Романтический мастер

Александра Юферова

Рубрика: 
СОБЫТИЯ
Номер журнала: 
#4 2011 (33)

Лауреат премии имени А.А. Пластова, Народный художник России Владимир Никитович Телин — последний из великолепной московской четверки (сложилась в далеких 1970-х) друзей-художников: помимо него, в эту группу входили Н.П. Федосов, В.Н. Забелин, В.В. Щербаков. Прозрачность и целостность поступательной творческой эволюции В.Н. Телина, его авторская манера — неисследованный многоуровневый жизнеутверждающий «материк» на живописной карте нашей России.

Наивно-притчевая иносказательность характеризует многие произведения художника. Что может быть более житейски-непосредственным, чем нарядно-оживленная, с оттенком лубочной стилизации картина «ГУМ, ЦУМ, Детский Мир»? Поражает ее многокрасочная пластическая целостность, а также характерный для нее затейливо-фольклорный ландшафт древнего московского Китай-города, на фоне которого текут нескончаемые пестрые вереницы колоритных персонажей, приехавших из советской глубинки за столичными пальто и «городскими» сапожками!

Мелодическая инверсия и смысловая гибкость сюжетных линий говорящей живописной пластики — характерная черта как больших, так и самых малых, восходящих к традиции А. Венецианова, Г. Сороки, А. Саврасова и Л. Соломаткина телинских «компонентных жанров», равноправными образными партиями в которых выступают фигурные (крупно стаффажные), пейзажные, натюрмортные, архитектурные и другие мотивы.

Логика развития и авторская пластическая манера действительно кристально прозрачны, но эта прозрачность трудно поддается анализу и обладает способностью вызывать ощущение специфической неопределенности или чего-то рационально необъяснимого. Ведь в зыбкости первичных «неверифицируемых» впечатлений мы неизменно узнаем — обретаем в глубинах собственной души — и некую прочную почву, и надежную точку отсчета. И неспроста, ведь все еще воспитанному на народной сказке и до сих пор не окончательно выпавшему из национальной культурной традиции русскому человеку о многом говорит традиционность сюжетно-изобразительной канвы в работах мастера.

Вглядываясь и вдумываясь в притчево-знаковые реалистические образы В.Н.Телина, все труднее отделаться от ощущения, что его тихий голос действительно необычен. Появление в его творчестве крупноформатных полотен («Добрый человек», «Ночная радуга», «Возвращение») вносит принципиально важные коррективы в устоявшийся в прежние годы хрестоматийный образ автора как художника малых бытовых камерных форм и свидетельствует, что такие полотна, как «Беженцы» или «На воде», отнюдь не были исключением.

Одновременно обращает на себя внимание специфическая сложность, проблемность и значимость творческо-эстетического феномена его «малой жанровой картинки» как авторской формы, возрождающей один из ведущих жанров русской реалистической классики, в советское время сошедший на нет1. Ведь само определение метода соцреализма как «изображения действительности в ее революционном порыве» исключало из советских эстетических приоритетов именно тонкость и «камерность» постижения правды жизни. Обновленческий «суровый стиль» эту тенденцию лишь укрепил, преобразовав в некие монументально-символические клише даже самые частные бытовые мотивы. Именно в этих формах «пространства интроспекции» естественно и закономерно начинают появляться в творчестве В.Н. Телина живые, тихие, реальные чудеса.

В творчестве В.Н. Телина — такое количество авторских открытий и актуальных творческих проблем, что в кратком эссе невозможно осветить и проанализировать их. Но из массы самых разнообразных и разносмысловых впечатлений определенно и отчетливо вырастает образ удивительно цельного, щедро талантливого, большого современного русского художника — романтического мастера поколения смены веков и эпох, на долю которого выпадает самая тяжкая из сверхзадач — удержание и возрождение распадающейся живой связи времен.

  1. Составляющие его славу послевоенные полотна А. Пластова, Ю. Кугача, В. Гаврилова, В. Нечитайло, Н. Новикова, А. и С. Ткачевых, В. Сидорова — суть большие и в основной массе «некамерные» жанры.

Вернуться назад

Теги:

Скачать приложение
«Журнал Третьяковская галерея»

Загрузить приложение журнала «Третьяковская галерея» в App StoreЗагрузить приложение журнала «Третьяковская галерея» в Google play