Наследники Грабаря

Алексей Владимиров

Рубрика: 
ЮБИЛЕЙ
Номер журнала: 
#4 2008 (21)

В 2008 году Всероссийскому художественному научно-реставрационному центру имени академика И.Э. Грабаря исполнилось 90 лет. Для отечественного реставрационного дела почти век деятельности центра - целая эпоха. Празднование столь значительного юбилея - повод подвести определенные итоги, понять, что и как было сделано за этот период в отечественной реставрации.

ВХНРЦ носит имя художника, историка искусств и общественного деятеля Игоря Эммануиловича Грабаря. Именно он стал основателем в России научных методов реставрации, ввел в практику предреставрационные исследования памятников, коллегиальный метод принятия решений при их раскрытии, фотофиксацию и документирование всех процессов работы. По инициативе Грабаря в 1920-е годы сформировалась уникальная, не имеющая аналогов в Европе русская реставрационная школа, которая постоянно развивается, используя результаты исследований в разных областях науки и культуры. Именно с «Грабаревскими мастерскими» с момента их возникновения и до наших дней связаны все основные мероприятия, проводимые государством в области реставрации.

История центра началась в 1918 году, когда в тяжелое время гражданской войны Грабарь по поручению наркома просвещения А.В. Луначарского разработал план государственной охраны памятников культуры. Единственными, кто противостоял тогда революционному вандализму и разрухе, стали несколько известных художников, ученых и деятелей культуры, пытавшихся убедить власть в необходимости нового подхода к охране памятников через созданную при Наркомпросе Всероссийскую комиссию по сохранению и реставрации памятников живописи, при которой Грабарь организовал Центральные реставрационные мастерские (ЦРМ).

Для работы в комиссии кроме потомственных «иконников» из Мстеры, Палеха и других старинных иконописных центров Грабарь привлек А.И. Анисимова, П.И. Нерадовского, Н.П. Лихачева, Н.П. Сычева, И.С. Остроухова, Ю.А. Олсуфьева. Все они сейчас известны как «первооткрыватели» уникальных памятников древнерусского искусства, и это не случайно, поскольку настоящее массовое раскрытие русских икон началось именно с деятельности комиссии.

В 1924 году мастерские стали самостоятельным специализированным учреждением и получили название «Центральные государственные реставрационные мастерские» (ЦГРМ).

История российской и советской реставрации, вероятно, не знает более деятельной организации. В 1918—1934 годах мастерскими отреставрировано более 1000 памятников древнерусского искусства — цифра до сих пор не осознанная. В ЦГРМ были раскрыты такие шедевры, как «Богоматерь Владимирская» (первая треть XII в., ГТГ), «Спас Златые Власы» (начало XIII в., ГРМ), «Богоматерь Боголюбская» (около 1158) и «Богоматерь Максимовская» (1299) из собрания Владимиро-Суздальского музея-заповедника. В 1918 году решили вести работу по раскрытию живописи, связанной с именем Андрея Рублева, и в Троице-Сергиевой лавре была проведена реставрация «Троицы» (1425-1427, ГТГ). Специалисты ЦГРМ отреставрировали «Звенигородский чин» (начало XV в., ГТГ), созданный гениальным иконописцем.

Необходимо отметить, что Церковь сразу осознала значимость деятельности коллектива ЦРМ. Еще в 1918 году Святейший Патриарх Тихон, понимая, что только реставраторы могут уберечь русские святыни от полного уничтожения, выдал «охранную» грамоту И.Э. Грабарю, В.Т. Георгиевскому и А.И. Анисимову с благословением и пожеланием успеха «полезному для Церкви начинанию».

Под руководством Грабаря с целью выявления памятников искусства были подготовлены и проведены научные экспедиции по Северу России и городам, расположенным по берегам Волги и Оки. Уже первые результаты деятельности реставраторов оказались успешными - они фактически заново открыли массу новых памятников иконописи. Именно благодаря им в искусствоведческих трудах появились сведения о неизвестных прежде мастерах, о таких иконописных школах, как Тверская, Ярославская, Псковская.

