Возвращение национальной святыни
Если вы бывали в храме Христа Спасителя в Москве, то, несомненно, обратили внимание на икону «Богоматерь Одигитрия» с клеймами земной жизни Богородицы, что стоит на почетном месте справа от алтарной части в специально изготовленном шкафу и киоте под стеклом. Скромное одеяние иконы резким контрастом подчеркивает глубинную духовную мощь, исходящую от этого светлого образа.
Сегодня мало кто знает, что еще в XVI столетии икона «Богоматерь Одигитрия» была прославлена как чудотворная, а с XVII века получила всероссийскую известность. Этот образ является списком с почитаемой на Руси Смоленской иконы Божией Матери, именуемой «Одигитрия», принесенной из Царьграда в 1046 году. Написан он выдающимся представителем верхневолжской иконописной школы на рубеже XV—XVI веков для храма Рождества Богородицы в Устюжне.
Известный исследователь художественной культуры Вологодской земли А.А. Рыбаков нашел упоминание о чудотворной иконе в церковной описи 1567 года: «Образ чудотворныя пречистыя Одгитрие с деяньем, местная, на золоте. А от того образа Бог дает и пречистыя Богородица прошу больным и недужным исцеление».
В те далекие времена Устюжна именовалась Железной или Железопольской и славилась добычей и обработкой железа. С XV века она становится крупным центром производства различного оружия, вторым по значению в России после Тулы. Особую славу Устюженской Одигитрии принесло заступничество и счастливое избавление Устюжны Железопольской от нашествия войск Лжедмитрия II в Смутное время. В апреле 1608 года в двухдневной битве под Болховом самозванец разбил войско Шуйского во главе с братьями царя, Дмитрием и Иваном, а в начале июня подступил к Москве, став лагерем в Тушине (отсюда его прозвище Тушинский вор).
Подробно описывает события того времени С.М. Соловьев в «Истории России с древнейших времен». Он упоминает устюженскую икону «Богоматерь Одигитрия» наряду с Казанской иконой Божией Матери. В Москве, а тем более в областях, господствовала смута. Пользуясь этим, тушинцы овладели многими городами: им покорились Великие Луки, Псков, Суздаль, Углич, Тотьма, Ростов, Переяславль, Ярославль, Владимир.
В конце 1608 года война докатилась и до Устюжны, где в то время своего воеводы не было. Устюженцы выбрали воеводой приехавшего из Москвы Андрея Петровича Ртищева. Тогда же к ним на помощь пришел с Белоозера Фома Подщипаев с 400 человек. Ртищев с войском выступил навстречу полякам и 5 января 1609 года встретился с врагом у деревни Битневка. По словам современника, «устюженцы и белозерцы, не имея никакого понятия о ратном деле, были окружены и посечены, как трава». Оставшиеся в живых решили: «Лучше нам помереть за дом Божьей Матери и за веру христианскую на Устюжне». Вскоре поляки вновь пошли на Устюжну; 3 февраля караульные увидели с башен неприятеля. Горожане с возгласом: «Господи, помилуй!» начали отстреливаться. Неприятель отступил, но в полдень опять двинулся на приступ и снова отступил. В час ночи поляки предприняли новую атаку, но горожане отбили ее и отняли у осаждающих пушку, а затем прогнали их за четыре версты от города. Однако 8 февраля, получив подкрепление, поляки еще раз подступили к Устюжне и вновь были отбиты, понеся большие потери. Больше они не возвращались. По преданию, именно в этом бою защитников города воодушевляла икона «Богоматерь Одигитрия», специально вынесенная из храма.
С тех пор ежегодно 10 февраля жители Устюжны праздновали спасение своего города от неприятеля и совершали крестный ход, во время которого несли чудотворную икону.
В 1691 году на месте сгоревшего деревянного храма Рождества Богородицы возвели новый каменный пятиглавый собор, в котором мастера московской Оружейной палаты соорудили пятичиновый иконостас. Почетное место в нем отвели образу «Богоматерь Одигитрия». В 1821 году стараниями прихожан икона была одета в серебряную золоченую ризу, усыпанную драгоценными камнями. Только венец украшали 366 алмазов, 16 изумрудов, топаз и два аметиста.
Собор Рождества Богородицы оставался действующим до середины 1930-х годов. В 1936-м его закрыли. Церковная община обжаловала решение областного исполкома в суде, но безрезультатно. Храм передали местному краеведческому музею, богослужения прекратились. Каменные часовни с южной стороны соборной ограды, построенные во имя святителя Николая в память о спасении императора Александра III и его семьи, были сданы под ларьки для продажи воды и пива; изрядно разграбленные алтарь и церковная утварь стали музейными экспонатами. Так икона «Богородица Одигитрия», лишенная своего убранства, была «отлучена от Церкви», но тяжкие испытания, выпавшие на ее долю на этом не закончились.
