Не словом, а делом

Манана Попова

Рубрика: 
260 лет Российской Академии художеств
Номер журнала: 
#4 2017 (57)

Российская академия художеств (РАХ) со времени своего основания играет важную государственную роль. В ее функции входит не только художественное образование, но и просвещение и воспитание. Академики РАХ - это художники, чьи произведения сегодня формируют собрания государственных музеев, они решают градостроительные и монументально-декоративные задачи, формируют музейные и библиотечные фонды, ведут образовательную и научно-исследовательскую деятельность.

В 2017 году в рамках большой юбилейной программы празднования 260-летия в Российской академии художеств был подготовлен мультимедийный выставочный проект, который представил творческую, научную, образовательную и просветительскую деятельность современной Академии, отразил ее историю и перспективы развития. Юбилейные мероприятия РАХ наряду с выставочным проектом включали проведение торжественного Общего академического собрания и Второго международного форума «Мировая культура как ресурс устойчивого развития». В его программу были включены научная конференция, в которой участвовали гости из Турции, Индии, Болгарии, Республики Беларусь, и Международный этнокультурный фестиваль «ЭТНО АРТ ФЕСТ».

Уникальную, остроумную экспозицию выставки разработал известный архитектор, академик Ю.И. Аввакумов. В Галерее искусств музейно-выставочного комплекса Академии (Пречистенка, 19) в 12 тематических павильонах на 50 мониторах демонстрировались видеопрезентации, посвященные истории Академии художеств и ее современной жизни. Зрители могли познакомиться с редкими фотоматериалами из академических архивов. Богатейшим изобразительным рядом была представлена деятельность всех отделений Академии - живописи, графики, скульптуры, архитектуры, декоративно-прикладного искусства, художников театра и кино, мультимедийные объекты отделения новейших течений. Произведения академиков РАХ продемонстрировали основные тенденции развития всех видов изобразительного искусства.

Видеоряд учебных и творческих работ студентов академических институтов и лицеев, работ стажеров и выпускников академических творческих мастерских в Москве, Санкт-Петербурге, Красноярске, Казани, Ростове-на-Дону позволил говорить о сохранении русской профессиональной академической школы, которая до сих пор ценится во всем мире, и будущем российского искусства.

Выставка создала объемное представление о научной, музейной и образовательной деятельности Академии, ее отделений в российских регионах - Поволжье, на Юге России, Урале, в Сибири, на Дальнем Востоке и в зарубежных проектах.

Специальный раздел был посвящен исполнительскому искусству: реставрации и технологическому процессу создания монументальных произведений. Он познакомил с работой уникальных академических творческо-производственных мастерских «Литейного двора», Мозаичной мастерской, деятельность которых теснейшим образом связана с историей российского искусства.

В павильоне «Новые технологии» посетители использовали шлемы виртуальной реальности, чтобы погрузиться в атмосферу мастерских художни- ков-академиков, своего рода «лаборатории» творчества.

Построение экспозиции позволило составить полное и глубокое представление обо всех сферах деятельности Академии, о высочайшем профессионализме ее мастеров, осознать важность сохранения и совершенствования академической системы художественного образования, традиционных и новых технологий изобразительного искусства и возможность передачи этих знаний новым поколениям. Выставка раскрыла преимущества современной трехуровневой системы академического художественного образования: лицей - институт - творческая мастерская. Она подчеркнула необходимость научного осмысления опыта художественных процессов прошлых столетий и развития искусствоведческой мысли сегодня как базисной основы современной гуманитарной науки.

Концепция проекта, основанная на диалоге классики и новации, традиции и современности в едином вневременном пространстве, в дискуссии живого общения в форме видеоарта представляла материал в мини-документальных фильмах.

Пятьдесят глав, обозначенных на мониторах, повествовали о масштабе практик Академии, ее структурных подразделений и интересах, отражающих всю актуальную проблематику современной жизни РАХ. Даже простое перечисление говорит о значимой роли Академии в общем культурном пространстве страны: она является одновременно и институтом исторической памяти, и хранителем ценнейшей школы художественного образования, и площадкой для новых творческих поисков. Сегодня под патронатом РАХ находятся ведущие художественные вузы страны, художественные лицеи и творческие мастерские по видам искусства, Государственный институт искусствознания, старейшие научная библиотека и Мозаичная мастерская в Санкт-Петербурге, выставочные залы и 14 музеев, среди них два ориентированных на современное искусство - первые музеи современного искусства в России. Кроме того, на Урале, в Сибири и на Дальнем Востоке созданы и успешно работают академические отделения.

