Коллекция Ее Величества Королевы Сони

Карин Хелланншё

Рубрика: 
НАШИ ПУБЛИКАЦИИ
Номер журнала: 
#4 2012 (37)

БЫЛ ПРЕКРАСНЫЙ ДЕНЬ. МЫ ПУТЕШЕСТВОВАЛИ ПО СЕВЕРУ НОРВЕГИИ. В ЛЕЙР-ФЬОРДЕ ПРЯМО НА ЗЕМЛЕ БЫЛА УСТАНОВЛЕНА СТАЛЬНАЯ ПРЯМОУГОЛЬНАЯ КОНСТРУКЦИЯ. ВСЕМ ПОКАЗАЛОСЬ, ЧТО ОНА ЗДЕСЬ ЛИШНЯЯ, НО Я НАСТОЯЛА: НЕ НАДО ОГРАНИЧИВАТЬСЯ ПЕРВЫМ ВПЕЧАТЛЕНИЕМ, ПОДОЙДЕМ ПОБЛИЖЕ И ПОСМОТРИМ... КОГДА МЫ ПРИБЛИЗИЛИСЬ, СТАЛО ПОНЯТНО, ЧТО КОНСТРУКЦИЯ, УСТАНОВЛЕННАЯ ТАМ, КАЗАЛОСЬ БЫ, СОВЕРШЕННО СЛУЧАЙНО, НА САМОМ ДЕЛЕ СЛУЖИТ РАМКОЙ ДЛЯ ПЕЙЗАЖА, СОЗДАВАЯ БЕСКОНЕЧНОЕ ЧИСЛО ПЕРСПЕКТИВ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ТОЧКИ, С КОТОРОЙ СМОТРИШЬ. ПРИРОДА ИЗДРЕВЛЕ ОКРУЖАЕТ ЧЕЛОВЕКА. ИСКУССТВО ПОМОГАЕТ НАМ УВИДЕТЬ ЕЕ.

МОЖЕМ ЛИ МЫ ТРЕБОВАТЬ ОТ ИСКУССТВА БОЛЬШЕГО?

КОРОЛЕВА СОНЯ. ИЗ КНИГИ "IMPULSES" (2001)

Интерес королевы Сони к норвежскому искусству и культуре имеет давнюю историю. На протяжении многих лет королева принимает активное участие в художественной и культурной жизни Норвегии не только как ее высокий покровитель, но и как одна из ключевых фигур: усилия королевы по пропаганде и продвижению норвежского искусства завоевали уважение и в самой Норвегии, и далеко за пределами страны.

В планы королевы давно входило учреждение премии для молодых художников. В 2011 году этот план воплотился в жизнь в проекте, в котором, кроме самой королевы, участвовали художники Кьелль Нупен и Эрнульф Опдал. Они подготовили серию графических работ, средства от продажи которых пошли на учреждение фонда, получившего имя королевы. Цель фонда — возрождение интереса к «бумажному» искусству. Раз в два года фонд будет присуждать Североевропейскую художественную премию имени королевы Сони художнику, представляющему одну из северных стран. Первая церемония награждения состоялась в 2012 году, и победительницей стала художница из Финляндии Тийна Кивинен.

Королева известна также как меценат и знаток искусства, ведь она коллекционирует его с юных лет. С годами ее интерес - как и ее собрание - только росли. Сегодня экспонаты из этой коллекции украшают различные резиденции монаршей семьи. Представленные там работы перекликаются - а иногда контрастируют - с их классическими, романтическими, сельскими или современными интерьерами. Так что королева выступает в роли не только коллекционера, но и куратора экспозиций. Королевская коллекция активно используется, зачастую переезжая с места на место, и благодаря этому стало возможным проведение ряда выставок, на которых произведения из ее собрания были показаны широкой публике. Такие выставки прошли в Центре Хени-Унстад в пригороде Осло в 2001 и 2012 годах и в Скандинавском доме в Нью-Йорке в 2005 году.

То, что королева публично демонстрирует свое собрание, свидетельствует о ее смелости и решительности, которые не могут не вызывать восхищения. Не только потому, что женщины-коллекционеры не так часто встречаются в Норвегии и вообще в Скандинавии, но и потому, что перед зрителем предстает коллекция, на которой лежит отпечаток личности самой королевы. Обстоятельства ее жизни и приобретаемые ею произведения искусства часто тесно связаны, покупка нередко становится результатом спонтанного восторга. С самого начала стало понятно, что больше всего королеву занимает новое, современное искусство.

