К народному театру. ДОМ ТЕАТРАЛЬНОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ ИМЕНИ АКАДЕМИКА В.Д. ПОЛЕНОВА

Дарья Манучарова

Рубрика: 
НАСЛЕДИЕ
Номер журнала: 
#3 2019 (64)

Талант Василия Дмитриевича Поленова раскрылся в разных областях искусства. Помимо живописи он занимался архитектурой, музыкой, оформлял театральные постановки, преподавал. И все виды его творческой и общественной деятельности реализовались в работе в Секции содействия устройству деревенских, фабричных и школьных театров.

Помощь народным театрам настолько захватила художника в последние десятилетия жизни, что, по словам жены, его невозможно было застать дома: он все время «пропадал у своего детища»[1] - Дома театрального просвещения, строившегося для Секции. Сегодня название этой организации известно, пожалуй, только историкам театра и исследователям творчества Поленова. Между тем, ее участниками было сделано немало.

Когда Поленов присоединился в 1910 году к группе энтузиастов народного театра, эта сфера деятельности не была для него нова. Во время пенсионерской командировки 1872-1876 годов он участвовал в театральных затеях кружка А.П. Боголюбова в Париже, а вернувшись на родину, окунулся в творческую атмосферу Абрамцевского кружка, где проявил себя в качестве художника, актера и режиссера постановок. Позже он оформлял спектакли, осуществленные на профессиональных сценах в Русской Частной опере С.И. Мамонтова, Большом театре, Оперном театре С.И. Зимина.

Поленов хорошо понимал специфику работы театрального художника и виртуозно сочетал необходимую для этого вида искусства обобщенность с использованием приемов пленэрной живописи (точной передачей эффектов освещения и цветовых отношений). Поленов - первооткрыватель новаторского для русского искусства принципа «единой картины», который он выработал в Абрамцевском кружке. Достижение художника заключалось в том, что он отказался от перегруженных многочастных декораций в пользу одной большой картины, служившей фоном для того или иного действия. Несколькими десятилетиями спустя этот принцип Поленов успешно применял в народном театре, где он пришелся как нельзя кстати, поскольку позволял сэкономить средства и ограниченное пространство непрофессиональных сцен.

Поленов считал театральное искусство самым мощным инструментом образования и эстетического воспитания. Все спектакли, над которыми он работал, выделялись как высокохудожественной составляющей, так и просветительским содержанием. Он писал: «Театр есть одна из самых широких, просветительских школ для народа, но театр, возвышающий человека, а не унижающий его»[2]. Работа в Секции дала Поленову возможность реализовать подобные гуманистические устремления.

В создании этой организации главные роли принадлежали Д.А. Толбузину, Н.Ф. и М.В. Шемшуриным[3], В.В. Тихоновичу и Н.В. Скородумову, руководителю любительского театра в селе Бума- кино Ярославской губернии. Историю Секции традиционно отсчитывают от 1909 года, когда была создана Комиссия содействия устройству сельских народных театров. Поленов официально присоединился к ней в 1910 году. Но еще пятью годами ранее в своем дневнике «Вооруженное восстание 1905 года» он писал о «заседании союза деятелей искусств у архитектора О.О. Шишковского»[4], на котором присутствовал Д.А. Толбузин, а председателем был С.И. Мамонтов. В 1911 году Комиссия была преобразована в Отдел содействия деревенским, фабричным и школьным театрам при Московском отделении Императорского Русского технического общества, а в 1912-м - в Секцию с тем же названием при Московском обществе народных университетов (не Шанявского, подчеркивал в письме Поленов[5], хотя впоследствии Секция будет сотрудничать с этим учреждением). 19 декабря того же года Василий Дмитриевич возглавил эту организацию и с тех пор посвящал практически все время и силы ее процветанию.

Он рассылал своим друзьям письма с приглашениями вступить в члены Секции, и из этой переписки можно узнать, в чем Поленов видел главное предназначение сообщества. Так, в письме Ф.И. Шаляпину он объяснял: «Мы <...> задались целью по мере сил и уменья помочь народу удовлетворить высшие потребности человека - потребности духа. И вот искусство, по нашему глубокому убеждению, есть одно из самых могучих для этого средств»[6]. Поленов стремился соединить в Секции силы лучших деятелей искусств, и по его приглашению к организации примкнули В.М. и А.М. Васнецовы, И.Е. Репин, К.А. Коровин, Ф.И. Шаляпин, актриса З.С. Соколова (сестра К.С. Станиславского).

На рубеже XIX-XX веков на волне интереса к демократическим преобразованиям в обществе и искусстве многие деятели культуры в России и Европе занимались вопросами народных театров: В.С. Серова, мать известного художника, с 1890-х годов ставила оперы в деревнях, создавала труппы из местных крестьян, Р. Роллан в 1903 году издал книгу «Народный театр». Высказывались идеи, схожие с теми, что выдвигали участники Секции содействия устройству фабричных, школьных и деревенских театров. И все же деятельность Секции остается уникальной в своем роде. Это была не просто площадка для постановок народного театра, ее задачи были более глобальными, Поленов называл ее «театральной лабораторией на всю Россию»[7]. Главная функция этого объединения виделась в помощи любительским театрам в вопросах отбора репертуара, адаптации литературных произведений для сценариев и создания оформления сцены доступными средствами, что было действительно востребовано среди непрофессиональных театров.

