Инновации – эксперименты. Национальный музей изобразительного искусства, архитектуры и дизайна Норвегии

Рубрика: 
МУЗЕИ МИРА
Номер журнала: 
#4 2006 (13)

XXI век поставил новые задачи перед музеями мира, которым приходится находить адекватные решения и возможности финансирования, быстро реагировать на изменяющуюся ситуацию и корректировать систему музейного управления. В этом отношении показателен опыт Норвегии, нашедшей оригинальный и во многом успешный путь.

Национальный музей изобразительного искусства, архитектуры и дизайна Норвегии чрезвычайно молод по сравнению со многими музеями Европы - он создан в 2003 году на основе коллекций Национального музея архитектуры, Музея декоративно-прикладного искусства, Музея современного искусства и Национальной галереи.

О деятельности музея, достигнутых результатах и планах на будущее рассказывает руководитель отдела информации Atle Faye. Интервью подготовила Анна Урядникова.

Назовите причины, лежавшие в основе слияния независимых музеев в одну многофункциональную организацию с четырьмя различными выставочными помещениями?

- Решение о слиянии музеев было принято Норвежским парламентом с целью создания универсального музея с большими возможностями в реализации крупных проектов, который мог бы встать в один ряд с лучшими зарубежными организациями подобного типа.

Какие цели и задачи ставили перед собой руководители музеев, начиная процесс слияния?

- Первоочередной задачей было быстрое назначение нового директора и администрации музея. Фактически музей до сих пор находится в процессе видоизменения, некоторые корректировки возможны и в будущем. Результатом реорганизации явилось создание нового отдела коллекций и выставок.

Как происходило создание Национального музея из четырех прежде независимых организаций? Этот процесс до сих пор не завершился?

Слияние любых организаций представляет определенные сложности. Год назад парламент проголосовал за присоединение к Национальному музею пятой организации, отвечающей за передвижные выставки. Теперь деятельность музея включает организацию образовательных программ и выставок на всей территории Норвегии.

Национальному музею с недавних пор принадлежит Выставочный зал в Лодалене; Музей архитектуры находится в состоянии реконструкции. В связи с этим изменилось ли что-либо в экспозициях четырех музеев после их объединения?

Изменились все четыре музея, мы пересмотрели их постоянные экспозиции. Это вызвало оживленные дискуссии среди населения Норвегии.

Особенно бурными были споры вокруг изменений бывшей Национальной галереи. Некоторым понравилась модернизация музея, другие считают прежние экспозиции более удачными.

Расскажите, как происходит управление музеем? Как известно, Sune Nordgren является директором Национального музея, состоящего из четырех прежде независимых учреждений. Организация управления отличается, например, от четырех Галерей Тейт (Британская Тейт, Тейт Модерн, Тейт в Ливерпуле и Тейт в Сент-Айвсе) в Великобритании, которые являются частями единой модели под эгидой Совета попечителей, но каждая из составляющих имеет своего директора и свою собственную программу?

- Прежние музеи ушли в прошлое, но, естественно, мы используем существующие здания для экспозиций. Новый музей имеет одного директора и Совет правления. Музей состоит из нескольких специализированных отделов, включая значительный отдел коллекций и выставок. Именно этот отдел разрабатывает программы выставок и монтирует экспозиции, а также организует выставки в других городах Норвегии и за ее пределами.

Вскоре после слияния музеев был основан фонд. Могли бы Вы пояснить его значение и в связи с этим систему финансирования музея?

Как у фонда, наши отношения с Министерством культуры значительно более гибкие. Это означает, что руководство музея несет большую ответственность. Но даже в этом случае финансирование музея все еще крайне зависит от годового государственного бюджета. Финансирование утверждается парламентом, и музей обязан делать регулярные отчеты Министерству. Однако выставочная политика и использование денежных сумм целиком и полностью регулируется руководством музея.

Интересно, как государственное финансирование соотносится с финансированием из внешних источников и коммерческим?

Подобная схема действует довольно успешно. Как уже упоминалось, государство является наиболее важным источником финансирования, однако денежные средства поступают и от внешних спонсоров.

Значит, модернизация структуры музея повлекла за собой изменения в области финансирования?

Наше финансовое положение улучшилось, так как государство увеличило
объемы финансирования. Музей в настоящее время может распоряжаться получаемыми суммами более рационально, чем это происходило прежде. Однако результат подобной экономической политики в полной мере проявится только через несколько лет.

Достигнуты ли поставленные три года назад цели?

Одна действительно важная цель осталась: организовать международный конкурс архитекторов для строительства нового здания музея. В настоящее время идет активная подготовка: надеюсь, правительство объявит конкурс открытым осенью 2006года.

Как будет выглядеть здание бывшего Музея архитектуры после завершения реконструкции?

Мы планируем открыть новое здание для посетителей осенью 2007 года. Внем разместится постоянная экспозиция, представляющая развитие национальной и зарубежной архитектуры, учебные залы, архив рисунков и проектов, будут проводиться временные выставки Старое здание было спроектировано ChristianHeinrichGrosch, создавшим многие значительные сооружения в честь обретения Норвегией независимости. Рядом с модернизированным музеем будет построен павильон по проекту современного норвежского архитектора SverreFehn.

Национальный музей обладает коллекцией русских икон. Каково ее происхождение? Насколько полно она изучена?

