Подводя итоги…

И. Обросов

Рубрика: 
ВЫСТАВКИ
Номер журнала: 
#4 2004 (05)

Выставка-конкурс произведений молодых художников России, носящая имя Павла Михайловича Третьякова, - большое событие в творческой биографии каждого из ее участников. Идея возрождения забытых традиций работы с молодыми представителями отечественной духовной культуры, благодаря экспозиции в Инженерном корпусе Третьяковской галереи, стала первым, возможно не бесспорным, опытом обращения к практике давно минувших лет - проведению общенациональных художественных выставок молодых живописцев, графиков, скульпторов. До этого у многих сложилось впечатление, что «наши скудеющие силы нам начинают изменять». Увы, внимание к новому поколению творческой интеллигенции осталось лишь на словах. Ушли, словно в небытие, молодежные комиссии при Министерстве культуры, Академии художеств, творческих союзах; забыты профессиональные обсуждения итогов больших выставок произведений современного искусства. Мы почти не располагаем объективной информацией о состоянии высшей художественной школы в нашей стране. Проведение I Всероссийского конкурса молодых художников им. П.М. Третьякова - значительный шаг в восстановлении утраченных общественных и государственных форм поддержки молодых талантов, в утверждении духа подлинной творческой соревновательности, в повышении уровня профессиональной культуры, мастерства. Долгие годы все эти вопросы оставались как бы вне поля зрения организаций, ответственных за будущее нашего искусства.

Редакция журнала «Третьяковская галерея» - инициатор проведения конкурса - и члены жюри под председательством вице-президента Российской академии художеств Т.Т. Салахова рассмотрели 928 присланных работ, из которых сочли возможным отобрать только 46.

Алексей БЛАГОВЕСТНОВ. Цой. 2002
Алексей БЛАГОВЕСТНОВ. Цой. 2002
Гипс. 274×187×140. Диплом I степени

Конечно, итоги конкурса по целому ряду причин не могут отражать в полной мере объективную картину состояния искусства молодых и ситуацию, сложившуюся на сегодняшний день в высшей художественной школе Российской Федерации. Во-первых, для многих проведение такого конкурса, да еще в стенах Третьяковской галереи, казалось утопией, поскольку самые благие обещания и пожелания оставались, как правило, только на словах и на бумаге. Во-вторых, организация подобного смотра требует немалых усилий и финансовых средств, поддержки и непосредственного участия творческих вузов страны, Союзов художников, Министерства культуры и Академии художеств, которые когда-то заключали договора с молодыми авторами на создание произведений искусства, направляли молодых в командировки и Дома творчества. Все это формировало духовно-нравственную среду нашего искусства, его эстетические идеалы. И, наконец, преодоление формального отношения и сугубо коммерческого подхода к подобного рода акциям не как к случайным, единственным, а как к постоянным прогнозируемым и осуществляемым. Мы стали утрачивать высокие профессиональные критерии и духовные ориентиры, опираясь на весьма условную конъюнктуру художественного рынка и усредненные вкусы так называемых новых русских и случайной моды, превалирования ложных тенденций, не определяющих реальные достижения нашей культуры.

При всех издержках, некоторой стихийности и упущениях организаторы конкурса достигли главного - обратили внимание на проблемы профессиональной подготовки, духовного воспитания молодого поколения художников России, будущего нашего искусства.

Неожиданностью для участников, но безусловным для жюри стало присуждение дипломов I, II и III степени и награждение лауреатов конкурса зарубежными творческими командировками в Италию и Чехию, а также отдельными призами от спонсоров. С благодарностью восприняли организаторы и дипломанты конкурса вклад в осуществение выставки и учреждение специальных премий ОАО «СеверСталь групп», туристической компании «Небесный альянс», Фонда поддержки музеев «Сокровища отечества», Московского государственного музея «Дом Бурганова» и, конечно, дирекции Третьяковской галереи, генерального спонсора журнала «Третьяковская галерея» В.Л. Мащицкого и издательства «СканРус».

Имя Павла Михайловича Третьякова, заинтересованное участие самой галереи несомненно повышают критерии, профессиональную ответственность и требовательность к себе экспонентов - членов-соревнователей объявленного ежегодным конкурса.

Иллюстрации
Елена СЕНИНА. «Победа». 2002
Елена СЕНИНА. «Победа». 2002
Холст, масло. 120×196. Диплом I степени
Мария СУВОРОВА. Вечер в Ферапонтово. 2003
Мария СУВОРОВА. Вечер в Ферапонтово. 2003
Холст, масло. 130×180. Диплом II степени
Олег ШМЫРОВ. Портрет корейской художницы Сунь Чжи Хе. 2003
Олег ШМЫРОВ. Портрет корейской художницы Сунь Чжи Хе. 2003
Гипс тонированный. 50×15×25. Диплом II степени
Юлия СЮХИНА. Тихий закат. Деревня Пучуга. 2003
Юлия СЮХИНА. Тихий закат. Деревня Пучуга. 2003
Холст, масло. 100×130. Диплом III степени
Павел БЛОХИН. Скульптурная мастерская. 2003
Павел БЛОХИН. Скульптурная мастерская. 2003
Офорт. 29×41. Специальный приз – «Дом Бурганова»

Вернуться назад

Теги:

Скачать приложение
«Журнал Третьяковская галерея»

Загрузить приложение журнала «Третьяковская галерея» в App StoreЗагрузить приложение журнала «Третьяковская галерея» в Google play