Портал «Музеи России»: 10 лет в Интернете
Наивно утверждать, что это юбилей. Цифры имеют магическое влияние над людьми. Есть традиция, подходя к круглым датам, анализировать итоги работы. Портал «Музеи России» www.museum.ru начал свою работу в 1996 году, о подведении итогов говорить еще рано, но результаты уже есть, и отметить их необходимо.
Не будем углубляться далеко в прошлое. Просто вспомним, что 10 лет назад российский Интернет только зарождался. Портал «Музеи России» один из первых Интернет ресурсов вообще и на культурную тематику в частности. Прошло время, и Интернет стал привычной средой для многих людей. Музеи также активно используют эту сферу, многие из них имеют информационные и зрелищные сайты. Портал «Музеи России» смотрится несколько старомодно. К своему 10-летию мы навели немного глянца, но принципиально оформление меняться не будет, оно останется строгим.
Портал «Музеи России» завоевал любовь публики прежде всего информационным наполнением. Он создавался как база данных по музеям. 10 лет мы ведем Всероссийский реестр музеев, который сейчас содержит сведения о трех тысячах музеев самого разного статуса, подчинения, специализации. Реестр музеев - это Интернет-энциклопедия, здесь посетители узнают то, что они хотят знать в первую очередь: адрес, телефон, проезд, время работы, цены на билеты. Эта информация востребована.
Следующий раздел, которым портал особенно гордится, - «Новости музеев». В этом словосочетании есть какая-то парадоксальность. Музей имеет образ монументальный и непоколебимый, где время остановилось, а новости - временное, изменчивое, непостоянное. Разве могут быть эти понятия связаны? Оказывается, да. Ежедневно на портал «Музеи России» поступает множество сообщений из музеев-корреспондентов о выставках, конференциях, изданиях, праздниках, занятиях с детьми, с инвалидами и т. д.
Новостная служба портала работает каждый день. Он размещает более 10 сообщений в день, что составляет 4500 новостей в год. Портал «Музеи России» является Интернет-СМИ и зарегистрирован в Министерстве печати в 2001 году. Принципы его работы максимально демократичны. Любой российский музей, крупный или небольшой, может прислать информацию о своей работе. Наиболее интересные новости выходят в виде еженедельного электронного журнала. С 2005 года портал «Музеи России» выступает информационным партнером ряда музеев: Исторического музея, Музея изобразительных искусств им. А.С. Пушкина, Третьяковской галереи, Русского музея, Музея-памятника «Исаакиевский собор», Владимиро-Суздальского музея-заповедника, Национального музея Республики Татарстан и многих других.
Расскажем немного о взаимодействии с Третьяковской галереей. Информация о выставках и научных мероприятиях галереи регулярно размещается на портале «Музеи России». Отметим прекрасную работу отдела прессы под руководством Элеоноры Викторовны Тян. Третьяковская галерея выстроила общение со СМИ на самом высоком уровне. Перед каждой
выставкой проходит пресс-конференция или пресс-показ. Такая активная работа с журналистами приносит ощутимые плоды.
Жизнь музея насыщена событиями. За первую половину 2006 года портал разместил 52 сообщения по мероприятиям Третьяковской галереи в Лаврушинском переулке, на Крымском Валу, о выставке в Новом Манеже. Это и материалы, которые поступают из пресс-службы, и специальные репортажи портала «Музеи России».
Особенность Интернет-среды - интерактивность. Посетители сами выбирают, что им хотелось бы посмотреть. На портале есть рубрика «Популярные события», которая формируется из статей, имеющих наибольшее число просмотров. Конечно, выставки Третьяковской галереи - частые гости этой рубрики. Понятно, что с апреля месяца там находилась статья о выставке «Шедевры Музея Орсе». Популярность французской коллекции была видна невооруженным взглядом и без портала «Музеи России» - на выставку стояла очередь. Но можно сделать один интересный вывод: Интернет из игрушки, забавы, непонятной виртуальной среды стал адекватным отображением интересов аудитории, в данном случае отображением приоритетов музейного посетителя.
Под рубрикой «Популярные события» можно увидеть, что интересует зрителей не только в Москве, но и по России в целом. Так, следом за выставкой Орсе посетителя привлекают долгосрочные проекты Ярославского музея-заповедника, выставки «Музейные раритеты - тысячелетию Казани» и «Памятники православной культуры в собрании Национального музея Республики Татарстан». Назовем уникальную выставку «Терракотовая армия» в Историческом музее. Посетитель рассматривает музеи как место проведения досуга. Готов ли он к серьезным размышлениям о войне? Готов. Это мы видим по интересу к экспозиции «ХХ век. Войны и судьбы» Саратовского областного музея краеведения.
И еще - тема юбилеев. Когда к юбилею музея готовятся специальные фондовые коллекции, выставки-поздравления из зарубежных музеев, вызывает ли это интерес у зрителя? Конечно. Примером может служить значительное внимание к выставкам Музеев Московского Кремля - «Российские императоры и Оружейная палата», «Кабинет драгоценностей Августа Сильного».
Когда делаются подобные заявления о своеобразном рейтинге, всегда возникает вопрос: насколько репрезентативна такая выборка? Вопрос задан и должен получить ответ. Посещаемость портала - около 10 тыс. человек в день, что составляет 300 тыс. посетителей в месяц и 3 млн. человек в год. Полагаем, что это достойная аудитория.
В большинстве своем портал «Музеи России» обращен к посетителю, то есть имеет скорее популярный, нежели научный характер. Но часть сообщений имеет определенное значение для музейных сотрудников - информация по конференциям, изданиям, грантам, по обновлению экспозиций. Такие новости размещаются в разделе «Музейному профессионалу».
Таким образом, портал «Музеи России» и популяризирует культурное наследие, и участвует в формировании межмузейного профессионального сообщества. Получается, что 10-летие портала - это праздник не только для его сотрудников, но и для посетителей, и для музеев.