Ожившее время
И.Е. РЕПИН. Автопортрет. 1878
Бумага, тушь, кисть, перо, белила, графитный карандаш. 18 × 13,3. ГТГ
Мы, люди быстротекущего XXI столетия, с напряженным ритмом жизни, обилием мелькающих событий, едва успевающие осмыслить происходящие на наших глазах тектонические сдвиги, меняющие судьбы целых государств и отдельных людей, не часто в этом «беге жизни» делаем остановки, чтобы записать в личном дневнике свои мысли о происходящем или поделиться в письме с близким другом впечатлением о прочитанной книге, взволновавшей на выставке картине. XIX, теперь уже позапрошлый век оставил нам бесценные эпистолярные сокровища, дневники частных людей, писателей, художественных деятелей, не менее интересные и важные — государственных чиновников или царствующих особ.
В этом изобилии драгоценных свидетельств эпохи ни в малой степени не теряется изданная к настоящему времени переписка великого мастера русской живописи Ильи Ефимовича Репина с современниками. Она является едва ли не самой обширной среди аналогичных изданий писем русских художников. На сегодняшний день издание его писем составляет 14 томов. Начиная с 1937 г. письма Репина публиковались с перерывами, часто длительными, вплоть до 2012 г. Его корреспондентами были критик В. В. Стасов, художник И.Н. Крамской, создатель музея русского национального искусства П. М. Третьяков, Л.Н. Толстой и члены его семьи, писатель К. И. Чуковский, геолог, золотопромышленник и меценат В.И. Базилевский. С перечисленными адресатами Репина опубликована двусторонняя переписка. Но время далеко не всегда сохраняет ответные письма, и если они доходят до нас, это становится великой удачей. Среди тех, кому адресованы письма Репина, писатели, художники и художественные деятели: В.Д. Поленов, В.И. Суриков, П.П. Чистяков, И.С. Остроухов, Н.С. Лесков, А.А. Потехин, А.С. Суворин, А. П. Чехов, А.И. Сумбатов-Южин и многие другие. Архивы и сегодня хранят немало нетронутого эпистолярного наследия художника.
В это богатое репинское наследие по праву входят письма художника Александру Владимировичу Жиркевичу (1857-1927). Личность Жиркевича в высшей степени интересная, духовно богатая и благородная. Его предки принадлежали к обедневшему старопольскому роду, но уже прадед перешел на службу в Россию, а дед был героем войны 1812 г. Отец служил офицером-артиллеристом, и карьера Александра Владимировича также связана с военной службой. Окончив Военно-юридическую Академию в Петербурге, Жиркевич более двадцати лет прослужил в Виленском военно-судебном ведомстве, завершив службу в чине генерал-майора[1]. Он откликался на всякое доброе дело помощи, и прежде всего солдатам, становился инициатором многих благотворительных начинаний. «Смело можно сказать, — писала виленская газета «Западный вестник», — что не было в Вильне полезного предприятия, на которое он не отозвался бы своею русскою сочувствующей душой. Устраивалась ли школа какая-нибудь, затевалось ли благотворительное дело — в числе первых деятелей непременно встречается имя А.В. Жиркевича. <...> Нужна ли серьезная помощь какому-нибудь действительно нуждающемуся человеку — смело обращайтесь к А.В. Жиркевичу, уж он как-нибудь да устроит дело»[2].
