Союз двух союзов
Союз художников России и Российская академия художеств являются движущей силой духовного и эстетического развития нашего общества и воспитания подрастающих поколений. Союз художников сформирован по «географическому» принципу: живописцы, скульпторы, графики, проживающие и работающие в одной местности, объединены в отдельные организации, входящие в состав Союза. Это не мешает им устраивать совместные выставки и путешествовать в поисках новых художественных впечатлений.
В консолидации творческой, просветительской и выставочной работы Союза художников ведущая роль принадлежит его старейшим и наиболее авторитетным по составу и по профессиональному уровню организациям - Московской и Петербургской (ранее Ленинградской), отчетливо различающимся художественными канонами и принципами. Это, несомненно, создает многообразие и богатство национальной школы живописи.
Система высшего художественного образования в России исторически сложилась так, что именно в Москве и Санкт-Петербурге функционируют лидеры в живописи, графике, скульптуре - Московский государственный академический художественный институт имени В.И. Сурикова и Санкт-Петербургский государственный академический институт живописи, скульптуры и архитектуры имени И.Е. Репина - и в декоративно-прикладном искусстве - Московская государственная художественно-промышленная академия имени графа С.Г Строганова и Санкт-Петербургский высший художественно-промышленный институт имени барона А.Л. Штиглица. В обеих столицах находятся также другие учреждения (мастерские, факультеты институтов, артели...), предлагающие художественное образование высокого класса. В их стенах обучались многие ныне признанные мастера современного российского искусства.
Эскиз статуи для Центрального парка культуры и отдыха имени Горького Бронза. Высота – 171. ГТГ
Именно в Москве и Санкт-Петербурге формировалось творческое мышление как столичных мастеров, так и художников, приезжавших из российской глубинки или из стран ближнего и дальнего зарубежья, здесь происходила огранка их таланта. Многие из них стали основоположниками национальных художественных школ, способствовали возрождению и развитию национальных традиций. Благодаря российским преподавателям повышался профессионализм многих зарубежных художников, в том числе китайских, получивших ныне широкую известность.
Различия между московской и петербургской художественными школами обычно связаны с определенными стилистическими особенностями и методами работы наиболее заметных представителей этих школ, что выливается в итоге в специфическую образность, несходные эмоциональные доминанты и разнокачественную пластичность изображения или предмета. Как уже отмечалось, определенная соревновательность заранее предполагает взаимодействие и взаимообогащение, что делает российское искусство многограннее и ярче. Естественно, ни на самых престижных национальных и зарубежных выставках и конкурсах, ни на менее пафосных экспозициях никто никогда не противопоставляет и не делит российских художников ни на московских или питерских, ни на столичных или провинциальных, ведь именно все вместе они представляют многоликое и вместе с тем целостное искусство России.
В данной статье говорится об исторических корнях и о современных мастерах художественной культуры Москвы и Петербурга; по понятным причинам формат издания исключает возможность обозначить всех достойных представителей упомянутых художественных школ и тем более репродуцировать их наиболее характерные произведения.
Прежде всего вспомним тех, кто стоял у истоков рождения Московского и Ленинградского Союзов художников. Эти профессиональные сообщества вскоре после их создания стали прообразами уникальной модели общественных творческих организаций и недавно отметили 85-летний юбилей. В довоенный период (1930-е годы) в Москве работали Игорь Грабарь и Константин Юон, Сергей Герасимов, Михаил Нестеров и Павел Корин, Илья Машков и Петр Кончаловский, Александр Дейнека и Юрий Пименов, Вера Мухина и Матвей Манизер, Аркадий Пластов и Александр Осьмеркин, Владимир Фаворский и Алексей Кравченко, Роберт Фальк и Александр Шевченко, Николай Андреев и Алексей Бабичев, Сарра Лебедева и Иван Шадр, Андрей Гончаров и Павел Кузнецов, Давид Штеренберг и Александр Древин, Константин Истомин и Игнатий Нивинский, Сергей Меркуров, Дмитрий Митрохин и Аристарх Лентулов, Вадим Рындин и Федор Федоровский, Евгений Кибрик и Андрей Матвеев, Дмитрий Моор и Михаил Черемных, Николай Кузьмин и Татьяна Маврина, Александр Тышлер и Екатерина Зернова, Александр Лабас... Они стали ядром Московского отделения Союза художников.
В те же годы в Ленинграде объединились в творческий союз (Ленинградское отделение Союза художников) такие непохожие мастера, как Кузьма Петров-Водкин и Павел Филонов, Натан Альтман и Владимир Лебедев, Анна Остроумова-Лебедева и Евгений Лансере, Николай Тырса, Валентин Курдов и Евгений Чарушин, Илья Чашник и Николай Суетин, Николай Дормидонтов и Александр Самохвалов, Леонид Шервуд и Исаак Бродский, Иван Билибин и Владимир Конашевич, Аркадий Рылов и Алексей Пахомов, Елена Данько и Борис Пророков...