Работа Секции сопровождалась серьезной теоретической и практической подготовкой: в 1914 году была издана книга Н.В. Скородумова «Новый метод упрощенных постановок (Устройство сцены и декораций)» (М., 1914) с приложением эскизов декораций и статей Поленова, в которых художник объяснял элементарные правила перспективы, давал подробные указания по исполнению декораций, рекомендации наиболее подходящих красок и других материалов.

Тогда Секция еще не имела собственного помещения, а строительство отдельного Дома для нее можно назвать главной заслугой Поленова в качестве ее председателя. 10 февраля 1915 года[8] Поленов с финансовой помощью Сергея Тимофеевича Морозова[9] выкупил участок земли, 159 квадратных саженей (или 723,45 м2) у крестьянина Василия Тимофеевича Миронова в районе Садовой-Кудринской, на углу Зоологической улицы и Кабанихина переулка (ныне улица Зоологическая, 13). Спустя несколько дней Поленов получил письмо от правления Секции с просьбой разрешить именовать будущее здание Домом имени академика Василия Дмитриевича По- ленова[10].

Торжественная закладка состоялась 7 мая того же года. Из газетных сообщений можно узнать о назначении здания, стоимости его постройки и о том, кто присутствовал на закладке: «Воздвигается здание на имеющиеся уже пожертвования от академика В.Д. Поленова 15 тыс. и от г. Морозова 1 тыс. руб. Суммы этой, конечно, недостаточно для всей постройки, но секция надеется на приток дальнейших пожертвований», - сообщалось в газете «Искры»[11].

В.Д. Поленов закладывает первый камень Дома имени академика В.Д. Поленова. 7 мая 1915
В.Д. Поленов закладывает первый камень Дома имени академика В.Д. Поленова. 7 мая 1915
Фотография. © ГЦТМ имени А.А. Бахрушина

Помимо оказания финансовой помощи Поленов самолично разрабатывал архитектурный проект здания, о чем сообщал в письме своему младшему другу Л.В. Кандаурову: «Я приехал в Москву и был на стройке для Секции. Признаться, очень боялся увидеть не то, что задумали... Но не только не был разочарован, а наоборот, нашел этот домик гораздо более интересным, чем думал. <...> Когда мы затеяли эту постройку, то было сделано вроде конкурса: Шишковский составил в стиле модерн, еще один в стиле модном, с колоннами, - николаевском <...>, и был проект в русском стиле. Я сделал два проекта: один конца XVIII века[12], - я называю его бетховен- ский стиль, - и британской готики. Судьями были члены общества, много рабочих. Единогласно был выбран мой готический проект»[13].

Реализацией проекта Поленова занимался профессиональный архитектор О.О. Шишковский, упомянутый в письме Поленова, выпускник архитектурного отделения Московского училища живописи, ваяния и зодчества, представитель московского модерна, автор проектов нескольких доходных домов. Кандауров оставил ценный отзыв по поводу того, насколько Шишковский внимательно отнесся к воплощению поленовского замысла: «Дом мне понравился. Построен он, видимо, очень заботливо. В самой конструкции его есть много характерного для Вас в продуманности каждого уголка. Получается и удобная, и оригинальная постройка. Вероятно, строитель старался проникнуться Вашими идеями. Кое-где мне показалось, что Вы сами сделали бы иначе. Но, разумеется, это было бы очень трудно. <...> Постройка все-таки выполняется не одним лицом и трудно ждать, чтобы она вполне отражала замыслы автора проекта. Одним словом, мне показалось, что Вы, в общем, останетесь довольны. Очень хорош сад перед домом. Надо надеяться, что сады эти уцелеют, и тогда работающие в доме Вашего имени будут отдыхать, глядя из окон на такой непривычный для большого города красивый вид»[14].

Дом театрального просвещения - последний проект Поленова-зодчего, и в нем синтезировались поиски художника в области архитектуры. По назначению это здание отличается от всех построенных Поленовым: ранее художник строил камерные церкви, собственный Большой дом, мастерскую и хозяйственные постройки на территории усадьбы «Борок». Масштаб Дома театрального просвещения иной: он вмещал на первом этаже «вестибюль, кассу, фойе, правление и склады костюмов; на 2 этаже - зрительный зал со сценой и уборные для артистов; на 3-м - костюмерную мастерскую; на 4-м - мастерскую для декораций»[15].

