Парижские впечатления В.Д. Поленова

Татьяна Моженок-Нинэн

Рубрика: 
ЗАРУБЕЖНЫЕ ВПЕЧАТЛЕНИЯ
Номер журнала: 
#3 2019 (64)

В.Д. Поленов был неутомимым путешественником. Особое место в его путешествиях занимали Франция и Париж. «Любезный Париж и веселые французы»[1] были дороги Василию Дмитриевичу. Первый раз он посетил столицу Франции молодым человеком в 1867 году, последний - в 1911-м, будучи уже знаменитым русским художником. Между этими двумя датами - трехлетнее пребывание в Париже во время пенсионерской поездки по Европе в 1872-1876 годах, посещения Всемирной выставки 1889 года и Салонов 1895 года[2].

Страсть к путешествиям, к открытию новых имен в искусстве, посещению галерей и музеев Поленов унаследовал от своего прадеда по материнской линии Николая Александровича Львова (1751-1803), «русского Леонардо», как его называли современники. Львов был увлеченным любознательным путешественником; он посетил многие европейские города - Гамбург, Лондон, Париж, Вену, Мадрид, Пизу, Флоренцию, Венецию, Болонью, фиксируя свои впечатления в дневнике[3].

Позднее Поленов так же, как и его прадед, делился своими мыслями в письмах: в них представлена богатейшая картина художественной жизни Франции 1870-1910-х годов. Они дышат свежестью и непосредственностью впечатлений; суждения, высказанные в них, подчас далеки от ортодоксальных, но тем более ценны. Напрасно искать в них имена художников, вошедших в учебники истории искусства второй половины XIX - начала XX века, картинами которых гордятся музеи, - Мане, Моне, Ренуара, Сезанна, Ван Гога... Пристрастия Поленова в современной ему живописи не отличались радикальностью. Ему импонировали живописцы, имевшие успех в Салонах, на Всемирных выставках, блиставшие при жизни и почти забытые после смерти.

Выставки последних десяти лет, организованные в крупнейших музеях Франции, Италии, Испании и посвященные творчеству А. Цорна, Ф. Таулова, Д. Морелли, М. Фортуни, вновь привлекли внимание специалистов и широкой публики к этим мастерам живописи[4].

Летом 1867 года Поленов, студент юридического факультета Санкт-Петербургского университета и вольноприходящий ученик Академии художеств, впервые выехал за границу в Париж на Всемирную выставку. Его встретил новый «османовский» Париж, преобразившийся в годы Второй империи Наполеона III. К этой выставке страны-участницы впервые получили возможность построить свои павильоны в национальном стиле на площади 70 га на Марсовом поле. Русская изба, выполненная без единого гвоздя владимирскими плотниками, получила серебряную медаль.

Д.В. Григорович после посещения Всемирной выставки 1867 года написал статью «Художественное образование в приложении к промышленности на Всемирной парижской выставке 1867 года», в которой призывал повысить роль прикладных видов искусства. Эта тема перекликается с сюжетом диссертации Поленова, защищенной в июле 1871 года, «О значении искусства в его применении к ремеслу и о мерах, принимаемых отдельными государствами для поднятия ремесла, внеся в него художественный элемент». Возможно, впечатления от посещения выставки натолкнули Поленова на разработку этой темы.

Французская современная школа была представлена шедеврами Жана-Франсуа Милле, Камиля Коро, Теодора Руссо и других пейзажистов барбизонской школы. Гюстав Курбе, Павильон реализма которого вызвал скандал на предыдущей Всемирной выставке в Париже, в 1867 году показал сто тридцать семь полотен - пейзажей и крупноформатных динамичных охотничьих сцен. Однако не эти произведения привлекли внимание молодого Поленова.

В начале 1874 года Поленов в отчете о пенсионерской поездке, адресованном секретарю Императорской Академии художеств П.Ф. Исееву, отмечал, что сильнейшее впечатление в Париже в 1867 году на него произвел итальянский живописец Доменико Морелли (1826-1901): «Этот художник [Морелли] сильно увлек меня в шестьдесят седьмом году... <...> картины его, стоя среди самых крупных произведений остальной Европы, и тут блистали, как драгоценные камни»[5].

