Соломон Никритин. Сферы Света – Станции Тьмы

Н. Адаскина

Рубрика: 
НАСЛЕДИЕ
Номер журнала: 
#4 2004 (05)

В 2004 году в Государственном музее современного искусства в Салониках открылась выставка известного русского художника Соломона Никритина (1898–1965). Перед ее организаторами стояли две основные задачи: показать творчество Соломона Никритина во всем его разнообразии и воссоединить, хотя бы на время, разрозненные части коллекции Георгия Костаки, сохранившего наследие художника.

Вторая задача, как кажется, успешно решена. На выставке представлено более 300 произведений (в каталоге перечислено 336), главным образом, из коллекции Костаки. Как известно, в 1977 году владелец передал часть своей коллекции в дар Третьяковской галерее. Другая ее часть в конце 1990-х гг. была приобретена греческим правительством и легла в основу Государственного музея современного искусства в Салониках, по всей видимости, единственного в мире государственного музея русского авангарда. Руководство и сотрудники музея считают изучение и популяризацию русского искусства первой трети ХХ века своей исторической миссией, унаследованной ими от Костаки вместе с его коллекцией.

Разрабатывая программу своей деятельности, Музей современного искусства предполагал устраивать экспозиции на основе собственных фондов, а также выставки, где будут использованы экспонаты из других музеев. Одной из них стала ретроспективная персональная выставка Соломона Никритина.

Здесь представлены произведения из коллекции Костаки, несколько вещей, принадлежавших другим коллекционерам, и многие работы, переданные в 1975 году вдовой художника Третьяковской галерее. Отбором произведений и самим фактом получения этого дара мы обязаны безошибочной музейной интуиции сотрудника отдела советской живописи Государственной Третьяковской галереи А.М. Райхенштейн.

Первая попытка познакомить публику с творчеством Соломона Никритина была сделана в середине 1990-х гг. Располагая большим собранием его работ, сотрудники Третьяковской галереи приступили к организации персональной выставки, но вскоре вынуждены были отказаться от этого замысла. В ту пору было невозможно объединить две основные части наследия художника и трудно издать каталог выставки.

Спустя десять лет появилась возможность вернуться к этой идее, и Государственный музей современного искусства в Салониках взялся за ее осуществление. Выставки в Салониках (февраль-март) и в Москве (апрель-май) показали, насколько успешно была решена эта задача.

В проекте принимал участие интернациональный коллектив авторов. Над каталогом работали: Мария Цанцаноглоу (SMCA); Ирина Лейтес, Ирина Лебедева и Наталия Адаскина (ГТГ); Джон Боулт, Шарлотта Дуглас и Николетта Мислер (историки русского авангарда из США и Италии). Редактор-составитель издания и координатор всей работы - профессор Джон Боулт. В каталог вошли несколько статей, раскрывающих разные грани творчества Никритина, его тексты, рассказы друзей, Владимира Костина и Изы Бердичевской, и другие материалы. Из них складывается всесторонний анализ творческого наследия мастера. Этот принцип был положен в основу экспозиции. Она строится вокруг основных творческих тем, объединяющих иногда однородный, а порой весьма разноплановый, материал.

Соломон Никритин - художник особенный. Бывают мастера, открывающие новые горизонты искусства.

Бывают гении, закрывающие своим творчеством целые направления: после них всякая работа в том же русле становится эпигонством. И есть художники, работающие в рамках определенной художественной традиции. Никритина нельзя отнести ни к одной из этих категорий. Его не назовешь открывателем нового направления или мастером, который подвел итог поискам целого течения. Но он и не рядовой участник художественного движения. Он сам по себе. Его манеру нельзя отнести ни к одному из известных течений. Он многообразен, но он не эклектик. Никритин своеобразен - вот его основное качество. Именно поэтому в годы становления и расцвета соцреализма к его искусству относились неприязненно; оно же определило творческую судьбу художника при жизни и после смерти.

Через все искусство Соломона Никритина проходит специфическое мироощущение - чувство единства и слитности всего со всем: космических просторов вселенной, истории человечества и пространства человеческого сознания и психики. Отсюда любовь художника к многолистным графическим сериям на определенную тему. Скажем, в серии «Революция» причудливо сочетаются реалии революционного времени с эмблематическими по замыслу, но совершенно живыми по исполнению персонажами-животными (британский лев, медведь и др.), а также фантастическими изображениями, несущими образно-аллегорическую нагрузку (например, кровать крестьянина). Это чувство всеединства и бесконечного разворачивания пространств, смыслов, перетекающих друг в друга эмоциональных состояний просвечивает во многих этюдах на ту или иную тему: спираль, овал, штриховая паутина, квадраты и т.п. Пластические мотивы, которые разворачиваются в виде беспредметных этюдов, плавно переходят в изобразительные формы. Именно этот процесс стремились отразить в своей экспозиции организаторы выставки.