В.Д. ПОЛЕНОВ. Дом театрального просвещения имени академика В.Д. Поленова в Москве на Медынке. Осуществленный проект здания. 1915
В.Д. ПОЛЕНОВ. Дом театрального просвещения имени академика В.Д. Поленова в Москве на Медынке
Осуществленный проект здания. 1915
Бумага, карандаш. 17,8 × 19,8. Внизу подпись-монограмма: ВП. Внизу авторская надпись: Бретонскiй стиль 15-го вѣка (Дѣтство Анны) Вверху: Особнячекъ для секци №3
© Музей-заповедник В.Д. Поленова

Само по себе архитектурное решение здания близко к постройкам Поленова в его усадьбе в Борке (ныне - Государственный мемориальный историко-художественный и природный музей-заповедник В.Д. Поленова; далее - Музей-заповедник Поленова). Творческое переосмысление традиций западноевропейской романской и готической архитектуры, лаконичное цветовое решение (белые стены и темная кровля), ломаная крыша, минимум скульптурного декора - все это характерно как для Большого усадебного дома и мастерской художника «Аббатство», так и для здания на Зоологической улице. Каждый фасад не повторяет другой - Поленов использует излюбленный прием стиля модерн.

В Музее-заповеднике Поленова сохранились, как минимум, три проекта Дома театрального просвещения, выполненных художником, с изображением двух фасадов здания. На одном проекте, наиболее схематичном, изображен трехэтажный дом с мансардным этажом, ломаной черепичной крышей, цилиндрической угловой башней с конусообразной крышей и меньшими по размеру башнями. Все окна простой прямоугольной формы.

Тот же фасад, выходящий на Зоологическую улицу, представлен на втором проекте, проработанном более подробно. На нем запечатлены двухэтажное здание с мансардным этажом, граненая угловая башня, а окна расположены асимметрично: на первом этаже - маленькие, почти квадратные, чуть вытянутые по вертикали, на втором этаже - большое тройное стрельчатое окно и прямоугольное, с открытым балконом, на мансардном этаже - две пары небольших квадратных окон. Декор здания лаконичен: под кровлей угловой башни - дентикулы, над окнами первого и второго этажей - выложенные из кирпича сандрики, а три высоких стрельчатых окна украшают переплеты с трифолиями, стилизованными под готический стиль.

Если сравнить карандашные эскизы Поленова с архивной фотографией Дома, можно убедиться, что проект действительно был осуществлен близко к замыслу художника. Отличия в том, что угловая башня цилиндрическая, а не граненая; небольшой балкон не ажурный, чугунный, как на проекте, а глухой, каменный, но с легким изгибом силуэта в традициях модерна. Обрамление окна второго этажа башни имеет декор «под шубу», которого нет в проектах художника.

Сам Поленов относил этот трехэтажный дом к «бретонскому стилю XV века», о чем свидетельствует надпись на одном из его проектов (дата создания неизвестна, Музей-заповедник Поленова, инв. 1967гр). Здание действительно напоминает французский средневековый замок, осуществленный в миниатюре, а его облик - величественные сооружения, нарисованные Поленовым в 1860-х годах в альбоме с изображением замков и сцен из истории Франции (1860-е, Музей-заповедник Поленова). Возникают ассоциации также с немецким Средневековьем, замками Трифельс и Вартбург, которые Поленов посетил в 1910 году и запечатлел их на карандашных и акварельных рисунках. Например, тройное окно Дома театрального просвещения с трифолиями и стрельчатым завершением похоже на окно здания, изображенное на рисунке художника «Уголок старого города Вартбурга» (Музей-заповедник Поленова).

Дом театрального просвещения встраивается в неоготическое направление русского модерна 1890-1900-х годов, и обращение именно к этому стилю в проекте не случайно. Оно во многом связано с тем, что Поленов с 1860-х годов увлекался европейским средневековым зодчеством. Во время путешествий по Германии и Франции он делал зарисовки монастырей и фахверковых домов, позже создал ряд исторических картин, пейзажей и театральных декораций с готическими замками и соборами. Так что в этом проекте нашли воплощение поиски художника в разных видах искусства: архитектуре, живописи, графике и сценографии.

Но насколько этот замысел был адекватен демократическим целям Секции, для которой строился этот Дом? Сам Поленов объяснял победу готического проекта в архитектурном конкурсе так: «Я имею в виду не богатую готику соборов и замков, а деревенскую, например, башня такая часто встречается у зажиточных крестьян или на фермах. <...> Готический стиль в России - это стиль фабрикантов и фабрик, это самый демократический стиль»[16].

На практике Дом существенно выделялся на фоне окружавших его зданий. Он находится на пересечении двух дорог, на изгибе современной Зоологической улицы. Его угловая башня играет роль смыслового узла, связывающего два его асимметричных фасада, - этот прием часто встречается в архитектуре модерна. Сейчас трехэтажный Дом занимает скромное место среди многоэтажных сооружений, но в первые десятилетия XX века он был одним из самых примечательных зданий Пресненского района. В нынешнее время помимо жилых домов и основного здания Государственного центра современного искусства (ГЦСИ) Дом театрального просвещения окружают постройки Московского зоопарка, по цветовому и даже по стилистическому решению рифмующиеся с ним.