Занимаясь военной юридической практикой — защитой солдат от неправосудия, жестокого обращения с ними на службе и в тюрьмах, Жиркевич отдавал этому делу не только время, но и душевные силы, демонстрируя присущее ему милосердие. Знавшие его по этой деятельности считали Александра Владимировича последователем доктора Ф.П. Гааза. Но одновременно со служебной линией проходила и другая — литературная. Жиркевич испытывал глубокий интерес и любовь к искусству и литературе. Он серьезно готовил себя к писательской деятельности. Под псевдонимом А. Нивин помещал свои сочинения в журнале «Вестник Европы», издавал сборники своих стихов и рассказов, печатался в провинциальных журналах и газетах. Жиркевич был страстным коллекционером живописных и графических произведений русской и европейской школ; собирал исторические раритеты, предметы, связанные с военным делом и историей, рукописи, старые книжные издания. Самую значительную часть своего художественного собрания он передал в 1922 г. Симбирскому губернскому музею (УОХМ)[3]. Вся рукописная часть его наследия была передана им в 1925 г. в Государственный музей Л.Н. Толстого. Сюда входит обширная переписка Жиркевича с широчайшим кругом его современников, среди которых Л.Н. Толстой и С.А. Толстая, A.А. Фет, А.Ф. Кони, Н.С. Лесков, А.Н. Апухтин, B.В. Верещагин, М.В. Нестеров, И.К. Айвазовский, баронесса Е.К. Остен-Сакен и многие, многие другие. Среди этой переписки Жиркевичем было бережно сохранено 119 писем к нему И.Е. Репина.
Письма, адресованные Жиркевичу, или сохранившиеся ответы его адресатов неотъемлемы от самой драгоценной части рукописного архива Жиркевича в Государственном музее Л.Н. Толстого — дневников. Они велись Жиркевичем с 1880 по 1925 г., то есть на протяжении 45 лет. Дневниковые записи отличает тщательная внимательность к каждому событию, встрече, подробное изложение на страницах тетрадей разговоров, обсуждений прочитанного или увиденного. Обладая незаурядной памятью, Жиркевич ежедневно, часто поздним вечером или ночью записывал в дневнике подробно и очень точно не только канву событий, но и происходившие диалоги. С особым вниманием он относился к записям встреч с Л.Н. Толстым и И.Е. Репиным, которого «боготворил», как и Толстого. Записи в дневнике, соединяясь с письмами Репина, воссоздают удивительную «объемность» культурной и интеллектуальной жизни, в которую были погружены и Репин, и Жиркевич. Художник, в отличие от своего корреспондента, не вел дневников, и записи Жиркевича часто восполняют «белые пятна» вседневной жизни или важных событий в биографии великого мастера. Не случайно именно поэтому в комментариях к издающимся письмам Репина широко используются дневниковые записи его адресата.
Репин и Жиркевич впервые встретились на литературном вечере в доме поэта К.М. Фофанова 2 ноября 1887 г. Об этом знакомстве Жиркевич сделал и первую запись в дневнике. «Что за таинственная и оригинальная личность Репин? — закончил Жиркевич свои наблюдения над художником. — Маленького роста, с всклокоченными длинными, уже с проседью волосами, лет пятидесяти, с вечно смеющимся лицом и с маленькими пронзительными глазками, он произвел на меня странное впечатление. Он сидел часа два и всех исподтишка изучал, едва уловимыми взглядами <...> по лицу его было видно, что он ко всему относится критически, обо всем у него свое мнение»[4]. Спустя месяц Жиркевич вновь записал в дневнике свои наблюдения: «Мне ужасно нравится Репин, его взгляды на жизнь, на искусство, его отношение к людям; что-то порядочное, светлое привлекает вас к этому человеку»[5].
В 1880-е годы Репин занял ведущее место среди отечественных художников. К этому времени им были созданы самые значимые произведения: «Царевна Софья» (1879), «Крестный ход в Курской губернии» (1881-1883), «Не ждали» (1884-1888), «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года» (1885, все ГТГ). Его картин с интересом, а часто и с нетерпением ждали на очередных выставках передвижников. Им были написаны портреты А.Ф. Писемского (1880), М.П. Мусоргского (1881), Н.И. Пирогова (1881), А.Г. Рубинштейна (1881), А.И. Дельвига (1882, все — ГТГ), В.В. Стасова (1883, ГРМ), В.М. Гаршина (1884, Метрополитен музей), Л.Н. Толстого (1887, ГТГ). И это лишь часть того, что входило в художественную жизнь России и становилось ее внутренним нервом.
