Надежное присутствие
Помню, с какой завораживающей оптической четкостью появились на горизонте советского искусства 1970-х годов «Быки» Александра Ситникова. Ярчайшие, заряженные какой-то особой зрелищной энергетикой, они отпечатывались на сетчатке - воспользуюсь высоким слогом Э.Т.А. Гофмана, - «как прочерченный в пространстве огненный иероглиф». <...>
Действительно, эти образы визуализировали надежды, порывы и поражения целого поколения художников и их коренных, преданных и понимающих зрителей - поколения семидесятников. <...>
Бык Ситникова - красный. При всех вариациях тональности и светосилы цвета. (И только впоследствии бык умирающий, лишающийся жизни становится белым. Красными остаются только копыта.) Возможно, сам цвет ведет художника: красный - цвет огня, стремительных перемен. <...> Метафорическое развитие красного ведет к метаморфозам быка: мирный и домашний в идиллии «Прогулки», он же в «Триумфе красного быка» (1979) становится победительным и подавляющим. Из существа укрощающего и топчущего он превращается в укротимого и страдающего (несколько версий «Укрощения»).
<...> Художник визуализирует ситуацию атональной музыки. Торжество диссонанса, разорванность художественного мышления додекафонии объясняют нервную, ломаную, как бы насыщенную электрическими разрядами образность этой вещи. О неслучайности музыкальных интересов Ситникова говорит и выполненный много позднее, в 2000-2006 гг., рельеф «Шнитке. Концерт». <...> Во всем этом есть несколько смыслов. <...>
Полностью статья опубликована:
http://bulgakova-sitnikov.com/ru/bio-and-articles-sitnikov/reliable-presence.html
Смешанная техника. 110 × 93