Видеоматериал выставки дает возможность подробно познакомиться со всей многосторонней деятельностью Академии, ее творческим потенциалом, работами художников - членов Академии, созданными за последние 10 лет, монументальными проектами, осуществленными в нашей стране и за рубежом, такими как росписи и скульптурное убранство Храма Христа Спасителя, ансамбль на Поклонной горе, памятник Святому Равноапостольному князю Владимиру, пространственная пластическая композиция «Колумб. Открытие Нового Света», и многими другими.

Все стратегически важнейшие художественные государственные заказы и сегодня выполняют именно академики РАХ, что обеспечивает высокий профессиональный уровень, возможный только при наличии специального художественного образования, система которого отшлифована и сохраняется в Академии на протяжении уже трех веков.

Проект благоукрашения Храма Святого Саввы. Белград. 2017
Проект благоукрашения Храма Святого Саввы. Белград. 2017

В разделе монументальных проектов была представлена работа над важнейшим государственным международным проектом, который выполняет Российская академия художеств с 2008 года, - это создание мозаичного убранства в Храме Святого Саввы в Белграде. Храм Сербской Православной Церкви в Белграде на Врачаре возводился на протяжении всего XX века как храм-памятник на месте сожжения оттоманскими властями в 1594 году мощей величайшего святого, первого сербского архиепископа Святителя Саввы и символизирует не только возрождение и укрепление духовной жизни сербского народа, но и Православия во всем мире. Храм Святого Саввы занимает площадь 7570 кв.м, примерно соответствуя масштабам Софийского собора в Константинополе. По завершении мозаичных работ этот храм должен стать самым большим православным храмом в мире, представляющим современную христианскую культуру и искусство XXI века.

В 2014 году в Российской академии художеств был проведен всероссийский конкурс на право исполнения внутреннего убранства Храма Святого Саввы в Белграде. Его Святейшество Патриарх Сербский Ириней высказал свое пожелание, чтобы в конкурсных проектах художники опирались на лучшие образцы византийского, средневекового сербского искусства и в то же время предложили оригинальное решение, которое свидетельствовало бы о том, что это религиозное искусство Нового Времени. Проект академика РАХ Н.А. Мухина вызвал одобрение и поддержку членов жюри, а также Русской Православной Церкви и Сербской Православной Церкви в первую очередь по указанным критериям. Это было подчеркнуто на заседании жюри: «...Художник предложил в разработку уникальную иконографию, которая берет свои истоки в византийском и сербском искусстве и в то же самое время воплощается в композициях, которые свидетельствуют о новом осмыслении храмового пространства современной архитектурой». Концепция проекта была отмечена как наиболее состоятельная композиционно, ритмически, пластически и в световом решении.

В настоящее время академиками РАХ Н.А. Мухиным и Е.Н. Максимовым, выбранными ими художниками-мозаичистами в мастерской, созданной Московским международным фондом содействия ЮНЕСКО, выполнена мозаика купола, заканчиваются работы по ее монтажу непосредственно в самом Храме Святого Саввы. Куратором, координатором организационной деятельности по проекту президентом РАХ З.К. Церетели была назначена академик, член Президиума РАХ М.В. Попова.

Работа мозаичистов в Храме Святого Саввы. Белград. 2017
Работа мозаичистов в Храме Святого Саввы. Белград. 2017

Никогда и нигде перед современными художниками не стояла столь грандиозная задача декорирования сюжетной мозаикой огромного криволинейного пространства поверхности купола. Члены Международного экспертного совета, который принимал выполненные работы первого этапа, констатировали, что подобного уровня исполнения мозаики нет сегодня нигде в мире. Высокое профессиональное мастерство художников-мозаичистов, академическое образование, виртуозное владение материалом позволяют реализовывать столь уникальный проект. Картоны для мозаик выполнял сам автор проекта Н.А. Мухин. Особую роль играет безупречная организация пространства мозаичной мастерской, которую с учетом требований художников оборудовали специалисты Московского международного фонда содействия ЮНЕСКО и РАХ. В современной практике создания мозаик аналогичных мастерских не существует ни в одной стране.