Отношения Жиркевича и Репина активно развивались. Первое известное письмо художника к его молодому другу было написано 22 февраля 1888 г. И уже по репинской интонации очевидно, что произошло сближение разных по темпераменту и возрасту людей. Жиркевич был на 13 лет моложе Репина, но это нисколько не мешало их заинтересованному обмену мнениями о прочитанном, виденном на выставках, об оценках событий и самых разных личностей — писателей, критиков, художников. При этом Репин никогда не брал тона ментора, покровительства старшего над младшим. Художнику были интересны опыты Жиркевича в поэтическом творчестве, и он поддерживал молодого поэта, опубликовавшего в 1890 г. свой первый сборник. Репин был одним из немногих, кто чувствовал достоинства лирического слога в поэме «Картинки детства». С интересом художник читал рассказы Жиркевича. Не однажды в письмах Репин одобрительно возвращался к литературным увлечениям Жиркевича. Их сближал и более широкий интерес к литературе. В письмах возникают имена А. П. Чехова, лишь недавно, в 1886 г., начавшего печататься под своей фамилией, то есть оставившего жанр маленького рассказа и вошедшего в большую литературу. Репина привлекало совершенно новое имя — Максима Горького: «Вот прелесть — прочтите. Какой поэт! прекрасный писатель, но, говорят, какой-то одесский «босяк», — а настоящий талант»[6]. Известно и по другим изданным письмам Репина, как «жадно» он следил за литературными новостями и как открыто и щедро делился со своими корреспондентами суждениями о прочитанном, желая, чтобы и им были интересны новые имена. Художник регулярно посещал литературные вечера и чтения, на которых читались дневники Марии Башкирцевой; Д.С. Мережковский и З.Н. Гиппиус знакомили слушателей со своими новыми сочинениями. На многих страницах писем Репин отзывался о сочинениях В.С. Соловьева. Ни в коей мере не претендуя на философский склад ума, Репин с внимательной серьезностью писал о том, какое глубокое впечатление на него производили статьи Вл. Соловьева. О сочинении философа «Идолы и идеалы» он писал Жиркевичу. «Прочтите, если не читали. Вот ум! Вот правда!»[7] Внимание Репина привлекло и одно из последних сочинений Вл. Соловьева, «Воскресные письма». «Как интересны «Воскресные письма» Вл. Соловьева», — сообщал он Жиркевичу 2 июня 1897 г. На одном из вечеров в салоне баронессы В.И. Икскуль в 1890-е годы Репин сделал блестящий натурный рисунок «На литературном чтении. В. С. Соловьев читает в салоне В.И. Икскуль». Художник вспоминал об этом вечере: «Но как странно, сейчас я не могу ни одним словом вспомнить, о чем читал тогда в великолепном салоне баронессы Владимир Сергеевич. Альбом и карандаш поглотили, вероятно, меня настолько, что я ничего не слышал»[8]. Он делился с Жиркевичем своим мнением о модном увлечении тех лет — чтении сочинений немецкого философа Ф. Ницше и в своем суждении о нем опирался на статью Вл. Соловьева «Идея сверхчеловека».
