Alma Mater художественной элиты России

Анатолий Бичуков

Рубрика: 
ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ВУЗЫ РОССИИ
Номер журнала: 
#4 2007 (17)

Среди высших учебных заведений России, готовящих профессионалов всех профилей в области изобразительного искусства, Московский государственный академический художественный институт имени В.И. Сурикова по праву занимает лидирующее место наряду с Санкт-Петербургским государственным академическим институтом живописи, скульптуры и архитектуры имени И.Е. Репина.

Свою родословную МГАХИ им. В.И. Сурикова ведет от Московского училища живописи и ваяния, основанного в 1843 году при Московском художественном обществе. Традиции, заложенные в стенах МУЖВ и Императорской Академии художеств, стали основополагающими в разработке и развитии теоретических и практических программ учебного процесса в Суриковском институте. Ежегодно в нашем вузе обучается около 600 студентов и аспирантов из Российской Федерации, стран СНГ и ряда зарубежных государств. Наряду с общегуманитарными дисциплинами они изучают классический рисунок и графику, живопись, скульптуру, а с 2001 года и архитектуру. Институт выпускает также реставраторов живописи и скульптуры. Желающие пройти предварительную подготовку к вступительным экзаменам и обладающие достаточным умением и способностями имеют возможность заниматься на подготовительном факультете.

Основное значение профессорско-преподавательский коллектив института придает профессиональной подготовке студентов, обретению необходимых ремесленных навыков и мастерства. Учебный процесс носит многоступенчатый характер поэтапного освоения изобразительной грамоты - от уроков академического рисунка, композиции, живописи к пониманию формы, объема и пространства, решению сложных творческих задач. Эта работа начинается с рисования гипсов, постановочных натюрмортов, продолжается в натурных классах, где студенты учатся рисовать, писать и лепить обнаженные модели, создают портреты, жанровые композиции. За период обязательного шестилетнего обучения, после двух базовых курсов, каждый из которых продолжается по два семестра, студенты получают право специализации по разным видам и жанрам творчества, прикрепляются к выбранным ими профессорам и педагогам. Институт также готовит уникальных специалистов-реставраторов живописи и скульптуры. Предварительная подготовка к вступительным экзаменам осуществляется на подготовительном факультете. С третьего курса они занимаются с конкретными преподавателями, руководителями кафедр и персональных мастерских. Это время обретения творческой самостоятельности, шлифования мастерства и становления авторской индивидуальности. Важными и необходимыми структурами института, находящимися в административном подчинении ректорату, являются Ученый и Диссертационный советы, члены которых избираются и утверждаются приказом ректора.

Ежегодно в институт по результатам вступительных экзаменов по основным дисциплинам зачисляется 100 абитуриентов. Большинство из них, как правило, до поступления в МГАХИ им. В.И. Сурикова получили специальное среднее художественное образование в различных творческих заведениях России.

Уникальность обучения в Суриковском институте обусловлена как верностью реалистическим традициям отечественного искусства, академической школе, так и высочайшим профессиональным уровнем профессорско-преподавательского состава. У нас работают 20 действительных членов (академиков) и 8 членов-корреспондентов Российской академии художеств, 21 народный художник Российской Федерации, 33 заслуженных художника России, 39 профессоров и 24 доцента, 46 докторов (full time и visiting) и кандидатов наук по творческим и гуманитарным дисциплинам, лауреаты государственных и международных премий. Такого количества профессионалов экстра-класса на 600 студентов, пожалуй, нет больше нигде не только в нашей стране, но и за рубежом. Уровень подготовки будущих художников, архитекторов и искусствоведов в МГАХИ им. В.И. Сурикова соответствует самым высоким требованиям, отвечает всем критериям и обеспечивает достойное духовное, эстетическое и творческое воспитание новых поколений мастеров изобразительного искусства, преемственность великих традиций русской художественной культуры.

