Британская портретная премия
В 1856 году в Лондоне была основана Национальная портретная галерея. Целью нового типа общественно доступного музея стало коллекционирование и экспонирование для публики портретов знаменитых деятелей отечественной истории и культуры. В настоящее время собрание Национальной портретной галереи насчитывает свыше 12 000 произведений живописи, скульптуры, графики и фотографии. Коллекция продолжает пополняться, один из механизмов - широко известная в Британии и за ее пределами портретная премия. В этом году премия вручается двадцать четвертый раз, четырнадцатый раз при поддержке компании «Бритиш Петролеум». Цель этого ежегодного конкурса - поощрение молодых живописцев, работающих в жанре портрета.
В конкурсе могут принимать участие художники со всего мира, достигшие восемнадцати лет, но не старше 40.
Победители конкурса получают соответственно:
Первая премия - 25000 фунтов стерлингов и по решению жюри заказ на
исполнение портрета стоимостью 4000 фунтов стерлингов
Вторая премия - 6000 фунтов стерлингов
Третья премия - 4000 фунтов стерлингов
Четвертая премия - 2000 фунтов стерлингов
Ежегодная информация о конкурсе находится на сайте: www.npg.org.uk/bp
Выставка конкурсных работ и произведений, удостоенных портретных премий за 2004 год, проходит в залах Национальной портретной галереи, Лондон,
17 июня - 19 сентября 2004,
Королевского Мемориального музея Альберта, Экзетер,
2 октября - 13 ноября 2004,
Художественной галереи в Абердине,
4 декабря 2004 - 22 января 2005,
Королевской Академии Западной Англии, Бристоль,
27 февраля - 26 марта 2005.
С изобретением фотографии пессимисты, и не только они, предрекали постепенное угасание живописи и неизбежную смерть живописного портрета как жанра. Опасения оказались преувеличенными, но уже в начале XX века известный критик Сергей Маковский назвал фотографизм «неизжитой болезнью искусства»...
Рецидивы затянувшейся «болезни» на лицо или, точнее, представлены в разных лицах - на выставке работ, номинированных на престижную портретную премию компании «Бритиш Петролеум» в Национальной портретной галерее в Лондоне. Зритель не может отделаться от впечатления, что большинство авторов экспонируемых работ, по крайней мере не менее сорока из пятидесяти четырех, преследуют образы и приемы другого искусства - фотографии, принесшей британцам за последние десятилетия славу признанных мастеров. Эта очевидная зависимость характеризует текущее состояние портретной школы, некогда передовой и знаменитой работами Т. Гейнсборо, Дж. Рейнолдса, Т. Лоуренса и Дж. Уистлера. И все же, когда Томас Карлайль призывал Уистлера «Стреляй!», он, безусловно, не имел в виду фоторужье.
Другая особенность ряда экспонируемых на выставке портретов - культ эстетики безобразного. Теория прекрасного в ужасном, высоко-художественные образцы которой дал в
своих знаменитых набросках стариков Леонардо да Винчи, применительно к экспонатам выставки не работает. К ним странным образом подходит парадоксальное высказывание Оскара Уайльда, что «красота исчезает там, где появляется одухотворенность... Как только человек начинает мыслить, у него непропорционально вытягивается нос или увеличивается лоб, или что-нибудь портит его лицо». Эта тяга к болезненной деформации и разрушению гармонии, не поддержанная мощным талантом Ф. Бекона или эпатажным бунтарством Д. Херста, у их молодых интерпретаторов выглядит механически заимствованным приемом, и потому теряющим эстетическую ценность и мощь оригинала.
Изящное эссе Блейка Моррисона «Портреты», предваряющее каталог выставки, символично начинается с воспоминания о нидерландском искусстве XV века и Гансе Мемлинге. Было бы логичным упомянуть именно в этом контексте одну из лучших работ выставки - «Автопортрет» Мейв Маккарти (Maeve McCarthy). Молодой мужчина на портрете Мемлин- га- человек ренессансного мышления, пребывающий в гармонии с собой и миром: он изображен на фоне голубого неба - макрокосма, поглощающего суетные земные страсти. Полные тревоги и пронзительной мысли глаза Мейв Маккарти - взгляд современника. Символичным становится зеленый фон, отражающийся в этих больших и выразительных глазах художницы, - это далекая вселенная, не космос, а жизнь рядом, вокруг, имеющая неразрывную связь с каждым живущим. Присутствующие в «Автопортрете» Маккарти классические аллюзии не рождают ощущения его вторичности, напротив, обогащают образ, современный по своему динамизму и стильности, ценным опытом знания и понимания сути великой традиции нидерландского портрета.
Первая премия в 25 000 фунтов стерлингов справедливо присуждена художнику Стефану Шенкланду за работу «Чудо» (Stephen Shankland "The Miracle”). Даже зрителя, не посвященного в волнующую историю жены художника, самоотверженно спасавшей больного ребенка (именно они изображены на картине), портрет привлекает крепким художественным качеством. Он полон искренности и свойственного британцам умения с благородным достоинством и сдержанностью изображать трогательные, угрожающие утратой художественности, чувствительные сюжеты. Работа-победитель выбрана жюри очень точно. Этот выбор учитывает и важнейший фактор самого существования присуждаемой премии - ее направленность на поддержку развития национальной портретной традиции. Стилистически работа Шенкланда безусловно принадлежит хорошо артикулированной в этом смысле британской портретной школе. Это с одной стороны. С другой - сюжет, выбранный художником, лично прочувствован, но при этом он выходит за пределы факта личной биографии: тема материнства представлена как вечная и неисчерпаемая.
Доска, масло. 662×612 мм
Доска, масло. 376×380 мм
Доска, масло. 335×232 мм
Музей «Фрик Коллекшн», Нью-Йорк
Дерево, акрил. 468×382 мм
Холст, масло. 409×307 мм
Холст, масло. 889×1190 мм