦИИ БЫЛИ СВЯЗАНЫ С ТЕНДЕНЦИЕЙ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ «РУССКИХ МОТИВОВ» В МИРОВОЙ МОДЕ, НО, ТЕМ НЕ МЕНЕЕ, ОНИ ДОНЕСЛИ ИНФОРМАЦИЮ О ВЫСТАВКЕ ДО МНОГОЧИСЛЕННОЙ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ АУДИТОРИИ.
Непосредственно перед открытием выставки «РОССИЯ!» в чрезвычайно влиятельной «Нью-Йорк Таймс» в воскресном выпуске появилась публикация Катрин Шаттук о том, как она была организована3. И хотя автор описывает трудности, с которыми столкнулись кураторы выставки как с американской, так и с русской стороны в попытке достичь консенсуса, буквально прибегая к терминологии времен Холодной войны - «мы или они», тем не менее она сумела должным образом представить и объем, и значимость этой выставки - наиболее полную хронологически выстроенную экспозицию русского искусства, когда-либо представленного на Западе. Цветные иллюстрации «Бурлаки на Волге» Ильи Репина и «Космонавт» Олега Кулика лишь подогрели интерес публики, в основном совершенно незнакомой с этими работами, и создали атмосферу нетерпеливого ожидания в музейном сообществе.
Через несколько дней после этой публикации президент Путин посетил выставку в Музее Гуггенхайма - событие, широко освещавшееся на телевидении и в прессе: практически каждая статья начиналась с «РОССИИ!». Обзор Дэвида Минторна в «Ассошиэйтед Пресс» - вскоре подхваченный бесчисленными региональными газетами4 - привлек внимание к тому факту, что русское искусство «было недоступно для западных зрителей» и что только тесный контакт Гуггенхайма с российскими учреждениями культуры сделал возможным организовать показ столь разнообразных работ прекрасного художественного уровня. Роберта Смит, арт-критик «Нью-Йорк Таймс», признавала, что экспозиция была не без недостатков, однако не фиксировала на них свое внимание. Она отметила ее «вынужденную широту и глубину охвата»5. Смит отметила, что экспозиция раскрывает и историю живописи, и историю России - такое сочетание глобальных тем создает настоящую «головоломку для тех, кто попытается проследить ход развития искусства и ход истории столь далекой от нас страны»6. Обзоры в «Таймс» привлекают внимание читательской аудитории Америки, являются своеобразными индикаторами того, что следует посмотреть. Таким образом, неподдельный энтузиазм Смит в отношении выставки «РОССИЯ!», безусловно, сыграл свою роль в том, что в первый же уик-энд на выставке были толпы людей.
Вскоре и журнал «Экономист» посоветовал своим читателям не пропустить эту выставку, ибо «все 250 представленных на ней произведений искусства удивляют, шокируют или вызывают восхищение»7. Еженедельный журнал «Ньюзуик» 26 сентября также превозносил выставку «РОССИЯ!», а «Уолл Стрит Джорнэл» назвал ее яркой экспозицией, «которая предлагает не только многое увидеть, но и о многом задуматься»8. «Кристиан Сайенс Монитор» отмечает, что «Россия, понятая через искусство, подобна матрешкам, навязываемым туристам, кажется монолитной, но на самом деле многослойна в своем движении от прошлого к настоящему»9. К концу октября различные источники информации с удовлетворением отмечали, что выставку «РОССИЯ!» посещают 26 тысяч человек в неделю.
Конечно, не вся американская пресса встречала «РОССИЮ!» с распростертыми объятиями. Например, в помещенной в «Нью-Йорк мэгэзин» статье Марк Стивенс назвал экспозицию «всевмещающей», поскольку ему не удалось обнаружить в ней «интересной с интеллектуальной точки зрения концепции»10. По его мнению, это объясняется слишком большим количеством кураторов выставки: отсутствие концепции отражает своеобразный стиль «группового мышления» кураторов, а в итоге выставку сопровождает «душный запах официоза». Не прошел он и мимо списка спонсоров выставки, и того факта, что она организована под патронатом президента В.В. Путина, заметив, что «РОССИЯ!» представляет собой результат слияния денег и власти, и в этом ее «элемент отвратительности» (а потому это зрелище для любителей «мыльных опер»)11. Историк искусства из числа российских эмигрантов Маргарита Тупицына привела схожие замечания во влиятельном художественном журнале «Артфорум»12. Она обвинила музей Гуггенхайм в уступке ревизионистской версии развития истории искусства - версии, которую олицетворяет современная российская политическая и финансовая власть. К примеру, недостаточно широкая представленность на выставке произведений исторического авангарда объясняется ею «давлением со стороны российских коллекционеров»13. По выступлениям Стивенса и Тупицыной нетрудно заметить, что «РОССИЮ!» восприняли в США как с позиций истории искусства, так и с позиций социополитики.