К сожалению, как раз в пору расцвета ЦГРМ — в 1930-е годы — политическая ситуация резко изменилась не только в области охраны памятников, но и по отношению к реставрационным мастерским: работу ЦГРМ признали «слишком узкой, аполитичной и не имеющей общественного уклона». Реставраторы стали не нужны власти, борющейся с Церковью, их письма и ходатайства в защиту памятников национальной культуры раздражали. Последовали «оргвыводы». Опытные специалисты подверглись репрессиям. После многих лет лагерей П.Д. Барановскому, Н.П. Сычеву, Н.Н. Померанцеву, В.О. Кирикову, Д.Ф. Богословскому, П.И. Юкину удалось выжить и продолжить служение делу всей жизни. Великие деятели охраны памятников Ю.А. Олсуфьев и А.И. Анисимов пали жертвами сталинских репрессий. В 1934 году ЦГРМ закрыли. Бывшие сотрудники перешли в главные российские музеи (ГТГ, ГРМ, ГИМ и др.). Общесоюзное дело охраны памятников прекратилось почти на целое десятилетие.

Великая Отечественная война внесла свои коррективы. Необходимо было срочно спасать эвакуированные фонды многих десятков музеев, и в первую очередь, тех, которые оказались в зоне оккупации. А для этого прежде всего требовались опытные кадры. Стало ясно, что без центральных реставрационных мастерских невозможно справиться с последствиями разрушений, нанесенных войной.

1 сентября 1944 года после подписания В.М. Молотовым распоряжения Совета народных комиссаров СССР создается Государственная центральная художественная реставрационная мастерская (ГЦХРМ). Грабарь, которому в то время исполнилось 72 года, не мог возглавить мастерскую, но ввел в ее штат должность научно-художественного руководителя, чьи обязанности исполнял на протяжении последующих 15 лет. В 1944 году он фактически возродил ЦГРМ.

Первому директору ГЦХРМ В.Н. Крыловой удалось собрать основной состав Грабаревских мастерских. По всей стране она разыскивала опытных реставраторов, многие были отозваны с фронта. На долгие годы мастерские обосновались в Марфо-Мариинской обители в Замоскворечье. Первое, что сделали реставраторы, — расчистили фрески и росписи М.В. Нестерова и П.Д. Корина, восстановили нестеровский иконостас Покровского собора, долгие годы использовавшегося как клуб завода. Подвиги начинаются с малого!

Главное направление деятельности мастерских в 1940-х—1950-х годах диктовалось условиями военной и послевоенной жизни: музеям, которые возвращались из эвакуации, требовалась помощь. Сотрудники ГЦХРМ начали планомерную консервацию и реставрацию экспонатов, создали послевоенные экспозиции в музеях Курска, Смоленска, Новгорода, Пскова, Калинина, Харькова и других городов. Среди значительных достижений этого периода — реставрация панорам Ф. Рубо «Бородинская битва» и «Севастопольская оборона», для восстановления которых потребовалась разработка новых методик.

Масштабы деятельности мастерской тех лет поражают. В отчетах значатся тысячи произведений из музеев Советского Союза и сотни — ввезенных в Россию из Германии (из Дрезденской галереи, музеев Берлина).

В 1958 году возобновилась экспедиционная работа. Организованные Н.Н. Померанцевым экспедиции обследовали и описали тысячи архитектурных памятников, икон, деревянных скульптур, предметов декоративной резьбы, металлического литья, ткачества.

Для восстановления структуры музейной реставрации в 1955 году ГЦХРМ организовала двухгодичные курсы подготовки реставраторов станковой живописи, графики, скульптуры и предметов прикладного искусства, предоставлявшие единственную в то время возможность получить официальное реставрационное образование. Квалификационные удостоверения курсов получили основатели реставрационных мастерских Вильнюса, Киева, Баку, Минска, Таллинна.

Богатый опыт реставраторов, а также знания старшего поколения и научное обеспечение реставрационных процессов позволили обобщить и опубликовать методические принципы реставрации послевоенного периода.

В 1960-е годы вышли в свет первые сборники «Вопросы реставрации», которые при полном отсутствии учебного материала для многих музейных реставраторов служили единственными учебными пособиями.

