Новое о Василии Кандинском

Леонид Бажанов

Рубрика: 
НАШИ ПУБЛИКАЦИИ
Номер журнала: 
#4 2005 (09)

Очевидно, что представление о творчестве Василия Кандинского, большого мастера и основателя абстрактного искусства, в последнее время существенно меняется. И здесь особо существенен вклад российских исследователей, которые, пользуясь возможностью изучать отечественные архивы, обширные государственные и частные собрания живописи и графики, а также работать и за границей, изучая наследие мастера, приходят к новым выводам и оценкам. В этой связи книга «Кандинский в России» В.С. Турчина, профессора МГУ, вышедшая в этом году в издательстве «Художник и книга» в Москве, стала фундаментальным, обобщающим наследие художника научным трудом.

Обширное исследование, насчитывающее 450 страниц текста, с большим числом иллюстраций, с публикацией новых архивных материалов и сводным каталогом произведений Кандинского, явилось итогом двадцатилетней работы. Ее предварительными результатами стали многочисленные публикации и доклады самого автора, однако только в таком виде, к тому же роскошно изданное, подобное исследование приобрело достойную форму и дало возможность задуматься над вопросами, кем являлся этот художник для России и чем она была для него. Подобный ракурс размышлений приводит к важным выводам.

Хотя зарубежные исследователи традиционно вписывают творчество Кандинского в историю то немецкого, то французского искусства, исходя из того, что он временами имел краткосрочное гражданство в разных странах Европы, очевидна его исконная связь с родиной. Она заключается не только в том факте, что художник был лишен российского гражданства в 1928 году «как невозвращенец» (в 1921 году он уехал в Германию по поручению Наркомпроса). Сам дух его искусства, опирающегося на русские традиции, свидетельствует об этом. Важно, что ученый большое внимание уделил ранним произведениям Кандинского. Ведь именно в них раскрывается суть его мировоззрения, прослеживается связь с русской живописью, литературой и философией.

Автору удалось проследить то, как художник даже в период его первого «немецкого сидения» постоянно возвращался в Россию, участвовал в выставках в Москве, Санкт-Петербурге, Одессе и Киеве. Он писал статьи для отечественных журналов и газет, принимал участие в организации объединения «Бубновый валет», а свое мюнхенское общество «Синий всадник» сделал, по собственному признанию, «наполовину русским».

Наконец, совершенно справедливо В.С. Турчин, в отличие от своих зарубежных коллег, обратил особое внимание на период 1914-1921 гг., когда мастер жил в Москве и построил для себя дом на Зубовской площади (отметим, что усилиями автора и столичной мэрии наконец-то на этом доме появилась мемориальная доска, выполненная скульптором Л. Барановым). В этот же период, создав ряд значительных произведений, в том числе и знаменитую «Композицию VII», художник интенсивно работал в иностранном отделе Наркомпроса, в закупочной комиссии, организовал ГАХН, преподавал во ВХУТЕМАСе. Если зарубежные исследователи этому важному периоду уделяли, в силу незнания материалов, всего лишь страницы, то Турчин - несколько больших глав.

Помимо восстановления истины о характере деятельности мастера на родине, автор нового исследования дает и особую перспективу для осмысления всего наследия Кандинского. Он увидел в раннем периоде его творчества плюрализм манер, сложное сочетание начал «абстрактного» и «реального». Используя новые архивные материалы, автор умело сочетал их с иконографическими и иконологическими штудиями (например, в разговоре о «сказе», о «пути» и т.п.). Сама «абстракция» Кандинского им рассматривается как весьма сложный феномен, имеющий свои символы и архетипы.

Художник и его творчество представляются менее схематичными, более живыми и, как нам кажется, намного ближе к реальности.

Иллюстрации
В.В. КАНДИНСКИЙ. Импровизация 20. 1911
В.В. КАНДИНСКИЙ. Импровизация 20. 1911
Холст, масло. 94,5×108. ГМИИ им. А.С. Пушкина
В.В. КАНДИНСКИЙ. Зимний день. Смоленский бульвар. Ок. 1916
В.В. КАНДИНСКИЙ. Зимний день. Смоленский бульвар. Ок. 1916
Холст на картоне, масло. 26,8×33. ГТГ

Вернуться назад

Теги:

Скачать приложение
«Журнал Третьяковская галерея»

Загрузить приложение журнала «Третьяковская галерея» в App StoreЗагрузить приложение журнала «Третьяковская галерея» в Google play