В течение второй половины нынешнего года в здании Третьяковской галереи на Крымском Валу прошел ряд персональных выставок современных авторов, объединенных идеей поколения 1960-1970-х годов. Среди них - Мария Эльконина, Андрей Гросицкий, Ольга Булгакова и Александр Ситников из Москвы, Герман Егошин и Завен Аршакуни из Санкт-Петербурга. Каждый из этих художников в свое время ярко заявил о себе, каждого из них можно назвать лицом поколения. Но вместе с тем каждый из них - это отдельное явление в отечественном искусстве. Все они принадлежат к тому направлению, которое считается левым - либо к левому МОСХу и ЛОСХу, либо к авангарду второй волны ХХ века.

Андрей ГРОСИЦКИЙ. Живопись, графика

Мария Бодрова

Рубрика: 
ВЫСТАВКИ
Номер журнала: 
#4 2007 (17)

Андрей Гросицкий - художник из поколения новаторов эпохи процветания реализма. Он получил классическое образование в стенах Суриковского института (ученик Д. Мочальского), и эта академическая выучка отличает его от многих, входивших с конца 1950-х годов в круг так называемого неофициального искусства.

В 1968 году Андрей Гросицкий вступает в Союз художников и почти одновременно начинает экспонировать свои произведения на неофициальных выставках маргиналов отечественного искусства. Многолетняя дружба и работа рядом с М. Рогинским, Б. Турецким, И. Чуйковым и другими творческими личностями с начала 1960-х годов позволяют художнику шире узнать историю мирового авангарда и размышлять о нем путем собственного опыта.

На выставке в ГТГ были собраны произведения из мастерской автора, частных коллекций и Историко-архитектурного и художественного музея «Новый Иерусалим» (Истра), относящиеся к разным периодам творчества мастера - от ранних, времени поиска, до нынешних, развивающих эти поиски в современном ключе.

Как всякий ищущий себя художник, Гросицкий в свое время проделал путь, которым прошли многие его современники, - путь от Сезанна и русского кубизма, через приемы сюрреализма, к собственному видению мира и возможностей искусства. В результате поиски привели Гросицкого к созданию индивидуального художественного метода на основе реалистической манеры. Творческий перелом произошел в конце шестидесятых, когда он нашел себя, став концептуальным живописцем.

Будучи художником, развивающимся в русле мировых течений искусства второй половины ХХ века, Гросицкий, вместе с тем, иной. Особенность его взаимоотношений с миром позволяет видеть в нем более глубокого, философичного мастера в отличие от западных художников, опирающихся на рекламные и масс-медийные понятия и образы. Его интересуют тонкие связи бытия человека с миром вещей, и именно в этом он оказывается удивительно национальным по сути живописцем в духе «новой вещественности», соединившим традицию в технике и актуальность в выборе натуры.

Во многих произведениях, собранных на выставке, идет разговор о жизни: то нервный, как, например, в «Агрегате № 7» (1988) или во множестве растерзанных тюбиков, то спокойно-созерцательный, как в «Новом ботинке» (1995).

С формальной точки зрения Андрей Гросицкий - мастер натюрморта. Но его интересует не столько внешний образ предмета (хотя этот момент чрезвычайно важен, ведь он чаще всего обращается к отбросам жизнедеятельности человека), сколько философская, метафизическая составляющая «героев». Именно это качество отличает произведения Гросицкого от работ художников поп-арта.

Гиперболизация предмета, как бы «прожившего века», будь то старые лампы, агрегаты, останки ржавых труб, рваных тюбиков из-под краски, привносит такую монументальность и внутреннюю содержательность, что это приводит к ощущению вселенской значительности самого предмета.

Категория времени является неотъемлемой и определяющей в творчестве Гросицкого. Его предметы, выражающие мир «текущего момента», как бы предстоят перед миром вечности. Страстность умирающей плоти, являющей себя в своей странной красоте, на которую может обратить внимание только эпоха постмодернизма, находит выражение в разнообразных художественных приемах. Не только увеличение масштаба, но и введение рельефа, неправильность границ холста, использование коллажа, сопоставление реалистической живописи с нейтральным, как правило, фоном - все это придает произведениям Гросицкого необычность звучания, в котором соединяются вселенское и земное, вечное и преходящее.

Иллюстрации
Красная краска. 1996
Красная краска. 1996
Холст, масло, смешанная техника. 100×110
Растерзанный тюбик. 2000
Растерзанный тюбик. 2000
Холст, масло, смешанная техника. 140×91
Новый ботинок. 1995
Новый ботинок. 1995
Холст, масло, смешанная техника. 105×95
Агрегат № 7. 1988
Агрегат № 7. 1988
Холст, масло, смешанная техника. 140×110

Вернуться назад

Теги:

Скачать приложение
«Журнал Третьяковская галерея»

Загрузить приложение журнала «Третьяковская галерея» в App StoreЗагрузить приложение журнала «Третьяковская галерея» в Google play