Здание Музея современного искусства в Салониках было построено более ста лет назад для католического монастыря и реконструировано для музея в конце 1990-х гг. Экспонаты выставки представлены в семи залах разной площади. Некоторые тематические и пластические циклы удалось разместить в отдельных помещениях. Эффектно смотрится зал, где представлена графическая серия «Революция». Специально окрашенная в алый цвет стена придает циклу небольших перовых рисунков с элементами гротеска дополнительную эмоциональную окраску и законченность. В отдельный зал вынесена серия «Война» и некоторые другие.

Многочисленные эскизы и этюды к одной из немногих законченных Никритиным больших картин «Старое и новое» должны были группироваться вокруг основного полотна в специально отведенном зале. Но эту идею осуществить не удалось. Музей в Салониках вел долгие и сложные переговоры, чтобы получить из других собраний несколько важнейших произведений художника. Но, к сожалению, эти переговоры не увенчались успехом. Картины «Старое и новое» и «Женщина в красном», хранящиеся в Нукусском музее, были задержаны по решению правительства Узбекистана. Коллекционер Игорь Дыченко не мог переправить через киевскую таможню картину «Кругосветное путешествие». Вокруг этих ключевых картин должны были располагаться разнообразные эскизы, этюды и ассоциативно связанные с ними образные решения.

Остальные большие картины создают необходимые акценты в море небольших живописных полотен и графических листов, размещенных в двух больших залах музея. Соединение живописи и графики в единые комплексы также принципиально важно для творчества этого художника: единые пластические и сюжетносмысловые темы объединяют работы, сделанные в разных техниках.

Никритин - художник процесса, а не результата. Он годами вынашивал и тщательно разрабатывал свои замыслы в разных жанрах: в дневниковых записях-планах, в теоретических обоснованиях, в устных рассказах, в рисунках-схемах, фиксирующих умозрительные конструкции, в графических и живописных этюдах с натуры. Поэтому нам чрезвычайно интересны обе грани его творчества: и бесконечный «поток сознания», зафиксированный в рисунках, небольших живописных эскизах и этюдах, и редкие законченные произведения, в которых художнику удалось подытожить длительный процесс эмоциональных переживаний, размышлений и изучения той или иной образной темы.

Самая известная и вполне законченная картина Никритина - «Суд народа» (1934, ГТГ). В ней он, по всей видимости невольно, выразил окружавшую его в послереволюционные годы атмосферу непримиримой классовой борьбы, противостояния людей и превращения человека в жертву государственной машины. На выставке прослежено развитие темы: от естественного столкновения мнений в картине «Спор» (1930, ГТГ) до мрачного трибунала, не снисходящего до диалога с личностью подсудимого, - «Суд народа».

Вторая важнейшая законченная картина Никритина - «Старое и новое» (1935). Ей посвящена отдельная статья Дж. Боулта. Стараниями Игоря Савицкого - музейщика «милостью Божьей» - эту картину приобрел Нукусский музей, который теперь носит имя Савицкого. В этом полотне автор достиг своего идеала: он соединил в одном произведении разные, подчас даже контрастные образы и темы, волновавшие его долгие годы.

Наряду с образами комсомольцев-метростроевцев на полотне возникает образ искалеченного войной инвалида и звучит тема вечной красоты и искусства, живущего в веках. Каждой из этих тем художник отдал немало труда и раздумий. Они отразились в сериях рисунков «Война», в изображениях инвалидов, в спортивных сюжетах и пр. Никритин остро и глубоко пережил и передал в своих произведениях кошмар Первой мировой и Гражданской войны.

В своем творчестве он постоянно обращался к сюжетам из мирового классического искусства. В многочисленных копиях знаменитых произведений живописи, в рисунках с известных скульптур, которые он делал на протяжении десятилетий, Никритин стремился разгадать формулу красоты и мастерства и запечатлеть ее всевозможными способами.

Творчество Никритина можно условно разделить на три фазы. В начале 20-х гг. был создан ряд экспериментальных произведений. Они связаны с его деятельностью в московском Музее живописной культуры и экспериментами в театральном искусстве. Несколько статей в каталоге рассказывают о работе художника в театре.