Морелли представил на Всемирной выставке 1867 года три картины: «Граф Лара» (по мотивам одноименной поэмы Дж. Байрона; 1861, Национальная галерея современного искусства, Рим), «Помпейская купальня» (1861, Фонд Бальцана, Бадиа-Палезине, Италия) и «Торквато Тассо, читающий “Освобожденный Иерусалим" Элеоноре д'Эсте» (1865, Национальная галерея современного искусства, Рим). Занятный сюжет, умелая сценография, изысканные сочетания цветов, контрастные светотени, внимание к деталям, утонченный эротизм, как в «Помпейской купальне»[6], привлекали молодого Поленова, интересовавшегося историей, а в живописи ценившего особенно колорит. Ему удалось лично познакомиться с Морелли в Неаполе во время пенсионерской поездки летом 1873 года. С помощью Морелли Василий Поленов и Илья Репин посетили галерею Джованни Фонвиллера, цюрихского банкира и мецената, собравшего в Неаполе богатую коллекцию картин современных итальянских художников[7]. В Палаццо Фонвиллера были представлены первые пробы Морелли в жанре религиозной живописи, в частности, «Хождение Христа по водам» (1865, частное собрание) и «Оплакивание Христа» (1871, частное собрание). Знакомство с новой, более натуралистичной интерпретацией евангельских сюжетов с вниманием к этнографическим деталям и пейзажному фону постепенно подготавливали Поленова к реализации собственной «большой картины» - «Христос и грешница». До конца жизни художник сохранял интерес к творчеству Морелли. В библиотеке его мемориального музея[8] хранится папка с фотографиями картин Морелли.

Доменико МОРЕЛЛИ. Помпейская купальня. 1861
Доменико МОРЕЛЛИ. Помпейская купальня. 1861
Холст, масло. 134 × 102,5
© Фонд Бальцана, Бадиа-Полезине, Италия

В конце ноября 1873 года Поленов вновь приезжает в Париж, на сей раз как пенсионер Императорской Академии художеств. Он снимает ателье в доме 72 на улице Бланш. В ожидании окончания работ в будущей квартире и мастерской Поленов останавливается у Репиных на улице Верон, 31[9]. «Живу теперь я на Монмартре очень высоко под крышей мансарда, - пишет он родным в декабре 1873 года. - Типичное жилье рабочих и художников, весь Париж под ногами»[10].

Сам Париж Поленову понравился значительно больше, нежели первый раз в 1867 году. За 6 лет город сильно изменился. Он пережил катастрофу - Франко-прусскую войну, Парижскую коммуну, пожар мая 1871 года! «Французская республика, - писал Репин, - была еще очень молода <...> были <...> воочию все действия коммунаров: колонна Вандомская лежала еще в кусках через всю площадь Вандома, Тюильри - в развалинах, городская ратуша <...> тоже представляла лишь великолепные живописные руины <...>»[11]. Город отстраивался, в нем царило радостное возбуждение, вновь открылся Салон и другие художественные выставки.

Начало пребывания Поленова и Репина в Париже совпало с первой импрессионистической выставкой в апреле 1874 года. В письмах Поленова нет упоминаний об этом событии. Однако об импрессионистах и Эдуарде Мане он, безусловно, слышал. Уже в мае 1875-го его друг Репин пишет о «разнузданной свободе эмприсионалистов (Манэ, Монэ и других)», об «их детской правде»[12]. Сам Поленов летом 1874-го в одном из своих парижских посланий упоминает художника Франсуа-Мари Фирмен-Жирара (1838-1921), близкого к импрессионистам[13].

В 1860-е годы Фирмен-Жирар вместе с друзьями по мастерской Шарля Глейера, в том числе будущими импрессионистами, открыл для себя пленэрную живопись в пригородах Парижа - Барбизоне и Марлотте. Его картины этого периода, такие, как «Завтрак на траве», написаны динамично положенным мазком, очертания предметов в них неясны и расплывчаты. Впоследствии Фирмен-Жирар порывает с исканиями молодости и переходит к гладкой по фактуре живописи. Жанровые сценки 1870-х годов - «Продавщица цветов на мосту Пон-Ройяль», «Набережная Флёр в Париже», - сохраняя светлую палитру, отличаются почти фотографическим реализмом, подчеркнутым вниманием к деталям, точностью в передаче архитектуры, что должно было импонировать Поленову, любившему «архитектурные фоны».

