Новосибирская биеннале графики

Владимир Назанский

Рубрика: 
ВЫСТАВКИ
Номер журнала: 
#4 2005 (09)

The Graphic Arts Biennale in Novosibirsk

Новосибирская биеннале графики проводится с 1999 года. Новосибирск - крупнейший город за Уралом, научный, экономический и культурный центр, расположенный почти в центре страны. Основная задача биеннале - создание содержательного художественного контекста собственно в Новосибирске, преодоление аутентичности сибирской художественной жизни, интеграция в более широкий культурный процесс. За не очень продолжительное время биеннале приобрела известность не только в Сибири, но и в России в целом и за рубежом. В этом году Новосибирская биеннале графики представляла Россию на старейшем из существующих в мире графических форумов - на XXVI Люблянской биеннале искусства графики (24 июня - 2 октября 2005). Теперь наступило время открытия в Новосибирске.

-Евгения ГОРЧАКОВА. Большой и малый. 2005
Евгения ГОРЧАКОВА. Большой и малый. 2005
Цифровая графика. 62 × 84. Германия

Наша IV Биеннале графики (23 сентября - 15 ноября 2005) развернута в залах Новосибирского государственного художественного музея и в ряде независимых галерей. На ней представлены работы более 200 художников из 34 стран мира. Оказалось, что и аргентинским, и бразильским, и австралийским, и немецким, и французским и многим другим художникам интересно участвовать в этой выставке. А некоторые из них нашли возможность приехать за тысячи километров в Новосибирск. Широко представлены и российские художники. География участников - от Петербурга до Якутска, от Москвы до Горно-Алтайска.

Партнерами биеннале стали разнообразные институции - институт Гете, Посольство Республики Аргентина в РФ, Бразильский институт А. Чехова в Сан- Паулу, Фестиваль иберо-американской культуры, Центр графики им. Ф. Мазереля (Бельгия), Южно-Карельский полипрофессиональный институт (Финляндия), Министерство культуры провинции Тасмания, мэрия города Хобарта (Австралия) и т.д. Характерно, что все кураторы, волонтеры, помощники работали на безвозмездной основе, а партнеры также внесли свою лепту в реализацию этого проекта.

Биеннале состоит из конкурсной и внеконкурсной программ. Во внеконкурсную программу приглашают лауреатов предыдущей биеннале и известных мастеров графического искусства. Например, на предыдущей биеннале экспонировались работы Й. Бойса, Г. Базелица, Г. Юккера. Это - своего рода точка отсчета.

Конкурс проходит по трем номинациям: оригинальная графика, традиционные печатные технологии, новые печатные технологии. Важно отметить своеобразие широкого понимания термина «графика» в России. В отечественной традиции графику делят на оригинальную и печатную.

В оригинальную графику включают все виды рисунка, а также то, что во многих странах называют живописью на бумаге - акварель, гуашь, тушь, темперу, пастель, акрил и т.д. Определяющим моментом является материал - бумага. Для Новосибирской биеннале графики свойственно расширенное понимание границ графического искусства. В экспозиции - не только графические листы, но и графические объекты. Вне конкурса показывается графический видео-арт. Таким образом, выставка получилась зрелищной и разнообразной, одновременно строгой и профессиональной, демонстрирующей различные формы художественного сознания, национальное и региональное своеобразие. Финнов не спутаешь с японцами, бразильцы отличаются от канадцев, питерцы - от москвичей. Глобализация, унифицируя и распространяя технологии, к счастью, пока не вытеснила феномена художественного творчества. Расширение круга кураторов позволило создать полифоническую экспозицию без доминирования одной стилевой линии. Особенностью именно этой биеннале стало заметное присутствие цифровой графики, отражающей бурный рост в мире новых печатных технологий.

Над художественным содержанием работала группа экспертов, отбиравших работы для раздела «Открытый конкурс», и группа кураторов, представивших проекты от отдельных стран и регионов. Среди них - Алисия Кандиани (Аргентина), Ивонн и Бевен Риис-Паг (Австралия), Ганс Кнолль (Австрия), Вирле Румс (Бельгия), Муратбек Джума- лиев (Кыргызстан), Шон Колфилд (Канада), Артур Ян (Франция), Паула Беттхер (Германия), Аугусто Канто (Бразилия), Катри Лятт и Елена Шипицина (Финляндия - Швеция), Евгения Колоскова (Москва), Ольга Власова (Санкт-Петербург), Сергей Брюханов (Урал), Андрей Мартынов (Япония) и др.

Сложившаяся структура биеннале состоит из трех разделов: открытый конкурс, кураторские проекты, внеконкурсная программа. Разделы дополняют друг друга. Художники, не вписывающиеся в концептуальные рамки кураторских проектов, могут участвовать в «Свободном конкурсе». Внеконкурсная программа позволяет показывать изобразительный материал вне состязательного контекста, обращаться к истории предыдущих биеннале. В этот раз она предельно компактна и состоит из трех небольших выставок произведений лауреатов III Биеннале - Владимира Мартынова из Новосибирска, Керимбека Букара (Ахматова) из Кыргызстана и Алваро Галиндо Вача из Колумбии.

Работы, представленные в открытом конкурсе и кураторских проектах, составляют конкурсную программу. Отличаясь по принципам отбора, они на равных правах представлены на конкурс. Каковы эти принципы? В рамках кураторских проектов их авторы сами, в соответствии со своими концепциями и пристрастиями, отбирали работы. Здесь есть место для проявления феномена индивидуального художественного сознания.

В «Свободном конкурсе» участвуют как авторы, непосредственно представившие работы, так и прошедшие отбор. Почти четверть всех участников этого раздела - из Польши. Есть американцы, японцы, китайцы, корейцы и др. Участие представителей стран Центральной Азии и Дальнего Востока - характерная черта Новосибирской биеннале.

Расширяется пространство художественного опыта, возникает чарующее состояние открытия, чувство нового, отличающие живую выставку от иных помпезных и мертворожденных мероприятий.

Иллюстрации
Мартин Р. БАЙЕНС. Нечто во времени. 2003
Мартин Р. БАЙЕНС. Нечто во времени. 2003
Цифровая печать. 20 × 50. Бельгия
Микаэль КИЛЬМАН. Прогуливаясь у реки. 2003
Микаэль КИЛЬМАН. Прогуливаясь у реки. 2003
Cухая игла. 100 × 79. Швеция
Ева ЛУДМАН. Кора 2. 2004
Ева ЛУДМАН. Кора 2. 2004
Цифровая печать. 35 × 100. Венгрия
Евгений ЮСОВ. Дон Кихот и Санчо. 2005
Евгений ЮСОВ. Дон Кихот и Санчо. 2005
Цифровая печать. 70 × 50. Россия
Алисиа Диас РИНАЛЬДИ. Перестановка I. 2003
Алисиа Диас РИНАЛЬДИ. Перестановка I. 2003
Офорт, акватинта. Aргентина
Ивица КАПАН. Ярмарки искусств. 2004
Ивица КАПАН. Ярмарки искусств. 2004
Бумага, см. техника. 18 × 19. Австрия
Хироко ЯМАМОТО. Бассейн. 1985
Хироко ЯМАМОТО. Бассейн. 1985
Офорт, акватинта. 27 × 49. Франция

Вернуться назад

Теги:

Скачать приложение
«Журнал Третьяковская галерея»

Загрузить приложение журнала «Третьяковская галерея» в App StoreЗагрузить приложение журнала «Третьяковская галерея» в Google play