Русские англичанки в рядах передвижников: Эмилия и Мария Шанкс
«Эти-то молодые силы и произвели постепенно тот незаметный поворот от старой и скучной тенденции к искусству свободному и, так сказать, более чистому»[1].
Эмилия Шанкс (1857-1936) и Мария Шанкс (1866-1949) родились в Москве в семье Джеймса Стюарта Шанкса, потомственного британского коммерсанта, приехавшего в Москву в 1852 году в возрасте 24 лет. Вместе со своим деловым партнером, шведским ювелиром Хенриком Болином, он открыл на Кузнецком мосту «Английский магазин Shanks & Bolin», быстро завоевавший популярность у состоятельной публики. Его владельцы арендовали помещение в Торговом Доме братьев Третьяковых на Кузнецком мосту (угол Кузнецкого и Рождественки; дом сохранился до наших дней) и торговали изысканными галантерейными и мануфактурными товарами, импортированными главным образом из Англии. Павел Михайлович Третьяков предпочитал, чтобы его жена Вера Николаевна и подраставшие дочери покупали одежду у Дж. Шанкса, а не в других иностранных магазинах и фирмах[2].
Эмилия ШАНКС. Мои игрушки. Не позднее 1896
Холст, масло. 91,8 × 56
© Национальный художественный музей Республики Беларусь, Минск
Сестры Шанкс поступили в Московское училище живописи, ваяния и зодчества (МУЖВЗ) в качестве вольнослушательниц - Эмилия в 1882 году, а Мария несколькими годами позже, обе учились живописи и графике у выдающихся художников и педагогов, в частности, у В.Д. Поленова, В.Е. Маковского, И.М. Прянишникова, Е.С. Сорокина, С.А. Коровина, Н.В. Неврева. Семья Василия Дмитриевича Поленова сыграла определяющую роль в формировании Эмилии и Марии как художников. Со студенческих лет они были частыми гостьями в доме Поленовых, дружили с Еленой Дмитриевной и Натальей Васильевной Поленовыми. Здесь дважды в неделю - по четвергам и субботам - проводились совместные акварельные и рисовальные вечера с участием И.Е. Репина, В.М. Васнецова, В.И. Сурикова. Помимо студентов В.Д. Поленова на них приглашались уже заявившие о себе Мария Якунчикова, Исаак Левитан, Константин Коровин, Михаил Врубель, Александр Головин.
Группа передвижников.
Слева направо: сидят – К.А. Савицкий, В.Е. Маковский, Н.П. Богданов-Бельский, Г.Г. Мясоедов, П.А. Брюллов, Е.Е. Волков, А.А. Киселев, М.В. Нестеров, Э.Я. Шанкс, В.Н. Бакшеев, И.И. Левитан, П.А. Нилус; стоят — А.Н. Шильдер, А.К. Беггров, В.И. Суриков, Н.Н. Дубовской, М.П. Клодт, С.И. Светославский, Г.М. Хруслов, А.М. Васнецов.
На фоне — картина В.И. Сурикова «Переход Суворова через Альпы». 1899. Фотоателье К.А. Фишера
Нередко художники собирались в мастерской в доме Шанкс на Покровке или на их даче в Филях. Так, на картине Е.Д. Поленовой «Урок анатомии» (1880-е, Государственный мемориальный историко-художественный и природный музей-заповедник В.Д. Поленова, Тульская область (Музей-заповедник В.Д. Поленова)) запечатлен момент совместной подготовки студенток МУЖВЗ к занятию по анатомии в мастерской Шанкс на даче. За столом Мария сосредоточенно изучает объемный фолиант, на подоконнике с книгой в руках изображена Эмилия, а на переднем плане с черепом в руках Елена Карзинкина, также ученица Поленова. Художницы брали уроки анатомии у профессора Московского университета А.П. Губарева[3]. Сюжет картины отображает особый взгляд на женщину-творца, характерный для второй половины XIX века, когда на фоне заметного повышения активности женщин в разных областях общественной жизни и изменения статуса в обществе стали появляться талантливые произведения женщин творческих профессий - писателей, поэтов, музыкантов, художников.
Об успехах сестер сообщала Е.Д. Поленова в письме Е.Г. Мамонтовой: «Во вторник рано утром (то есть по-нашему рано: в десятом часу) побежали мы на экзамен в Училище. Там выставлено на большую медаль восемь картин, у нас сердце порадовалось, восемь свежеиспеченных художников, из них те, которые знают о происходящем в художественном мире, ужасно грустят, что не были годом раньше произведены в художники и не выставляли в нынешнем году на Передвижной. <...> В два часа пришли Шанксы писать академию. Во время сеанса пришел Василий [Поленов] с экзамена, и так как во время работы посторонние не допускаются, то он вызвал Наталью[4] сообщить результаты. Обе Шанкс сделались белые как полотно. Входит Наталья, хохочет и кричит: “Где тут у меня английская соль, а то с ними дурно будет”. Те ничего не понимают, оказывается, что старшая получила медаль за картину, а Маша две медали за этюд и рисунок в натурном классе, т.е. кончила школу. Вот молодец девчонка. В одну зиму прошла натурный класс»[5].