Мастерская Фирмен-Жирара находилась в 1870-е годы на бульваре Клиши, рядом с мастерскими Поленова и Репина. Художники могли быть знакомы и лично. К тому же именно к 1876 году относится первый большой успех Фирмен-Жирара в Салоне с картиной «Набережная Флёр в Париже»[14]. Поленов не мог не заметить эту работу. О Фирмен-Жираре, безусловно, говорили и в салоне Виардо на улице Дуэ, который посещал Поленов. Думается, не без его влияния написана картина Поленова «Стрекоза. (“Лето красное пропела...")» (1875-1876, ГТГ). Она близка к жанровым сценам парижского мастера как по сюжету (образ парижанки, занимающейся «petits metiers»), так и по технике - светлый фон, на котором контрастно выступает фигура молодой женщины.

В начале парижского периода Поленов и Репин были под большим впечатлением от писем Анри Реньо (1843-1871)[15], французского художника, геройски погибшего 19 января 1871 года в битве при Бюзенвале. Более чем картины, их пленяла личность Реньо, безрассудочно смелого, покоряющего своей кипучей энергией. Извержение Везувия в январе 1868 года, Славная революция (государственный переворот в Испании в сентябре 1868 года), Франко-прусская война 1870-1871 годов - вот события, непосредственным свидетелем и участником которых он был. Триумфальный въезд генерала Прима в Мадрид послужил сюжетом для его монументального полотна «Хуан Прим, 8 сентября 1868 года» (1869, Музей д'Орсэ, Париж). Эту картину Поленов мог видеть на Всемирной выставке в Вене 1873 года. Страсть к путешествиям, жажда новых впечатлений привела Реньо в Испанию, где он написал несколько колоритных образов местных крестьян, пастухов в горах. Мусульманское прошлое Андалусии вдохновило художника на смелую по композиции, контрастную по цвету картину «Казнь без суда при королях-маврах» (1870, Музей д'Орсэ, Париж), вызвавшую восторг критики. Из Марокко, где Реньо побывал в 1870-м, он привез яркие, наполненные светом зарисовки.

Анри Реньо упоминает в своих письмах имена Эдуарда Мане и Мариано Фортуни: «Я провел позавчера весь день у Фортуни... Это совершенно удивительный человек! Какие чудесные картины в его мастерской! Это всех нас учитель»[16]. Познакомившись с творчеством Фортуни на его посмертной выставке в 1875 году, Поленов также страстно увлекся им[17], его картины буквально заворожили художника удивительным «чувством света» и светящейся «серебристо-перламутровой» палитрой. «Рядом с ним все тускнеет, меркнет», - замечал Поленов[18]. Виртуозная манера письма каталонского мастера, его яркий, сверкающий колорит, экзотические сюжеты - Фортуни, как и Реньо, много путешествовал по Италии, Испании, Северной Африке (в 1860 году в Марокко он даже был взят в плен) - привлекали в то время художников и коллекционеров. Теофиль Готье даже сравнивал офорты Фортуни с графическими произведениями Гойи и Рембрандта[19]. Картина «Испанская свадьба» (1870, Национальный художественный музей Каталонии, Барселона), выставленная в Галерее Гупиля на авеню Опера, вызвала восхищение Жана-Луи Жерома и Эрнеста Мейссонье в Париже, Джона Эверетта Миллеса в Лондоне.

Поленову особенно нравились пейзажи Фортуни, в частности, «Пляж Портичи» (частное собрание), с которого он сделал копию. В этом небольшом пейзаже блестяще проявился колористический дар Поленова. Палитра художника с использованием светлых тонов - голубого и мозаики белых, розовых, сиреневых, красных пятен на первом плане - исключительно изысканна.

Увлечение творчеством Мариано Фортуни, Анри Реньо, Доменико Морелли сказалось в «ориенталистских» картинах Репина и Поленова, выполненных в Париже в 1874-1876 годах, - «Негритянке» Репина (1876, ГРМ), «Одалиске» (1875, Национальный художественный музей Республики Беларусь, Минск) и «Египтянке» Поленова (1876, частное собрание)[20].

