Энди Уорхол: ХУДОЖНИК СОВРЕМЕННОЙ ЖИЗНИ

Джон Смит

Рубрика: 
ВЫСТАВКИ
Номер журнала: 
#4 2005 (09)

Компания Alcoa, фонд Alcoa и The Andy Warhol Museum

Выставка организована благодаря спонсорской поддержке компании Alcoa и фонда Alcoa

Выставка организована The Andy Warhol Museum - одним из четырех музеев Карнеги в Питтсбурге

 

Выставка Энди Уорхола в Государственной Третьяковской галерее представляет его - «дэнди», фланера, художника, как идеальное воплощение живописца современной жизни.

Поистине не имела границ привязанность Энди Уорхола к познанию всех граней общества и культуры. Он использовал свою работу и художественную практику как источник, из которого черпал жизненный опыт, фиксировал, упорядочивал и репродуцировал мир вокруг себя. В равной степени он любил то, что обрамляет, и то, что обрамляется; кинокамеры, рамы с шелкографической сеткой, пустые коробки, аудиомагнитофоны, сумки и бумажные мешки для покупок - все это для него было одинаково функционально как средство запоминания и бесконечного выбора и отбора. В сущности, Уорхол превратил свою повседневную жизнь в таксономию художественной практики, а свою художественную практику в отражение реальности и образ жизни, коллекционируя, документируя и репродуцируя свой мир, экспериментируя и сотрудничая с людьми, выстраивая свой способ общения с пространством и вещами вокруг себя.

-Автопортрет. 1967
Автопортрет. 1967
Акрил, тушь, шелкография на холсте. Courtesy The Andy Warhol Museum ©AWF

С 1950-х годов и до конца жизни Энди Уорхол продолжал трансформировать коммерческое искусство и коммерческую рекламу. Мир моды, модных журналов и фотографии был заворожен его изысканной и блистательной линеарной графикой и иллюстрациями. Создавая себе имя в Нью-Йорке, Уорхол в то же время впитывал динамично изменчивую урбанистическую культуру этого мегаполиса. В 1956 году он впервые покинул Соединенные Штаты Америки и путешествовал по свету, посетив Японию, Камбоджу, Индию, Египет и Италию.

Почти 40 лет Уорхол «вплетал» массовую культуру журналов, кинофильмов и музыки в авангардное искусство. В те годы его близкие отношения с разными людьми нарушали все допустимые границы.

В 1963 году Энди Уорхол перенес свою студию из заброшенного здания пожарного депо (в доме № 13 на Верхнем Ист-Сайде Манхэттена) в дом № 231 по 47-й улице, впоследствии ставший известным как «Фабрика». По ночам Уорхол и его окружение собирались в «Макс Канзас-Сити» - популярном среди художников баре. Его жизнь отмечена неистовой активностью, которая продолжалась вплоть до 3 июня 1968 года, когда он был тяжело ранен выстрелом из револьвера. Каждый, кто приезжал в Нью-Йорк в 1960-е годы, искал возможность посетить «Серебряную фабрику». Царившая в ней атмосфера вольности и творчества, создавая впечатление постоянного карнавала, праздника, отмеченного открытостью, бесконечным экспериментированием и театральностью, меняла традиционное представление о студии художника как об уединенной, закрытой для посторонних мансарде.

Ни один художник не отождествляется с популярной культурой столь однозначно, как Энди Уорхол. Он был уникален тем, что не только создавал картины но и, интересуясь всем спектром поп- культуры, основал рок-группы «The Velvet Underground» и «Nico». Он был кинорежиссером со своей собственной свитой звезд. Кроме того, был издателем своих многочисленных графических произведений. В 1970-е годы Уорхол преобразился, сменив кожаный «прикид» на респектабельный костюм и галстук преуспевающего бизнесмена, поддерживая в то же время репутацию авангардиста. Он начал вращаться в высших кругах, стал знаменитостью, не переставая создавать огромное количество картин, принтов, фоторабот и рисунков, в том числе такие серии работ, как «Мао», «Черепа» и «Серп и молот». Тогда же Уорхол начал работать над серией «Капсулы времени», рассматривая ее как метод организации хаоса в период подготовки к очередному переезду студии - предстояло на одном длинном этаже разместить все предприятия Уорхола, прежде занимавшие три этажа.