В 1888 году успехи Эмилии в МУЖВЗ были отмечены двумя малыми серебряными медалями за живопись и рисунок, а в 1890-м, в год выпуска, большой серебряной медалью за картину «Чтение письма» (1890, местонахождение неизвестно)[6]. К сожалению, судьба этой работы Эмилии Шанкс, так же как и многих других, неизвестна: до нас дошли лишь черно-белые изображения из каталогов выставок, открытки либо гравюры, созданные на основе ее картин.
Уже на следующий год после завершения учебы работа Эмилии «Старший брат» - жанровая сцена с тремя подростками, увлеченными домашними опытами, - была принята к участию в XIX выставке Товарищества передвижных художественных выставок (ТПХВ). Это был весьма успешный дебют для Эмилии. Во-первых, картину одобрила строгая отборочная комиссия, в состав которой вошли мэтры Товарищества передвижников. По словам Поленова, «от Шанкс даже Маковский в восхищении»[7]. Во-вторых, интерес к картине проявила императрица Мария Федоровна, и находившийся рядом В.Д. Поленов подробно разъяснил ей изображенный сюжет[8].
Композиция и сюжет картины «Старший брат» еще не раз повторились в последующих работах Эмилии Шанкс: «Чернильное пятно» (1894, местонахождение неизвестно), «Мыльные пузыри» («Дети, играющие в мыльные пузыри», 1897, Краеведческий музей городского округа Сызрань), «Игра в куклы» (начало ХХ века, частное собрание). Изображение детей в различных бытовых ситуациях станет визитной карточкой Эмилии. Это и неудивительно: в доме Шанкс всегда было много детей: младшие сестры и братья Эмилии, племянники, их друзья и дети друзей семьи Шанкс, так что выбор моделей для портретов и жанровых сцен был неограниченный.
ХХ выставка ТПХВ 1892 года, открывшаяся в Петербурге, принесла Эмилии еще большее признание: ее работу «Новенькая» («Новенькая в школе», 1892, ГТГ) приобрел с выставки для своей коллекции П.М. Третьяков[9]. Известный критик В.В. Стасов после посещения выставки писал о картине: «Уже в прошлом году была на выставке у передвижников милая вещица г-жи Шанкс: “Старший брат”. Но на нынешний раз она прислала картинку, в которой еще более грации и правдивого выражения. Она называется “Новенькая”[10], и дело происходит в женском пансионе, в классной комнате»[11].
Если после XIX выставки были лишь единичные упоминания об Э. Шанкс в прессе в связи с Передвижной выставкой (Петербургская газета, №72, 15 марта 1891; Петербургский листок, №68, 11 марта 1891), то ее участие в ХХ выставке привлекло значительно более широкое внимание журналистов и критиков, писавших о выставке[12].
В 1893 году на XXI Передвижной выставке Эмилия выставляет картину «Трудная задача». Ее местонахождение считалось неизвестным. Однако благодаря сохранившейся рецензии А.П. Новицкого 1893 года ее удалось соотнести с картиной «Наем гувернантки» (не позднее 1893), хранящейся в Музейном комплексе имени И.Я. Словцова в Тюмени: «Необыкновенно мило трактует всегда свои сценки Э.Я. Шанкс. На этот раз она представила наем гувернантки, назвав эту картину “Трудная задача”. Задача действительно не легкая. Совсем юная, может быть, только что окончившая курс девушка является наниматься в дом. Хозяйка дома, раскинувшись в удобной позе на диване, строго и испытующе всматривается в нее. Около двери стоят двое деток, приведенных нянькой, и тоже с недоверием и задором посматривают на новую, незнакомую им личность»[13].
Эмилия ШАНКС. Наем гувернантки (Трудная задача). Не позднее 1893
Холст, масло. 94 × 125
© ГАУК ТО «Тюменское музейно-просветительское объединение»
С работой Эмилии Шанкс «Чернильное пятно» (местонахождение неизвестно) публика знакомится на следующей, XXII Передвижной выставке в 1894 году. Вот как описывает картину современник: «В детской три девочки расшалились и пролили чернила. И надо было беде случиться, как раз на новенькое платье у гостьи, пришедшей навестить своих подруг. Но горю помочь все-таки надо, и девочки потихоньку достали таз, налили воды и принялись за стирку...»[14].
