Любите куклы, как любила их королева*

Натэлла Войскунская

Рубрика: 
ФОНД «ГРАНИ» ПРЕДСТАВЛЯЕТ
Номер журнала: 
#4 2019 (65)

«И кто не согласится, что из всех тайн, раскрытие которых наиболее интересует
человеческое существование, “тайна куклы” есть самая существенная, самая захватывающая?»

М.Е. Салтыков-Щедрин. «Игрушечного дела людишки». Из цикла «Сказки»

«Куклы живые настолько, насколько мы, люди, оживляем их. Никакой мистики я не вижу.»
А.К. Худякова

* В детстве королева Великобритании Виктория очень любила наряжать кукол,
  которых у нее собралось более 130.

Искусство куклы и искусство художника-кукольника - новое явление, оформившееся за относительно короткий срок и сочетающее в себе эстетику широкого спектра искусств и апроприацию декоративных принципов разных эпох. Особого совершенства в этом виде искусства достигла в своих работах Александра Худякова. Кажется, она черпает свое вдохновение из неисчерпаемого рога изобилия. Красота ее работ - в деталях, притягательных и аллегорических.

Кукла. 2007
Кукла. 2007
Флюмо, текстиль. Высота – 140 см. Фото: А. Лосев

Одним из самых серьезных шагов Homo erectus на пути к Homo ludens и Homo sapiens была попытка выработать условную модель окружающего мира, и как один из результатов появилось то, что мы назвали бы словом «игрушка». Тысячелетия спустя рождается такой вид игрушки, как игрушка антропоморфная, имитирующая облик человека - от младенца до ветхих старика и старухи. Именно за такой игрушкой закрепились и слово, и понятие «кукла». Кукла стала метафорой возраста, пола, семьи, рода занятий, если хотите, даже жизни и смерти. А в какой-то момент куклы поменялись местами с людьми: послушных чужой воле людей стали называть марионетками, а красивых бездушных женщин - куклами.

В конце ХХ века возникла авторская кукла - как выражение высокохудожественной эстетики нового направления, но какого именно? Декоративно-прикладного искусства?.. Или, может, скульптуры?..

Иными словами, появились мастера-кукольники, причем в России это были профессиональные художники, создающие куклы, в которые не играют (в привычном понимании) ни дети, ни взрослые. Это I'objet d'art в духе искусства фантастического или романтического, фото- или гипер-, или сюрреализма. Это красота и изысканная красивость салонного искусства, нередко в сочетании с хай-теком, с использованием дорогих материалов и технических средств, позволяющих создавать подлинную драгоценность; объект искусства, формирующий вокруг себя пространство особого эмоционального влечения и впечатления, а значит, общения. Нередко обладатели таких шедевров привязываются к куклам, как к любимым питомцам...

А какие только тайны не связаны с куклой. Сказки Гофмана и его «Щелкунчик и мышиный король»; книга для взрослых Болеслава Пруса, которая так манила в детстве своим названием - «Кукла»; роман Дины Рубиной «Синдром Петрушки»; фильм ужасов «Кукла»; «Три толстяка» Юрия Оле- ши и «ожившая» кукла Суок; но, пожалуй, наиболее ярко паттерн «кукла-девочка» описан Аделаидой Герцык в рассказе о ее сыне «Из детского мира». В общем, всего не перечесть! А ведь ореолом тайны окутаны и кукольных дел мастера.

«Люди, делающие кукол, и любители кукол находят радость в оживлении своих чувств и мечтаний посредством игры. Кукла, природа которой - игра, становится ценнейшим объектом для реализации этой потребности человека». Именно с этого высказывания Александры Худяковой хотелось бы начать рассказ о творчестве известного российского художника-кукольника.