А на момент строительства он воспринимался как некая диковинка, о чем вспоминал артист, режиссер и драматург В.Д. Марков, работавший в Доме театрального просвещения в 1920-х годах: «…там, где теперь выход с новой площади Зоопарка, прохожий с недоумением взирал на подобие рыцарского замка из серого камня с башней над входом и стрельчатыми окнами по фасаду. Средневековое сооружение, затесавшееся в мирную семью старомосковских мещанских домиков и заборов, было построено в 1915 году.»[17]

Благодаря статье Маркова можно также получить представление о внутреннем убранстве Дома: «Прямо от входа вместо лестницы гладкий пандус, широкой цементной горкой ведущий во второй этаж, будто туда надобно подыматься вверх на конях. Справа, вдоль тяжелого узора каменных перил пандуса, шел узкий коридор. Не доходя до его загиба вправо в каменной не обделанной холодной стене можно было заметить дверь. За ней помещался музей - самое примечательное учреждение дома. В квадратной комнате <...> зарешеченные, как в тюрьме или в церкви, окна выходили в переулок вровень с тротуаром; стены, как и везде, из серых кубов камня»[18]. Вероятно, описанное Марковым помещение музея изображено на фотографиях, сделанных на открытии Дома, где за группой людей, собравшихся на мероприятии, мы видим неоштукатуренные кирпичные стены и маленькие окна выше уровня человеческого роста.

Марков оставил важное свидетельство по поводу облика зала Дома, не дошедшего до наших дней: «Зрительный зал (на втором, парадном этаже) напоминал по своему оформлению лютеранскую церковь <...>. Высокий потолок забран деревянной обшивкой, разделенной на квадраты, из середины спускается тяжелая люстра. В стене, выходящей в переулок, ряд высоких окон со стрельчатыми завершениями. Поперек зала дубовые темные скамьи с проходом посередине и с боков. У задней стены, на возвышении, две ложи, подобные алтарным клиросам, за сплошными дубовыми барьерами. Рама сцены тоже темного дерева. Стены, как и во всем доме, из тесаного серого камня. Окна, двери и зеркало сцены задергивались тяжелыми складками темных занавесей»[19].

Нынешний облик Дома существенно отличается от первоначального: в советское время на первом этаже возникла одноэтажная пристройка, а на месте трех высоких готических окон появились шесть небольших прямоугольных окон в два ряда. Был уничтожен балкончик, и кардинально изменена кровля, надстроен этаж угловой башни, и, таким образом, изменились ее пропорции. Заложен арочный проем башни на первом этаже, но его очертания читаются.

Несмотря на большое количество поздних вмешательств, нельзя утверждать, что наружный облик Дома был полностью утрачен. По свидетельству РЭ. Рахматуллина, деятеля общественного движения «Архнадзор», оригинальны по крайней мере «угловая башня на сводчатом основании, фасадная стена первого этажа и сводчатое помещение за ней, под театральным залом»[20]. Внутри сохранилась планировка входной зоны, находящейся под бывшим зрительным залом: цилиндрические своды с распалубками, напоминающие готические крестовые своды, и лестница-пандус с поворотом на 45°. Благодаря такой организации пространства небольшое помещение производит впечатление просторного. Судить о других частях интерьера Дома практически невозможно - внутри здание было полностью изменено.

Но вернемся ко времени открытия Дома. Оно состоялось в разгар Первой мировой войны, 29 декабря 1915 года, и было приурочено к работе Всероссийского съезда деятелей народного театра, председателем которого был Поленов. На открытии Дома Поленов произнес речь, черновые записи к которой находятся в Отделе рукописей Третьяковской галереи. «Я <...> считаю, - писал Поленов, - что народному театру суждено сыграть крупную роль в том деле обновления и культурного прогресса, которое должно наступить после настоящего тяжелого испытания, принесенного нам войной. Как художник, я стараюсь внести в область сцены все, что могу по моей отрасли искусства и деятельно заинтересовать в этой работе моих товарищей по Обществу. Предстоящая выставка (имеется в виду театральная выставка в Доме театрального просвещения, проходившая во время его открытия. - Д. М.) должна показать, что сделано нами в этом направлении. <...> Я должен сказать, что мне особенно дороги детский и школьный театр. Вот 36 лет как я работаю для детей и наблюдаю облагораживающее влияние театра в деле воспитания юношества. 36 лет тому назад мы с другом моим Саввой Ивановичем Мамонтовым ставили в его доме первый спектакль для его детей»[21].

Репертуар Дома театрального просвещения формировался под влиянием просветительских идей, обозначенных Поленовым в его речи. Были включены произведения русских и европейских авторов, некоторые из которых ранее ставились на сцене Абрамцевского кружка: «Снегурочка» А.Н. Островского, «Два мира» А.Н. Майкова, водевиль «Каморра» С.И. Мамонтова.

Особым успехом пользовались постановки 1916-1917 годов, в которых актерами были дети: это сказка театрального художника и педагога Н.В. Денисова «Подснежник» и спектакль «Анна Бретонская». К последнему Поленов сделал переложение рассказа французской писательницы Эжени Фоа, сочинил музыку, выполнил эскизы костюмов и декорации. «Анна Бретонская» стала одной из первых русских опер для детей. И.Э. Грабарь, посетивший этот спектакль с семьей, горячо благодарил Поленова в письме за доставленное наслаждение: «Ваше дело самое живое и нужное, какое я когда-либо видел. И Вы сумели его сделать и самым прекрасным»[22].