Картину «Чернильное пятно» приобрела с выставки московский коллекционер Е.Н. Станицкая[15]. Тогда же, в 1894 году, после XXII выставки, Эмилию приняли в члены ТПХВ, и она стала первой женщиной в их рядах. Это, несомненно, было событием и для нее самой, и для других членов Товарищества. Некоторые именитые художники, входившие в правление ТПХВ и в состав других художественных объединений, весьма ревностно относились к принятию в члены творческих содружеств молодых художников, не говоря уже о женщинах: «...Между тем и другим поколением лежит целая пропасть без всякого перехода от одного берега к другому, без малейшей преемственной связи. Можно ли, например, найти в новейших портретах и жанрах на этой выставке (г.г. Серова, Касаткина, Шанкс, Мешкова, Пастернака, Суреньянц, Поленовой и др.) по отношению к задачам и их трактовке хотя бы одну черту, общую с их предшественниками, несомненно влиявшими на них в свое время, как г.г. Репин, Крамской, В. Маковский, Ярошенко и другие? Есть ли какая-нибудь родственная связь между пейзажами и маринами новейшей формации: г.г. Левитана, Серова, А. Васнецова, Мамонтова, Соколова, Переплетчикова, Досекина и Зарецкого - с их ближайшими родоначальниками: г.г. Шишкиным, Волковым, Боголюбовым, Лагорио и даже еще более близким к ним г. Поленовым? Решительно никакой! Все сходство их заключается только в том, что и те и другие берут материал для своих картин из русской жизни и природы», - писал А.А. Киселев в журнале «Артист» о XIII выставке Московского общества любителей художеств (МОЛХ)[16].
В 1894 году Эмилия Шанкс стала делегатом Первого съезда русских художников и любителей художеств, созванного по поводу дарения галереи братьев П. и С. Третьяковых городу Москве.
На XXII Передвижной выставке впервые в качестве экспонента участвовала Мария Шанкс с живописной работой «Я приговор твой жду» (не позднее 1894, Латвийский национальный художественный музей, Рига[17]), где изобразила себя демонстрирующей свою работу В.В. Стасову. Знаменитый критик с интересом всматривается в картину юной художницы, которая замерла в ожидании его оценки. Безусловно, критика не преминула сравнить картину Марии Шанкс с работой ее старшей сестры на этой выставке: «Написана она технически слабей, чем “Чернильное пятно”, но жизни и оригинальности в ней гораздо больше. Главный ее недостаток - это крикливо вылезающие на стене полотна этюдов. Но простота компоновки, сдержанная выразительность лиц и правдивость делают эту картину очень симпатичною»[18].
Мария Шанкс еще дважды выставляла свои работы на передвижных выставках - в 1896-м и 1897 годах, при этом оставаясь в тени своей более успешной сестры, принявшей участие в девятнадцати выставках ТПХВ. Мария даже подписывала свои работы «Шэнкс», чтобы их не путали, потому что критики не всегда вспоминали о существовании младшей сестры-художницы. Так, в рецензии на XV ученическую выставку МУЖВЗ 1893 года автор написал следующее: «О картине г-жи Шанкс “В гостях у бабушки” я не говорю, потому что это произведение здесь совершенно случайное и г-жа Шанкс уже принадлежит к числу экспонентов передвижных выставок. В общем надо сказать, что от художницы, после ее превосходной “Новенькой”, можно было ждать большей выразительности и большей силы. Но все-таки ее картина едва ли не лучший жанр на всей выставке»[19]. Но уже в следующем номере вышло опровержение: «В статью “Рождественские картинные выставки в Москве”, помещенную в №26 “Артиста”, вкралась ошибка. Картина “В гостях у бабушки” принадлежит не г-же Шанкс, выставившей картину “Новенькая” на Передвижной выставке 1892 г., а ее сестре»[20].
Наряду с жанровыми сценами с детьми и подростками Эмилия Шанкс писала индивидуальные портреты детей, где моделями зачастую были ее племянники. Пожалуй, за исключением пары известных нам картин, в числе которых портрет старшей дочери В.Д. Поленова «В цветах»[21] (не позднее 1901, частное собрание), на портретах дети не позируют художнице, а заняты чем-то для них очень важным.
На портрете Лейлы МакКлеланд (не позднее 1900, частное собрание), племянницы художницы, девочка убаюкивает куклу. На вид ей 5-6 лет, но поза, одежда, задумчивый взгляд на куклу, аккуратная прическа, спокойствие и уравновешенность всего образа свидетельствуют о том, что она не просто играет с куклой, а примеряет на себя роль будущей мамы или няни. Недаром одно из существующих названий картины - «Нянюшка».
На Всероссийской промышленной и художественной выставке в Нижнем Новгороде в 1896 году публика увидела работы обеих сестер: Эмилия выставила «Мои игрушки»[22] (не позднее 1896, Национальный художественный музей Республики Беларусь, Минск[23]), а Мария - картину «Искушение»[24] (не позднее 1896; Херсонский художественный музей имени Алексея Шовкуненко). Обе работы посвящены детям и отличаются выраженным социальным контекстом.
Как и многие творческие деятели рубежа XIX- XX веков, Эмилия и Мария Шанкс отражали в своих работах жизнь российского общества того времени, что подсказало сюжеты картин Эмилии Шанкс «Столовая для бедных детей»[25] (не позднее 1907; местонахождение неизвестно), «За лошадью»[26] (не позднее 1909; местонахождение неизвестно). Мария Шанкс создала пронзительный портрет «Девочка»[27] (Музей-заповедник В.Д. Поленова). На зрителя смотрит девочка-подросток с испуганно распахнутыми глазами, стоящая у порога в одежде явно с чужого плеча. Озябшая рука робко протянута в надежде, что добрые люди подадут милостыню или накормят.
