Лето в Швейцарии. Шедевры из Метрополитен-музея в Мартини

Екатерина Селезнева

Рубрика: 
МЕЖДУНАРОДНАЯ ПАНОРАМА
Номер журнала: 
#4 2006 (13)

Предоставив 50 шедевров западноевропейской живописи для показа в Фонде Пьера Джанадда, пользующийся мировой славой нью-йоркский Метрополитен-музей ясно дал понять, что считает репутацию известного швейцарского фонда безупречной. Многим еще памятна детективная история со счастливым концом об аресте после экспонирования в Мартини выставки французского искусства из собрания московского ГМИИ им. А.С. Пушкина. Тогда в России некоторые журналисты и музейные работники высказались весьма категорично относительно того, что швейцарский партнер не соответствует рангу Пушкинского музея.

Метрополитен-музей, а в его лице и все музейное сообщество этой акцией недвусмысленно дали понять, что в происшедшем досадном инциденте необходимо разбираться прежде всего российской Фемиде, не пожелавшей своевременно расставить точки над «i» в долговых обязательствах России (или отсутствии таковых) перед пресловутой фирмой «Нога», уже не первый раз претендующей на захват имущества Российской Федерации, а, уж конечно, не ГМИИ в выборе партнера и не Фонду Пьера Джанадда, плодотворно сотрудничающему с различными музейными организациями во всем мире.

На открытие выставки съехались многие известные художники, искусствоведы, музейная общественность и журналисты, прибыла представительная команда из Метрополитен-музея во главе с генеральным директором Филиппом де Монтебелло. В своей речи на вернисаже г-н де Монтебелло отметил, что сотрудничество музея со швейцарским фондом началось в 1989 году. Тогда Леонард Джанадда впервые обратился в музей с просьбой помочь в организации показа произведений из собрания четы Гельман. Эта выставка под названием «От Матисса до Пикассо. Из коллекции Жака и Наташи Гельман» состоялась в Фонде Джанадда в 1994 году. С первых дней совместной работы сотрудники Метрополитен-музея были восхищены ответственностью и тщательностью проработки командой фонда всех позиций, связанных с подготовкой этого проекта. Между музеем и фондом установились доверительные, дружеские отношения. После первой выставки в Мартини последовали другие выдачи из собрания Метрополитен-музея: произведения Эдуарда Мане и Сюзанны Валладон (в 1996 г.), Поля Гогена (в 1998 г.), Берты Моризо (в 2002 г.), Поля Синьяка (в 2003 г.); состоялось беспрецедентное сотрудничество по организации в США и Швейцарии показа редчайших икон и реликвий из синайского монастыря Святой Екатерины (в 2004 г.). Филипп де Монтебелло отметил особые качества Леонарда Джанадда, помогающие ему добиваться цели, - открытость, надежность, быстроту реакции, упорство и обаяние, перед которыми невозможно устоять.

Фонд Джанадда был образован 30 лет назад. Щедрое подношение Метрополитен-музея по случаю юбилея швейцарского фонда производит впечатление. В настоящее время собрание западноевропейской живописи знаменитого нью-йоркского музея, открывшегося 17 февраля 1872 года коллекцией, состоявшей из 174 полотен, насчитывает 2200 экспонатов. Среди них - 37 произведений К. Моне, 21 - П. Сезанна, превосходные работы Дж.Б. Тьеполо, уникальные полотна Я.Вермера и другие произведения, снискавшие мировую известность. От выбранных для Мартини шедевров захватывает дух: «Поклонение пастухов» (ок. 1610) Эль Греко, «Автопортрет» (1621) А. ван Дейка, портрет К.Д. ван Воорхоута (ок. 1636-1638) Ф. Халса, «Знаменосец (Флорис Сооп)» (1654) Рембрандта, «Пепито» (1813?) Ф. Гойи, «Женщина, собирающая хворост» (1871-1874) К. Коро, редкий портрет Серены Пулитцер Ледерер (1899) Г. Климта и многое другое.

Российским любителям французской живописи, посетившим выставку «Шедевры Музея Орсе» в Третьяковской галерее и обратившим внимание на удивительное полотно Ж.-Ф. Милле «Весна», будет интересно узнать, что другая картина этого художника из цикла «Времена года» - «Стога: осень» (ок. 1874) - сейчас экспонируется в Мартини. Пейзаж изображает равнину Шайи: в центре возвышаются монументальные стога - жатва закончена, поле безлюдно, на нем мирно пасутся овцы, вдалеке видны крыши Барбизона. Как и в «Весне», в этой картине художник мастерски изображает грозовое небо. «Осень» была представлена на ретроспективной выставке Милле в Париже в 1887 году, где ее увидели и Клод Моне, затем воплотивший в живописи собственные, вошедшие в историю мирового искусства «Стога», и Ван Гог, сохранивший восхищение работами мастера на всю жизнь. В Мартини показана его работа «Первые шаги (по Милле)». Ван Гог часто копировал рисунки Милле. Он писал брату Тео: «Знаешь, наверное было бы интересно попробовать воплотить в живопись рисунки Милле... Как они прекрасны, особенно его "Первые шаги ребенка”!» Художник называл свои копии «импровизациями» или «переводами», сравнивая собственные попытки с трудом музыканта, исполняющего произведение, сочиненное композитором. «Такая работа по его рисункам или ксилографиям - не простое копирование. Это скорее перевод - на другой язык, язык цвета, - впечатлений от света и тени, переданных в черно-белом изображении», - объяснял Ван Гог. Картина «Первые шаги» была создана за полгода до трагической гибели художника и отправлена брату вместе с другими копиями с картин Милле. Тео написал: «Копии по Милле, может быть, самое прекрасное из всего, что ты сделал.»