ПЕЙЗАЖ
Пейзажные мотивы доминируют в собрании королевы. Следовательно, им будет уделено должное внимание и в данной публикации. Наряду с интересом к искусству многочисленные пешие путешествия королевы по Норвегии в разное время года, в том числе лыжные походы - это не только отдых от повседневных забот, но и важная часть ее жизни. Королева стала настоящим экспертом по географии и природе страны. Художник Якоб Вейдеманн сказал как-то, что «работы в коллекции королевы - это отражение ее жизни». Неудивительно поэтому, что искусство пейзажа составило основу ее собрания. В этом смысле радость от встречи с произведением искусства и от наблюдения живой природы тесно связаны. Путешествия королевы дали ей опыт, который повлиял на ее художественное видение и выбор приобретаемых произведений. Такая направленность ее собирательства, пожалуй, естественна, ведь в Норвегии искусство пейзажа уходит своими корнями в романтическую традицию и выступает как выражение личного опыта и чувств.

ТРАДИЦИЯ
Юхана Кристиана Дала (1788-1857) часто называют отцом норвежской живописи. Действительно, именно благодаря ему в начале XIX века норвежская живопись приобрела национальные черты, а заложенная им традиция оказала значительное влияние на дальнейшее развитие изобразительного искусства в Норвегии. В своих художественных поисках Дал сочетал героизированное изображение природы с натуралистическим подходом к искусству, заложив тем самым основы тесной связи норвежского искусства с природой и ландшафтом страны. Искусство с тех пор развивалось и видоизменялось, однако первостепенная значимость изображения природы на протяжении многих лет - да и вплоть до наших дней - была и остается характерной для многих норвежских художников.

Возможно, именно благодаря тесной связи с романтизмом и присущей ему мифологизацией северной природы искусство Норвегии ассоциируется для многих иностранцев прежде всего с пейзажным жанром и такими природными явлениями, как причудливые изменения света и необузданные состояния природы в разные времена года. Этой теме посвящено множество выставок и публикаций как в самой Норвегии, так и за ее пределами, а такие названия, как «Северное сияние» или «Мистический Север», стали почти синонимами Скандинавии. Несмотря на глобализацию и на перемены, связанные с появлением новых форм художественного выражения, все это во многом применимо и к сегодняшнему искусству.

В начале ХХ столетия, и особенно в послевоенный период художники уже не стремились к простому отображению природы (с этим куда успешнее справлялась фотография), однако природа по-прежнему оставалась для них извечным источником вдохновения. Многие из тогдашних молодых художников начинали с кубизма, а затем отдали дань различным направлениям искусства, блуждающего в пограничном пространстве между реальностью и абстракцией, но при этом первоисточником для них неизменно служили живые впечатления от природы. Прямое воспроизведение натуры в их творчестве отходило на второй план, главной же целью все в большей мере становилось отображение движения, сил и структур природы. Однако даже выражая себя через абстракцию, художники не скрывают, что источником вдохновения для них служит природа, что отражается, в частности, в названиях их произведений.

Одним из пионеров такого стиля в послевоенном искусстве Норвегии стал Якоб Вейдеманн. Творчество этого художника наложило несомненный отпечаток на искусство нескольких десятилетий, а сам он стал для королевы одновременно другом и советчиком. Его картины занимают центральное место в ее собрании. Именно Якоб Вейдеманн дал новый импульс норвежскому пейзажному искусству после второй мировой войны и преобразовал его в соответствии с современным визуальным языком. Как говорил французский живописец Жан Базен, для художников оказалось важным сохранить связь с природой, чтобы структурное единство человека и его окружения стало очевидным. Это, по его мнению, достижимо через развитие эмоциональных и экспрессивных качеств формы, линии, основы и материала.

Многих из сегодняшних живописцев также можно связать с романтической традицией. Интерпретация пейзажа в их собственных глазах, как и в глазах зрителей, принимает метафизический масштаб, становится символом чувственного восприятия. Этот аспект взаимодействия с природой легко прослеживается в работах из коллекции королевы Сони.

СОБРАНИЕ
Входящие в собрание королевы картины восходят к тому моменту, когда в послевоенное время на художественную сцену вступило старшее поколение норвежских художников, заложивших основу того, что некоторые считают лирической абстракцией, а другие - абстракцией геометрической. Работы в этом стиле таких авторов, как Якоб Вейдеманн, Кнут Румор, Коре Тветер, Анна-Ева Бергман и Ингер Ситтер, определяют характер собрания. Среди наиболее ранних работ есть и произведения иностранных художников, например француза Оливье Дебре.

Однако основу собрания королевы все-таки составляют произведения более молодого поколения художников, которые - при всем многообразии особенностей их визуального языка - также отталкиваются от природы. В творчестве этих авторов, при всей несхожести их индивидуальных стилей, соединяются искусство как абстракция, автономное по своей природе, и искусство, отображающее природный мир. Коллекция отражает это многообразие визуальных языков, основанное на своеобразии ландшафтов самой Норвегии на всей ее протяженности: от Шпицбергена и Нурланна на самом севере через западную и южную части страны до непроходимых лесов на ее востоке.