Несомненно в «Одалиске» и «Египтянке» Поленова влияние роскошных полотен Реньо («Саломея», 1870, Метрополитен-музей, Нью-Йорк), Фортуни («Одалиска», 1861, Национальный музей искусства Каталонии, Барселона) и Морелли («Жена Потифара», около 1864, Национальный музей Сан-Мартино, Неаполь; «Женщина с вуалью (Донна велата). Одалиска», 1873, Дом для престарелых музыкантов - Фонд Верди, Милан). В это же время художник задумывает еще одну «египетскую» картину - «Пир блудного сына»[21]. Действие этой неоконченной картины разворачивается внутри александрийского дворца, на фоне ярко расписанных колонн. Колористическая гамма с сочетанием золотых, лазурных и белых тонов, обилие декора, орнаментальность, свет заставляют вспомнить Фортуни, Реньо и Морелли и в то же время свидетельствуют о декораторском даровании Поленова.

Еще одно сильное впечатление Поленов испытал в Париже от картин своего наставника и друга Алексея Петровича Боголюбова (1824-1896). В декабре 1873-го Репин пригласил его в русскую церковь св. Александра Невского на улице Дарю, построенную в 1859-1861 годах в неовизантийском стиле по проекту архитектора Р.И. Кузьмина, друга отца Поленова. Внутри церковь была расписана пенсионерами Академии художеств 1850-х годов братьями П.С. и Е.С. Сорокиными, Ф.А. Бронниковым, А.Е. Бейдеманом. Но не эти иконы и росписи привлекли внимание Поленова. Его взгляд остановили картины Боголюбова «Проповедь Христа на Генисаретском озере» и «Хождение Христа по водам», которые художник подарил приходу в 1872 году. «...Оригинально и красиво в церкви видеть большие пейзажи. Переносишься в природу и евангельские повествования и легенды», - писал Поленов[22]. Несмотря на романтический образ самого Христа в «Хождении по водам», полотна Боголюбова весьма реалистичны. Это реальный пейзаж, реальные люди, освещенные и преображенные присутствием Христа. Безусловно, эти картины Боголюбова подтолкнули Поленова на создание цикла «Из жизни Христа» - серии небольших этюдов, где Христос и другие персонажи Евангелия гармонично «живут» в окружающих их пейзажах.

Именно по совету Боголюбова Поленов летом 1874-го отправился в Нормандию, в Вёль, где он впервые почувствовал вкус к пейзажной пленэрной живописи. Это открытие пленэра, проснувшийся у художника интерес к изображению природы, разных ее состояний и стали главным итогом пенсионерской поездки и пребывания во Франции в 1873-1876 годах.

В.Д. ПОЛЕНОВ. Старые ворота. Вёль. Нормандия. 1874
В.Д. ПОЛЕНОВ. Старые ворота. Вёль. Нормандия. 1874
Холст, масло. 24 × 30
© Государственный мемориальный историко-художественный
и природный музей-заповедник Василия Дмитриевича Поленова

Подобные яркие художественные впечатления, как в 1870-е годы, Поленов вновь пережил весной 1895-го года, когда приехал в столицу Франции для посещения Салонов23. Атмосфера города, «людн[ая], шумн[ая], демократичная]» захватила пятидесятилетнего художника. Он «сильно наслаждался искусством» и вспоминал свое первое пребывание во Франции в далеком 1867 году.

Поленов в это время работал над Евангельским циклом; его интересовали проблемы передачи солнечного света, прозрачной воздушной среды и зыбкой водной поверхности. В Салонах его прежде всего привлекли мастера пейзажа - шотландец Георг Гаркур (1869-1949), американец Александр Харрисон (1853-1930), норвежец Фриц Таулов (1847-1906) и швед Андерс Цорн (1860-1920). Однако, как ни странно, Поленов, палитра которого отличается нежной, деликатной цветовой гаммой, на парижских выставках выделил картины эффектные, часто контрастные по цвету. Пейзаж Харрисона «Марина. Лунный свет» (1892-1893, Музей изящных искусств Кемпера, Франция), возможно, привлек его таинственной атмосферой ночного побережья океана при свете луны. «Купальщица» Гаркура поразила Поленова «эффектом заходящего солнца»24. Обратил внимание художник и на «сцены из парижской жизни» Цорна. Название «Ночной эффект» (1895, Художественный музей, Гетеборг, Швеция), которое Цорн дал своей картине, представленной в Салоне, не лишено юмора. Оно отсылает к пейзажам импрессионистов и их подражателей, но представляет «ночную бабочку» в ярком красном манто с меховой пелериной, написанную в смелом, необычном ракурсе.