После окончания восстановительного послевоенного периода в музеях стало развиваться новое направление деятельности мастерских. От отдельных разрозненных памятников реставраторы постепенно перешли к циклам и сериям, связанным с различными местными школами и определенными историческими периодами. Такая методология оказалась естественной для реставрации иконописи. Единая технология создания памятников требовала единой технологии реставрации. В программе деятельности мастерских появились темы: Ростово-Суздальская иконопись, Псковская иконопись, живопись Древней Карелии, иконопись Вологодских земель. Обычно после окончания работ по раскрытию очередной серии икон устраивались выставки в Москве и Ленинграде.

Эта практика была принята за основное направление деятельности Грабаревских мастерских. Одно только перечисление выставок, за которыми стоят годы кропотливого труда реставраторов, займет несколько страниц, поэтому назовем лишь некоторые наиболее интересные экспозиции: «Солигалические находки. Художник XVIII века Григорий Островский» (1975), «Ефим Честняков — художник сказочных чудес» (1977), «Русский акварельный портрет первой половины XIX века» (1978), «Ярославский портрет XVIII—XIX веков» (1982), «Русский пастельный портрет» (1985), «Иконы строгановских вотчин» (1990-1991).

В 1974 году Грабаревские мастерские преобразованы во Всероссийский художественный научно-реставрационный центр имени академика И.Э. Грабаря (ВХНРЦ). Новый статус расширил рамки деятельности организации: она является научно-методическим и координационным центром, занимающимся практической реставрацией, фундаментальными научными исследованиями, подготовкой специалистов для музеев (в отделах центра регулярно проходят стажировку российские и зарубежные реставраторы), активным участником реставрационных советов музеев.

В настоящее время ВХНРЦ - сложная разветвленная структура, включающая в себя отделы реставрации масляной живописи, темперной живописи, мебели, тканей, керамики, графики, кости, металла, рукописей, каменной скульптуры, а также отделы физико-химических исследований, научной экспертизы, архив, фототеку. При центре созданы Архангельский, Вологодский и Костромской филиалы.

Опыт работы с памятниками культуры, применение современных технологий и материалов дают возможность ВХНРЦ выпускать научные труды, учебные пособия, монографии по реставрации одного памятника. Эти издания пользуются большим спросом, подготовленные сотрудниками центра каталоги выставок давно стали библиографической редкостью.

Многолетнее размещение мастерских в московских храмах (помимо собора Марфо-Мариинской обители, различные отделы располагались в церкви Святой Екатерины на Всполье, Владимирском соборе Сретенского монастыря, церкви Воскресения Христова в Кадашах), которые ВХНРЦ собственными силами поддерживал и восстанавливал, закончилось в 2006 году, когда вся организация переехала в реконструированное здание на улице Радио. Расширение рабочих площадей дало возможность оснастить отделы современным оборудованием.

Дни празднования 90-летия ВХНРЦ были отмечены проведением очередных Грабаревских чтений и торжественным заседанием с участием коллег-реставраторов из многих российских музеев. Президент Российской Федерации Д.А. Медведев прислал письмо с благодарностью коллективу центра «за большой вклад в дело сохранения культурного наследия России». Все эти мероприятия проходили на фоне выставки, экспонатами которой стали музейные предметы «со стола реставратора». В их числе демонстрировались спасенные или спасаемые специалистами картины и графические листы из собрания Музея-усадьбы «Мураново», поврежденные во время пожара в июле 2006 года, саркофаг (Пантикапей, I в.) из собрания Государственного Исторического музея, найденный в 1890 году во время археологических раскопок под Керчью, миниатюры из Красноярской и Чайковской художественных галерей, сложнейшая реставрация которых проведена по специально разработанной методике.

Итоговым выводом всех присутствовавших на юбилейных мероприятиях было то, что, несмотря на трудности, в том числе жесткие финансовые условия, реставрационное дело в России активно развивается.

