Смех и слезы в графике Игоря Смирнова

Антон Айнутдинов

Рубрика: 
ВЫСТАВКИ
Номер журнала: 
#4 2019 (65)

Творчество российского художника Игоря Смирнова - редкий образец искусства графики, в котором сочетаются как мастерское владение различными техниками рисования, так и сложный синтез содержательных пластов, где за безупречной формой скрывается многое: публицистика и философия, комическое и трагикомическое, актуальное сиюминутное и вечное. Игорь Смирнов - бесспорный мэтр отечественной карикатуры и так называемой «проблемной графики», направления, которое не столько выполняет развлекательно-комические задачи массовой культуры, сколько нацелено на интеллектуальное, подчас элитарное творчество, рассчитанное на вдумчивую созерцательность и сотворчество.

Игорь Смирнов. Корабль 2. 2018
Корабль 2. 2018
Бумага, тушь, перо. 70 × 100

Игорь Алексеевич Смирнов родился в 1944 году в Москве, где живет и по сегодняшний день. Он автор не одной тысячи графических работ, напечатанных на страницах периодических изданий СССР и современной России начиная с 1970-х годов. Первая публикация появилась в 1971 году в газете «Красная Звезда». От этой даты художник-график ведет отсчет своей творческой биографии. Игорь Смирнов - лауреат и дипломант более 60 международных премий и конкурсов сатиры и юмора, среди них международный фестиваль «Сатира. Политика» в Италии (премию в 1988 году вручал министр иностранных дел Италии Джулио Андреотти, в будущем председатель совета министров этой страны); профессиональные конкурсы, проходившие в таких городах, как Варшава, Гавана, Мельбурн, Анкона, Стамбул. В столице Турции награда художнику была вручена в Национальном музее карикатуры. Станковые работы мастера хранятся в частных коллекциях, многократно издавались в российских каталогах к выставкам, публиковались в иллюстрированных изданиях. В послужном списке художника-графика имеются зарубежные медали, например Мексиканской ассоциации карикатуристов, - безусловное свидетельство профессиональной известности за рубежом.

Действительный член Российской академии художеств, член Французской академии карикатуры, Игорь Смирнов - заметная фигура в отечественном профессиональном сообществе художников-карикатуристов, коллег по «графическому цеху» на постсоветском пространстве. Мастер в своем творчестве, сохраняя стремление к публицистическому отражению действительности, характерное для традиций русской, а затем и советской карикатуры, в то же время заметно дистанцируется от объективной жизни, что позволяет ему в художественно-эстетическом плане выйти за жанровые границы и создать произведения гораздо большего масштаба по форме и содержанию. В них часто выходят на первый план не сиюминутная общественно-политическая проблематика, а вопросы гуманистического, экзистенциального, цивилизационного характера наряду с иными актуальными подтекстами, узнаваемыми современниками.

Творчество Игоря Смирнова амбивалентно. С одной стороны, в его карикатурах прослеживается остросоциальная, свойственная природе жанра линия через повторяющиеся интертекстуальные историко-культурные, архетипические визуальные коды, подспудно или прямо апеллирующие к политической жизни социума. С другой стороны, его графика являет собой пример искусства, ставящего куда более сложные вопросы - о жизни и смерти, свободе и несвободе, осмысленности бытия и абсурде, толпе и одиночестве - через сюжетные, композиционные, чисто художественно-графические приемы, что позволяет говорить о нем не только как о метком карикатуристе, но и как о графике со своим художественным почерком, особым кругом волнующих его тем.

