В течение второй половины нынешнего года в здании Третьяковской галереи на Крымском Валу прошел ряд персональных выставок современных авторов, объединенных идеей поколения 1960-1970-х годов. Среди них - Мария Эльконина, Андрей Гросицкий, Ольга Булгакова и Александр Ситников из Москвы, Герман Егошин и Завен Аршакуни из Санкт-Петербурга. Каждый из этих художников в свое время ярко заявил о себе, каждого из них можно назвать лицом поколения. Но вместе с тем каждый из них - это отдельное явление в отечественном искусстве. Все они принадлежат к тому направлению, которое считается левым - либо к левому МОСХу и ЛОСХу, либо к авангарду второй волны ХХ века.

Мария ЭЛЬКОНИНА. Объекты. 1957—2007

Мария Бодрова

Рубрика: 
ВЫСТАВКИ
Номер журнала: 
#4 2007 (17)

Самим своим рождением в семье замечательных художников Виктора Борисовича и Надежды Михайловны Элькониных Марии Викторовне было предопределено продолжить династию. Через отца, члена группы «Четыре искусства», его друзей она приобщилась к творчеству Поля Сезанна, которого до сих пор считает родоначальником всех новаций ХХ века.

В 1959 году Мария Викторовна окончила Московский полиграфический институт как книжный иллюстратор, но еще будучи студенткой, она обратилась к экспериментальным формам творчества. С тех пор главным материалом в ее работе стало дерево.

Произведения Элькониной сложно охарактеризовать одним словом - так много в них переплетено. С одной стороны, их несомненно можно назвать картинами, так как они построены по классическому принципу: ясен верх и низ, передний и дальний планы, присутствует понятие внутреннего картинного пространства и света, художница использует традиционную технику масляной живописи. С другой стороны, в работах нет зрительно узнаваемого мира, но есть угадываемый образ, созданный в технике живописного рельефа. Таким, например, является триптих «Несущие свечи» (1970) из собрания автора. Он представляет собой самостоятельные вертикальные доски, поверх которых организован рельеф, состоящий из геометрических форм. При этом каждый элемент триптиха являет определенный образ: в боковых частях угадываются мужская и женская фигуры, причем мужчине в верхней доле соответствует внятно читаемый знак солнца, а женщине - знак луны. Средняя часть становится символом их пути в этом мире, в центре которого видны крест - один из излюбленных символов Элькониной, и веревки-пелены. В пространстве выступает подобие рук, несущих свечи. Все вместе создает ощущение мерного шествия навстречу общей судьбе.

Из дерева, являющегося основным средством выразительности в творчестве художницы, она формирует лаконичные, необходимые для очередной работы формы: овалы, круги, доски разного размера, планки. Они складываются в некий образ, выражению которого не требуется зрительная узнаваемость. Вместе с тем произведения Элькониной нельзя в полной мере назвать холодными абстракциями. Скорее, это знаки, передающие с помощью структурного анализа понятия духовного порядка. Ее живописные контррельефы по гармонии своих пропорций и строгости живописного решения близки классической архитектуре.

Используя масляную краску, художница обращается к темной гамме черного и коричневого, но в то же время в создании сложно передаваемого пространства не менее важное значение имеют естественный цвет и фактура самого дерева. И тогда начинается игра поверхностей и глубин, света и тени, темного и светлого, возникает ощущение музыкальной гармонии.

Мария Эльконина сродни средневековым мастерам, которые с помощью образов-знаков вели к созерцанию и духовному постижению мира. Только в отличие от них художница идет по пути минимализма, используя современные способности зрительного восприятия.

Иллюстрации
Кресm с фигуркой и кругом. 1959
Кресm с фигуркой и кругом. 1959
Дерево, масло, рельеф. 60×42
Композиция с кресmом и кругом. 1959
Композиция с кресmом и кругом. 1959
Дерево, масло, рельеф. 74,5×45

Вернуться назад

Теги:

Скачать приложение
«Журнал Третьяковская галерея»

Загрузить приложение журнала «Третьяковская галерея» в App StoreЗагрузить приложение журнала «Третьяковская галерея» в Google play