Перед отъездом Поленов посмотрел большую выставку Камиля Коро во Дворце Гальера. «Теперь тут открылась выставка Коро, много вещей однообразных.., но между ними есть изумительные прелести», - сообщает он жене 1 июня[25]. На выставке было представлено более 140 произведений художника, в том числе его поэтичные виды Виль д'Авре.

Пребывание в Париже, посещение художественных выставок, Салонов, совместная работа с Репиным и Боголюбовым, открытие новых талантов и имен среди русских парижан и французских художников расширили творческий кругозор Поленова, обострили восприятие и повлияли на его собственную художественную эволюцию. Многие минуты восторга подарили Поленову западноевропейские мастера, старые и новые, - Веронезе, Рембрандт, Веласкес; К. Пилоти, первый посоветовавший художнику «писать с натуры»; А. Бёклин и его «пейзажи настроения»; «драгоценная палитра» и особое, личностное трактование евангельских сюжетов Д. Морелли; яркие, светящиеся картины М. Фортуни; выхваченные из жизни парижские сценки А. Цорна и эффектные пейзажи при лунном свете Ф. Таулова и А. Харрисона.

 

  1. В.Д. Поленов. Письма. Дневники. Воспоминания. М.; Л., 1950. С. 183. (Далее: В.Д. Поленов. Письма.)
  2. Более подробно о путешествиях B.Д. Поленова по Европе см.: Моженок-Нинэн Т. Мир Василия Поленова. Европа // Мир Василия Поленова. Россия. Европа. Восток. М., 2019.
  3. Львов Н.А. Путевые заметки Н.А. Львова по Италии в 1781 году: В отрывках и излож. В. Верещагина // Старые годы. 1909. №5. C. 276-282. Об итальянском путешествии Н.А. Львова см.: Лаппо-Данилевский К.Ю. Итальянский маршрут Н.А. Львова в 1781 году // XVIII век: Сборник 19. СПб., 1995. С. 102-113.
  4. Anders Zorn. Le mattre de la peinture suedoise, Paris-Musees, 2017; Frits Thaulow, paysagiste par nature, Caen, Snoeck Publishers, 2016; Domenico Morelli e il suo tempo. Dal Romanticismo al Simbolismo, 1823-1901, Luisa Martorelli curatore, Napoli, Electa, 2005; Fortuny (18381874), Museo Nacional del Prado, Madrid, 2017.
  5. Об этом же Поленов пишет 1/12 апреля 1876 года И.Н. Крамскому: «Впечатление от живописи, подобное этому [как от Фортуни в Париже в 1875 году], я испытал еще два раза - в [67] году от Морелли и в 73 году в Мюнхене, от Бёклина» // В.Д. Поленов. Письма. С. 40, 89, 463.
  6. В работе над картиной «Помпейская купальня» для большей точности Морелли использовал рисунки Джачинто Джиганте, единственного художника, который имел разрешение в 1855-1858 годах работать непосредственно in situ. См.: Domenico Morelli e il suo tempo. Р. 59.
  7. Морелли был куратором этой Галереи. Коллекция Галереи Фонвиллера была распродана на аукционе в Париже в 1901 году. См.: Catalogue de la Galerie Vonwiller, Tableaux, marbres, bronzes. Napoli, 1901.
  8. Государственный мемориальный историко-художественный и природный музей-заповедник Василия Дмитриевича Поленова, Тульская область.