Поленов трудился в Доме театрального просвещения над типовыми декорациями, создав в его мастерской, по разным данным, 30 или 70 таких декораций[23]. Они отличались тем, что подходили к разным спектаклям со схожими местами действия и были доступны для воплощения силами непрофессиональных художников. Часть из этих декораций Поленова опубликована в книге Н.В. Скородумова «Новый метод упрощенных постановок», и среди них помещены переработанные театральные эскизы к постановкам Абрамцевского кружка 1880-1890-х годов. Для распространения поленовских декораций среди деревенских, фабричных и школьных театров по всей России молодые художники изготовляли их копии. Имена большинства из этих копиистов остались неизвестными, а многочисленные эскизы декораций, созданные в Доме театрального просвещения в разные годы существования организации, не исследованы и могли бы стать предметом более подробного изучения в будущем.

Помимо Поленова оригинальные декорации для спектаклей Секции создавали такие профессиональные художники, как А.М. Васнецов - к пьесам «Купец Калашников» по мотивам поэмы М.Ю. Лермонтова, «Бежин луг» по мотивам рассказа И.С. Тургенева (обе - 1910-е) и «Шемякин суд» Н.А. Попова (1914), Ф.А. Лавдовский - к постановке «Сам у себя под стражей» П. Кальдерона (1910-е), К.Н. Сапунов (брат художника-символиста Н.Н. Сапунова) - к спектаклю «Сватовство» (около 1915) и другие. И хотя в данном случае задачей было создание упрощенных декораций, в этих работах проявилась самобытность манеры каждого из мастеров.

В Доме театрального просвещения помимо постановок спектаклей проходили и другие культурные мероприятия. Так, К.Г Паустовский свидетельствовал в письме от 12 февраля 1917 года: «В среду, 15-го, иду в “Дом Поленова" на Медынке. Там лекция о “русском писателе". Читает Бунин, участвуют Шмелев, Серафимович, Ал. Толстой, Телешов, Сумбатов и еще, и еще. Одним словом, вся писательская Москва. Билетов всего триста, вечер “интимный"»[24]. То есть Дом к тому времени был «обжит» и стал своего рода площадкой для встреч деятелей искусства.

Он сохранил свою важную роль в культурной жизни новой страны в первые годы после Октябрьской революции. Секция активно вела издательскую деятельность: не говоря о многочисленных пособиях и брошюрах, в которых ее сотрудники публиковали методические рекомендации по всем направлениям деятельности народных театров, в 1918 году ею издавался журнал «Народный театр», где печатались серьезные исследования по разным вопросам театрального искусства. В первый (и, вероятнее всего, единственный) год существования этого журнала были выпущены четыре номера, и в первом из них вышла заметка Поленова о школьном театре.

В 1920-е годы деятельность Секции приобретала все более идеологизированный характер. Об этом можно судить в том числе по его печатному органу - журналу «Деревенский театр». И в целом в это время активнее проявлялся интерес к народному театру как к важному инструменту пропаганды. Возникло несколько государственных организаций, преследовавших те же цели, что и Секция. В январе 1921 года Секция была национализирована и реорганизована в Дом театрального просвещения имени В.Д. Поленова. При нем существовал Центральный просветительский театр, значимым событием в истории которого стала постановка на его сцене в 1922 году пьесы «Макбет» режиссера В.В. Тихоновича, где художником выступил молодой С.М. Эйзенштейн (совместно с С.И. Юткевичем).

В конце 1925 года Дом был снова переименован, на этот раз - в Центральный Дом искусства в деревне имени В.Д. Поленова. А спустя год после смерти художника, в 1928 году, в здании случился пожар, уничтоживший большую часть театрального имущества и декорации Поленова. В 1930 году вновь последовали реорганизации: Дом был переименован в Центральный Дом самодеятельного искусства в городе и деревне имени Н.К. Крупской (ранее Крупская однажды побывала здесь с визитом). Он стал главной организацией для всех учреждений СССР, занимавшихся художественной самодеятельностью разных направлений. Изменения в его названии и структуре происходили еще не раз на протяжении XX века. Преемник этой организации сейчас - Государственный Российский Дом народного творчества имени В.Д. Поленова (ГРДНТ), сохраняющий свою функцию методического центра художественной самодеятельности по всей стране до сих пор. Но он давно находится по другому адресу, а сильно перестроенный Дом Поленова, как его называют в настоящее время, с 2001 года принадлежит ГЦСИ. Здесь располагаются творческие студии, издательский отдел и выставочный зал площадью 280 кв. м в мансардной части. Остается надеяться, что в скором времени решится вопрос о реконструкции здания.

В.Д. Поленов фактически отошел от дел Секции в 1918 году, после того как окончательно переехал из Москвы в усадьбу «Борок» на берегу Оки. Свою энергию общественного и театрального деятеля он направил на любительские театры в соседнем селе Страхове и в Тарусе. «Он вкладывал весь свой заработок в постройку театрального дома в Москве на Медынке <...>, - вспоминала о Поленове его дочь Екатерина, - но конкретные результаты не соответствовали широте замыслов. Теперь он воодушевлен мыслью создать Народный дом среди леса, в окружении приокской природы, для крестьянской молодежи»[25].