В наше время Академия представляет художественную институцию, кураторская сфера которой стала многогранной, не ограниченной одним только профессиональным художественным образованием. Образ Академии художеств окутан ореолом классичности и гармонии, овеян духом традиции. В России для многих поколений художников это прежде всего была школа и центр, формировавший изобразительную культуру. Сегодня Академия - «живой организм», ежечасно соприкасающийся с проблемами новых видов искусства и технологиями, ранее не используемыми в творчестве.

Каждый новый масштабный проект РАХ, академиков - своего рода встреча прошлого с настоящим, «поле» современного прочтения традиций, техник и технологий изобразительного искусства на своеобразном «мосте», соединяющем времена. Современные художники - наследники великих традиций - создают новое академическое искусство для конкретного места и времени, используя свои знания и профессионализм в полной мере. Современная Академия формирует взгляд на состояние искусства, на всю перспективу развития. Это раскрывают и юбилейная выставка, и каждый новый масштабный проект Академии.

P.S. Семидесятилетняя история Академии художеств советского и постсоветского времени представлена на страницах журнала отдельными произведениями отечественных мастеров, в которых нашла образное отражение целая эпоха. Редакция включила в контекст праздничных мероприятий, посвященных 260-летию РАХ, работы членов-корреспондентов и действительных членов Академии, которые демонстрируют преемственность традиций, поиски и открытия во всех видах и жанрах изобразительного и декоративно-прикладного искусства, дизайна и архитектуры, дополняющие и расширяющие представление о содержательном и стилистическом богатстве современной российской художественной культуры.

А.А. ПЛАСТОВ. Жатва. 1945
А.А. ПЛАСТОВ. Жатва. 1945
Холст, масло. 166 × 219. ГТГ

Подобное приложение к мультимедийной экспозиции продолжает знакомство читателей и зрителей с прошлым и настоящим Российской академии художеств. При этом следует особо отметить творческий и организаторский вклад в программу юбилейных торжеств и их осуществление авторов мультимедийного проекта, его концепции и художественного решения сотрудников Академии и членов Президиума: Любови Валентиновны Евдокимовой, Елены Зурабовны Церетели, Константина Васильевича Худякова, Виктора Григорьевича Калинина и архитектора-дизайнера Юрия Аввакумова.

И.С. ГЛАЗУНОВ. Закат Европы. 2005
И.С. ГЛАЗУНОВ. Закат Европы. 2005
Холст, масло. 100 × 220

А.К. ЕСИОНОВ. Дневной дозор. 2017
А.К. ЕСИОНОВ. Дневной дозор. 2017
Бумага, акварель. 76 × 56

К.В. ХУДЯКОВ. Не ждали. Три богатыря. 2016
К.В. ХУДЯКОВ. Не ждали. Три богатыря. 2016
Стерео-лайт-панель. 100 × 210

Г.М. КОРЖЕВ. Автопортрет на фоне натюрморта. 1997
Г.М. КОРЖЕВ. Автопортрет на фоне натюрморта. 1997
Холст, масло. 160,3 × 120. Частное собрание, США