Признавая, что вышеуказанные сообщения в прессе очевидным образом усилили заметность выставки для публики, я все же берусь утверждать, что невероятно высокая посещаемость ее - а она превзошла едва ли не все рекорды, имевшие место в музеях Гуггенхайм ранее, - есть результат еще и «сарафанного радио», а вместе с тем того положительного впечатления, которое складывалось у посетителей и заставляло их приходить на выставку второй раз, а может, и чаще. Американские зрители, похоже, упивались возможностью познакомиться с таким большим количеством не знакомых им ранее и вместе с тем производящих на них превосходное впечатлени произведений искусства. Они не без удивления узнали, что не всегда российские художники находились в стороне от ведущих мировых художественных стилей и тенденций, а потому большинство выставленных работ - совершенно не известных им ранее - оказались доступными для их восприятия. И нельзя не отметить потрясающую реакцию на выставку живущих в Соединенных Штатах россиян. Достаточно было просто пройтись по выставочным помещениям, чтобы обратить внимание на то, как часто посетители разговаривали между собой по-русски. Меня в высшей степени тронуло огромное количество бывших россиян, которые приезжали в Гуггенхайм целыми семьями - дедушки и бабушки, родители и дети. Нельзя было не заметить и не порадоваться той гордости и той ностальгии, с которыми эти семьи осматривали выставку «РОССИЯ!».
Большое количество зрителей, слушающих пояснения аудиогида и читающих помещенные на стенах сопроводительные тексты, а также высокий уровень продаж каталога выставки - все это показывает, что «РОССИЯ!» выполнила задачу помочь международной аудитории Музея Соломона Р. Гуггенхайма по достоинству оценить и понять историю искусства в России. Большую и отзывчивую аудиторию собирали и разнообразные параллельные мероприятия, такие, как круглый стол с участием российских и американских художников, лекции Джеймса Биллингтона и Альберта Костеневича или чтение стихов Евгением Евтушенко.
К тому времени, когда выставка «РОССИЯ!» закроется, а это случится в середине января, ее посетят более трехсот пятидесяти тысяч зрителей. Эта внушительная цифра, и позволяет сравнивать данную экспозицию с блокбастером. Всех, кто был связан с этим историческим проектом, удивила и потрясла реакция как критиков, так и публики, что и придает нам заряд энергии, столь необходимый для подготовки в 2006 году выставки «РОССИЯ!» в музее Гуггенхайм в Бильбао.
1 Ben Dickinson, "'RUSSIA!' The Empire Strikes Back" in "The Elle 25," Elle, vol XXI, issue 1 (September 2005): 350.
2 Ted Loos, "From Russia with Love," Vogue vol. 194, no. 9 (September 2005): 560.
3 Kathryn Shattuck, "How to Fit a Whole Country into the Guggenheim, " The New York Times, 11 September 2005: 94, 96.
4 David Minthorn, "Russian Grandeur on View at Guggenheim" Associated Press, 15 September 2005.
5 Roberta Smith, "History Splashed on the Canvas," The New York Times, 16 September 2005: E35.
6 Ibid.
7 "Art from Russia: The big haul," The Economist, vol. 376, no. 8444 (September 17, 2005): 85.
8 Francine Prose, "Big Subject, Lucid Show" The Wall Street Journal, 5 October 2005: D14.
9 Carol Strickland, "Iron Curtain lifts on Russian art," Christian Science Monitor, 7 October 2005.
10 Marc Stevens, "Constructivist Criticism," New York Magazine, 3 October 2005.
11 Ibid.
12 Margarita Tupitsyn, " 'RUSSIA!' Solomon R. Guggenheim Museum" Artforum (November 2005): 247, 289.
13 Ibid: 247