  9. В октябре 2018 года по инициативе Ассоциации B. Поленова (Париж) на доме на улице Верон, 31, была открыта мемориальная доска.
  10. Сахарова Е.В. Василий Дмитриевич Поленов. Елена Дмитриевна Поленова. Хроника семьи художников. М., 1964. C. 105.
  11. Репин И.Е. Далекое близкое. Л., 1986. С. 276.
  12. Репин И.Е. Письма. 1867-1892: В 2-х т., М., 1969. Т. 1. С. 154.
  13. Сахарова Е.В. Василий Дмитриевич Поленов. Елена Дмитриевна Поленова. Хроника семьи художников. С. 137. О Франсуа-Мари Фирмен-Жираре (Frangois-Marie Firmin, прозванном Firmin-Girard, 1838-1921) см.: https://firmingirard.com (Дата обращения: 20/12/2018). В настоящее время идет работа по составлению Catalogue rai- sonne произведений художника. Фирмен-Жирар изображен среди 43 художников на групповом портрете учеников мастерской Глейера, хранящемся в Пти-Пале в Париже.
  14. «Набережная Флёр в Париже» - программное произведение Фирмен-Жирара, заказанное ему одним американским коллекционером при посредничестве Гупи- ля. Гупиль предложил художнику включить в это полотно автопортрет. Фирмен-Жирар изобразил себя, свою супругу в профиль, склоняющуюся к дочери, и только что родившегося сына на руках у кормилицы.
  15. Correspondance de Henri Regnault, annotee et recueillie par Arthur Duparc. Paris, 1872.
  16. Там же. P. 158, 255.
  17. Atelier de Fortuny: reuvre posthume, objets d'art et de curiosite, armes, faiences: hispano-moresques, etoffes et bro- deries, bronzes orientaux, coffrets d'ivoire, etc... Paris, Hotel Drouot, 1875. См. также: Bon Davillier. Fortuny, sa vie, son oeuvre, sa correspondance. Paris, 1875.
  18. В.Д. Поленов. Письма. С. 88-89, 91.
  19. Atelier de Fortuny: reuvre post- hume. Р. 4-5.
  20. «Египтянка» В.Д. Поленова была представлена на аукционе «Сотбис» в 2008 году, см.: Russian Art Evening, catalogue, Sotheby’s, London, 24 November 2008, n 7. Р. 26-28.
  21. Так Поленов называет «Пир блудного сына» в письме Елене Дмитриевне Поленовой, см.: Сахарова Е.В. Василий Дмитриевич Поленов. Елена Дмитриевна Поленова. Хроника семьи художников. С. 196.
  22. Сахарова Е.В. Василий Дмитриевич Поленов. Елена Дмитриевна Поленова. Хроника семьи художников. С. 106-107.
  23. В.Д. Поленов. Письма. С. 291-294. С 1890 года Национальное Общество изящных искусств стало устраивать свои собственные Салоны на Марсовом поле (Salon du Champs- de-Mars, или Salon Meissonier). Эти Салоны обычно открывались через две недели после Салонов Елисейских Полей (Salon des Champs-Elysees), организуемых Обществом французских художников.
  24. В каталоге Салона эта картина значится под названием «Психея», см.: Catalogue illustre de peinture et sculpture, Salon de 1895, №919.
  25. В.Д. Поленов. Письма. С. 294. Каталог выставки К. Коро: Palais Galliera. Exposition organ- isee au profit du monument du centenaire de Corot, сatalogue des chefs-d'oeuvre pretes par les Musees de l'Etat et les grandes collections de France et de l'etranger. Paris, 1895.