Инициативу Поленова в деле народного театра подхватили его дочери, поставившие вместе с крестьянами из окрестных деревень ряд спектаклей. Безусловно, работая над постановками, Поленов и его дети использовали опыт, накопленный художником в Секции. Можно сказать, что это дело Поленова живо до сих пор: в Музее-заповеднике, где не прервалась семейная традиция постановок, и в ГРДНТ.

Конечно, не стоит приписывать одному Поленову все достижения Секции в области развития народного и детского театра. Он работал бок о бок с настоящими подвижниками и энтузиастами, так же беззаветно увлеченными этим делом, как и он. Но все же настолько широко их деятельность не могла бы развернуться без всесторонней поддержки Василия Дмитриевича, делившегося своим богатым опытом художника сцены, постановщика и архитектора, по проекту которого для Секции был построен «сказочный замок» - Дом театрального просвещения.

Автор выражает благодарность за предоставленные материалы сотрудникам отдела декорационно-изобразительных материалов и отдела фото-негативных документов Государственного центрального театрального музея имени A.А. Бахрушина и сотрудникам Государственного Российского Дома народного творчества имени B.Д. Поленова.

 

  1. Минченков Я.Д. Воспоминания о передвижниках. М., 2016. С. 214.
  2. В.Д. Поленов - М.В. Шемшуриной. [Борок], 26 декабря 1917 // Сахарова Е.В. Василий Дмитриевич Поленов. Елена Дмитриевна Поленова. Хроника семьи художников: Письма, дневники, воспоминания. М., 1964. С. 686. (Далее: Сахарова. 1964)
  3. См. подробнее о Толбузине и Шемшуриных в статье: Каштанова Е.Е., Окулов С.В. Поленов и народный театр: письма В.Д. Поленова к Д.А. Толбузину. 1913-1923 // Русское искусство. 2006. №1. С. 124-133.
  4. Из дневника Поленова «Вооруженное восстание 1905 года», декабрь 1905 // Сахарова. 1964. С. 656.
  5. В.Д. Поленов - К.А. Коровину. [Москва], 6 марта 1913 // Сахарова. 1964. С. 674.
  6. В.Д. Поленов - Ф.И. Шаляпину. [Москва], 16 мая 1913 // Сахарова. 1964. С. 676.
  7. Сахарова. 1964. С. 43.
  8. Комиссия по постройке секционного дома имени академика В.Д. Поленова. М., 1915. С. 22-23.
  9. В литературе можно встретить имя Саввы Ивановича Мамонтова в качестве мецената, но это неверно. Хотя С.И. Мамонтов и присутствовал на закладке этого здания, источники свидетельствуют, что средства на строительство предоставил С.Т. Морозов.
  10. Секция содействия устройству деревенских и фабричных театров - В.Д. Поленову. [Москва], 15 февраля 1915 // Сахарова. 1964. С. 680.
  11. Дом имени Поленова // Искры. 14 июня. 1915.
  12. Очевидно, облик здания на этом проекте был схож с дворцом, изображенным Поленовым в декорации к постановке по пьесе С.И. Мамонтова «Алая роза». Это предположение основано на том, что в фондах Музея-заповедника Поленова находится рисунок к Дому театрального просвещения (инв. 1310-гр).
  13. В.Д. Поленов - Л.В. Кандаурову. Москва, ноябрь 1915 // Грани. №198. 2001. С. 113-114.
  14. Л.В. Кандауров - В.Д. Поленову. Москва, 9 ноября 1915 // Грани. №198. 2001. С. 111-112.
  15. Сахарова. 1964. С. 43.
  16. В.Д. Поленов - Л.В. Кандаурову. Москва, ноябрь 1915 // Грани. № 198. 2001. С. 113-114.
  17. Марков В.Д. Страницы пережитого // У истоков: Сборник статей. М., 1960. С. 351.
  18. Там же. С. 351-352.
  19. Там же. С. 355.
  20. Рахматуллин РЭ. Не стой под скалой // Известия. 25.06.2010 [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://iz.ru/news/363111, свободный (дата обращения 14.04.2019).
  21. Поленов В.Д. О народном театре (черновые записи) // ОР ГТГ. Ф. 54. Ед. хр. 16. Л. 2-2 об.
  22. И.Э. Грабарь - В.Д. Поленову. Москва, 2 февраля 1917 // Сахарова. 1964. С. 684.
  23. Цифра 30 фигурирует во вступительной статье Е.В. Сахаровой к книге: Сахарова. 1964. С. 43, а 70 - в автобиографической справке для биобиблиографического словаря деятелей Тульской губернии. [1918] (РГАЛИ. Ф. 702. Оп. 1. Ед. хр. 67. Л. 8).
  24. К.Г Паустовский - Е.С. Загорской- Паустовской. Москва, 12 февраля 1917 // Паустовский К.Г. Собрание сочинений: В 9 т. М., 1981-1986. Т. 9. С. 52.
  25. Сахарова Е.В. Народный театр и семья В.Д. Поленова. Воспоминания дочери художника // Тарусские страницы: Лит.-худож. иллюстрир. сборник. Калуга, 1961. С. 243.
Иллюстрации
Молебен перед закладкой Дома имени академика В.Д. Поленова. 7 мая 1915
Молебен перед закладкой Дома имени академика В.Д. Поленова*. 7 мая 1915
Фотография. Фрагмент
© Государственный центральный театральный музей имени А.А. Бахрушина (далее: ГЦТМ имени А.А. Бахрушина)