Особое место в письмах Репина к Жиркевичу занимает личность Л.Н. Толстого; можно с уверенностью предположить, что такое же место Толстой занимал и в не известных нам ныне письмах Жиркевича, адресованных Репину. По обширной переписке Репина, его воспоминаниям хорошо известно, как художник боготворил писателя-философа. С Жиркевичем у них было полное понимание в отношении к Толстому, его творчеству, «толстовскому» учению и проповеди. Недостающие письма Жиркевича восполняются подробными многостраничными записями в тетрадях дневника и его перепиской с Толстым и графиней Софьей Андреевной. О трех своих встречах с Толстым (1890, 1892, 1903) Жиркевич делился с Репиным и находил в нем понимающего собеседника, более того — единомышленника. Репин, знавший Толстого с 1880 г., много беседовавший с ним, написавший в 1887 г. в Ясной Поляне свой первый портрет писателя и так же высоко почитавший этого «человека-глыбу», отвечал Жиркевичу на его смятенные письма, что и он не согласен с Толстым во многом. Важнейший разлад между художником и писателем касался искусства, которое было свято для Репина. «Искусство я люблю больше добродетели, больше, чем людей, чем близких, больше, чем всякое счастье и радости жизни нашей», — признавался художник Стасову в 1899 г.[9]. Письма к Жиркевичу возбуждают желание шире и глубже войти в «толстовскую тему», которая раскрывается и подкрепляется перепиской с другими корреспондентами, воспоминаниями, как у Репина, и записями-размышлениями в дневнике, как у Жиркевича. Художник писал, что влияние могучей личности Толстого таково, что в разговорах с ним не находишь возражений, все кажется абсолютной истиной. И лишь оставшись наедине с собою, начинаешь выстраивать логику возражений. Жиркевич писал Толстому после встречи с ним: «Не любопытство, а любовь к истине <...> привела меня в Ясную Поляну <...>. Вы настолько подавили меня своими взглядами, что я дошел одно время до от- чаяния»[10]. Поверх несогласий с Толстым, внутренних споров с ним возвышалось великое почитание его «могучей, как дуб» личности и того влияния на нравственную жизнь миллионов современников, которое признавалось всеми. Это отношение к писателю звучит в письмах Репина к Жиркевичу, а из их контекста мы прочитываем и мысли о Толстом Александра Владимировича. Каждый из них стремился к новым встречам и общению с писателем. Публикуемые письма Репина раскрывают свою, тонкую грань, этой неисчерпаемой темы.
Важнейшая и интереснейшая составляющая часть репинских писем к Жиркевичу — творчество художника. Мы вновь прикасаемся к бурлящей, кипучей энергии Репина, находившей реализацию в его картинах, портретах, сотнях эскизов и рисунков. Многие из них возникали на глазах Жиркевича. Он был свидетелем начала работы над картиной «Николай Мирликийский избавляет от казни трех невинно осужденных» (1888, ГРМ), Репин писал ему о своих муках при работе над огромным холстом «Иди за мною, Сатано!» (1901, не сохранилась). С отчаянием Репин признавался в очередном письме: «все бьюсь над ней», а ее «хронически заколодило — не выходит и баста»[11]. Многие стадии работы Репина над «Запорожцами» происходили на глазах Жиркевича. Более того, он позировал художнику для одной из центральных фигур картины[12]. Он также был свидетелем и «поверенным» начала работы и самого творчества над грандиозным полотном «Торжественное заседание Государственного совета...» (1900-1903, ГРМ). Жиркевич «подарил» Репину сюжет картины «Дуэль» (1896, частное собрание), почерпнутый Александром Владимировичем из его судебной практики. Из писем ясно, что Жиркевичу хотелось иметь хотя бы небольшой вариант — повторение картины. Однако оно не было осуществлено. Особенно драгоценны письма художника, в которых идет разговор о рождении замысла, поисках, находках, огорчениях и разочарованиях. Репин исполнил несколько портретов Жиркевича — живописный и три графических. Не в письмах, а на страницах дневника Жиркевич записал, как работал Репин, как возникал на холсте его облик и вырисовывался характер. Сходные записи в 1910 г. сделал К.И. Чуковский, наблюдавший Репина в то время, как он писал его портрет. Такие внимательные и меткие записи — важные свидетельства о методе работы живописца.
Дружественным теплом и искренностью согреты письма Репина к его молодому другу. Начиная с первого письма, художник неизменно обращался к Жиркевичу: «Дорогой Александр Владимирович», а нередко заканчивал письма: «Вас искренне и горячо любящий Репин». Естественно возникала в письмах душевная семейная тема, счастливая у Жиркевича и не вполне благополучная у Репина. Живший постоянно в Вильне Жиркевич часто приезжал в Петербург и был желанным гостем в доме Репина у Калинкина моста, где по четвергам собирался круг художественных друзей Репина. Там, в большой и удобной мастерской художника, Жиркевич видел начатые и уже завершенные холсты и еще не ушедшие к моделям портреты, и он поражался, как одновременно могут соединяться в работе одного мастера такие различные сюжеты и столько разных человеческих индивидуальностей. Когда же Репиным было куплено имение Здравнёво в Витебской губернии, совсем недалеко от Вильны, где служил Жиркевич, то постоянным рефреном в письмах художника звучат приглашения Александру Владимировичу непременно приехать в этот полюбившийся Репину уголок. Он рассказывает о том, как с удовольствием и увлечением он и вся его семья работают на земле, сажают сад, укрепляют берег своенравной Двины. Мы узнаем из писем о том, что хоть ненадолго, но в Здравнёве соединилась семья художника, туда приехала его жена Вера Алексеевна, разлад с которой начался еще в 1880-е годы.