Магия игры. 2017
Магия игры. 2017
Флюмо, текстиль. Высота – 80 см. Фото: М. Полубояринов

Как и ко всем девочкам, куклы, причем в большом количестве, пришли к Александре в детстве, а она пришла к ним в 1992 году: это случилось в Строгановке на факультете дизайна, где она сделала диплом по теме «Авторская кукла» под руководством К.А. Кондратьевой. Ксения Андреевна - исследователь в области материальной культуры и декоративно-прикладного искусства - передала своей дипломнице уверенность в правильности выбора профессии и понимание перспективности этого направления. Не прошло и 20 лет, как в искусстве создания кукол произошел скачок от былой субкультуры к самостоятельному виду искусства, наряду и наравне с классическими живописью, скульптурой, графикой, декоративно-прикладным искусством. И Александра Худякова стала одним из главных движителей возникновения проекта DollArt.ru - творческого объединения художников-кукольников, а позже секции художественной куклы в Творческом Союзе художников России.

Изучая авторские куклы Александры Худяковой - артефакты материальной культуры, можно совершать визуальное путешествие вглубь эпох, ощущать соприкосновение с образами, их - эпохи - олицетворяющими. Ни в коей мере не повторяя облик, написанный тем или иным великим художником, Александра создает, вернее, воссоздает собирательный образ лиц, с одной стороны, с «необщим выражением», а с другой - обладающих типическими чертами эпохи. Художник-исследователь, она целиком погружается в материал, ибо достоверность - один из ее главных козырей. Каждая деталь прически, одежды, аксессуаров и ювелирных украшений - буквально все должно быть обманкой, или trompe I'oeil, а значит, мастеру следует стать на все руки мастером: скульптором, художником, модисткой, парикмахером, ювелиром, башмачником и перчаточником... И, конечно, модельером, ведь куклы были первыми проводниками моды: для них шились платья по последней моде, подбирались ткани и аксессуары... именно такие куклы посылались (бесспорно, из Франции - законодательницы мод) в бесчисленные города и веси далеко за пределы страны, а дамы и барышни далеких от нас веков заказывали по ним себе наряды, чтобы быть в тренде. Современный кукольных дел мастер уже не выступает законодателем мод, а воссоздает то, что было когда-то, но ценность свою ничуть не утратило. Потому в куклах Худяковой зритель узнает эпохи Возрождения, барокко, рококо, романтизма, ар-нуво... Короче, коллекция кукол - подлинный сундук истории. И только ли истории моды? Нет, явно шире. Ведь если собрать в одном зале все куклы Худяковой и сгруппировать их по эпохам, то перед вами предстанет своеобразная история искусств, а заодно и история культуры поведения - если не во всех сферах жизни общества, то хотя бы времяпрепровождение его элитарной части: в самом деле, куклы отдыхают, возлежат, демонстрируя dolce far niente, флиртуют и кокетничают, танцуют на балах и в театральных постановках, играют в шахматы, читают и прядут нить жизни - может, совсем не кукольной, а жизни своих хозяев...

Синяя птица. 2013
Синяя птица. 2013
Фарфор, текстиль. Высота – 50 см. Фото: В. Чернышов

Особое место в творчестве Александры занимает тема Востока: «Роскошь и таинственность Востока, с его декоративностью, с его непостижимыми цветовыми сочетаниями, с его геометрией, с зашифрованными в изящных узорах смыслами, с его многомудрой поэзией, красивейшими легендами и остроумными сказками, с его почти космической музыкой и соблазнительными сладостями, - все это не может не вдохновлять художника. <...> Мне кажется, я чувствую восточную тему, она меня зовет, я наслаждаюсь ею». (Из интервью А. Худяковой. Выставка «Кукла в искусстве», Культурный центр Гейдара Алиева, Баку).