Несомненно, передвижные выставки ТПХВ были основной выставочной площадкой для Эмилии. При этом сестры Шанкс состояли членами и других художественных объединений. Одно из них - Московское общество любителей художеств, где было предусмотрено двухуровневое членство: члены-любители и члены-художники. Эмилия и Мария стали членами-любителями МОЛХ в 1890 году[28], то есть еще будучи студентками МУЖВЗ. В качестве члена- любителя Мария участвовала в выставках МОЛХ с картинами «Этюд»[29] (не позднее 1892, местонахождение неизвестно) и «Портрет NN»[30] (не позднее 1893, местонахождение неизвестно); была принята в члены-художники раньше Эмилии - в 1895 году - за картину «Летом»[31] («Летом за букетом», не позднее 1894, местонахождение неизвестно), впервые представленную на XIV периодической выставке картин МОЛХ в Москве в 1894 году. Позднее, в 1903 году, эта работа была разыграна в бесплатной лотерее после общего годового собрания и отчета МОЛХ за 1902 год (выиграл картину П.Л. Черкасов).
Эмилию приняли в члены-художники МОЛХ в 1899 году за картину «В детской»[32] (не позднее 1899, местонахождение неизвестно). Эмилия Шанкс представила на выставках МОЛХ картины «Шура» (не позднее 1900, местонахождение неизвестно)[33] и «Со свечой»[34] (не позднее 1907, местонахождение неизвестно). Художница участвовала в сборе пожертвований картин на памятник П.М. Третьякову, предложив на выставку-распродажу в 1916 году свою работу «Мыльные пузыри»[35] (не позднее 1897, Краеведческий музей городского округа Сызрань)[36].
Московское товарищество художников - еще одно объединение, в котором участвовала Эмилия Шанкс, представив на его выставках свои работы «Портрет Веры Киршнер»[37] (не позднее 1894, местонахождение неизвестно) и «Маленькая учительница»[38] (не позднее 1895, местонахождение неизвестно).
Появлению и утверждению нового статуса женщины в российском обществе послужило Московское общество художниц, просуществовавшее чуть более года (1914-1915), объединившее 36 профессиональных художниц и любительниц художественного творчества. В декабре 1914-го открылась 1-я (и единственная) выставка общества, в которой участвовали все его члены, а также в качестве экспонентов И.И. Машков и Л.О. Пастернак, чье участие усилило статус и объединения, и самой экспозиции. Сбор от выставки и четверть суммы, вырученной от продажи картин, поступили в пользу семей воинов действующей армии. На выставке была представлена работа Э.Я. Шанкс «В городском саду» (не позднее 1914, местонахождение неизвестно).
В последние годы жизни в России Эмилия Шанкс регулярно выставлялась в галерее Лемерсье в Москве. Здесь экспонировались ее картины «Зал барского дома»[39] (не позднее 1909, местонахождение неизвестно), «Девочка»[40] (не позднее 1911, Великоустюгский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник), «Пейзаж»[41] (не позднее 1911, местонахождение неизвестно), «Рябина»[42] (не позднее 1912, местонахождение неизвестно), «Девочка с граблями»[43] (не позднее 1912, местонахождение неизвестно), «Мальчик с удочкой»[44] (не позднее 1913, местонахождение неизвестно), «Девочка с книгой»[45] (не позднее 1913, местонахождение неизвестно).
В России работы Эмилии Шанкс были представлены на Художественной выставке современного русского искусства в Казани в 1909 году - картины «Раздача бальников»[46] (не позднее 1901, местонахождение неизвестно), «Лягушка» (не позднее 1908, местонахождение неизвестно), «Обувается»[47] (не позднее 1908, частное собрание); на Выставке этюдов, рисунков и эскизов ТПХВ в 1913 году в Москве и в Санкт-Петербурге в 1914-м (12 этюдов); на Выставке картин русских художников (старой и новой школ) в Музее изящных искусств имени императора Александра III в Москве в 1915 году - работы «Качается» (не позднее 1915, местонахождение неизвестно), «Вид из окна»[48] (не позднее 1911, частное собрание, Великобритания); на III выставке картин в Рязани в 1919 году - работа «В мастерской художника» (не позднее 1919, местонахождение неизвестно).
В зарубежных выставках начала XX века произведения Эмилии Шанкс участвовали как минимум дважды. В 1911-м ее картина «За лошадью» была выставлена на Международной художественной выставке в Риме, а в 1913-м работа «Этюд» представлена на 11-й Международной художественной выставке в Стеклянном дворце в Мюнхене.
На картинах Эмилии Шанкс мир детства: бытовые сцены, игры и занятия детей. Намеренно изолируя детей от взрослых, художница показывает самодостаточность детского мира, пусть и условную, и контролируемую взрослыми. Отдельные сюжеты в работах Эмилии, посвященных детям, обращают на себя внимание многократным повтором с участием разных персонажей, другие - новизной темы.