С первых лет существования Суриковского института здесь преподавали выдающиеся деятели отечественного искусства, блестящие практики и теоретики. Достаточно назвать лишь некоторые славные имена, чтобы представить, насколько высок авторитет нашего института в профессиональной среде как в России, так и далеко за ее пределами. Это те, кто стоял у истоков рождения, формирования и развития института: И.Э. Грабарь, А.А. Дейнека, В.А. Фаворский, М.Г. Манизер, Н.В. Томский, Д.К. Мочальский, К.М. Максимов, Б.А. Дегтярев, М.М. Черемных, Е.А. Кибрик, В.Н. Лазарев, М.В. Алпатов, Ю.Д. Колпинский, К.А. Тутеволь, Н.И. Андронов, П.И. Бондаренко, Л.Е. Кербель, О.К. Комов, М.Ф. Бабурин, В.Ф. Рындин, Ф.А. Модоров, В.Г. Цыплаков, В.К. Нечитайло, Б.А. Успенский, М.В. Лукьянов, В.П. Панов. Сегодня здесь трудятся Т.Т. Салахов, Д.Д. Жилинский, В.Е. Цигаль, М.М. Курилко-Рюмин, В.М. Сидоров, Г.М. Манизер, А.Ю. Рукавишников, М.В. Переяславец, Е.Н. Максимов, В.Н. Телин, О.М. Савостюк, Н.Н. Соломин, М.Ф. Киселев, И.Л. Лубенников, О.И. Ардимасов, Т.Г. Назаренко, А.Т. Салахова, А.И. Теслик, А.А. Любавин, A.И. Рожин, С.Н. Присекин, С.П. Оссовский, Р.И. Лебедева, А.Б. Суворов, Г.В. Шуршин, B.Н. Слатинский, И.Л. Арустамова, И.И. Черапкин, А.Б. Якушин, А.Г. Акритас, Д.А. Надежин. Это не только прославленные художники и искусствоведы, авторы замечательных произведений и научных трудов, но и блестящие педагоги-подвижники.

Мы с гордостью говорим об этом в год 250-летия Российской академии художеств, которую возглавляет сегодня Зураб Константинович Церетели - личность, наделенная универсальным талантом, редкой работоспособностью, масштабностью мышления. Как президент Академии, он уделяет огромное внимание творческой молодежи, развитию и совершенствованию учебного процесса в академических художественных вузах страны, оказывает неоценимую помощь и нашему институту.

При содействии Академии в МГАХИ им. В.И. Сурикова создан архитектурный факультет, первый выпуск которого состоялся в 2007 году, была укреплена материальная база, увеличено бюджетное финансирование, получили активное развитие международные контакты и сотрудничество с зарубежными художественными учебными заведениями, расширилась выставочная работа. Иными словами, институт обрел оптимальные возможности для совершенствования всех форм профессиональной деятельности.

Замечательный французский писатель Анатоль Франс когда-то заметил, что искусству «угрожали два чудовища: художник, который не является мастером, и мастер, который не является художником». Эта объективная истина всегда была и остается главным условием творческой подготовки, обучения молодого поколения в стенах института, поэтому и требования к студентам, к результатам формирования и становления профессиональных кадров, личности творца у нас особые. Мы стараемся развивать у учащихся самостоятельность образного мышления, ответственное отношение к решению художественных задач, стремление к расширению эстетического диапазона.

Наряду с профессиональными дисциплинами самое пристальное внимание уделяется в институте преподаванию гуманитарных предметов - отечественной и всемирной истории, истории искусства с древнейших времен до наших дней, философии, изучению русского и иностранных языков. На гуманитарном факультете, на кафедрах истории искусства, русского и иностранных языков работают высококвалифицированные педагоги, авторы фундаментальных теоретических трудов, монографий и учебных пособий.

В МГАХИ им. В.И. Сурикова существует уникальный методический фонд с коллекцией оригиналов графических работ великих русских художников. Собрание прекрасной библиотеки института насчитывает более 150 тысяч единиц специальной литературы, справочников, словарей, пособий, отечественной и зарубежной периодики по культуре и искусству, другим областям знаний. Библиотека располагает удобными, хорошо оснащенными читальными залами, здесь трудятся знатоки своего дела, настоящие специалисты, оказывающие необходимую консультативную помощь читателям.

