«В начале...». Наталья Ситникова

Ирина Кистович-Гиртбан

Рубрика: 
ДИНАСТИЯ
Номер журнала: 
#3-4 2023 (80-81)

Можно ли структурировать Вселенную? Заглянуть в непознаваемое? Отобразить душу как перманентное состояние духовного конфликта либо сопряжения с миром? Являются ли задачи религии и науки путем художника? Для Натальи Ситниковой - да. Что же представляет ее абстрактная живопись, если она буквально требует сравнения с библейской картиной построения мира? Гармонию и антигармонию. Хаос и упорядоченный поток небесного сознания. Сублимацию живописной материи, отражающей этапы творения и размышления по отношению ко дню сегодняшнему.

Ее искусство и яростно современно, и включено в поток вневременного. Парадокс Ситниковой заключен в том, что ее абстракции не условны. Они обладают качеством конкретности, они достоверны, как достоверна память на звуки, запахи, слова, голоса, людей, события. Ее картины дают точно упорядоченную субстанцию соотношения цветов и формы. Зрителю представлен результат глубокой духовной работы, осознанного художественного поиска.

Как передать то, что живет в тебе в виде спонтанного отзвука реальности, так часто запредельной для разума? Со-Творение. Со-Энергия. Книга Бытия начинается словами «В начале...».

Вначале было Слово. «Письма» Натальи Ситниковой - кому они отправлены? Или кем они отправлены, чей отзвук так неистово и упорно она ретранслирует? В картинах есть тот уровень профессионализма, который свидетельствует о поистине мастерской сделанности. Она блестяще работает с фактурами. Ее черное на черном вызывает массу ассоциаций, оно волнует: черное бархатное на черном фактурном, на черном глянцевом, черное алюминиевое. Легкий беж, странный молочный, раздирающий, ранящий стронций, глухой красный, открытый красный, закрытый как стена кирпично-бордовый - цвета говорят, созданные в диалоге друг с другом, потому и живут уже отдельной от художника жизнью. В них ветер, в них воздух, камень и стена, свобода и одиночество. Ее абстракция конкретна как первые шесть дней творения. Потому остается тайной, обладает качеством большого искусства - магией нераскрытого.

Наталья свободна в цвете, в пластике, в уровне выражения. Словно она - Начало. Удивительно, ведь ее мать Ольга Булгакова - одна из трех женщин (Ольга Булгакова, Татьяна Назаренко, Наталья Нестерова), определивших лицо советской и российской живописи последней трети XX - первой трети XXI века. Отец - Александр Ситников, сложный, многогранный, ассоциативно и конструктивно мыслящий художник с тонким пониманием культуры авангарда, конструктивизма. Тем явственнее Наталья показывает мощную энергию художественного поиска звезды.

Иллюстрации
Наталья СИТНИКОВА. Петр. 2019
Наталья СИТНИКОВА. Петр. 2019
Холст, темпера. 200 × 200
Наталья СИТНИКОВА. Эффект Доплера-2. 2006
Наталья СИТНИКОВА. Эффект Доплера-2. 2006
Холст, темпера, масло. 200 × 170

Вернуться назад

Теги:

Скачать приложение
«Журнал Третьяковская галерея»

Загрузить приложение журнала «Третьяковская галерея» в App StoreЗагрузить приложение журнала «Третьяковская галерея» в Google play