Иллюстрации

В.Д. ПОЛЕНОВ. В парке. Местечко Вёль в Нормандии. 1874
В.Д. ПОЛЕНОВ. В парке. Местечко Вёль в Нормандии. 1874
Холст, масло. 61 × 46
© ГРМ
Франсуа-Мари ФИРМЕН-ЖИРАР. Завтрак на траве. 1860-е
Франсуа-Мари ФИРМЕН-ЖИРАР. Завтрак на траве. 1860-е
Холст, масло. 25,5 × 36,5. Частная коллекция
© Архив Фирмен-Жирар // Archives Firmin-Girard
Мариано ФОРТУНИ. Одалиска. 1861
Мариано ФОРТУНИ. Одалиска. 1861
Картон, масло. 56,9 × 81
© Национальный художественный музей Каталонии, Барселона, Испания
В.Д. ПОЛЕНОВ. Одалиска. 1875
В.Д. ПОЛЕНОВ. Одалиска. 1875
Холст, масло. 100 × 65
© Национальный художественный музей Республики Беларусь, Минск
Камиль КОРО. Пруд в Виль д’Авре. Около 1855
Камиль КОРО. Пруд в Виль д’Авре. Около 1855
© Музей Тессе, Лё Ман, Франция
Мариано ФОРТУНИ. Испанская свадьба (La Vicaria). 1870
Мариано ФОРТУНИ. Испанская свадьба (La Vicaria). 1870
Холст, масло. 60 × 93,5
© Национальный художественный музей Каталонии, Барселона, Испания
Франсуа-Мари ФИРМЕН-ЖИРАР. Набережная Флёр в Париже (Quai aux fleurs). 1876
Франсуа-Мари ФИРМЕН-ЖИРАР. Набережная Флёр в Париже (Quai aux fleurs). 1876
Холст, масло. 100,3 × 144,8. Частная коллекция. Фотография архива Фирмен-Жирара
© Архив Фирмен-Жирар // Archives Firmin-Girard
Анри РЕНЬО. Пастух в горах Кастилии. 1868
Анри РЕНЬО. Пастух в горах Кастилии. 1868
Холст, масло. 100 × 80
© Художественный музей, По
Photographe: Jean-Christophe Poumeyrol
Доменико МОРЕЛЛИ. Граф Лара. 1861
Доменико МОРЕЛЛИ. Граф Лара. 1861
Холст, масло. 74 × 98
© Национальная галерея современного искусства, Рим
В.Д. ПОЛЕНОВ. Христос и грешница. 1885
В.Д. ПОЛЕНОВ. Христос и грешница. 1885
Эскиз. Холст, масло. 26 × 48
© ГТГ
Франсуа-Мари ФИРМЕН-ЖИРАР. Продавщица цветов на мосту Пон-Ройяль. 1872
Франсуа-Мари ФИРМЕН-ЖИРАР. Продавщица цветов на мосту Пон-Ройяль. 1872
Холст, масло. 70 × 94. Частная коллекция
© Архив Фирмен-Жирар // Archives Firmin-Girard
В.Д. ПОЛЕНОВ. Стрекоза. («Лето красное пропела...»). 1875–1876
В.Д. ПОЛЕНОВ. Стрекоза. («Лето красное пропела...»). 1875–1876
Холст, масло. 137,5 × 88,5
© ГТГ
Доменико МОРЕЛЛИ. Женщина с вуалью (Донна велата). Одалиска. 1873
Доменико МОРЕЛЛИ. Женщина с вуалью (Донна велата). Одалиска. 1873
Холст, масло. 65 × 53
© Дом для престарелых музыкантов – Фонд Джузеппе Верди, Милан
В.Д. ПОЛЕНОВ. Право господина. 1874
В.Д. ПОЛЕНОВ. Право господина. 1874
Холст, масло. 120 × 174
© ГТГ
А.П. БОГОЛЮБОВ. Хождение Христа по водам. 1872
А.П. БОГОЛЮБОВ. Хождение Христа по водам. 1872
Собор св. Александра Невского, Париж
© Фото: Ирина Обухова
В.Д. ПОЛЕНОВ. Рыбацкая лодка. Этрета. Нормандия. 1874
В.Д. ПОЛЕНОВ. Рыбацкая лодка. Этрета. Нормандия. 1874
Холст на картоне, масло. 39 × 64,5
© ГТГ
Александр ХАРРИСОН. Марина. Лунный свет. 1892–1893
Александр ХАРРИСОН. Марина. Лунный свет. 1892–1893
© Музей изящных искусств Кемпера, Франция
Фриц ТАУЛОВ. Река у Манеувиля в Нормандии
Фриц ТАУЛОВ. Река у Манеувиля в Нормандии
Холст, масло. 50,5 × 61,3
© Музей Дьепа, Франция
В.Д. ПОЛЕНОВ. Ливень. 1874
В.Д. ПОЛЕНОВ. Ливень. 1874
Холст, масло. 37,5 × 55
© ГТГ
В.Д. ПОЛЕНОВ. Арест гугенотки Жакобин де Монтебель, графини д'Этремон. 1875
В.Д. ПОЛЕНОВ. Арест гугенотки Жакобин де Монтебель, графини д'Этремон. 1875
Холст, масло. 135 × 88
© ГРМ
Доменико МОРЕЛЛИ. Торквато Тассо, читающий «Освобожденный Иерусалим» Элеоноре д’Эсте. 1865
Доменико МОРЕЛЛИ. Торквато Тассо, читающий «Освобожденный Иерусалим» Элеоноре д’Эсте. 1865
Холст, масло. 185 × 266
© Национальная галерея современного искусства, Рим

Вернуться назад

Теги:

Скачать приложение
«Журнал Третьяковская галерея»

Загрузить приложение журнала «Третьяковская галерея» в App StoreЗагрузить приложение журнала «Третьяковская галерея» в Google play