Большое значение мы придаем не только духовному развитию учащихся, но и их физическому здоровью. Институт заботится о гармоничном воспитании личности каждого студента.

В МГАХИ им. В.И. Сурикова воспитано не одно поколение художников страны, внесших значительный вклад в мировое изобразительное искусство. Многие выпускники получили общественное признание, обогатили отечественную культуру замечательными произведениями разных видов и жанров, стилей и направлений. Немало наших воспитанников стало авторами памятников и росписей, картин и скульптур, графических листов, вошедших в собрания крупнейших музеев России. Их творческий труд получил заслуженную оценку государства и общества, художественной критики.

Даже в самой развернутой статье невозможно перечислить имена всех наших выпускников за более чем шестидесятилетний период, удостоенных высоких государственных наград, премий и почетных званий. Их произведения вошли в золотой фонд российской культуры, стали подлинным народным достоянием, доказывая жизнеспособность, востребованность нашего искусства, его общественную актуальность и историческую ценность.

Сочетание традиций и новаторства, духовная содержательность и нравственность, образная выразительность, оригинальность пластических идей, чувство времени - вот далеко не полный круг задач, которые решает профессорскопреподавательский коллектив Суриковского института.

Мы активно стимулируем художественное воображение, приветствуем верность большим традициям и дух новаторства, самостоятельность творческих поисков наших студентов и аспирантов, примером чему служит духовный и профессиональный опыт наставников молодежи. Важным фактором этого процесса стали новые формы поощрения наиболее одаренных и способных учащихся, такие как учреждение именных стипендий: им. Д.К. Мочальского, им. К.А. Тутеволь, им. В.Г. Цыплакова, им. В.Ф. Рындина, им. М.М. Черемныха, им. Е.А. Кибрика, им. Б.А. Дегтярева, им. Л.Е. Кербеля, им. М.Г. Манизера, им. М.В. Алпатова, им. Ю.Д. Колпинского, им. А.В. Иконникова и стипендия, носящая имя выдающегося русского архитектора XVIII - начала XIX века Михаила Казакова. Это созвездие имен давно стало синонимом классики национальной живописи, скульптуры, графики, сценографии, архитектуры и искусствоведения. Стипендии имеют конкретное денежное выражение, играют поощрительную роль, повышают чувство ответственности студентов, стимулируют соревновательность на право быть ими удостоенными. Такая форма - одно из нововведений в современной профессионально-воспитательной деятельности института наряду с традиционными повышенными стипендиями за отличные показатели в учебе. МГАХИ им. В.И. Сурикова имеет право выдвигать кандидатов на почетные звания и государственные награды и ходатайствовать по этим вопросам перед соответствующими государственными инстанциями.

Перед началом очередного, 65-го учебного года З.К. Церетели вручил медали Академии «За успехи в учебе» лучшим студентам Суриковского института, что стало незабываемым событием в их жизни. Так родилась еще одна форма поощрения одаренной, осознанно относящейся к своему призванию молодежи, свидетельствующая о новом уровне заботы и внимания к воспитанию нового поколения художников-профессионалов. Это замечательный пример и для иностранных студентов.

О зарубежных учащихся следует сказать особо. Мы имеем достаточно давнюю практику работы с ними и можем с уверенностью констатировать ее положительные результаты. В Суриковском институте иностранцы занимаются на платной основе (большинство российских граждан обладают правом на учебу за бюджетные средства и незначительная часть, около 10% абитуриентов, принимается дополнительно к основному набору за умеренную ежегодную оплату). У нас учились и стажировались граждане Болгарии, Германии, Венгрии, Финляндии, Чили, Греции, Кипра, Эфиопии, Египта, Турции, КНР! КНДР Южной Кореи и других стран. Многие из них ныне являются признанными мастерами на родине. Сегодня в институте обучаются граждане Кипра, КНДР, Южной Кореи, Китая, стран СНГ Это свидетельствует о конкурентоспособности российской высшей школы художественного образования, о международном авторитете и о вкладе МГАХИ им. В.И.Сурикова в укрепление престижа нашей системы обучения. Пожалуй, главная причина такого отношения наиболее объективной части западного профессионального творческого сообщества обусловлена уникальностью и качеством художественного обучения в России, потому что нигде в мире не сохранен и не продолжен опыт академического классического рисунка, реалистических традиций, базирующихся на опыте старых мастеров европейского искусства.