Кукольный мир Александры Худяковой полон эмоций в той же мере и степени, в какой они (эмоции) есть в портретной живописи: изображение внутреннего мира через внешний облик. Как отмечает Виктор Николаевич Гращенков, «для понимания портрета следует учитывать тот идеал, который лежал в основе художественных устремлений эпохи, когда картина была создана»[1]. Несомненно, «окунаясь» в ту или иную эпоху, мастер-кукольник не имеет права на ошибку в «выборе» типа лица, позы, атрибутов, косметики и, главное, взгляда: у красавиц Возрождения он полон внутреннего достоинства и целомудренности; у роскошных красоток эпохи рококо он кокетлив и игрив, а их позы вальяжны; взор прелестных див эпохи модерна задумчив и элегичен...

У кукол Худяковой нет имен в привычном смысле слова. Вы еще помните, как звали вашу первую куклу?.. Может быть, Аня?.. Или Тата?.. Мою, тряпичную, с целлулоидной головой, звали Петя. А любимую куклу Котика - прототипа сына Аделаиды Герцык - звали Елена, наследника Тутти - Суок, Наташи Ростовой - Мими, а Козетты - Катерина.

У Александры - другое. Кто, скажем, с ходу назовет, как звали жену короля Артура - ту, которая навсегда Прекрасная Дама? Да, Гвиневра, вы не ошиблись. А кто помнит имя парки Клото, прявшей нить жизни? С Иштар проще - богиня любви и плодородия встречается и в книгах фантастики, и в романах, и в комиксах. Все эти героини воплотились в куклах. В каком обличии вы представляете себе героиню Афанасия Фета из его стихотворения «Не верь, не верь поэту, дева..»? Других кукол Худяковой зовут «Бессонница», «Тайна», «1000 и 1 ночь», «Женская логика», «Поклонница Амадея», «Под водой», «Письмецо». а нередко - без затей: просто «Кукла». Подобные «имена» подключают фантазию и воздействуют на ассоциативное мышление, ведь всякий намек и недосказанность провоцируют поиск параллелей, «говорящих» деталей - короче, создают игровое поле для активности нашего интеллекта.

В каждой выставке Александры Худяковой, выступает ли она соло или в ансамбле, ее работы - в центре внимания, и не только потому, что ее творческий почерк, художественный язык и эстетические предпочтения всегда узнаваемы, но прежде всего потому, что она всегда в поиске, всегда готова удивить. И на самом деле удивляет. Фантазия ведет художника в мир фэнтези, так что образы усложняются, смыслы наслаиваются, а иногда и сталкиваются лбами, как, например, в ее «Царице» - это уже не кукла, а объект, чуть ли не фантастический роботоподобный пришелец. Подобный эффект во многом достигается за счет сверкающего металлизированного материала и шарнирных соединений.

Александра «играет» с парными куклами, исполненными как зеркальное отражение друг друга: это интригует, это уже своего рода театр. В куклах-объектах появляются неожиданные «не кукольные» детали, что выстраивает параллели с работами Александра Тышлера, или Сальвадора Дали, или ее отца, известного художника Константина Худякова.

В ряде случаев Александра Константиновна подражает уличной скульптуре, правда, не в современной ее попытке стать обманкой, частью уличной толпы или объекта архитектуры. Иллюзия создается как раз куклами-образами из прошлого («Гамлет»): как будто кто-то штукатурил или красил стены дома или собора и забрызгал скульптуру... все получилось как бы естественно и потому особенно убедительно.

Как у всякого подлинно творческого человека, вектор креативных поисков Александры направлен от прошлого к будущему через настоящее, а потому - пусть не буквально - связан с современными литературными и киноновациями. Так, ее Стимпанкертесса[2] - дань стимпанку как субкультуре XX и нынешнего века с реминисценциями XIX века. Впрочем, в этом захватывающем воображение объекте художница удачно совместила Аэлиту, королеву Марса (в короне у нее вместо, скажем, огромной шпинели - часы), панк-механику (колеса, шестерни) с кринолином, этим обязательным атрибутом одежды вполне земных, не каких-то марсианских дам и девочек прошлых эпох. В каждой руке этой паропанковой мэтрессы - заготовки голов будущих кукол. Стимпанкертесса в нерешительности: на которой остановить свой выбор? На землянине или на пришельце из космического далека? Все детали сверкают, металлические отблески возникают и исчезают по мере того, как вы двигаетесь вокруг объекта, а тень на стене - еще одно высказывание художника, на этот раз графическое.