Выставка сосредоточена вокруг двух значительных в творческом наследии Уорхола направлений: портрет и натюрморт. Внутри этих исторически традиционных жанров прослеживаются различные переплетающиеся между собой формы художественной деятельности Уорхола, освещается его тесная связь с культурой своего времени. Выставка выявляет его гениальную способность продвигаться вперед по континууму истории искусства.

Уорхоловские портреты, без сомнения, вызывали крайне разноречивую реакцию критиков. Наиболее популярные, клишированные и иконографические образы Элвиса Пресли, Мерилин Монро, Элизабет Тэйлор и Джекки Кеннеди, являющиеся яркой приметой послевоенного искусства, и заказные портреты 1970-1980-х годов - свидетельство того, что Уорхол «сплавлял», соединял в себе воедино художника и наблюдателя-таксономиста, представив всеохватывающий визуальный ряд известных, неизвестных и анонимных лиц - представителей американской культуры. Для Уорхола портреты были одной из возможностей кодировать и одновременно систематизировать и влиять на культуру своего времени. В них, вероятно, наиболее сильно проявляется его роль как «живописца современной жизни».

Энди Уорхол был уже признанным мастером, когда в 1963 году начал работать в области кино. Киносъемка давала еще большие возможности для развития образов и концепций, чем те, которые он использовал в своих картинах и рисунках. Это позволяло ему найти еще один метод документирования и раскрытия своего мира, фиксации потока быстротекущей современной жизни. В последующие пять лет он создал целый ряд самых разнообразных киноработ. За небольшой отрезок времени его деятельность в этой области трансформировала понимание кино как жанра искусства и бросила вызов кинематографу в его общепринятом понимании. Так же как и его картины, многие из уорхоловских фильмов, в сущности - портреты.

Суп фирмы «Кэмпбелл», корова из учебника по сельскому хозяйству, серебристая фольга Майлар, использовавшаяся в 1960-е годы в армии для заворачивания сандвичей, - на все это Уорхол взглянул глазами художника и, искусно обыграв, сделал красивым. Он заставил посмотреть на повседневное внимательно и другими глазами.

Иллюстрации

Энди Уорхол на «Фабрике». Ок. 1964
Энди Уорхол на «Фабрике». Ок. 1964
Фототипия. Courtesy The Andy Warhol Museum. Photo by Billy Name.
Гамбургер. 1985–1986. ©AWF
Гамбургер. 1985–1986
Холст, акрил. Courtesy The Andy Warhol Museum
©AWF
Кэролайн, принцесса Монако. 1983. ©AWF
Кэролайн, принцесса Монако. 1983
Aкрил, тушь, шелкография на холсте. Courtesy The Andy Warhol Museum
©AWF
Энди Уорхол. 1950-е
Энди Уорхол. 1950-е
Фотография. Courtesy The Andy Warhol Museum. Photo by Leila Davies Singeles
Цветы. 1970. ©AWF
Цветы. 1970
Акрил, тушь, шелкография на холсте. Courtesy The Andy Warhol Museum
©AWF
Телефон (4). 1962. ©AWF
Телефон (4). 1962
Бумага марки «Стрэзмор», тушь, темпера. Courtesy The Andy Warhol Museum
©AWF
Джекки-улыбающаяся (с Джоном Кеннеди). 1964. ©AWF
Джекки-улыбающаяся (с Джоном Кеннеди). 1964
Акрил, тушь, шелкография на холсте. Courtesy The Andy Warhol Museum
©AWF
Автопортрет. 1986. ©AWF
Автопортрет. 1986
Акрил, тушь, шелкография на холсте. Courtesy The Andy Warhol Museum
©AWF
Фантастические туфли. Ок. 1956. ©AWF
Фантастические туфли. Ок. 1956
Бумага марки «Стрэзмор», тушь, анилиновые краски доктора Мартина. Courtesy The Andy Warhol Museum
©AWF
Серебряная Лиз. 1963. ©AWF
Серебряная Лиз. 1963
Серебряная краска, тушь, шелкография на полотне. Courtesy The Andy Warhol Museum
©AWF
Мик Джаггер. 1975. ©AWF
Мик Джаггер. 1975
Акрил, тушь, шелкография на холсте. Courtesy The Andy Warhol Museum
©AWF

Вернуться назад

Теги:

Скачать приложение
«Журнал Третьяковская галерея»

Загрузить приложение журнала «Третьяковская галерея» в App StoreЗагрузить приложение журнала «Третьяковская галерея» в Google play