Усидчивость и терпение - важнейшие качества, которые воспитывались в детях с раннего возраста. Сейчас удивительно видеть в руках детей нитку с иголкой и тем более вязальные спицы и пряжу. Но, вероятно, в семье Шанкс всех детей обучали рукоделию. Известны несколько работ Эмилии Шанкс, в которых совсем маленькие дети выполняют нехитрые действия с иголкой и ниткой или что-то вяжут. Одна из них - «Усердие»[49] (не позднее 1899, Харьковский художественный музей (?))[50]: на ней малышка не по-детски прилежно вяжет чулок.
На картине «Аэроплан»[51] (не позднее 1909, местонахождение неизвестно) мальчик и девочка лет 9-10 собирают модель аэроплана - совсем необычное занятие для детей того времени. Эпоха воздушных путешествий только началась, и лишь единицы летали на этих аппаратах. Но, видимо, угадывалось, что за авиацией будущее, поэтому подростков так привлекало авиамоделирование. В одной из рецензий на XXXVIII выставку ТПХВ об этой работе написано следующее: «Из жанристов на выставке обратили на себя внимание Н. Богданов-Бельский, Э. Шанкс и А. Размарицын <...>. “Любопытные” первого из перечисленных художников - милый этюд двух крестьянских мальчуганов, с робким любопытством заглядывающихся на какое-то диво. Такие же милые ребятишки на картине Э. Шанкс мастерят игрушечный аэроплан, и, быть может, на такой именно чудесный аэроплан загляделись их сотоварищи на картине Богданова-Бельского»[52].
Среди жанровых сцен с большим числом участников выделяется картина «Гость в институте»[53] (не позднее 1896, Галерея изобразительного искусства в Находе, Чешская Республика): в гостях у воспитанниц Института благородных девиц выпускница института. Взгляды девочек направлены на эту красивую, молодую, жизнерадостную девушку, олицетворяющую будущую прекрасную жизнь.
Художественная критика конца XIX века отводила Эмилии Шанкс совершенно определенное место среди российских живописцев, называя ее художницей, «пишущей чрезвычайно милые сценки, преимущественно из детской жизни»[54], однако тематика ее работ была значительно шире.
В 1901 году в сборнике «На помощь учащимся женщинам»[55] было опубликовано 37 биографий выдающихся представительниц российской творческой интеллигенции, в числе которых З.Н. Гиппиус, М.В. Якунчикова-Вебер, Е.Д. Поленова, Т.Л. Щепкина- Куперник и Э.Я. Шанкс. В сборнике представлены проза и поэзия женщин-писательниц и поэтесс, иллюстрированные 85 рисунками российских художниц. Эмилия Шанкс проиллюстрировала для сборника рассказы Щепкиной-Куперник «Вечером» и Элизы Ожешко «Дым». Ее творчество также было представлено в сборнике репродукцией картины «Занялась»[56] (не позднее 1900, местонахождение неизвестно).
В 1915 году вышел сборник «Клич. День печати»[57] в помощь жертвам войны. На 248 страницах опубликованы рассказы, фрагменты театральных пьес, стихи, ноты музыкальных произведений и, конечно, репродукции картин и графика современных художников. Деятели культуры безвозмездно передали свои работы для публикации в сборнике. Среди имен тех, чьи работы включены в сборник, Леонид Андреев, Константин Бальмонт, Александр Блок, Валерий Брюсов, Иван Бунин, братья Виктор и Аполлинарий Васнецовы, Викентий Вересаев, Александр Гречанинов, Вячеслав Иванов, Михаил Нестеров, Леонид Пастернак, Василий Поленов, Михаил Пришвин, Сергей Рахманинов, Илья Репин, Александр Серафимович, Александр Скрябин, Татьяна Щепкина-Куперник. Спонсорами сборника стали видные представители бизнеса, в их числе основанная выходцами из Шотландии английская торговая компания «Мюр и Мерилиз» и писчебумажная фабрика В. Говарда. Эмилия Шанкс предоставила в сборник репродукцию своей антивоенной картины «Дождалась»[58] (не позднее 1902, местонахождение неизвестно), а также рисунок «Товарищам - вязанье раненых».
Сборник вышел уже после того, как Эмилия Шанкс уехала из России на свою историческую родину в 1913 году. Решение было вызвано смертью отца в 1911 году и отъездом других членов семьи и друзей. Несомненно, ей было непросто расставаться с привычной жизнью, с друзьями. Перед отъездом из России в 1913 году в Москве прошла персональная выставка Э.Я. Шанкс, на которой было представлено более 50 работ художницы[59].
О горечи расставания с Россией и близкими людьми свидетельствует письмо, отправленное Эмилией своему знакомому в Москве:
«37 Покровка
Марта 3го 1913 г.
Многоуважаемый Сергей Терентьевич
Глубоко тронута Вашим вниманием и сердечно благодарю Вас за портрет и книгу. Но я надеюсь еще часто Вас встречать, т. к. это не совсем верно, что я навсегда покидаю Москву. Слишком многое связывает нас с нею, чтобы сразу все порвать.