В заключение позволим себе высказать предположение, что Александра Худякова и далее будет двигаться параллельными путями, продолжая линию всевозможных изм-ов и арт-ов и работая на стыке современных видов искусства, и искусство художественной куклы будет прирастать новыми смыслами, новым контентом в новом контексте культуры XXI века.

В мае 2020 года в Музее моды в Москве куклы-балерины А.К. Худяковой и, конечно, ее Стимпанкертесса станут участниками большого проекта Фонда ГРАНИ «Балет Моцарта "Безделушки" - далее везде»[3]. Данный проект - своего рода оммаж грандиозной выставке «Кэмп» в музее Метрополитен в Нью-Йорке.

 

  1. Гращенков В.Н. Портрет в итальянской живописи Раннего Возрождения. М., 1996. Т. 1. С. 55.
  2. От английского steam - «пар». Энергия пара создала пароход и паровоз - так возникла транспортная революция. Научная, псевдонаучная, лженаучная фантастика и иллюстрации-фэнтези - одна из характеристик новой литературы XIX века. Панк - это, конечно, просто панк. Но (sic!) страшно подумать, сколько ему веков, если Уильям Шекспир в пьесе «Мера за меру» (премьера состоялась в 1604 году) так называет женщину, которую не назовешь ни девушкой, ни вдовой, ни женой. В современной коннотации слово «панк» восходит к английскому слэнгу - нечто или, чаще, некто дрянной, нехороший, тот, кто выпендривается... А вот в сочетании с промышленным паром это уже существо прямо-таки гибридное.
  3. Автор идеи, продюсер и куратор проекта - Натэлла Войскунская.

Иллюстрации

Диана. 2012
Диана. 2012
Фарфор, текстиль. Высота – 60 см. Фото: В. Чернышов
Жар-птица. 2013
Жар-птица. 2013
Фарфор, текстиль. Высота – 50 см. Фото: В. Чернышов
Загадка инфанты. 2008
Загадка инфанты. 2008
Флюмо, текстиль. Высота – 100 см. Фото: А. Лосев
Зеркало. 2012
Зеркало. 2012
Фарфор, флюмо, текстиль. Высота – 80 см. Фото: С. Машутиков
Стимпанкертесса. 2019
Стимпанкертесса. 2019
Флюмо, металл. Высота – 110 см. Фото: В. Чернышов
Фрейя. 2017
Фрейя. 2017
Флюмо, текстиль. Высота – 80 см. Фото: М. Полубояринов
Шехерезада. 2010
Шехерезада. 2010
Фарфор, текстиль. Высота – 45 см. Фото: В. Чернышов
Фантасмагория красного носорога. 2016. Фрагмент
Фантасмагория красного носорога. 2016
Флюмо, текстиль. Фрагмент. Фото: В. Чернышов
Фантасмагория красного носорога. 2016
Фантасмагория красного носорога. 2016
Флюмо, текстиль. Высота – 170 см. Фото: В. Чернышов
Элен. 2017
Элен. 2017
Флюмо, текстиль. Высота – 140 см. Фото: В. Чернышов
Элен. 2017
Элен. 2017
Флюмо, текстиль. Фрагмент. Фото: В. Чернышов
Арабская мелодия. 2013
Арабская мелодия. 2013
Фарфор, текстиль. Высота – 50 см. Фото: В. Чернышов
Вечер. 2017
Вечер. 2017
Флюмо, текстиль. Высота – 100 см. Фото: В. Чернышов

Вернуться назад

Теги:

Скачать приложение
«Журнал Третьяковская галерея»

Загрузить приложение журнала «Третьяковская галерея» в App StoreЗагрузить приложение журнала «Третьяковская галерея» в Google play