Русские сезоны в Париже
В понедельник, 19 сентября этого года перед парижским Музеем Орсе выстроилась огромная очередь. Люди с пригласительными билетами и без них хотели попасть на вернисаж выставки русского искусства. Она готовилась четыре года и была уже широко разрекламирована прессой. Публика с нетерпением ждала открытия в Орсе «русского сезона» - так давно неофициально и вполне справедливо окрестили этот внушительный проект - более 500 произведений, - включающий в себя, помимо живописи, скульптуры, графики, прикладного искусства, архитектурного и фотографического разделов, еще и музыкальные и литературные вечера, концерты и демонстрацию кинофильмов.
Уникальная по своему составу выставка сфокусирована на том периоде истории русского искусства, для которого характерны поиски и проявления национального своеобразия. Если в других европейских странах к середине ХIХ века искусство давно утвердило в своих школах национальные принципы, то русская школа находилась в поиске. Французским кураторам выставки Мари-Пьер Сале и Эдуару Папе казалось важным выявить и подчеркнуть именно те аспекты российского искусства, которые определяют его самобытность. Действительно, последние десятилетия предпочтение на зарубежных выставках русского искусства отдавалось либо иконам, либо модерну и авангарду, а также переосмыслению социалистического реализма. Французам же захотелось показать такие достижения русской школы, в которых она не следует впрямую европейским образцам, но, приобретя необходимый опыт, ищет собственные пути для самоутверждения. Выставка сконцентрирована на том отрезке национальной культуры, для которого характерно стремление перевести искусство в плоскость современности, приблизить его к жизни. Различие становления модернизма в России и Франции на рубеже веков, проблема выбора творческих и общественных ориентиров являются важнейшим и актуальным содержанием проекта.
-
И.Е. РЕПИН. Крестный ход в Курской губернии. 1880–1883
Холст, масло. 175×280. ГТГ
Это и определило отбор экспонатов: были выбраны хрестоматийные пейзажи А. Куинджи и И. Левитана, портреты И. Крамского, И. Репина, В. Серова, особое внимание уделено «русскому стилю» и его ярчайшим представителям - В. Васнецову, М. Нестерову, К. Петрову-Водкину, которых на Западе знают мало. Одним из центров экспозиции, безусловно, стало выдающееся полотно И. Репина «Крестный ход в Курской губернии», впервые экспонировавшееся за рубежом. Газета «Фигаро» в восторженной статье по поводу выставки не преминула отметить: «Этих художников не вдохновляют пейзажи Аркадии, взращенное под итальянским солнцем античное великолепие, их тяготят нудные обязательства перед Академией или приторная живописность - они пишут скромные дачи, настоящих людей, подлинную природу грустных или великолепных бескрайних пейзажей, таких, как "Березовая роща” А. Куинджи или воспроизведенная на обложке потрясающего каталога выставки картина Н. Кузнецова "В праздник"»[1].
По достоинству оценен прессой и публикой блестяще подобранный скульптурный раздел, демонстрирующий шедевры С. Коненкова, А. Голубкиной, Н. Андреева, майолики М. Врубеля и А. Матвеева. Подлинным сюрпризом для французских зрителей стал раздел прикладного искусства: заслуженным успехом пользуются и врубелевский камин из коллекции Третьяковской галереи, и резная мебель из Абрамцева и Талашкина, и образцы посуды и тканей из Исторического музея.
Конечно, невозможно с помощью одной, даже столь объемной выставки раскрыть подлинное значение русского искусства этого периода. Да устроители и не преследовали такой цели, они поставили перед собой задачу, прежде всего, обратить внимание публики на огромный пласт русской культуры, который до сих пор часто оставался за пределами престижных выставочных проектов. Горячность, увлеченность кураторов, их желание показать максимальное количество произведений, привело даже к некоторой «тесноте» в экспозиции, но одновременно и создало особую атмосферу в выставочных залах.
Выставку открывали Людмила Путина и Бернадетта Ширак. Они провели в экспозиции полтора часа. Внимательно осмотрели раздел подлинных фотодокументов, который у всех посетителей вызывает большой интерес. Здесь можно увидеть фотографии Льва Толстого, сделанные его женой (собрание Музея Л.Н. Толстого в Москве), и сюжеты из жизни российских столиц и глубинки из собрания ГИМа.
-
На открытии выставки русского искусства в Музее Орсе
Слева направо: Госпожа Людмила Путина, Госпожа Бернадетта Ширак, Министр культуры Франции Господин Рено Донндье де Вабр и Генеральный директор Музея Орсе Серж Лемуан слушают комментарии куратора выставки Эдуарда Папе. Фото Патрис Шмидт
Первые леди благосклонно отнеслись к приглашению Третьяковской галереи посетить в апреле 2006 года в Москве такую же по масштабу выставку французского искусства второй половины XIX - начала XX века из коллекции Музея Орсе. Этой экспозицией первый национальный музей России открывает юбилейные торжества своего 150-летия. Парижский показ станет первым в череде проектов «Музеи мира поздравляют Третьяковскую галерею».
В беседе Бернадетта Ширак сказала: «Я обязательно приеду в Москву на открытие».
- Herve de Saint-Hilaire. "La Russie, realisme et mystique des images". Le Figaro. 23 сентября 2005.
Фото. Французская национальная библиотека, отдел эстампа и фотографии. Париж
Холст, масло. 206×115. ГТГ
Глина. ГРМ. С.-Петербург
Эскиз лубка. Начало 1910-х. Бумага, акварель. ГТГ
Холст, масло. 141,8×173,6. ГТГ
Дерево. ГТГ
Майолика. 225×275. ГТГ