Полагаем, что многим было бы также интересно увидеть и легендарного, редко воспроизводимого «Гитареро» Эдуарда Мане. Исполненный художником в I860 году - на пике моды на все испанское, захватившей Париж эпохи Второй империи, - «Гитарист» принес Мане первый успех на выставке в Салоне 1861 года. Но Мане создал это полотно, конечно, не из желания следовать моде, а потому что в этот период он был особенно восхищен работами великих испанцев Веласкеса и Гойи. Картина написана в мастерской. Шляпу и болеро, в которые одет натурщик, можно увидеть и в других произведениях Мане. Постановочный эффект усиливается еще и тем, что музыкант-левша держит гитару в положении для правши, то есть играть на ней он не может. Несмотря на некоторую театральность, эта работа вызвала у многих желание лично познакомиться с ее автором. Очень скоро Мане стал одним из признанных авторитетов для молодых художников нового направления.

«Гитарист» был подарен Метрополитен-музею в 1949 году УЧ. Осборном, «Первые шаги» Ван Гога - в 1964 году четой Ричард, а прекрасная работа Милле поступила в 1959 году по завещанию Л.С. Тимкен.

Музей пополнялся и пополняется во многом благодаря щедрым дарам частных лиц. Вероятно, как и Третьяковская галерея оценив в Леонарде Джанадда энергию и деловую хватку, вкус и благородство, Метрополитен-музей также охотно сотрудничает с его фондом, доказавшим за эти 30 лет, как много для своего города и своей страны может сделать частное лицо, поставившее перед собой благородную цель создания музея и последовательно и упорно добивающееся ее осуществления. Для тех, кто близко знаком со стилем работы бессменного директора Фонда Леонарда Джанадда, нет ничего удивительного в том, что эта потрясающая выставка «досталась» именно ему.

 

Гольбейн в Базеле

С 1 апреля по 2 июля текущего года в Кунстмузеуме проходила выставка Ганса Гольбейна Младшего. Для ее организации у базельцев есть немало поводов. Дело в том, что родившийся в 1497 (или 1498) году в немецком городе Аугсбурге, Ганс Гольбейн вместе со своим братом Амброзиусом, тоже художником, в 1514 году переехал в швейцарский город Базель. Здесь жил Эразм Роттердамский, был университет, печатались превосходные книги.

Великий мастер много и плодотворно работал в этом городе. Он оформлял книги, по заказу издателя Фробена выполнил иллюстрации на полях авторского экземпляра «Похвала Глупости», а в 1523 году написал несколько превосходных портретов Эразма Роттердамского. Гольбейн расписывал дом Якоба фон Хертенштейна, фасад здания «Zum Tanz» (Дом танцев) и принял участие в работе над фресками зала Большого Совета базельской ратуши. Он также выполнял немало заказных произведений; написанные им портреты именитых горожан вскоре сделали имя художника известным. Именно в Базеле Гольбейн Младший вступает в гильдию живописцев.

Работал он и для церкви. «Мертвый Христос», написанный художником в 1521/1522 году, обладает удивительной силой и выразительностью, его образ потрясает. Христос у Гольбейна умирает Человеком, прошедшим через тяжелейшие муки, перенесшим унижения, глумления и хулу. Натуральность в трактовке мертвого, истощенного пытками тела Иисуса, закованного в вызывающий приступ клаустрофобии ящик, отсутствие обожествляющего, дающего надежду на прощение антуража побудили Федора Достоевского заметить устами одного из своих героев, князя Мышкина: «Да от этой картины у иного еще вера может пропасть».

В эти годы образы смерти особенно занимали воображение художника. В 1523-1526 годах он создал самую знаменитую серию миниатюрных гравюр на дереве, посвященных этой теме, - «Пляски смерти».