Искренне уважающая Вас
Эмилия Шанкс»[60].
Письмо Эмилии Шанкс С.Т. Семенову. 3 марта 1913 г., Москва
Государственный музей Л.Н. Толстого, Москва
Сергей Терентьевич Семенов - знакомый сестер Шанкс по кругу сподвижников Л.Н. Толстого, общение с которыми было важной частью их жизни. Старшая сестра Луиза была замужем за Эйльмером (Алексеем Францевичем) Моодом, переводчиком, издателем и биографом Л.Н. Толстого, переводила произведения писателя. Мария Шанкс дружила со старшей дочерью Льва Николаевича Татьяной Толстой-Сухотиной со времени учебы в художественном училище. О близком знакомстве Марии, Эмилии и Луизы с семьей писателя упоминают в своих дневниках Лев Николаевич и Софья Андреевна: сестры часто гостили в Ясной Поляне, помогали Льву Николаевичу переводить письма на английский, общались с друзьями семьи и последователями идей Толстого из разных стран.
Особенно вовлеченными в деятельность толстовского кружка были Мария и ее подруга по художественному училищу Наталия Иенкен. Наталия Александровна Иенкен (Jenken) (1863-1927), родом из Германии, - российская подданная, художница, изменившая свой образ жизни под влиянием взглядов Толстого.
В 1898 году, когда начались гонения на Толстого и его последователей, Мария, Наталия и ее приемная дочь Аня уехали в Англию и остановились в доме у Луизы и Эйльмера Моод в маленьком городке недалеко от Челмсфорда (графство Эссекс), а спустя несколько лет переехали в Тейнмут (графство Девон), о чем написала в своих воспоминаниях приемная дочь Наталии Анна Троуп[61]. Мария иногда брала заказы на иллюстрирование книг. Так, вместе с Наталией они создали иллюстрации к рассказу Л.Н. Толстого «Где любовь, там и Бог». Их связи с Россией не прерывались.
Чем же занимались Мария и Эмилия после переезда в Англию? Мария прожила в Эссексе, а потом в Девоне еще полвека (до 1949 года), участвовала в деятельности толстовского сообщества. Вероятно, что- то рисовала для себя - в семье хранится ее пейзаж с сельским домом, в котором она жила.
Эмилия провела оставшуюся часть жизни - более 20 лет - в Лондоне (она умерла в 1936 году). С собой она вывезла из России около десятка работ. В первые после отъезда годы Эмилия приезжала в Россию и даже участвовала в передвижных выставках вплоть до 1915 года. В 1916 и 1918 годах она принимала участие в ежегодной выставке Королевской академии художеств в Лондоне, представив там картины, написанные в России: «Кусочек Москвы» и «Мирная Москва». Известно, что она писала портреты своих родственников, а также пейзажи в Лондоне, горах Швейцарии, в Пиренеях, во Франции. В музее британского города Челмсфорд хранится ее картина «На практике»[62] («Медицинский осмотр в богадельне», не позднее 1898). Она поступила в музей в дар от потомков Луизы и Эйльмера Моод.
Автору удалось найти несколько работ, созданных, судя по подписи на английском языке, после отъезда Эмилии Шанкс из России. Одна из них - «Красный платок» (частное собрание), портрет девочки в русском сарафане. Это, пожалуй, единственная известная на сегодня работа Эмилии Шанкс с ярко выраженным русским национальным колоритом.
Будучи англичанками по происхождению, Эмилия и Мария Шанкс своим творчеством органично влились в художественный мир русской культуры, обогатили ее, нашли в ней свой собственный путь[63], став примечательными фигурами в российской живописи конца XIX - начала ХХ века.
Автор благодарит представителя семьи Шанкс Гая Ричардса за любезно предоставленные материалы из семейного архива и других потомков семьи за разрешение на использование изображений картин сестер Шанкс из их коллекций.
- Грба Игорь [Грабарь И.Э.]. XXII передвижная выставка // Нива. 1894. №20. С. 471.
- Боткина А.П. Павел Михайлович Третьяков в жизни и искусстве. М., 2012. С. 501, 592.
- На помощь учащимся женщинам: Сборник. М., 1901. С. 385.
- Наталья Васильевна Поленова - жена В.Д. Поленова.
- Письмо Е.Д. Поленовой Е.Г. Мамонтовой. 30 марта 1890 г. // Василий Дмитриевич Поленов и Елена Дмитриевна Поленова. Хроника семьи художников: [Письма, дневники, воспоминания] / Сост. Е.В. Сахарова. М., 1964. С. 451. (Далее: Сахарова Е.В. Хроника семьи художников.)
- ИовлеваЛ.И. Заметки об Э.Я. Шанкс. 1975 // Русский архив библиотеки Лидского Университета, Великобритания.
- Письмо В.Д. Поленова Н.В. Поленовой. 4 марта 1891 г. // Сахарова Е.В. Хроника семьи художников. С. 460.