Репин писал Жиркевичу о всех главных событиях своей жизни, прежде всего — творческой. Он делился с ним своими заботами, связанными с работой в Комиссии по пересмотру Устава Академии художеств, сообщал о начале преподавания в руководимой им мастерской в Академии и о том, что мастерская была переполнена учениками[13]. Готовясь к преподаванию, Репин вместе с сыном Юрием совершил поездку по Европе; он делился с Жиркевичем своими впечатлениями и одновременно болью и разочарованием от того, как приняты были в России его «Письма об искусстве»[14].
Обо всех художественных новостях художник сообщал в Вильну Жиркевичу, писал об открывавшихся в Петербурге выставках и об их участниках. Благодаря этому мы узнаем, какой насыщенной и разнообразной становилась выставочно-художественная жизнь столицы. Одна за другой открывались экспозиции французских художников, бельгийская выставка, знаковая для того времени совместная русских и финляндских мастеров. Он писал о посещении филармонии и музыкальных впечатлениях, о выходе новых журналов «Мир искусства» и «Искусство и художественная промышленность», то есть вся художественная жизнь оказывалась в сфере внимания Репина. И он щедро делился мыслями и впечатлениями с Жиркевичем.
Отдельный сюжет репинских писем — его высокие гражданские ожидания политических прав, свобод и «нравственного освобождения» России, «которые завоевали для нее благороднейшие Сыны ее». Это о событиях 1905 г. Репин с энтузиазмом отнесся к Манифесту 17 октября 1905 г. Его виленский друг не вполне разделял с художником столь высокий романтический настрой, придерживаясь менее радикальных взглядов. Гнев вызвал у Репина открывшийся в Вильне в апреле 1904 г. при деятельном участии Жиркевича музей, посвященный памяти М.Н. Муравьева, бывшего губернатора ряда западных российских губерний, в том числе Виленской, вошедшего в историю как жестокий подавитель польского восстания 1863 г. и оставшегося в памяти общества с приставкой к своему имени — вешатель. Более чем на полгода после этого прервались письма Репина к его многолетнему виленскому другу. «Признаюсь Вам, что после Ваших хлопот о муравьевском музее у меня рука не подымалась писать Вам больше»[15].
Через всю переписку проходит тема, связанная с именем талантливого поэта, предтечи плеяды поэтов русского серебряного века — К.М. Фофанова. Она начинается с самого первого письма и не уходит до самых последних посланий Жиркевичу.
Стихами Фофанова были увлечены в 1880-е гг. многие. Его считал своим учителем Игорь Северянин. Стихи Фофанова начали появляться в печати с 1881 г. После выпуска его первого поэтического сборника в 1887 г. он стал широко известен в литературно-художественных кругах. Именно в его доме на поэтическом вечере произошло знакомство Репина и Жиркевича. Фофанов владел стихом высокой виртуозности, часто не само содержание, но музыка стиха завораживала слушателей и читателей. Репин и Жиркевич были увлечены по-настоящему талантливым поэтом. Фофанов стал частым посетителем вечеров по четвергам в доме Репина у Калинкина моста. Гостями художника были друзья-живописцы, ученые, писатели, поэты. Такие кружки в домах художников — Репина, Крамского, Ярошенко, преподавателя университета Д.И. Менделеева, салоны в светских гостиных, например, баронессы Икскуль, были непременной формой общения творческой интеллигенции тех лет. Жиркевич в дневниковых записях не только называл широкий круг репинских гостей, но главное, передавал живую атмосферу, в которой происходили подобные еженедельные встречи. Частым участником их был Фофанов, читавший свои стихи. Сборники его стихов выходили регулярно. Вторая половина 1880-х гг. была временем его наибольшего успеха. Именно в это время, в 1888 г., Репин, увлеченный его поэзией, исполнил портрет Фофанова. Портрет был куплен М.П. Рябушинским, крупным предпринимателем, банкиром, меценатом и кол- лекционером[16].