Поражение материалистической концепции построения мира и развития человечества, в основе которой превалирует рациональный, позитивистский дискурс над духовным, не системным началом, не всегда означает победу добра над злом, прикосновение к свободе. Парадоксальным образом в этом мире, как видно из работ художника, в которых летают ангелы с крыльями, начиненными душами не то усопших, не то убиенных, нет места для альтруистов, романтиков, героев вроде Дон Кихота, борющегося с ветряными мельницами - абсурдной и несправедливой действительностью. Макрокосм в произведениях художника устроен сложно: часто открыто враждебный по отношению к человеку, он создает вокруг себя вторичную цивилизационную реальность, практически не приносящую ему (человеку) счастья, успокоения, легкости бытия. Дон Кихот Игоря Смирнова - символ отчаянной борьбы светлого начала в человеке с разрушительным хаосом ноосферы, социальными катаклизмами, направленными на уничтожение его живой, созидательной, доброй энергии. Распятый Дон Кихот - многозначный образ, имеющий различные смысловые интерпретации, но вместе с тем он яркое, вполне конкретное воплощение трагикомической мысли о характере вечной жертвы во имя борьбы за светлые идеалы. Серию графических работ о знаменитом сервантесовском герое можно считать вершиной творческого успеха Игоря Смирнова.

Игорь Смирнов. Из серии «Все о Дон Кихоте». Распятие. 2019
Из серии «Все о Дон Кихоте». Распятие. 2019
Шелкография. 32 × 26

В последние годы художник тяготеет к созданию сложных по композиции работ, организация внутреннего пространства которых напоминает произведения великого Иеронима Босха. К таким графическим листам можно причислить «Время» (2017), «Корабль 1» (2017), «Корабль 2» (2018). В них мастерски слиты воедино публицистическое отражение действительности и сюрреалистические образы и мотивы, исполненные с высокой художественностью. Работа «Корабль 2» богата множеством мельчайших фрагментов, составляющих вместе целостную картину путешествия судна с огромным количеством участников этого процесса. Было бы важным рассмотреть несколько таких фрагментов, позволяющих понять замысел художника.

 

Бурлаки нашего времени

В нижней части графического листа справа человек и черепаха тянут при помощи бечевы судно. В дореволюционной России этим занимались наемные рабочие, бурлаки, известные сегодня нам, например, по картине И. Репина «Бурлаки на Волге» и стихотворению Н. Некрасова «На Волге». У Игоря Смирнова «новый» бурлак тянет судно не вдоль берега, а стремится вытянуть его из стоячей воды, напоминающей лужу. Однако в ней нет течения, против которого когда-то волокли судна бурлаки. Второй участник действия - черепаха - дополняет общую картину, метафорически передающую состояние жизни, где совместные потуги человека и черепахи можно трактовать как медленное движение огромной махины против естественных законов природы. Не случайно же люди говорят о ком-либо «медлителен, как черепаха» или «неповоротлив, как черепаха». У Ильи Лагутенко в его известной песне[1] есть слова «рельсы вылезали из кармана страны». В рассматриваемом фрагменте, в самом углу офорта, рельсы как бы указывают путь, куда бы мог отправиться корабль, вытяни его черепаха и человек из лужи. Но как он может стать скоростным «Сапсаном», будучи устаревшим недвижимым судном? Сколько ни старайся, а сил для осуществления этого превращения у участников действия маловато. «Как он, безгласно ты умрешь, // Как он, бесплодно пропадешь, // Так заметается песком // Твой след на этих берегах, // Где ты шагаешь под ярмом, // Не краше узника в цепях, // Твердя постылые слова, // От века те же: "раз да два!"»[2] - писал более полутора сотен лет назад Некрасов о неблагодарном занятии бурлака. Глядя на офорт Смирнова, на его сюрреалистический портрет современности, можно понять, что эти строчки все так же актуальны и в наши дни с «новыми» бурлаками. Отметим, что черепаха, тянущая корабль, держит часы как очевидный символ времени, а поодаль от нее изображены фигуры людей, пытающихся управлять судном.

