Иркутский областной художественный музей имени В.П. Сукачева

Наталья Толстая

Рубрика: 
ЗОЛОТАЯ КАРТА РОССИИ
Номер журнала: 
#4 2004 (05)

Проект Золотая карта России

Начало иркутскому собранию положила картинная галерея крупного общественного деятеля и мецената, удивительного человека и сына своей эпохи Владимира Платоновича Сукачева (1849–1920). По материнской линии он принадлежал к известной в Сибири купеческой фамилии Трапезниковых, интерес к живописи у которых проявился еще в XVIII веке, когда начала складываться семейная портретная галерея. Портреты Трапезниковых-Сукачевых писали домашний живописец Н.А. Климов, декабрист Н.А. Бестужев, местный художник М.И. Песков и другие. А.К. Трапезников, дядя Владимира Платоновича, брал уроки живописи у петербургского художника А.Г. Горавского, друга и советчика П.Б. Третьякова.

Богоматерь и Иоанн Богослов, предстоящие Распятию. XVIII век. Сибирь
Богоматерь и Иоанн Богослов, предстоящие Распятию. XVIII век. Сибирь
Фрагмент cкульптурной композиции. 178×58×34 (Богоматерь). 183×58×37 (Иоанн Богослов)

Важную роль в формировании личности Сукачева сыграла особая духовная атмосфера Иркутска, сложившаяся благодаря ссыльным декабристам и общественным деятелям Сибири. Окончив иркутскую классическую гимназию, которая считалась одной из лучших в России, В.П. Сукачев продолжил образование в университетах Киева и Петербурга, после чего вернулся в родной Иркутск, где в 1885-1898 годах был избран городским головой. Свое предназначение Владимир Платонович видел в служении родному краю, развитии его культуры, науки и образования. Несомненное влияние на молодого собирателя оказала деятельность П.М. Третьякова, чья галерея в Москве с начала 1880-х годов стала общедоступной. Первые картины В.П. Сукачев приобрел в начале 1870-х годов в Петербурге на выставках, аукционах, а порой и у самих художников или их родственников. Полотна везли сначала по железной дороге, а последние пять тысяч верст до Иркутска - на санях.

В.Л. БОРОВИКОВСКИЙ. Портрет великой княжны Александры Павловны
В.Л. БОРОВИКОВСКИЙ. Портрет великой княжны Александры Павловны
Холст, масло. 72×57

В 1874 году в здании музея Восточно-Сибирского отдела Императорского Русского географического общества впервые экспонировалось около 30 картин из собрания В.П. Сукачева. К 1880 году коллекция увеличилась вдвое, причем современники отмечали ее высокий художественный уровень. Основу собрания составили произведения художников-передвижников - В.М. Максимова, Г.Г. Мясоедова, И.Е. Репина, М.К. Клодта, в нем были картины и других мастеров XIX века - А.П. Боголюбова, А.Г. Варнека, К.Е. Маковского, В.В. Верещагина, А.О. Орловского, И.К. Айвазовского, Р.Г. Судковского, Ю.Ю. Клевера, Б.П. Виллевальде, а также копии картин Рафаэля, Корреджо, Рубенса, Риберы, Мурильо, выполненные по заказу Сукачева в западноевропейских музеях.

И.Е. РЕПИН. Нищая (Франция. Вель). 1874
И.Е. РЕПИН. Нищая (Франция. Вель). 1874
Холст, масло. 73×50

В 1881 году Владимир Платонович купил участок земли на окраине Иркутска для строительства своей галереи. Уже через год коллекция разместилась в 12 залах нового двухэтажного здания. Подобно Третьяковской, частная галерея Сукачева стала общедоступным публичным музеем, первым в Сибири.

С 1898 года В.П. Сукачев жил в Петербурге. Там он объявил конкурс на проект нового здания галереи, которое хотел выстроить в центре Иркутска. К сожалению, материальные затруднения не позволили осуществить этот замысел. В 1910 году В.П. Сукачев в последний раз приехал в родной город. Однако его отсутствие не отразилось на деятельности галереи. Ставшая настоящим очагом культуры Иркутска, она была спасена его жителями от разграбления во время революции и гражданской войны.

В 1920 году частная галерея перешла в государственную собственность и вошла в состав Иркутского научного музея, расположившегося в здании бывшего магазина купца Мещерского. Пост хранителя галереи занял Константин Иннокентьевич Померанцев (1884-1945), живописец и скульптор, одновременно бывший председателем Иркутского общества художников.

В 1920-е годы к галерее Сукачева прибавилась большая коллекция восточного искусства, принадлежавшая ранее музею при Восточно-Сибирском отделе Русского географического общества: китайская деревянная скульптура XVIII столетия, ритуальные сосуды из бронзы, изделия из лака, кости и камня, китайский фарфор, японские нэцкэ, серии гравюр и лубка. Одновременно шел процесс учета культурного наследия и его изучения: первый рукописный каталог галереи составил К.И.Померанцев, при нем начал формироваться отдел современного сибирского искусства. Работа по формированию и научной обработке коллекций продолжалась. В 1926-1928 годах хранителем музея был иркутский живописец Борис Иванович Лебединский (1891-1972).