- Национальный музей обладает коллекцией в 35 русских икон. Тринадцать из них принадлежат Новгородской школе XV-XVI веков. Что касается ее происхождения, большинство икон поступило в Национальную галерею из коллекции консула R. Zeiner-Henriksen в 1928-1971 годах. Значительная часть икон была куплена, однако пять являются дарами Общества друзей Национальной галереи Одно произведение приобретено в 1965 году у Dr. JorgenFog, шесть - в 1959 году у EinarKrane, одна икона - на аукционе в BruunRasmussen в Копенгагене, две - у частных коллекционеров Москвы и три были подарены музею AnnaLisaUrbye в 1971 году. Наиболее выдающимися произведениями являются «Спас Вседержитель» (Новгород), «Царские врата» (Новгород, конец XV - начало XVI в.), «Сретение» (Тверь, начало XVI в.), «Святой Николай» (Новгород, XVI в.). Коллекция икон Национального музея обладает высоким качеством и представляет значительный интерес. Однако она до сих пор не пользовалась пристальным вниманием исследователей. Существует лишь одно издание - довольно полный каталог зарубежной живописи Национальной галереи LeifOstby (1973г) содержащий подробную библиографию.

Очевидно, что основное внимание музей уделяет норвежскому искусству, однако «Мусорщик» Ильи Кабакова занимал должное место в экспозиции бывшего Музея современного искусства. Какие еще работы русских художников находятся в собрании музея?

Норвегия и Россия являются соседями, естественно, музей обладает работами русских художников, таких как Василий Кандинский, в 1976 году были приобретены произведения Расима Бабаева, Николая Благоволина, Александра Дембо, Виталия Горяева, Анатолия Плахова, Георгия Церетели и Виктора Вильнера. В фондах музея также находятся текстиль, предметы декоративно-прикладного искусства и другие произведения русских художников.

Имело ли место сотрудничество между Национальным музеем и музеями России? Расскажите о наиболее ярких событиях.

В 2001 году была организована выставка «Сокровища Московского Кремля» в бывшем Музее декоративно-прикладного искусства. 2004 год ознаменовался выставкой "Watchoutl" («Остерегайтесь!») в бывшем Музее современного искусства, где экспонировались работы художников Москвы и Санкт-Петербурга. Кстати, благодаря последнему проекту Национальным музеем приобретено еще несколько произведений.

Возросла ли популярность музея за последнее время?

В прошлом, 2005 году число посетителей возросло на 20%, был установлен новый рекорд посещаемости - 700 тысяч человек. В том же году прошла значительная выставка в Tullinlekka, где будет построено новое здание нашего музея. Мы назвали проект «Поцелуй лягушку. Искусство перевоплощения». 116 тысяч посетителей - это тоже рекорд для выставок современного искусства в Норвегии, поскольку население столицы нашего государства - Осло составляет всего 500 тысяч.

Фонды музея значительно расширились и в своей основе состоят из четырех различных коллекций. Есть ли сложности в хранении столь разнообразных собраний?

-  По крайней мере, это своего рода вызов. Новое музейное здание увеличит экспозиционную площадь и предоставит лучшие условия для хранения произведений. Существующие здания уже не вполне отвечают требованиям времени.

Какова, в общих чертах, миссия музея?

Мы открыты всему новому, способствующему расширению опыта и пониманию изобразительного искусства. Своей целью мы также ставим признание музея в Норвегии и за ее пределами как музейного и экспертного центра.

Поделитесь вашими планами на будущее. Планируется ли сотрудничество с российскими музеями?

Прежде всего, я надеюсь, что несколько талантливых русских архитекторов примут участие в нашем международном конкурсе на новое музейное здание. Если победителем окажется архитектор из России, не станет ли это прекрасной основой для будущего

Иллюстрации

Эдвард МУНК. Крик. 1893
Эдвард МУНК. Крик. 1893
Картон, темпера, пастель. 91×73,5
Выставочный зал. 2005
Выставочный зал. 2005
Проект реализован Объединением архитекторов MMW
Музей архитектуры Норвегии. 1830
Музей архитектуры Норвегии. 1830
Спроектирован Христианом Хенриком Грошем
Спас Вседержитель. Новгород
Спас Вседержитель. Новгород
Дерево. 71×53
Сретение. 1500–1525. Тверь
Сретение. 1500–1525. Тверь
Дерево
Царские врата. Конец XV – начало XVI в. Новгород
Царские врата. Конец XV – начало XVI в. Новгород
Дерево (две панели). 158×80
Илья КАБАКОВ. Мусорщик (Человек, который никогда ничего не выбрасывал). 1988–1995
Илья КАБАКОВ. Мусорщик (Человек, который никогда ничего не выбрасывал). 1988–1995
Инсталляция. Различные объекты (мусор, обрывки бумаги и т.д.), расположенные в стеклянных витринах и выставленные в трех комнатах
Ларс ХЕРТЕРВИГ. Остров Боргёйа. 1867
Ларс ХЕРТЕРВИГ. Остров Боргёйа. 1867
Холст, масло. 61,5×69,5

Вернуться назад

Теги:

Скачать приложение
«Журнал Третьяковская галерея»

Загрузить приложение журнала «Третьяковская галерея» в App StoreЗагрузить приложение журнала «Третьяковская галерея» в Google play