Портрет принадлежит к лучшим репинским портретным работам расцвета его творчества. В портрете художником выражено свойственное Фофанову отстраненное от всего окружающего погружение в свой поэтический мир. Его судьба не была счастливой. Уже в эти годы душевная болезнь и сопутствовавшие ей тяжелые запои многомесячно «держали» поэта в больнице. Репин и Жиркевич принимали в его судьбе самое близкое участие. Письма наполнены сведениями о состоянии здоровья «нашего несчастного друга». Оба искали возможность помочь нуждающейся многодетной семье поэта. В этих хлопотах о судьбе Фофанова раскрывается присущее Репину сострадание к судьбе другого человека и деятельное участие в ней. Для Жиркевича такая забота о судьбе не только близких людей, но оказавшихся в тяжелом положении была естественным состоянием его жизни и служения ближнему. И эти качества натур художника и военного прокурора сближали их на протяжении многих лет.
Переписка Репина и Жиркевича резко оборвалась в 1906 г. Поводом к тому стала необдуманная Жиркевичем публикация его воспоминаний и рассказа в неприемлемом для Репина журнале издателя П.А. Крушевана, близкого к черносотенным кругам. Со свойственной Репину горячностью, даже несдержанностью, он отправил многолетнему другу резкое письмо, прекратившее их общение. Можно с печалью пожалеть об этом. Мы лишились возможности продолжать свое виртуальное присутствие при «разговорах» двух искренних и умных людей, а они потеряли друг в друге все понимающих собеседников.
Но отдадим благодарность ушедшему времени с его замечательными традициями — писать друг другу письма и доверять им не только сведения о череде сменяющихся событий (хотя и это чрезвычайно важно), но и свои размышления, уметь спорить друг с другом на расстоянии. Из всего этого перед нами возникает живая жизнь эпохи и живых людей с их непростыми характерами и нравами.
- С началом Первой Мировой войны семья Жиркевичей переехала в Симбирск. Здесь в полной мере он, его дети и жена испытали на себе тяготы, голод, жестокости революционных событий.
- Цит. по: Жиркевич А. Потревоженные тени... Симбирский дневник. М., 2007. С. 11.
- А.В. Жиркевич продал музею коллекцию за ничтожную сумму, которая составляла стоимость железнодорожного билета от Симбирска до Вильны.
- Художественное наследство. С. 122.
- Там же. С. 123.
- Настоящее издание, письмо от 22 декабря 1898 г.
- Настоящее издание, письмо от 28 апреля 1891 г.
- Репин И.Е. Далекое близкое. Л., 1986. С. 353.
- Письма И.Е. Репина: И.Е. Репин и В.В. Стасов. Переписка. 1895-1896. М.; Л. Ч. III. С. 36.
- А.В. Жиркевич — Л.Н. Толстому. 28 декабря 1890 г. // Жиркевич А.В. Встречи с Толстым. Тула, 2009. С. 499.
- Письмо от 22 ноября 1898 г.
- В полной узнаваемости облик Жиркевича на полотне не сохранился, так как Репин со свойственным ему стремлением поисков лучшей выразительности «соединил» черты Александра Владимировича с другой моделью.
- В мастерскую Репина стремилось поступить наибольшее количество академистов. В некоторые семестры их число доходило до 400.
- Репиным была заключена договоренность, что он будет присылать в «Театральную газету» наблюдения и размышления о состоянии современного искусства в Европе и будет писать о классическом искусстве. Эти статьи художника вызвали неоднозначное отношение к себе со стороны художественного сообщества.
- Письмо от 9 января 1905 г.
- Нынешнее местонахождение портрета неизвестно.