ЛИЦА. СОВРЕМЕННЫЙ РУССКИЙ ПОРТРЕТ

Рубрика: 
ВЫСТАВКИ
Номер журнала: 
#4 2005 (09)

 

Выставка в Центре современного искусства М’АРС

-Олег КУЛИК. Лиза и Куилти. 2004
Олег КУЛИК. Лиза и Куилти. 2004
Из серии «Страхи белого мужчины». Ч/б фотография

В современной культуре и, в частности, в современном искусстве существует такой термин, как «реактуализация», то есть когда какое-то явление или жанр как бы снимается с архивной полки и предъявляется культурному сообществу в новом качестве, с новыми смысловыми значениями и с новой функциональной ориентацией.

Проект «ЛИЦА» является реактуализацией такого жанра, как портрет. Задача проекта состоит в том, чтобы попытаться обнаружить, показать и по возможности систематизировать те последние тенденции в современном искусстве, которые используют, цитируют или применяют этот жанровый прием для решения той или иной задачи.

-Айдан САЛАХОВА. Глаза. 2005
Айдан САЛАХОВА. Глаза. 2005
Из серии «Спящая красавица». Холст, акрил. 100×150

В дофотографическую эпоху портрет выполнял очень важные функции - политическую и культурную. Монарх, государь через свое изображение в камне, в бронзе или на монетах визуально транслировал свою власть над подданными. Кроме того, состоятельные и культурно-значимые персоны сохраняли свой облик для истории, традиции, культуры. Так до нас дошли изображения - и мы представляем как они выглядели - Цезаря, Карла Великого, М. Лютера, Дж Байрона, Вольтера и др.

С появлением фотографии назначение портрета сильно изменилось. Возникли фотоизображение и художественный портрет. И если фотография взяла на себя функцию документации, сохранения, получения изображения для тех или иных надобностей, то художественный портрет сделался предметом решения чисто художественной задачи. В эпоху А. Модильяни и П. Пикассо очень важен был взгляд автора на персонаж, неповторимость и уникальность этого взгляда, тогда как фотография допускала тиражное изображение, а также предполагала документальность и подлинность.

Что касается новейшей истории искусств и современной культурной ситуации, то она показала и продолжает демонстрировать огромный спектр смысловых и художественных значений, качеств в обращении к такому жанру, как портрет. Начиная с Энди Уорхола, у которого портрет, изображение, имидж того или иного персонажа фактически аннигилирует, исчезает в тиражной стихии, и заканчивая Маурицио Кателаном, который бесшабашно перекраивает новую мифологию, создавая абсурдные и невероятные ситуации своими скульптурными композициями. В русском искусстве эта стратегия иного жанроприменения достаточно выразительно использовалась в соц-арте - у В. Комара и А. Меламида, Л. Сокова и В. Косолапова.

Дело в том, что в контексте позднего постмодернизма отношение зрителя к портрету, изображению сильно поменялось по сравнению с классической эпохой. Все изображения сегодня условно можно разделить на несколько категорий: информационные (политико-социальный контекст), рекламные, культовые (субкультурные), художественные и частные. Современные авторы, впрочем, используют в своих работах все существующие категории, цитируя или симулируя оные. Это обусловлено тем, что зритель, реципиент сейчас воспринимает любое изображение как симулякр, знак товара, власти, политики, моды, поп-культуры и так далее. Поэтому зрительское восприятие сейчас обусловленно, контекстуально и мифогенно. Вследствие этого художник, чтобы «достучаться» до зрителя, вынужден работать на чужих социально-культурных полях, постоянно меняя стиль, язык, манеру и message. Таким образом, можно сказать, что портрет как жанровая категория скорее мертв, чем жив. Но если рассматривать все актуальные практики сегодня и если есть некие живые проявления портретного жанра, то это, вероятнее, жизнь после смерти.

Проект «ЛИЦА» как раз призван показать срез актуального искусства в этом направлении. Среди авторов, с которыми мы сотрудничаем в проекте и которые подтвердили свою художественную стратегию в этом жанре, - Владислав Мамышев-Монро, Владимир Дубоссарский, Александр Виноградов, Олег Кулик, группа «АЕС», Валерий Кошляков, Авдей Тер-Оганьян, Брацо Димитриевич, «Синие носы», Айдан Салахова и другие.

Иллюстрации

СИНИЕ НОСЫ. Горячие головы
СИНИЕ НОСЫ. Горячие головы
Цветная фотография
Дмитрий ВРУБЕЛЬ, Виктория ТИМОФЕЕВА. Шнур. 2005
Дмитрий ВРУБЕЛЬ, Виктория ТИМОФЕЕВА. Шнур. 2005
Холст, акрил
Никита ГАШУНИН. B-182. 2005
Никита ГАШУНИН. B-182. 2005
Цветная фотография
Елена КИТАЕВА. Серия «Новые деньги». 1996
Елена КИТАЕВА. Серия «Новые деньги». 1996
Компьютерная графика, холст, 87×198
Анна ЕРМОЛАЕВА. Видео. 2003
Анна ЕРМОЛАЕВА. Видео. 2003
Авдей ТЕР-ОГАНЬЯН, Илья КИТУП, фотограф Иварс ГРАВЛЕЙС. Чемпион мира Хорст Эбауер. 2004
Авдей ТЕР-ОГАНЬЯН, Илья КИТУП, фотограф Иварс ГРАВЛЕЙС. Чемпион мира Хорст Эбауер. 2004
Цветная фотография, печать на ткани, 4 части, 100×150

Вернуться назад

Теги:

Скачать приложение
«Журнал Третьяковская галерея»

Загрузить приложение журнала «Третьяковская галерея» в App StoreЗагрузить приложение журнала «Третьяковская галерея» в Google play