Игорь Смирнов. Корабль 2. 2018. Фрагмент
Корабль 2. 2018
Фрагмент

 

Роденовский «Мыслитель» как кормчий, царь-батюшка

Желание понять, как управляется корабль, заставляет вглядеться в тех, кто находится на его палубе. Нужно заметить, что это достаточно многочисленная армия персонажей (не только людей), среди которых выделяется фигура роденовского «Мыслителя», занимающая главное место. Само нахождение известной скульптуры в сонме прочих существ, населяющих корабль, по своей сути сюрреалистично, а потому и сложно для однозначной интерпретации. Тем не менее в паре со статичным кораблем роденовский «Мыслитель» понятен для прочтения. Мы видим, что если он встанет, то удавка на его шее затянется. Если он продолжит сидеть и думать, то когда-нибудь он созреет до понимания общих законов работы механизма, что позволит «распрямить» пружину и привести в движение судно. Но сколько для этого еще потребуется времени и будет загублено бурлаков? Роденовская скульптура - символ работы человеческого интеллекта, внешне не проявленного, но присутствующего незримо внутри. Смирновский же мыслитель - это образ, показывающий нечто большее скрытой энергии, поскольку он еще и командир, не случайно на его плече эполет как отсылка к царю-батюшке, царизму и вождизму (особо творческие натуры могут даже разглядеть портретные черты Сталина). Необычно также присутствие на теле мыслителя нескольких окон. В результате возникает образ, вызывающий тревожное чувство, расширяющее представление о содержании рассматриваемого. В отечественной иконографии близкое к этому ощущение есть в картине «Тревога» (1919) К. Петрова-Водкина или в картине «Мать и отец. Ожидание. 1937 г.» (1967) И. Обросова, где окна играют важную психологическую роль передачи духа времени, когда страх рождается перед неизбежностью будущего, которое должно прийти через застекленные стенные проемы и погрузить героев композиции в черные воронки. Вечное ощущение страха и ужаса простого человека от столкновения с бюрократической махиной, этим кораблем-государством, передается в лаконичной форме изображенных окон как неких бликов на теле думающего вождя-командира. Сжатая пружина смысла фигуры роденовского «Мыслителя» в этом фрагменте распрямлена для нас. В ней и простая передача идеи, заключенная в известной императорской фразе - «пока русский царь удит рыбу, Европа может подождать» (лучшая поза для этого как раз роденовская), и более сложный клубок взаимоотношений между царем-батюшкой, народом и той государственной машиной, которой они совместно управляют.

Игорь Смирнов. Корабль 2. 2018. Фрагмент. Мыслитель
Корабль 2. 2018
Фрагмент. Мыслитель

 

Рыбалка и грех

Сюрреалистическое творчество подвержено некоторому автоматизму, когда бессознательное определяет облик мира художественного произведения. Однако у Игоря Смирнова интеллект практически всегда доминирует над иррациональным, поэтому в «Корабле 1», как и во многих других работах, имеются явные мотивы, которые, как нам кажется, включаются художником в пространство графических листов осознанно. Довольно интересно выглядит изображение рыбалки, доведенное в своей передаче до мотива с христианским смыслом. Известно, что раньше «кораблем» называли церковь или одну из ее частей, ведущую к алтарю. И все находящиеся в церкви верующие в каком-то смысле были теми, кто управляет таким кораблем. Но, как видно из остальных фрагментов работы, уже рассмотренных ранее, корабль никуда не идет, он фактически стоит на одном месте. Другими словами, люди не в состоянии управлять им, потому что каждый человек тянет его в свою сторону. В то же время люди успевают рыбачить прямо с мачты судна, из иллюминаторов. А если вспомнить, что в христианстве рыба - символ Христа, то получается довольно странное и печальное зрелище. Все мы грешники, говорит художник и показывает нам, почему человек несовершенен.