Суриковский институт изначально включал в свои учебные программы такой предмет, как копирование музейных шедевров русского и западноевропейского искусства разных эпох и стилей, что является для студентов основой знания техник, секретов мастерства великих художников. В давние времена это было непременным условием обучения в старейших европейских академиях Италии, Франции, Германии, Испании и других стран. Однако уже ко второй половине XX века бесценный опыт прошлого почти повсеместно был предан забвению, и лишь Россия осталась оплотом классической системы профессионального обучения, внеся существенный вклад в ее развитие и обновление. Еще одно традиционное преимущество - обязательная работа студентов на натуре. У нас она является непременным условием всего учебного процесса, включая ежегодные летние практики, проведение которых институт обеспечивает из средств, выделяемых государством. Все это отнюдь не означает пренебрежения к привлечению и использованию новых медийных технологий и иных современных средств, позволяющих расширить спектр и диапазон творческих интересов и возможностей студентов. Нас могут упрекнуть в некоторой архаичности, что по сути дела не является серьезным аргументом в обсуждении перспектив художественного образования. Мы не ограничиваем творческую волю и фантазию, свободу самовыражения учащихся, но требуем при этом безукоризненного владения всем арсеналом классических форм и методов профессионального ремесла, являющегося основой подлинного мастерства, без которого любой, самый, казалось бы, передовой, опережающий время эксперимент будет обречен на неудачу как несостоятельный и даже спекулятивный. Мы не можем допустить появления в искусстве дилетантизма, прикрываемого высокопарными фразами об актуальном искусстве, искусстве интеллектуальной игры без правил. Не станем предрекать за кем будущее, но еще раз выразим уверенность в жизнеспособности реализма в широком смысле этого всеобъемлющего понятия.

Мы поддерживаем новаторство и творческий поиск наших студентов, вот почему на шестом курсе в процессе работы над дипломными произведениями им предоставляется свобода выбора темы, манеры, дается право на осознанный эксперимент. Причиной подобного раскрепощения служит прежде всего не либерализм со стороны профессорско-преподавательского состава, ректората, а наша уверенность в прочности знаний, навыков и опыта, полученных студентами за пять лет учебы. Конечно, мы не допускаем анархии, поэтому бережно и вместе с тем взыскательно руководим работой над дипломом, помогаем практическими советами, даем консультации. Завершающая стадия обучения не остается без пристального внимания педагогов-наставников, несущих персональную ответственность за своих выпускников. Этот период перед финишем делится на два этапа. После обсуждения замысла, возможной стилистики, содержательной фабулы, сюжета или темы, жанровой специфики и прочего дипломник приступает к самостоятельной работе. Ее итогом становится преддипломная защита, на которой представители кафедр в зависимости от специализации высказывают свои мнения и замечания в присутствии членов Ученого совета института. После одобрения продолжается работа над окончательным вариантом диплома. В случае, когда представленный на утверждение проект не устраивает членов комиссии по профессиональным параметрам и качеству, дипломнику предоставляется возможность изменить показанный вариант. На защиту дипломных работ приглашаются представители Государственной аттестационной комиссии, рецензенты и члены Ученого совета института. Руководитель диплома рекомендует выпускника, который излагает концепцию своего произведения и рассказывает о процессе его подготовки, после чего начинается обсуждение. Затем члены комиссии тайным голосованием и определением итоговой оценки по пятибалльной шкале объявляют окончательный результат.