* Дом театрального просвещения имени академика В.Д. Поленова

В.Д. Поленов закладывает первый камень Дома имени академика В.Д. Поленова. 7 мая 1915
В.Д. Поленов закладывает первый камень Дома имени академика В.Д. Поленова. 7 мая 1915
Фотография. Фрагмент
© ГЦТМ имени А.А. Бахрушина
Чертежи В.Д. Поленова к его статье «Первоначальные правила перспективы»
Чертежи В.Д. Поленова к его статье «Первоначальные правила перспективы», опубликованной в книге: Скородумов Н.В. Новый метод упрощенных постановок (устройство сцены и декораций). С приложением статей и эскизов декораций акад. В.Д. Поленова. М., 1914
Княжеский терем «Русалка»
Княжеский терем «Русалка»
Эскиз декорации, опубликованный в книге: Скородумов Н.В. Новый метод упрощенных постановок (устройство сцены и декораций). С приложением статей и эскизов декораций акад. В.Д. Поленова. М., 1914
Ночь. Сад. Фонтан («Борис Годунов» Пушкина)
Ночь. Сад. Фонтан («Борис Годунов» Пушкина)
Эскиз декорации, опубликованный в книге: Скородумов Н.В. Новый метод упрощенных постановок (устройство сцены и декораций). С приложением статей и эскизов декораций акад. В.Д. Поленова. М., 1914
Открытие дома Секции содействия устройству деревенских, фабричных и школьных театров. 7 мая 1915
Открытие дома Секции содействия устройству деревенских, фабричных и школьных театров. 7 мая 1915
Фото: Л.Я. Леонидов
© Музей-заповедник В.Д. Поленова
Молебен перед закладкой Дома имени академика В.Д. Поленова
Молебен перед закладкой Дома имени академика В.Д. Поленова
В центре: С.И. Мамонтов; справа от него через одного человека: О.О. Шишковский; слева от С.И. Мамонтова: В.Д. Поленов, Н.В. Поленова, М.В. Шемшурина, Д.А. Толбузин. 7 мая 1915. Фотография
© ГЦТМ имени А.А. Бахрушина
В.Д. ПОЛЕНОВ. Народный театр. Начало 1910-х
В.Д. ПОЛЕНОВ. Народный театр. Начало 1910-х
Бумага, карандаш. 21,5 × 17,3. Вверху авторская надпись: Народный театр (Секция фабричных и деревенских театров) проект дома на Медынке
© Музей-заповедник В.Д. Поленова
В.Д. ПОЛЕНОВ. Дом театрального просвещения имени академика В.Д. Поленова в Москве. Проект-вариант. 1915
В.Д. ПОЛЕНОВ. Дом театрального просвещения имени академика В.Д. Поленова в Москве. Проект-вариант. 1915
Бумага, карандаш. 17,8 × 19,8. Внизу подпись-монограмма: ВП. Вверху авторская надпись: Особнячекъ для секцiй №2. Внизу: Древне-Бретонскiй стиль (14–15 вѣкъ) 15 г.
© Музей-заповедник В.Д. Поленова
Дом театрального просвещения имени академика В.Д. Поленова. Вид с угла Зоологической улицы. 1916–1928
Дом театрального просвещения имени академика В.Д. Поленова. Вид с угла Зоологической улицы. 1916–1928. Фотография
© ГЦТМ имени А.А. Бахрушина
Дом театрального просвещения имени академика В.Д. Поленова. Вид со стороны пруда Московского зоопарка. 1916–1928
Дом театрального просвещения имени академика В.Д. Поленова. Вид со стороны пруда Московского зоопарка. 1916–1928. Фотография
© ГЦТМ имени А.А. Бахрушина
Дом театрального просвещения имени академика В.Д. Поленова. Вид со стороны Зоологической улицы. 1916–1928
Дом театрального просвещения имени академика В.Д. Поленова. Вид со стороны Зоологической улицы. 1916–1928. Фотография
© ГЦТМ имени А.А. Бахрушина
В.Д. ПОЛЕНОВ. У стен замка. 1916
В.Д. ПОЛЕНОВ. У стен замка. 1916
Эскиз-набросок декорации для постановки пьесы «Анна Бретонская» по повести французской писательницы Эжени Фоа в переводе и литературной обработке В.Д. Поленова. Пьеса впервые была поставлена на сцене Дома театрального просвещения имени академика В.Д. Поленова в Москве (сезон 1916—1917).
Бумага, карандаш. 13 × 17,2. Публикуется впервые
© Музей-заповедник В.Д. Поленова
Обложка журнала «Народный театр» (1918. №1. Март)
Обложка журнала «Народный театр» (1918. №1. Март)
В центре – воспроизведение рисунка В.Д. Поленова с изображением Дома имени академика В.Д. Поленова