Игорь Смирнов. Корабль 1. 2017
Корабль 1. 2017
Бумага, тушь, перо. 70 × 100

Английский философ и социолог Г. Спенсер полагал, что природа смеха и слез объясняется исключительно психофизиологическими состояниями организма человека. Его устаревшая теория относила смех, как и слезы, к усиленной мозговой деятельности, одним из условий которой является избыток крови в мозге. Мышечные сокращения во время смеха и плача уменьшают приток кислорода к частям тела и приводят к ослаблению мозгового возбуждения. Конечно, современная наука с тех пор ушла вперед в исследовании этого вопроса и, в частности, не относит восприятие и творческую реализацию различных оттенков комического и трагического только к анатомическим закономерностям человека. Смех и слезы как особое внутреннее состояние воспринимающего субъекта могут быть объяснены и через социокультурные, гуманитарные задачи, которые присутствуют в обыденной жизни. Однако сама идея их тождественности в искусстве, понимаемая не вульгарно произвольно, а как проявление прежде всего творческой воли художника, дает возможность автору создавать произведения с особенной авторской художественной аурой, эстетически трагикомические, какие они и есть у Игоря Смирнова, а зрителю - понимать такое искусство в полной мере.

 

  1. Имеется в виду песня группы «Мумий Тролль» «Владивосток 2000», автор текста и музыки Илья Лагутенко. В 1998 году на эту песню был снят клип, он стал первым музыкальным клипом, показанным в эфире российского MTV.
  2. Имеется в виду стихотворение Н.А. Некрасова «На Волге», написанное в 1860 году.
Иллюстрации
Игорь Смирнов. Из серии «Все о Дон Кихоте». Гора. 1998
Из серии «Все о Дон Кихоте». Гора. 1998
Офорт. 32 × 26
Игорь Смирнов. Из серии «Все о Дон Кихоте». Камнепад. 1998
Из серии «Все о Дон Кихоте». Камнепад. 1998
Офорт. 32 × 26
Игорь Смирнов. Тайная вечеря сегодня. 2019
Тайная вечеря сегодня. 2019
Триптих. Бумага, акварель, тушь, перо. 70 × 100 (каждая часть)
Игорь Смирнов. Из серии «Все о Дон Кихоте». Нимб. 1998
Из серии «Все о Дон Кихоте». Нимб. 1998
Бумага, тушь, перо. 32 × 26
Игорь Смирнов. Из серии «Все о Дон Кихоте». Костер. 1996
Из серии «Все о Дон Кихоте». Костер. 1996
Офорт. 32 × 26
Игорь Смирнов. Из серии «Все о Дон Кихоте». Чучело. 1993
Из серии «Все о Дон Кихоте». Чучело. 1993
Офорт. 32 × 26
Игорь Смирнов. Из серии «Все о Дон Кихоте». Триумф. 1999
Из серии «Все о Дон Кихоте». Триумф. 1999
Офорт. 32 × 26
Игорь Смирнов. Капкан. 2018
Капкан. 2018
Бумага, тушь, перо. 70 × 100
Игорь Смирнов. Под парусом. 2019
Под парусом. 2019
Бумага, акварель, тушь, перо. 61 × 83
Игорь Смирнов. Композиция – «книга». 2002
Композиция – «книга». 2002
Цветная бумага, цветной карандаш. 65 × 50
Игорь Смирнов. Композиция – «часы». 2002
Композиция – «часы». 2002
Цветная бумага, цветной карандаш. 65 × 50
Игорь Смирнов. Двое – вместе. 2004
Двое – вместе. 2004
Бумага, акварель. 55 × 80
Игорь Смирнов. Двое – праздник. 2004
Двое – праздник. 2004
Бумага, акварель. 55 × 80
Игорь Смирнов. Время. 2017
Время. 2017
Бумага, тушь, перо. 70 × 100
Игорь Смирнов. Ветер перемен... 1989
Ветер перемен... 1989
Офорт, цветной карандаш. 32 × 26

Вернуться назад

Теги:

Скачать приложение
«Журнал Третьяковская галерея»

Загрузить приложение журнала «Третьяковская галерея» в App StoreЗагрузить приложение журнала «Третьяковская галерея» в Google play