Иллюстрации

Купол Храма Святого Саввы
Купол Храма Святого Саввы
Белград. 2017
Работа мозаичистов под куполом Храма Святого Саввы
Работа мозаичистов под куполом Храма Святого Саввы
Белград. 2017
Д.А. БЕЛЮКИН. Осколки. 1996
Д.А. БЕЛЮКИН. Осколки. 1996
Холст, масло. 125 × 170
М.В. ДРОНОВ. Святой Петр. 2001
М.В. ДРОНОВ. Святой Петр. 2001
Бронза, камень. 34 × 24 × 24
Г.В. ФРАНГУЛЯН. Торс. 2012
Г.В. ФРАНГУЛЯН. Торс. 2012
Бронза
В.А. ЕВДОКИМОВ. Проект памятника жертвам репрессий. 2015
В.А. ЕВДОКИМОВ. Проект памятника жертвам репрессий. 2015
Бронза, гранит. 29 × 34 × 28
А.А. ЛЮБАВИН. Последний день лета
А.А. ЛЮБАВИН. Последний день лета
Холст, масло. 140 × 150
К.В. ПЕТРОВ. Март. 2016
К.В. ПЕТРОВ. Март. 2016
Холст, масло. 120 × 120
Л.И. ТАБЕНКИН. Античный сюжет. 2000
Л.И. ТАБЕНКИН. Античный сюжет. 2000
Холст, масло. 130 × 150
А.Н. КОРОТАЕВА (СИНИЦЫНА). Церковь Вознесения в Коломенском. 2015
А.Н. КОРОТАЕВА (СИНИЦЫНА). А.Н. КОРОТАЕВА (СИНИЦЫНА). Церковь Вознесения в Коломенском. 2015 2015
Бумага, акварель, сангина. 35 × 50
Е.В. РОМАШКО. Суздаль. 2011
Е.В. РОМАШКО. Суздаль. 2011
Холст, масло. 90 × 120
В.Н. РУСАНОВ. Натюрморт с синей рюмкой. 2014
В.Н. РУСАНОВ. Натюрморт с синей рюмкой. 2014
Холст, масло. 74 × 80
В.А. ГЛУХОВ. Подруги. 2014
В.А. ГЛУХОВ. Подруги. 2014
Холст, масло. 190 × 220
Н.И. БОРОВСКОЙ. Юность. Катя. 1980
Н.И. БОРОВСКОЙ. Юность. Катя. 1980
Холст, масло. 70 × 65
С.Н. АНДРИЯКА. Портрет с зонтиком. 1996
С.Н. АНДРИЯКА. Портрет с зонтиком. 1996
Бумага, акварель. 80 × 64
А.Н. КОВАЛЬЧУК. Памятник Ивану Бунину. 2017
А.Н. КОВАЛЬЧУК. Памятник Ивану Бунину. 2017
Грасс, Франция
В.И. НЕСТЕРЕНКО. Письмо недругам России. 2017
В.И. НЕСТЕРЕНКО. Письмо недругам России. 2017
Холст, масло. 270 × 500
А.Н. СУХОВЕЦКИЙ. Балкон. 2016
А.Н. СУХОВЕЦКИЙ. Балкон. 2016
Холст, масло. 142 × 147
В.Ю. ЖЕЛВАКОВ. Гора Хуашань. 2017
В.Ю. ЖЕЛВАКОВ. Гора Хуашань. 2017
Холст, масло. 80 × 90
В.Ш. ОКИТАШВИЛИ. Отражение. 2012
В.Ш. ОКИТАШВИЛИ. Отражение. 2012
Холст, масло. 80 × 100
А.П. КИБАЛЬНИКОВ. Портрет П.М. Третьякова. 1961
А.П. КИБАЛЬНИКОВ. Портрет П.М. Третьякова. 1961
Мрамор. 80 × 60 × 45. ГТГ
Е.Ф. БЕЛАШОВА. Пушкин-мальчик. 1959
Е.Ф. БЕЛАШОВА. Пушкин-мальчик. 1959
Бюст. Мрамор. 45 × 31 × 22
Г.Д. ЯСТРЕБЕНЕЦКИЙ. Портрет Н.П. Акимова. 1998
Г.Д. ЯСТРЕБЕНЕЦКИЙ. Портрет Н.П. Акимова. 1998. Гипс
В.А. МАЛОЛЕТКОВ. Марина Цветаева. 1991
В.А. МАЛОЛЕТКОВ. Марина Цветаева. 1991
Керамика, роспись. 120 × 45 × 42. ГТГ
М.В. ПЕРЕЯСЛАВЕЦ. Александр Невский. 2014
М.В. ПЕРЕЯСЛАВЕЦ. Александр Невский. 2014
Бронза
Б.М. НЕМЕНСКИЙ. Девушка в черном платке. 1963
Б.М. НЕМЕНСКИЙ. Девушка в черном платке. 1963
Картон, темпера. 52 × 39. ГТГ

Вернуться назад

Теги:

Скачать приложение
«Журнал Третьяковская галерея»

Загрузить приложение журнала «Третьяковская галерея» в App StoreЗагрузить приложение журнала «Третьяковская галерея» в Google play