События, связанные с наступлением Реформации, которая боролась за запрет на изображение святых образов, побудили Ганса Гольбейна в поисках работы отправиться в 1526 году в Англию. С рекомендательным письмом Эразма Роттердамского он едет в Лондон, где его радушно встречают в семье Томаса Мора. Однако в 1 528 году художник возвращается в Базель, где многое изменилось. В связи с невозможностью получить заказы Гольбейн Младший вынужден в 1532 году окончательно обосноваться на Туманном Альбионе. Но и в Британском королевстве происходят изменения. Мор, занимавший с 1529 года высший государственный пост канцлера, попал в опалу, затем был казнен. Главными заказчиками у художника становятся немецкие купцы, он пишет много портретов, которые имеют исключительный успех.

С 1538 года Гольбейн становится придворным живописцем Генриха VIII. Он пишет превосходные портреты английского короля и его двух жен - Анны Клевской и Джейн Сеймур.

Умер Ганс Гольбейн Младший в Лондоне в 1543 году во время эпидемии чумы.

Об английском периоде жизни Гольбейна расскажет экспозиция в Лондоне, которая пройдет с 28 сентября 2006 по 7 января 2007 года в Галерее Тейт. На выставке же в Базеле были задействованы прежде всего богатейшие фонды Кунстмузеума, относящиеся к Гольбейну Младшему и его семье. Она сконцентрировалась на творчестве художника, охватывающем период с 1515 по 1532 год, а также представила произведения брата Ганса Гольбейна, Амброзиуса, и отца, Гольбейна Старшего, преподавшего талантливым сыновьям основы живописного и портретного мастерства и ставшего для них первым и, вероятно, лучшим учителем.

Швейцарскую коллекцию дополнили произведения из многих европейских и заокеанских музеев. Она предоставила посетителям уникальную возможность увидеть, сравнить и оценить по достоинству многие собранные вместе произведения мастера, величайшего портретиста, поражающего глубиной психологизма и виртуозной техникой, ставшего последним знаменитым представителем немецкого Возрождения.

Иллюстрации

Эль ГРЕКО. Поклонение пастухов. Ок. 1610
Эль ГРЕКО. Поклонение пастухов. Ок. 1610
Холст, масло. 144,5×101,3
РЕМБРАНДТ Харменс ван Рейн. Знаменосец (Флорис Сооп). 1654
РЕМБРАНДТ Харменс ван Рейн. Знаменосец (Флорис Сооп). 1654
Холст, масло. 140,3×114,9. Фрагмент
Томас ЛОУРЕНС. Леди Мария Конингем. Oк. 1824–1825
Томас ЛОУРЕНС. Леди Мария Конингем. Oк. 1824–1825
Холст, масло. 92,1×71,8
Франс ХАЛС. Клаес Дуйст ван Вooрхоут. Oк. 1636–1638
Франс ХАЛС. Клаес Дуйст ван Вooрхоут. Oк. 1636–1638
Холст, масло. 80,6×66
Густав КЛИМТ. Серена Пулиmцер Ледерер. 1899. Фрагмент
Густав КЛИМТ. Серена Пулитцер Ледерер. 1899
Холст, масло. 190,8×85,4. Фрагмент
Франcиско ГОЙЯ. Хосе Коста-и-Бонелс, по прозвищу Пепито. 1813 (?)
Франcиско ГОЙЯ. Хосе Коста-и-Бонелс, по прозвищу Пепито. 1813 (?)
Холст, масло. 105,1×84,5
Эдуард МАНЕ. Гитарист. 1860
Эдуард МАНЕ. Гитарист. 1860
Холст, масло. 147,3×114,3
Жан Франсуа МИЛЛЕ. Стога: oсень. Oк. 1874
Жан Франсуа МИЛЛЕ. Стога: oсень. Oк. 1874
Холст, масло. 85,1×110,2
Клод МОНЕ. Букет подсолнечников. 1881
Клод МОНЕ. Букет подсолнечников. 1881
Холст, масло. 101×81,3
Винсент ВАН ГОГ. Первые шаги (по Милле). 1890
Винсент ВАН ГОГ. Первые шаги (по Милле). 1890
Холст, масло. 72,4×91,1
Портрет Уильяма Уорхема, архиепископа Кентеберийского. 1527
Портрет Уильяма Уорхема, архиепископа Кентеберийского. 1527
Дубовая доска, масло. 82×67
Портрет Анны Клевской, жены Генриха VIII. 1539
Портрет Анны Клевской, жены Генриха VIII. 1539
Пергамент на холсте. 65×48
Портрет Эразма Роттердамского. 1523
Портрет Эразма Роттердамского. 1523
Доска, масло. 42×32
Священник. Из серии «Пляски смерти»
Священник. Из серии «Пляски смерти»
Гравюра на дереве
Монах. Из серии «Пляски смерти»
Монах. Из серии «Пляски смерти»
Гравюра на дереве
Старик. Из серии «Пляски смерти»
Старик. Из серии «Пляски смерти»
Гравюра на дереве

Вернуться назад

Теги:

Скачать приложение
«Журнал Третьяковская галерея»

Загрузить приложение журнала «Третьяковская галерея» в App StoreЗагрузить приложение журнала «Третьяковская галерея» в Google play