Среди поступлений 1928 года, выданных в Иркутск из Государственного музейного фонда, было немало замечательных произведений искусства: картины В.К. Шебуева, Ф.С. Рокотова, В.Л. Боровиковского, А.И. Куинджи, П.П. Кончаловского, Н.К. Рериха, С.Ю. Жуковского, Н.Н. Сапунова, гравюры, коллекции западноевропейского и русского фарфора, ювелирные изделия фирм Овчинникова и Фаберже. Иркутское собрание уже тогда вполне могло сравниться с собраниями столичных музеев.

В начале 1930-х годов деятельность музея практически прекратилась, экспонаты сложили в подвалы и на чердаки, инвентарные книги исчезли. Галерея возродилась только в 1936 году, когда ее художественный отдел был выделен в самостоятельный Восточно-Сибирский художественный музей, который в 1937 году получил свое современное название - Иркутский областной художественный музей. Его возглавил художник Г.И. Дудин. В эти годы собрание пополнилось уникальной коллекцией сибирского фарфора из музея при Хайтинской фарфоровой фабрике Перевалова.

В конце 1940-х годов, при директоре Алексее Дементьевиче Фатьянове (1915-2001), благодаря поступлениям из государственных фондов страны и приобретениям у частных лиц в коллекции русского искусства появились работы А.М. и В.М. Васнецовых, Н.Е. и К.Е. Маковских, Ф.А. Малявина, В.И. Сурикова, И.Н. Крамского, А.К. Саврасова, В.А. Тропинина, М.А. Врубеля, М.М. Антокольского, И.Э. Грабаря, а также мастеров советского периода - С.В. Герасимова, Н.М. Ромадина, А.А. Дейнеки, К.Ф. Юона и А.А. Пластова. Начало отделу советской скульптуры положили произведения Н.А. Андреева, Е.В. Вучетича, А.С. Голубкиной, И.Д. Шадра, Н.В. Томского.

Десятки имен дарителей из разных уголков страны вписаны в историю музея: московский коллекционер Ю.В. Невзоров, музейный сотрудник из Ленинграда П.Е. Корнилов, жительница Иркутска Е.А. Бергман, вдовы художников Н.И. Рождественская и М.А. Савицкая, губернаторы Иркутской области Ю.А. Ножиков и Б.А. Говорин. Дары московского коллекционера Ф.Е. Вишневского Иркутскому музею столь значительны (около двухсот произведений), что его роль в формировании собрания сопоставима с ролью В.П. Сукачева.

Стараниями Н.К. Величко за четверть века фонды приумножились более чем на две тысячи экспонатов коллекции В.В. Величко - иконами московской, новгородской и ярославской школ XVI-XVIII веков, произведениями русской и западноевропейской живописи и графики, предметами старого китайского искусства.

Новые поступления изменили профиль собраний русского и западноевропейского искусства, заставили внести изменения в экспозицию, в которой появились работы О.А. Кипренского, С.Ф. Щедрина, картины западноевропейских живописцев - итальянца Микеле Мариески, фламандца Герарда Сегерса, голландца Виллема ван де Вельде, француза Гюбера Робера, немца Эдуарда Хильдебрандта, австрийца Йозефа Грасси.

Несмотря на значительность приобретений советских лет, картинная галерея В.П. Сукачева продолжает оставаться жемчужиной Иркутского музея, своеобразным памятником человеку, чья инициатива - пример бескорыстного служения родному городу. В 1987 году музею была передана бывшая усадьба В.П. Сукачева, а в 1989 году присвоено его имя.

Иллюстрации
К.А. ЗЕЛЕНЦОВ. Портрет военного. 1829 (?)
К.А. ЗЕЛЕНЦОВ. Портрет военного. 1829 (?)
Холст, масло. 27×22
И.И. ШИШКИН. Перелесок (Полдень). 1872
И.И. ШИШКИН. Перелесок (Полдень). 1872
Холст, масло. 121×207
Л.И. СОЛОМАТКИН. Утро у трактира «Золотой бережок». 1860-е
Л.И. СОЛОМАТКИН. Утро у трактира «Золотой бережок». 1860-е
Холст, масло. 52×71
С.Ф. ЩЕДРИН. Пейзаж с коровами
С.Ф. ЩЕДРИН. Пейзаж с коровами
Холст, масло. 81,3×57,7
Иконостас церкви Сиропитательного дома Елизаветы Медведниковой. 1891–1892
Иконостас церкви Сиропитательного дома Елизаветы Медведниковой. 1891–1892
Фрагменты: диск, колонна. Фарфор, рельеф, роспись, позолота
Распятие. XVIII век. Сибирь
Распятие. XVIII век. Сибирь
Фрагмент cкульптурной композиции. 115×29×19
Б.М. КУСТОДИЕВ. Портрет Н.К. фон Мекка. 1913
Б.М. КУСТОДИЕВ. Портрет Н.К. фон Мекка. 1913
Холст, масло. 106×83
К.Ф. ЮОН. Приволье. Водопой (Лигачево). 1917
К.Ф. ЮОН. Приволье. Водопой (Лигачево). 1917
Холст, масло. 78×119
С.А. ВИНОГРАДОВ. Сад (Пионы в цвету). 1910
С.А. ВИНОГРАДОВ. Сад (Пионы в цвету). 1910
Холст, масло. 96×96

Вернуться назад

Теги:

Скачать приложение
«Журнал Третьяковская галерея»

Загрузить приложение журнала «Третьяковская галерея» в App StoreЗагрузить приложение журнала «Третьяковская галерея» в Google play