Наследники Грабаря
Всероссийский художественный научно-реставрационный центр носит имя известного художника, историка искусства и общественного деятеля Игоря Эммануиловича Грабаря - первооткрывателя и основателя в России научных методов реставрации.
Грабарь ввел в практику предреставрационные исследования памятников, коллегиальный метод принятия решений при их раскрытии, фотофиксацию и документирование всех процессов работы. По его инициативе в 1920-е годы сформировалась уникальная, не имеющая аналогов в Европе русская реставрационная школа, которая постоянно развивается, используя результаты исследований в разных областях науки и культуры. Именно с Грабаревскими мастерскими с момента их возникновения и до наших дней связаны все основные мероприятия, проводимые государством в области реставрации и охраны памятников культуры.
Андрей Иванович ИВАНОВ. Амвросий Медиоланский воспрещает императору Феодосию вход в храм. 1829
Холст, масло. 212 × 160,5. © ГТГ
История Центра началась в 1918 году, когда в тяжелое время гражданской войны И.Э. Грабарь по поручению наркома просвещения А.В. Луначарского разработал план государственной охраны памятников культуры. Единственными, кто противостоял тогда революционному вандализму и разрухе, стали несколько известных художников, ученых и деятелей культуры, пытавшихся убедить власть в необходимости нового подхода к охране памятников через созданную при Отделе по делам музеев и охране памятников искусства и старины Народного комиссариата просвещения Всероссийскую комиссию по сохранению и раскрытию памятников древней живописи, при которой Грабарь организовал реставрационные мастерские.
Для работы в комиссии кроме потомственных мастеров-иконников из Мстеры, Палеха и других старинных иконописных центров Грабарь привлек А.И. Анисимова, П.И. Нерадовского, Н.П. Лихачева, Н.П. Сычева, И.С. Остроухова, Ю.А. Олсуфьева. Все они сейчас известны как первооткрыватели уникальных памятников древнерусского искусства, и это не случайно, поскольку массовое раскрытие русских икон началось именно с деятельности Комиссии.
В 1924 году мастерские стали самостоятельным специализированным учреждением и получили название Центральные государственные реставрационные мастерские (ЦГРМ).
История российской и советской реставрации, вероятно, не знает более деятельной организации. В 1918-1934 годах мастерскими отреставрировано более 1000 памятников древнерусского искусства. В ЦГРМ были раскрыты такие шедевры, как «Богоматерь Владимирская» (первая треть XII века, ГТГ), «Архангел Гавриил (Ангел Златые Власы)» (11301190-е, ГРМ), «Богоматерь Боголюбская» (около 1155) и «Богоматерь Максимовская» (около 1299-1305, обе иконы - Владимиро-Суздальский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник). В 1918 году решили вести работу по раскрытию живописи, связанной с именем Андрея Рублева, и в Троице-Сергиевой лавре была проведена реставрация «Троицы» (1411 или 1425-1427, ГТГ). Специалисты ЦГРМ отреставрировали три известные иконы «Звенигородского чина» (1410-е, ГТГ), предположительно созданные гениальным иконописцем.
Необходимо отметить, что Церковь высоко оценила деятельность коллектива ЦГРМ. Еще в 1918 году святейший патриарх Тихон, понимая, что только реставраторы могут уберечь русские святыни от полного уничтожения, выдал «охранную» грамоту И.Э. Грабарю, В.Т. Георгиевскому и А.И. Анисимову с благословением и пожеланием успеха «полезному для Церкви начинанию».
Под руководством Грабаря с целью выявления памятников искусства были подготовлены и проведены научные экспедиции по Русскому Северу и городам, расположенным по берегам Волги и Оки. Уже первые результаты деятельности реставраторов оказались успешными - они фактически заново открыли много новых памятников иконописи. Именно благодаря им в искусствоведческих трудах появились сведения о неизвестных прежде мастерах, о таких иконописных школах, как Тверская, Ярославская, Псковская.
К сожалению, как раз в пору расцвета ЦГРМ — в 1930-е годы — политическая ситуация резко изменилась не только в области охраны памятников, но и по отношению к реставрационным мастерским: работу ЦГРМ признали «слишком узкой, аполитичной и не имеющей общественного уклона». Реставраторы стали не нужны власти, борющейся с Церковью, их письма и ходатайства в защиту памятников национальной культуры раздражали. Последовали «оргвыводы». Опытные специалисты подверглись репрессиям. После многих лет лагерей П.Д. Барановскому, Н.П. Сычеву, Н.Н. Померанцеву, В.О. Кирикову, Д.Ф. Богословскому, П.И. Юкину удалось выжить и продолжить служение делу всей жизни. Великие деятели охраны памятников Ю.А. Олсуфьев и А.И. Анисимов пали жертвами репрессий. В 1934 году ЦГРМ закрыли. Бывшие сотрудники перешли в главные российские музеи (Третьяковскую галерею, Русский музей, Исторический музей и другие). Общесоюзное дело охраны памятников прекратилось почти на целое десятилетие.