Иллюстрации

«Обследование Н.Н. Померанцевым древней иконы Св. Николая, найденной им на чердаке Воскресенской церкви 1694 г. в селе Верхние<br />
Матигоры Холмогорского р-на Архангельской области. Июль 1966 г.»
«Обследование Н.Н. Померанцевым древней иконы Св. Николая, найденной им на чердаке Воскресенской церкви 1694 г. в селе Верхние Матигоры Холмогорского р-на Архангельской области. Июль 1966 г.»
(аннотация неустановленного участника экспедиции).
Никола Можайский. XVI в. Фрагмент
Никола Можайский. XVI в. Фрагмент
Государственное музейное объединение «Художественная культура Русского Севера», Архангельск
После реставрации скульптура была атрибутирована как «Никола Можайский» (XVI век).
Скульптура “Никола Зарайский в киоте” XVII века
«Скульптура “Никола Зарайский в киоте” XVII века.
Вывезена в 1958 году экспедицией ГЦХРМ из д. Петуховская (Волосово) Каргопольского р-на»
(аннотация неустановленного участника экспедиции).
Никита Столпник Переславльский из деисусного чина Русский Север. Середина XVII в.
Никита Столпник Переславльский из деисусного чина Русский Север. Середина XVII в.
Дерево, левкас, темпера. 199 × 61. Государственное музейное объединение «Художественная культура Русского Севера», Архангельск
Симеон Столпник из деисусного чина Русский Север. Середина XVII в.
Симеон Столпник из деисусного чина Русский Север. Середина XVII в.
Дерево, левкас, темпера. 200 × 61. Государственное музейное объединение «Художественная культура Русского Севера», Архангельск
Мастер А.В. Mельников. Донце от прялки. 1860
Мастер А.В. Mельников. Донце от прялки. 1860
Дерево, резьба, инкрустация, роспись. 70 × 28 × 17. Сергиево-Посадский государственный историко-художественный музей-заповедник. В процессе реставрации
«Иконостас Крестовоздвиженской церкви 1769 г. села Макарьина (Онежский р-н Архангельской обл.) IV Онежская экспедиция ГЦХНРМ. 1971 г.»
«Иконостас Крестовоздвиженской церкви 1769 г. села Макарьина (Онежский р-н Архангельской обл.) IV Онежская экспедиция ГЦХНРМ. 1971 г.» (аннотация неустановленного участника экспедиции).
Царские врата. 1760-е
Царские врата. 1760-е
Государственное музейное объединение «Художественная культура Русского Севера», Архангельск. После реставрации
Мастерская Е.Ф. Одоевской. Покров «Св. Кирилл Белозерский». 1671.  До реставрации
Мастерская Е.Ф. Одоевской. Покров «Св. Кирилл Белозерский». 1671
Атлас, узорчатая тафта, холст, хлопчатобумажная ткань, шелковые, серебряные и золотые нити, лицевое шитье. 225 × 130. Кирилло-Белозерский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник. До реставрации
Мастерская Е.Ф. Одоевской. Покров «Св. Кирилл Белозерский». 1671.  После реставрации
Мастерская Е.Ф. Одоевской. Покров «Св. Кирилл Белозерский». 1671
Атлас, узорчатая тафта, холст, хлопчатобумажная ткань, шелковые, серебряные и золотые нити, лицевое шитье. 225 × 130. Кирилло-Белозерский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник. После реставрации
Неизвестный художник. Девушка
Неизвестный художник. Девушка
Холст, масло. 40,5 × 31,4. Музей-усадьба «Мураново»
До реставрации. После технической реставрации с пробой на регенерацию лака
Неизвестный фламандский художник второй половины XVII в. (Хамерс Францискус?). У развалин монастыря
Холст, масло. 96 × 148. Моршанский историко-художественный музей.
Фрагмент картины с пробами на регенерацию лака
В процессе удаления записей на изображении неба
Ф.А. БРОННИКОВ. Мученик на арене. 1873. До реставрации и после дублирования
Ф.А. БРОННИКОВ. Мученик на арене. 1873
Холст, масло. 48,5 × 65. Череповецкое музейное объединение.
До реставрации
После дублирования

Вернуться назад

Теги:

Скачать приложение
«Журнал Третьяковская галерея»

Загрузить приложение журнала «Третьяковская галерея» в App StoreЗагрузить приложение журнала «Третьяковская галерея» в Google play