- Письмо В.Д. Поленова Н.В. Поленовой. 7 марта 1891 г. // Сахарова Е.В. Хроника семьи художников. С. 463.
- Принимая решение о приобретении картины, П.М. Третьяков последовал совету И.Е. Репина, который в письме к собирателю в Москву одобрительно отзывался о ней: «Хороша вещица Шанкс “Новенькая” (подруги осматривают гимназистку). Очень экспрессивно и симпатично исполнено» (Письма И.Е. Репина. Переписка с П.М. Третьяковым. 1873-1898. М.; Л., 1946. С. 158).
- Моделью для картины стала Евдокия Кораблева (1877-1966), дочь плотника, реставрировавшего Музей «Кутузовская изба» в Филях. Здесь же располагалась и дача Шанкс, где семья проводила каждое лето.
- Стасов В.В. Избранное. Живопись. Скульптура. Графика: В 2 т. М.; Л., 1950г. Т. 1. С. 269.
- В Санкт-Петербурге: Новое время. №5743. 24 февраля 1892; Новости. №55. 25 февраля 1892; День. №1346. 8 марта 1892; в Москве: Московский листок. №109. 20 апреля 1892; Русские ведомости. №115. 28 апреля 1892; Московская иллюстрированная газета. №118. 30 апреля 1892; Новости дня. №3187. 8 мая 1892; в Харькове: Харьковские губернские ведомости. №226. 4 сентября 1892; в Одессе: Одесский вестник. №327. 20 декабря 1892.
- Новицкий А. XXI Передвижная выставка // Артист. №29. 1893. С. 157.
- К рисункам // Нива. 1894. №19. С. 447.
- Товарищество передвижных художественных выставок. 1871-1923. Энциклопедия. СПб., 2003. С. 167
- XIII периодическая выставка картин Общества любителей художеств // Артист. 1894. №34. С. 219.
- Поступила в 1946 году из Московской закупочной комиссии.
- Михеев В. XXII передвижная выставка Товарищества передвижных художественных выставок. Русское искусство в 1894 году // Артист. 1894. №37. С. 131.
- Рождественские картинные выставки в Москве (XV-я ученическая и Х11-я периодическая) // Артист. 1893. №26, январь. С. 200.
- Артист. 1893. №27, февраль. С. 186.
- XXIX выставка ТПХВ 1901 года.
- Также была представлена на XXV выставке ТПХВ 1897 года.
- Приобретена в 1954 году у А.К. Крайтор, Москва; ранее в собрании И.К. Крайтора, Москва.
- Также была представлена на XXIV выставке ТПХВ 1896 года.
- XXXVI выставка ТПХВ 1907 года.
- XXVIII выставка ТПХВ 1909-1910 годов.
- Это единственная известная на сегодня картина Марии Шанкс в российских собраниях.
- Московское общество любителей художеств и культурная жизнь Москвы: Научно-справочное издание. М., 2017. С. 447.
- IV выставка этюдов русских художников Общества любителей художеств в Москве в 1892 году.
- XI11 периодическая выставка МОЛХ в Москве в 1893 году.
- Московское общество любителей художеств и культурная жизнь Москвы: Научно-справочное издание. М., 2017. С. 167
- Там же. С. 185.
- ХХ периодическая выставка МОЛХ в Москве в 1900-1901 годах.
- Выставка-распродажа картин в помещении МОЛХ в Москве в 1907 году.
- Московское общество любителей художеств и культурная жизнь Москвы: Научно-справочное издание. М., 2017. С. 249.
- Была представлена на XXV выставке ТПХВ 1897 года.
- II выставка картин московских художников в Москве в 1894 году.
- III выставка картин московских художников в Москве в 1895 году.
- I выставка картин современных французских и русских художников в Галерее Лемерсье в Москве в 1909 году.
- Выставка картин русских художников в Галерее Лемерсье в Москве в 1911 году. Иллюстрация в каталоге выставки отсутствует, поэтому однозначно определить по названию местонахождение картины не представляется возможным.
- Там же.
- Выставка картин русских художников в Галерее Лемерсье в Москве в 1912 году.
- Там же.
- XII выставка картин русских художников в Галерее Лемерсье в Москве в 1913 году.
- Там же.
- Также была представлена на XXIX выставке ТПХВ 1901 года.
- Обе работы были представлены на XXXVII выставке ТПХВ 1908-1909 годов.
- Также была представлена на XL выставке ТПХВ 1911-1912 годов.
- XXVII выставка ТПХВ 1899 года.
- Сведения из каталога Харьковского городского художественного музея 1917 года.
- XXXVIII выставка ТПХВ 1909-1910 годов.
- К рисункам // Нива. 1910. № 28. С. 508.
- XXIV выставка ТПХВ 1896 года. В галерею поступила из частного собрания. В научный оборот картина впервые введена в книге Ю. Янчарковой «Русская живопись, рисунок и графика с XIX до середины XX века из собрания Галереи изобразительных искусств в Находе» [J. Jancarkova, Ruska malba, kresba a grafika od 19. do poloviny 20. stoletf ze sbfrky Galerie vytvarneho umenf v Nachode, GVUN, Slovansky ustav AV CR, Arbor vitae, 2015] (Прага, 2015. С. 268-269).