Подобным же образом, но на ином уровне - при представителе ГАК, членах Ученого и Диссертационного советов, рецензентах и оппонентах, происходит защита диссертаций на факультете истории и теории искусства. Предварительно ознакомившись с авторефератами, Диссертационный совет заслушивает научного руководителя и диссертанта, затем приглашенных рецензентов или независимые отзывы, после чего начинается обсуждение, а потом члены Диссертационного совета переходят к голосованию. При положительном решении защиту принимают и направляют протокол и соответствующие документы на утверждение в Высшую аттестационную комиссию. Обычно ежегодно защищается не менее шести аспирантов либо прикрепленных к аспирантуре претендентов на ученую степень.

Следует особо подчеркнуть, что в МГАХИ им. В.И. Сурикова существует только очная форма обучения и отсутствует категория вольнослушателей и вольноопределяющихся. Иногородним и иностранным студентам предоставляется общежитие - для российских учащихся бесплатно, для иностранцев плата за проживание включена в стоимость обучения. Все студенты обеспечиваются необходимыми художественными материалами и инструментами.

Московский государственный академический институт имени В.И. Сурикова, как и другие академические учебные заведения, находится в непосредственном подчинении и под патронатом Российской академии художеств. Его учебные программы и планы ежегодно рассматриваются на Ученом совете и утверждаются ректором. Ректор, проректоры, деканы, заведующие кафедрами, профессора и доценты, преподаватели избираются путем открытого голосования сроком на пять лет и утверждаются персонально и общим списком. Замещение вакантных должностей происходит на конкурсной основе, решение по кандидатурам принимается Ученым советом института.

В институте существует постоянно действующий самоуправляемый студенческий совет, избираемый открытым голосованием, на демократической основе. В функции совета входит рассмотрение и урегулирование спорных вопросов и конфликтов, организация досуга, секций по интересам, поддержание дисциплины и т.д.

Многофункциональная комплексная система, включающая в себя профессиональное обучение, воспитание вкуса, расширение эстетического кругозора, - залог подготовки достойных специалистов и мастеров станковой, монументальной живописи и скульптуры, графики и книжной иллюстрации, плаката и сценографии, искусствоведов и критиков, архитекторов.

В этой статье обрисована общая, далеко не полная картина повседневной работы коллектива МГАХИ им. В.И. Сурикова. Отдельно следует сказать об Академическом художественном лицее, находящемся в ведении нашего института. Он обеспечивает основательную профессиональную подготовку одаренных детей и юношества по всем видам изобразительного искусства, одновременно обучающихся в соответствии с программой средних общеобразовательных школ России. Лицей давно стал одним из наших резервов, пополняющих своими выпускниками ряды абитуриентов института, воспитанных в духе уважения и гордости за великую, многовековую культуру своей страны, чувствующих себя ее наследниками и носителями духовных идеалов, идеалов красоты и добра.

Сегодня на примере многогранной деятельности Суриковского института можно судить об уровне и качестве академического художественного образования в России, его уникальных особенностях, возможностях и перспективах.

Иллюстрации

Наmурная масmерская
Наmурная масmерская
Офорmная масmерская
Офорmная масmерская
Наmурная масmерская. Факульmеm скульпmуры
Наmурная масmерская. Факульmеm скульпmуры
Просмоmр рабоm на факульmеmе скульпmуры
Просмоmр рабоm на факульmеmе скульпmуры
Факульmеm архиmекmуры. Защиmа диплома
Факульmеm архиmекmуры. Защиmа диплома
Вручение сmуденческих билеmов рекmором Инсmиmуmа
Вручение сmуденческих билеmов рекmором Инсmиmуmа
Библиоmека
Библиоmека
Президенm РАХ награждаеmm медалями Академии лучших сmуденmов
Президенm РАХ награждаеmm медалями Академии лучших сmуденmов

Вернуться назад

Теги:

Скачать приложение
«Журнал Третьяковская галерея»

Загрузить приложение журнала «Третьяковская галерея» в App StoreЗагрузить приложение журнала «Третьяковская галерея» в Google play