Обед в Доме имени академика В.Д. Поленова по случаю его открытия
Обед в Доме имени академика В.Д. Поленова по случаю его открытия
В.Д. Поленов – четвертый справа в третьем ряду. 29 декабря 1915. Фото: Л.Я. Леонидов
© ГЦТМ имени А.А. Бахрушина
В Доме имени академика В.Д. Поленова на его открытии
В Доме имени академика В.Д. Поленова на его открытии
В.Д. Поленов – третий во втором ряду, седьмой во втором ряду – С.И. Мамонтов. 29 декабря 1915. Фото: Л.Я. Леонидов
© Музей-заповедник В.Д. Поленова
В Доме имени академика В.Д. Поленова на его открытии
В Доме имени академика В.Д. Поленова на его открытии
В центре в первом ряду: сидит С.И. Мамонтов, справа от него – В.Д. Поленов 29 декабря 1915. Фото: Л.Я. Леонидов
© Музей-заповедник В.Д. Поленова
Президиум съезда деятелей народного театра
Президиум съезда деятелей народного театра
В центре – А.А. Яблочкина; справа от нее – В.Д. Поленов. 1916. Фотография
© Музей-заповедник В.Д. Поленова
Выставка эскизов декораций и костюмов
Выставка эскизов декораций и костюмов, устроенная членом Секции Н.А. Поповым при «Режиссерской Студии» в здании, снятом для школы в Ржевском переулке, дом 2
На первом плане эскизы А.А. Арапова к пантомиме «Покрывало Пьеретты». Справа налево: Ф.А. Лавдовский, неустановленное лицо, В.Д. Поленов, Д.А. Толбузин, Щепляев (Сергеев), М.Ф. Ларионов, П.П. Лучинин, Н.А. Попов, Н.С. Орешков, неустановленное лицо, Н.Е. Велдеман, С.В. Стренковский, В.Н. Сорохтин, неустановленное лицо, Л.А. Арефьева, неустановленное лицо. 1914–1915. Фото: Л.Я. Леонидов
© ГЦТМ имени А.А. Бахрушина
Стенд Театральной выставки в Доме имени академика В.Д. Поленова с эскизами декораций и костюмов В.Д. Поленова. 1915–1916
Стенд Театральной выставки в Доме имени академика В.Д. Поленова с эскизами декораций и костюмов В.Д. Поленова. 1915–1916. Фото: Л.Я. Леонидов
© ГЦТМ имени А.А. Бахрушина
В одном из залов Театральной выставки в Доме имени академика В.Д. Поленова
В одном из залов Театральной выставки в Доме имени академика В.Д. Поленова
В центре – модель Народного дома, около нее стоит архитектор О.О. Шишковский с фотографией Дома имени академика В.Д. Поленова в руке. 1915–1916. Фото: Л.Я. Леонидов
© ГЦТМ имени А.А. Бахрушина
В.Д. ПОЛЕНОВ. Комната с двумя колоннами в помещичьем доме. 1910-е
В.Д. ПОЛЕНОВ. Комната с двумя колоннами в помещичьем доме. 1910-е
Эскиз типовой декорации для театральных постановок Секции содействия устройству деревенских, фабричных и школьных театров при Обществе народных университетов в Москве. Бумага, акварель, карандаш. 13,5 × 22,3. Слегка намечены линии перспективного построения
© Музей-заповедник В.Д. Поленова
В.Д. ПОЛЕНОВ. Комната с двумя колоннами в помещичьем доме. 1910-е
В.Д. ПОЛЕНОВ. Комната с двумя колоннами в помещичьем доме. 1910-е
Эскиз типовой декорации для театральных постановок Секции содействия устройству деревенских, фабричных и школьных театров при Обществе народных университетов в Москве. Бумага, акварель, карандаш. 13,5 × 22,3. Слегка намечены линии перспективного построения
© Музей-заповедник В.Д. Поленова
В.Д. ПОЛЕНОВ. Провинциальный город (Таруса)
В.Д. ПОЛЕНОВ. Провинциальный город (Таруса)
Эскиз типовой декорации для театральных постановок Секции содействия устройству деревенских, фабричных и школьных театров при Обществе народных университетов в Москве. 1910-е
Бумага, акварель. 11,5 × 17,5
© Музей-заповедник В.Д. Поленова
Дом театрального просвещения имени академика В.Д. Поленова. Зоологическая улица, дом 13, строение 1. 2009
Дом театрального просвещения имени академика В.Д. Поленова. Зоологическая улица, дом 13, строение 1. 2009. Фотография

Вернуться назад

Теги:

Скачать приложение
«Журнал Третьяковская галерея»

Загрузить приложение журнала «Третьяковская галерея» в App StoreЗагрузить приложение журнала «Третьяковская галерея» в Google play