Великая Отечественная война внесла свои коррективы. Необходимо было срочно спасать эвакуированные фонды многих десятков музеев, и в первую очередь те, что оказались в зоне оккупации. Для этого требовались прежде всего опытные кадры. Стало ясно, что без реставрационных мастерских невозможно справиться с последствиями разрушений, нанесенных войной.
1 сентября 1944 года после подписания В.М. Молотовым распоряжения Совнаркома СССР создается Государственная центральная художественно-реставрационная мастерская (ГЦХРМ). Грабарь, которому в то время исполнилось 72 года, не мог возглавить мастерскую, но ввел в ее штат должность научно-художественного руководителя, чьи обязанности исполнял на протяжении последующих 15 лет. В 1944 году он фактически возродил ЦГРМ.
Первому директору ГЦХРМ В.Н. Крыловой удалось собрать основной состав Грабаревских мастерских. По всей стране она разыскивала опытных реставраторов, многие были отозваны с фронта. На долгие годы мастерские обосновались в Марфо-Мариинской обители в Замоскворечье. Первое, что сделали реставраторы, - расчистили фрески и росписи М.В. Нестерова и П.Д. Корина, восстановили нестеровский иконостас Покровского собора, долгие годы использовавшегося как клуб завода. Подвиги начинаются с малого!
Главное направление деятельности мастерских в 1940-1950-х годах диктовалось условиями военной и послевоенной жизни: музеям, возвращавшимся из эвакуации, требовалась помощь. Сотрудники ГЦХРМ начали планомерную консервацию и реставрацию экспонатов, создали послевоенные экспозиции в музеях Курска, Смоленска, Новгорода, Пскова, Калинина (ныне Твери), Харькова и других городов. Среди значительных достижений этого периода - реставрация панорам Ф.А. Рубо «Бородинская битва» и «Севастопольская оборона», для восстановления которых потребовалась разработка новых методик.
Франц Алексеевич РУБО. Оборона Севастополя 1854–1855 годов. Панорама. 1901–1904
Холст, масло. 14 × 114 м.
© Музей-панорама «Оборона Севастополя 1854–1855 годов», Севастополь
Франц Алексеевич РУБО. Оборона Севастополя 1854–1855 годов. Панорама. 1901–1904. Фрагменты
© Музей-панорама «Оборона Севастополя 1854–1855 годов», Севастополь
Масштабы деятельности мастерской тех лет поражают. В отчетах значатся тысячи произведений из музеев Советского Союза и сотни ввезенных в Россию из Германии (из Дрезденской галереи, музеев Берлина).
В 1958 году возобновилась экспедиционная работа. Организованные Н.Н. Померанцевым экспедиции обследовали и описали тысячи архитектурных памятников, икон, деревянных скульптур, предметов декоративной резьбы, металлического литья, ткачества.
Для восстановления структуры музейной реставрации в 1955 году ГЦХРМ организовала двухгодичные курсы подготовки реставраторов станковой живописи, графики, скульптуры и предметов прикладного искусства, предоставлявшие единственную в то время возможность получить официальное реставрационное образование. Квалификационные удостоверения курсов получили основатели реставрационных мастерских Вильнюса, Киева, Баку, Минска, Таллинна. Богатый опыт реставраторов, а также знания старшего поколения и научное обеспечение реставрационных процессов позволили обобщить и опубликовать принципы реставрации послевоенного периода. Так, в 1960-е начали выходить в свет первые сборники «Вопросы реставрации», которые служили для многих музейных реставраторов в те годы единственными методическими пособиями.
После окончания восстановительного послевоенного периода в музеях стало развиваться новое направление деятельности мастерских. От отдельных памятников реставраторы постепенно перешли к циклам и сериям, связанным с различными местными школами и определенными историческими периодами. Такая методология оказалась естественной для реставрации иконописи. Единая технология создания памятников требовала единой технологии реставрации. В программе деятельности мастерских появились темы: ростово-суздальская иконопись, псковская иконопись, живопись древней Карелии, иконопись вологодских земель. Обычно после окончания работ по раскрытию очередной серии икон устраивались выставки в Москве и Ленинграде (ныне Санкт-Петербурге).
В 1974 году мастерские были преобразованы во Всероссийский художественный научно-реставрационный центр имени академика И.Э. Грабаря (ВХНРЦ). Новый статус организации расширил рамки ее деятельности: она стала научно-методическим и координационным центром, занимающимся практической реставрацией, фундаментальными научными исследованиями, подготовкой специалистов для музеев (в отделах Центра регулярно проходят стажировку российские и зарубежные реставраторы), а также активным участником реставрационных советов музеев.