В конце 20-х - начале 30-х гг. рождаются чисто живописные произведения с тонкой цветовой гаммой и свободной манерой наложения мазков. В них Никритин выразил разные по эмоциональной окраске, но очень экспрессивные впечатления: поток уличной демонстрации с взметнувшимися ввысь знаменами, динамику городских пейзажей или пугающие крупномасштабные фигуры кричащих и пьяных женщин.

Пожалуй, наиболее ярким и мощным свершением Никритина в живописи была картина «Человек и облако» (конец 1920-х, Музей современного искусства). В этом красочном эмоциональном полотне он воплотил свое представление о сложной, напряженной гармонии взаимоотношений человека и вселенной.

Никритину были интересны самые разные темы: от рождения и смерти до заводских цехов с толкающим тачку рабочим.

Он работал во всевозможных жанрах и прибегал к самым разным стилистическим приемам, одним из которых был гротеск. В этом ключе создан цикл работ, которые группируются вокруг картины «Кругосветное путешествие» (середина 1920-х гг., собрание И. Дыченко, Киев). В этом цикле представлены наивные, восторженные, уродливые в своей нелепости, но вызывающие симпатию персонажи.

Иначе воспринимаются гротескные изображения, связанные с темой памятника. В этих работах уродливые тела и лица людей, а порой монстров, соединивших в себе человеческое и животное начало, отражают ущербность душевного мира персонажей и пессимистическое восприятие художника. Из этого отношения к гипертрофированным сторонам окружающей действительности вырастает своеобразный сюрреализм Никритина, резко непохожий на общеизвестное направление в изобразительном искусстве.

Отдельная часть творчества Никритина - автопортреты, которые он создавал на протяжении всей жизни. В них запечатлена его личность, его творческая история, его судьба.

Хотя Никритин жил совсем недавно и сохранился его обширный архив, уже много лет доступный для изучения, его творчество таит для искусствоведов немало загадок. Его легче интерпретировать, вслушиваясь в звучание образов, разгадывая умозрительные конструкции, чем прослеживать хронологию его работ и логику творческой эволюции. Даже в процессе работы над выставкой участники проекта не могли прийти к единому мнению по целому ряду спорных вопросов. Например, никто не может разъяснить смысл таинственного названия коммуны художников и артистов, организованной Никритиным в 1920-е гг. - «Catio».

Русские участники проекта убеждены, что это слово, не раз упомянутое автором в его текстах, происходит от латинского корня. Но зарубежные коллеги не могут до конца разгадать его смысл и этимологию и предполагают, что автор составил его из букв латинского алфавита и кириллицы.

Даже на этой большой и представительной выставке Соломон Никритин продолжает оставаться художником загадочным и во многих отношениях спорным.

Иллюстрации
Соломон Никритин. Старое и новое. 1935
Старое и новое. 1935
Холст, масло. 119×105
Эскиз картины «Прощание с мертвым». 1920-e
Эскиз картины «Прощание с мертвым». 1920-e
Картон, масло, лак. 23,8×30
Соломон Никритин. Кругосветное путешествие. Середина 1920-х
Кругосветное путешествие. Середина 1920-х
Фанера, масло. 47,7×59,7
Соломон Никритин. Вознесение регистраторши. Из серии «Кругосветное путешествие». 1924
Вознесение регистраторши. Из серии «Кругосветное путешествие». 1924
Бумага, гуашь. 43×36,2
Соломон Никритин. Композиция на тему «Революция». Никакая поддержка недопустима правительству буржуазии. Середина 1920-х
Композиция на тему «Революция». Никакая поддержка недопустима правительству буржуазии. Середина 1920-х
Бумага, тушь, перо. 13×18,3
Соломон Никритин. Из серии «Памятник». 1930
Из серии «Памятник». 1930
Бумага, тушь, пастель. 17,4×14,6
Соломон Никритин. Человек и облако. Конец 1920-х
Человек и облако. Конец 1920-х
Картон, холст, масло. 142,3×142,3
Соломон Никритин. Спор. 1930
Спор. 1930
Бумага, акварель, темпера. 30,3×21,7
Соломон Никритин. Суд народа. 1934
Суд народа. 1934
Холст, масло. 143×142

Вернуться назад

Теги:

Скачать приложение
«Журнал Третьяковская галерея»

Загрузить приложение журнала «Третьяковская галерея» в App StoreЗагрузить приложение журнала «Третьяковская галерея» в Google play