Многие из произведений в коллекции с характерным для них фигуративным отображением природных явлений могут, несомненно, рассматриваться как романтические и мистические. Другие работы, в основном монохромные, представляют собой абстракцию, отражающую саму суть переживания контакта с природой. Третий тип работ отличается включением в визуальный ряд конкретных элементов пространства - таких, как дома, окна и двери, - вовлекающих зрителя в сконструированный, двусмысленный пейзаж.

Будучи опытным коллекционером, королева внимательно следит за развитием заинтересовавших ее художников и постоянно завязывает новые контакты. В последние годы она пристально изучает графическое искусство, находя в нем приложение своим творческим интересам. Примечательно, что новым добавлением к ее коллекции стала художественная фотография. Это, впрочем, не должно вызывать удивления, ведь королева сама - увлеченный фотограф-любитель. Во время своих путешествий и прогулок на природе она не расстается с фотоаппаратом. Некоторые из ее фотографий демонстрировались публике; королева использует их и в своих многочисленных лекциях за рубежом, пропагандируя Норвегию как страну, привлекательную для туризма.*

Одно из недавних приобретений королевы, работа Пера Барклая «Лофотены I» (2010 г.), выражает главную идею ее коллекции, и вместе с тем - данной статьи. Эта работа представляет собой фотографию пространственной инсталляции - расположенного на севере страны (Нурланн) сооружения из традиционных деревянных конструкций, предназначенных для сушки рыбы. На земле же разлито отработанное машинное масло. Окружающий пейзаж отражается в нем и фактически погружается в масляную пленку. Сама же конструкция, в свою очередь, становится частью пейзажа, сливаясь с природой.

ЗАРУБЕЖНЫЕ ЭКСПОНАТЫ
Ее Величество королева регулярно посещает музеи, галереи и мастерские художников во время своих поездок по Норвегии и за пределы страны. Ее встречи с художниками, среди которых Пер Киркеби в Дании, Антони Тапиес в Испании, Генри Мур в Англии, Роберт Раушенберг, Джеймс Розенквист и Энди Уорхол в Нью-Йорке, были отнюдь не случайными, и по большей части их результатом становились новые работы в ее собрании. Когда в 1982 году королева - в то время еще кронпринцесса Соня - посетила в Нью-Йорке знаменитую студию «Фабрика» Энди Уорхола, она привезла оттуда шесть работ, входящих в его известную серию «Знаменитости». Сегодня эти работы находятся в Норвегии, они впервые были показаны публике на выставке экспонатов из собрания королевы в Центре Хени-Унстад летом 2012 года. В обширную серию «Знаменитости» включены и портреты других монарших особ. Однако большинство из них основаны на официальных фотопортретах. Королева Соня - одна из немногих, кого Уорхол фотографировал сам: над гримом работала его команда, после чего он сделал 29 полароидных снимков. Они послужили основой для шелкографий Уорхола, выполненных в шести различных цветовых комбинациях.

ЕЕ ВЕЛИЧЕСТВО КОРОЛЕВА СОНЯ КАК КОЛЛЕКЦИОНЕР ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА
Частные коллекции всегда будут различаться качеством и размерами в зависимости от степени увлеченности коллекционера и его финансовых возможностей. С учетом всего этого, а также капиталов многих других сегодняшних коллекционеров можно сказать, что собрание королевы невелико, но для него характерна высокая степень личной увлеченности. Хотя средства были довольно ограничены, за многие годы королева сумела собрать замечательную коллекцию. Королева сама выбирала, какие работы покупать, и приобретала их либо непосредственно в мастерских у художников, либо на больших и малых выставках как в Норвегии, так и за ее пределами. Некоторые работы дарили ей, а с другими королева расставалась, даря их членам семьи.

С точки зрения выбора мотивов королевская коллекция очень многообразна, и доминирует в ней норвежское искусство. Интересно, что почти половина представленных авторов - женщины. Собрание, несомненно, будет расти и развиваться, поскольку королева продолжает с не меньшим энтузиазмом внимательно следить за всем, что происходит в мире искусства.

В течение многих лет королева Соня использовала свою позицию в обществе для продвижения современного искусства Норвегии. То обстоятельство, что Ее Величество с готовностью предоставляет работы из своей коллекции для выставок или для публикаций (подобных данной), - великодушный жест, открывающий путь к новым увлекательным встречам с искусством.

Подборка фотографий, сделанных королевой во время пеших путешествий, была опубликована в 2002 году в книге «Резонанс: странствия в прозе и фотографии». Частично этот проект демонстрировался в 2005 году в Скандинавском доме в Нью-Йорке. Кроме того, подборка фотографий видов Шпицбергена была представлена в 2008 году на выставке «Горы в искусстве Норвегии» в Центре Хени-Унстад.

© THE ROYAL COURT PHOTOGRAPHIC ARCHIVES, OSLO

Вернуться назад

Теги:

Скачать приложение
«Журнал Третьяковская галерея»

Загрузить приложение журнала «Третьяковская галерея» в App StoreЗагрузить приложение журнала «Третьяковская галерея» в Google play