- Новицкий А.П. Передвижники и влияние их на русское искусство. [1872-1897]. М., 1897. С. 162.
- На помощь учащимся женщинам: Сборник. М., 1901.
- XXVIII выставка ТПХВ 1900 года.
- Клич. День печати: Сборник на помощь жертвам войны. М., 1915.
- ХХХ выставка ТПХВ 1902 года. Опубликована в журнале «Родина» (1903. №3)
- К выставке был издан каталог: Каталог выставки Э.Я. Шанкс. М., 1913.
- Письмо Э.Я. Шанкс С.Т. Семенову. 3 марта, 1913 г., Москва // Государственный музей Л.Н. Толстого, Москва
- Anna Horsburgh-Porter. Memories of Revolution: Russian Women Remember. Routledge, 1993.
- XXVI выставка ТПХВ 1898 года.
- На сегодняшний день известны 95 живописных работ Э.Я. Шанкс и 3 рисунка, из них к 68 работам имеются изображения. Также известно о 9 картинах и 4 рисунках М.Я. Шанкс.
Фотография
Семейный архив
Фотография
Семейный архив
Фотография
Семейный архив
На стене справа, в центре, выпускная работа Э.Я. Шанкс «Чтение письма»
Фотография
Семейный архив
На стене справа работа Э.Я. Шанкс «Занялась»
Фотография
Семейный архив
Фотография
Семейный архив
Фотография
Семейный архив
На стене выпускная работа М.Я. Шанкс, отмеченная большой серебряной медалью, «В гостях у бабушки» («В богадельне»), ниже две картины Э.Я. Шанкс из серии «Терема в Кремле»: «Золотая палата – дверь», «Золотая палата – окно»
Фотография
Семейный архив
Холст, масло. 53 × 65
© Чайковский историко-художественный музей, Пермский край
Холст, масло. 79 × 105
© ГТГ
Холст, масло. 70 × 63
Местонахождение неизвестно
Репродукция из издания: Иллюстрированный каталог XIX передвижной выставки «Товарищества передвижных художественных выставок». СПб., 1891.
Холст, масло. 85 × 125
Местонахождение неизвестно
Репродукция из издания: Альбом двадцатипятилетия «Товарищества передвижных художественных выставок». 1872–1897. М., 1900. С. 168.
Холст на картоне, масло. 20,5 × 31,3
© Государственный мемориальный историко-художественный и природный музей-заповедник В.Д. Поленова (Музей-заповедник В.Д. Поленова), Тульская область
Холст, масло. 105 × 79,5
© Латвийский национальный художественный музей, Рига
Холст, масло. 67 × 47,1
Частное собрание
Холст, масло. 21,7 × 14
© Музей-заповедник В.Д. Поленова
Изображена старшая дочь Екатерина (1887–1980).
Холст, масло. 21,6 × 14,1
© Музей-заповедник В.Д. Поленова
Изображена старшая дочь Екатерина.
Холст, масло. 60 × 48
Частное собрание, Великобритания
Фотография
Семейный архив
Холст, масло. 75 × 65
Частное собрание
Холст, масло. 96 × 96
© Херсонский художественный музей имени А.А. Шовкуненко
Холст, масло. 52 × 23
© Музей-заповедник В.Д. Поленова
Холст, масло. 77 × 97
© Коллекция «Искусство» музейного фонда МБУ, Краеведческий музей городского округа. Сызрань
Фрагмент
Холст, масло. 80 × 71
© Национальный художественный музей Республики Беларусь, Минск
Холст, дерево. 100 × 69 (в свету)
© БУК ВО «Великоустюгский государственный музей-заповедник»
Холст, масло. 86 × 58
Частное собрание
Холст, масло. 160 × 215
© Галерея изобразительного искусства в Находе, Чешская Республика
Фото: Ото Палан
Иллюстрация для сборника на помощь жертвам войны «Клич. День печати» (М., 1915. С. 129)
Бумага, карандаш
Слева направо: в первом ряду (за группой крестьянских детей) Толстой, П.Д. Долгоруков, Т.К. Фоканов, Илюша и Соня Толстые, Таня Сухотина;
во втором ряду: В.Ф. Булгаков (2-й слева), П.И. Бирюков, Мария Шанкс, М.С. Сухотин, А.Л. Толстая, Т.Л. Сухотина, О.К. Толстая и В.М. Феокритова. 3
1 января 1910
Фото: А.И. Савельев
Холст, масло. 106,6 х 88,8
© Музей Челмсфорда, Великобритания
В левом нижнем углу монограммы МШ и НИ. Начало XX века
Холст, масло. 47 × 33,5
Частное собрание, Великобритания
Вид из окна дома Шанкс на Покровке.
Холст на картоне, масло. 32 × 39
Частное собрание
Холст, масло
Частное собрание, Великобритания