В ночь на 23 мая 1994 года в сторожку при храме вошли трое неизвестных. Сторож с приятелем распивали водку, оба и пикнуть не успели, как им вкололи снотворное. Очнувшись, они не нашли на привычных местах семь самых ценных икон. Кража из Устюженского краеведческого музея до сих пор остается нераскрытой и является самой крупной и дерзкой в криминальной истории Вологодчины. Общая стоимость похищенного, теперь уже государственного имущества, составила 2 миллиона долларов, наиболее дорогостоящей была икона «Богоматерь Одигитрия». По самым скромным подсчетам, ее страховая оценка составляла не менее 500 тысяч долларов.
Предположительно преступники вывезли икону из области в фургоне, предварительно разделив ее на три части. В дальнейшем Одигитрия оказалась в Финляндии, а затем в Германии, исчезнув на долгие 11 лет.
И вот в июне 2005 года на сайте лондонской галереи Ричарда Темпла появилось изображение иконы «Богоматерь Одигитрия Смоленская». В ссылке говорилось, что она уже продана в Бельгию, а в галерее присутствует на правах экспоната временного хранения. Икона была опознана одним из лондонских специалистов по древнерусской живописи, а также сотрудниками полиции как похищенная в 1994 году из музея Устюжны Вологодской области.
В информации, поступившей из Национального центрального бюро Интерпола Великобритании, сообщалось, что владелец галереи приобрел икону примерно два года назад за 60 тысяч фунтов у коллекционера из Германии (бывшего гражданина CCCР), владевшего ею более пяти лет. Позже господин Темпл продал икону за 170 тысяч фунтов коллекционеру из Брюсселя, но попросил ее в аренду для того, чтобы выставить в своей галерее.
Дело о краже из краеведческого музея находилось в производстве Устюженского РОВД Вологодской области с мая 1994 года и к моменту обнаружения иконы было прекращено в связи с истечением срока давности уголовного преследования. Истребовать ее на основании международного следственного поручения оказалось невозможно.
Удостоверившись, что выставленная в Лондоне икона является ценнейшим памятником русской культуры, сотрудники Росохранкультуры вступили в переговоры с владельцем галереи в рамках международного частного права в соответствии с полномочиями службы по восстановлению законных прав собственности Российской Федерации.
Мне посчастливилось заниматься всеми организационно-правовыми вопросами возвращения иконы в Россию. Предварительно договорившись о встрече, я вылетел в Лондон. Оказалось, что Ричард Темпл более 40 лет занимается коллекционированием икон, и его галерея известна во многих странах. У него не возникло сомнений относительно возвращения иконы. Получив официальные материалы, подтверждающие российское право собственности, Темпл, несмотря на понесенные затраты, в том числе и на реставрацию, безвозмездно вернул икону, отказавшись от своих прав добросовестного приобретателя.
Оформив необходимые документы на вывоз и тщательно упаковав бесценный груз в аукционном доме Christie’s, я вылетел в Москву. На следующий день по приезде был собран экспертный совет Росохранкультуры. Тщательно осмотрев икону, эксперты подтвердили ее подлинность, отметили удовлетворительное состояние красочного слоя и наличие отдельных поновлений, выполненных после реставрации 1968 года в Воронежской специальной научно-реставрационной производственной мастерской (ВСНРПМ). Инвентарные номера музея на иконе отсутствовали — их уничтожили грабители.
Сразу же возник вопрос о дальнейшем хранении памятника. Надо сказать, что ранее департамент по сохранению культурных ценностей Минкультуры России уже возвращал в устюженский музей одну из семи украденных икон — «Святые Борис и Глеб» конца XV века, — обнаруженную в 2000 году в Германии. Однако я высказал иное предложение в отношении Одигитрии. Дело в том, что Смоленский образ Богоматери Одигитрии, символизирующий единение народа в лихую годину и являющийся всероссийской святыней, стал предтечей становления российской государственности. После 70 лет «отлучения от Церкви» и 11 лет скитаний вдали от родины новое обретение святыни нашим государством и православными верующими представлялось возможным только через Церковь.
Учитывая все обстоятельства, Росохранкультура, по согласованию с Минкультуры России, приняла решение вернуть икону Церкви. 22 января 2006 года в Патриарших палатах Кремля Президент Российской Федерации В.В. Путин передал Святейшему патриарху Московскому и всея Руси Алексию II чудотворную Устюженскую икону Божией Матери. 19 февраля 2006 года в Неделю о блудном сыне Алексий II совершил Божественную литургию в храме Христа Спасителя. Перед началом богослужения в храм был принесен чудотворный Устюженский список Смоленской иконы Божией Матери, возвращенный в Россию. Святейший патриарх встретил святыню и, поздравляя всех с торжеством ее возвращения, в частности, сказал: «Название этого образа “Одигитрия” переводится с греческого языка как “Путеводительница”, и мы видим ныне, что промыслительным образом эта замечательная икона через иноземные города и страны управила путь свой к месту своего пребывания, преодолев многоразличные искушения на этом пути... Пусть же по молитвам Пресвятой Владычицы нашей Богородицы Господь сохранит нас от искушений в море житейских треволнений, а сама Пречистая Матерь Спасителя станет для каждого из нас Одигитрией».
Автор выражает признательность Л.И. Лифшицу за экспертизу и атрибуцию иконы.
Фото: В.А. Скляров, А.И. Ганюшин