Одно из основных направлений деятельности ВХНРЦ - организация выставок, представляющих развитие реставрационного дела в стране и за рубежом. Только перечисление выставок, за которыми стоят годы кропотливого труда реставраторов, займет несколько страниц, поэтому назовем лишь некоторые наиболее интересные экспозиции: «Со- лигаличские находки. Художник XVIII века Григорий Островский» (1975); «Ефим Честняков — художник сказочных чудес» (1977); «Русский акварельный портрет первой половины XIX века» (1978); «Ярославский портрет XVIII-XIX веков» (1982); «Русский пастельный портрет» (1985); «Иконы строгановских вотчин» (1990-1991); «Гравюры Жан-Жака де Буассье из собрания Воронежского областного художественного музея имени И.Н. Крамского» (2009); «Небеса ручной работы. Расписные потолки и иконы из храмов Кенозерского национального парка» (2010); серия выставок с общим названием «Сохраняя культурное наследие»: «Гравюры старых мастеров из собраний российских музеев после реставрации в ВХНРЦ имени академика И.Э. Грабаря» (2011), «Акварели и рисунки А.П. Боголюбова из собрания Саратовского государственного художественного музея имени А.Н. Радищева после реставрации в ВХНРЦ имени И.Э. Грабаря (2012), «Живопись и графика старых мастеров из собраний российских музеев после реставрации в ВХНРЦ имени академика И.Э. Грабаря» (2014), «Николай Фешин: Живопись и графика русского периода после реставрации в Центре имени И.Э. Грабаря (2017)»; «Николай Померанцев. К 125-летию со дня рождения» (2016-2017); «Древнерусское лицевое шитье после реставрации в Центре имени И.Э. Грабаря» (2018); «Открытие “Иконотеки А.Н. Овчинникова”» (2018); «Акварели М.А. Волошина после реставрации в Центре Грабаря»» (2019); «Восток - дело тонкое» (2021); «Сказ об Иване Билибине» (2021); «Адольф Овчинников. Страницы жизни» (2022). К 150-летию со дня рождения И.Э. Грабаря в 2021 году был представлен выставочный проект «Разговор с Мастером», посвященный обширному наследию основателя реставрационных мастерских, художника, реставратора, искусствоведа, теоретика искусства, просветителя и педагога.
ВХНРЦ также проводит научные конференции и чтения, круглые столы, где обсуждаются достижения российской и мировой науки в области реставрации.
В настоящее время ВХНРЦ - сложная, разветвленная структура, которая включает в себя отделы реставрации масляной и темперной живописи, мебели, тканей, керамики, графики, кости, металла, рукописей, каменной скульптуры, а также отделы физико-химических исследований, научной экспертизы, архив, фототеку. При Центре созданы Архангельский, Вологодский и Костромской филиалы.
Много лет Грабаревские мастерские размещались в московских храмах: в Покровском соборе Марфо-Мариинской обители, различные отделы располагались в церкви Святой Екатерины на Всполье, Владимирском соборе Сретенского монастыря, церкви Воскресения Христова в Кадашах. Надо отдать должное, реставраторы мастерских собственными силами поддерживали и восстанавливали занимаемые организацией храмы. В 2006 году все отделы ВХНРЦ переехали в реконструированное здание на улице Радио. Мастерские были оснащены современным оборудованием.
Новые и новые поколения реставраторов пополняют ряды наследников Игоря Эммануиловича Грабаря, сохраняя высокий уровень профессионализма. Они проходят вновь и вновь по оставленному Грабарем живому следу, кропотливо восстанавливая памятники российской и мировой культуры.
Холст, масло. 79 × 66
© ГТГ
Слева направо: Г.О. Чириков, А.И. Анисимов, Д.Ф. Богословский, И.Э. Грабарь. Сентябрь 1925. Фотография
© ОР ГТГ
Читает приветственное слово директор Третьяковской галереи А.И. Замошкин; за букетом цветов – И.Э. Грабарь
© Отдел фотокиноматериалов ГТГ
Роспись – 1696. Юго-Западная Русь. Дерево, левкас, темпера; резьба полихромная роспись. 174 × 80 × 17
© Псковский объединенный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник
Русский Север. Дерево, левкас, темпера. 200 × 61
© Государственное музейное объединение «Художественная культура Русского Севера», Архангельск
Русский Север. Дерево, левкас, темпера. 199 × 61
© Государственное музейное объединение «Художественная культура Русского Севера», Архангельск
Дерево, левкас, темпера. 142 × 114
© ГТГ
Дерево, темпера. 104 × 69
© ГТГ
Современная фотография
Фотография
Современная фотография
Фотография