Названные мастера создали запоминающуюся разнообразием тематики и сюжетов, многогранной содержательностью изобразительную летопись предвоенной и военной поры, ставшую эпохой драматических и окрыляющих событий, страданий и мужества, невосполнимых потерь и неожиданных обретений, героических свершений и побед. Ими были воздвигнуты монументальные ансамбли и памятники, украшены мозаиками и росписями станции метро, дворцы культуры, общественные сооружения и государственные здания, написаны десятки картин, ныне ставших достоянием истории и классикой многонационального отечественного изобразительного искусства, звучащих как чуткие камертоны своего времени.
Их произведения стали и мифотворчеством времени, и обнажением суровой правды жизни. Яркие индивидуальности, они не растворились в выпавшей на их долю жестокой эпохе, а стали достойным примером творческого подвижничества и веры в духовную миссию искусства. Они не растрачивали свой талант и не приспосабливались к вечно меняющимся, хотя по сути своей неизменным обстоятельствам, а созидали согласно «законам, самими над собою поставленным».
Достойными преемниками перечисленных основоположников Московского и Ленинградского Союзов художников выступили москвичи Виктор Попков, Павел Никонов, Николай Андронов, Гелий Коржев, Эдуард Браговский, Андрей Васнецов, братья Александр и Петр Смолины, Виктор Эльконин, Петр Оссовский, Игорь Обросов, Владимир Стожаров, Игорь Пчельников, Элеонора Жаренова, Борис Неменский, Май Митурич, Борис Тальберг, Дмитрий Жилинский, Николай Ромадин, Ефрем Зверьков, Георгий Нисский, Дмитрий Мочальский, Валентин Сидоров, Павел Бондаренко, Василий Нечитайло, Семен Чуйков, Юрий Королев, Клавдия Тутеволь, Петр Суздальцев, Иван Сорокин, Олег Филатчев, Игорь Попов, Анатолий Слепышев, Евгений Струлев, Андрей Суровцев, Владимир Переяславец, Константин Рождественский, Юрий Кугач, Степан Дудник, Константин Максимов, Николай Томский, Екатерина Белашова, Иулиан Рукавишников, Владимир и Виктор Цигали, Юрий Орехов, Олег Комов, Владимир Орловский, Владимир Вахрамеев, Виктор Думанян, Юрий Чернов, Вячеслав Клыков, Лев Кербель, Евгений Вучетич, Олег Кирюхин, Леонид Берлин, Андрей Марц, Аделаида Пологова, Даниэль Митлянский, Владимир Щербаков, Владимир Телин, Вячеслав Забелин, Николай Пономарев, Кукрыниксы, Борис Ефимов, Дементий Шмаринов, Георгий и Орест Верейские, Гурий Захаров, Илларион Голицын, Иван Бруни, Виталий Горяев, Евгений Кибрик, Анатолий Никич, Дмитрий Бисти, Иван Калита, Андрей Тутунов, Оскар Качаров, Макс Бирнштейн, Борис Успенский, Олег Савостюк, Мирон Лукьянов, Евгений Каждан, Ефим Цвик, Юрий Иванов, Михаил Курилко-Рюмин, Симон Вирсаладзе, Валерий Левенталь, Борис Мессерер, Александр Васильев, Татьяна Сельвинская, Рафаил и Виктор Вольские, Герман Черемушкин...
Конечно, каждый из упомянутых художников заслуживает отдельного разговора, а их произведения - серьезного профессионального анализа, поскольку все они укрепляли фундамент отечественного искусства, развивали и продолжали лучшие традиции русской художественной культуры. С полным основанием те же самые слова можно повторить в адрес ленинградцев-петербуржцев, которые очевидным образом обогатили образную палитру российского искусства.
Ни в чем не уступая москвичам, ленинградцы внесли в многоцветную художественную палитру российского искусства живые импульсы и дух здоровой творческой соревновательности. Назовем наиболее значимые имена питерских мастеров - это Евсей Моисеенко, Андрей Мыльников, Вячеслав Загонек, Андрей Яковлев, Борис Угаров, Иосиф Серебряный, Анатолий Левитин, Тимофей Ксенофонтов, Ярослав Крестовский, Виталий Тюленев, Владимир Рейхет, Гарри Френц, Петр Фомин, Юрий Смольников, Юрий Межиров, Сергей Чепик, Сергей Репин, Владимир Петров-Маслаков, Юрий Калюта, Александр Столбов, Владимир Песиков, Владимир Прошкин, Михаил Девятов, Алексей Талащук, Василий Стамов, Михаил Аникушин, Борис Свинин, Юрий Лоховинин, Валентина Рыбалко, Владимир Горевой, Альберт Чаркин, Владимир Трояновский, Андрей Хаустов, Владимир Ветрогонский, Виктор Вильнер, Валентин Траугот, Андрей Пахомов, Софья Юнович, Эдуард Кочергин...
Длинные перечни художников приведены не для оценки количественных соотношений между представителями двух упомянутых творческих союзов, а для того, чтобы зафиксировать высокий, а местами высочайший уровень профессиональной культуры, достигнутый адептами питерской или московской школ. Невозможно ни поставить знак равенства между ними, ни представить какие-либо указатели степени превосходства одной школы над другой. Талант - редкий дар, он уникален в своей неповторимости и вневременности, в нем - проявление жизнеспособности искусства, которую демонстрируют произведения классиков отечественной художественной культуры, продолжающих и развивающих великие традиции.
Московская и Ленинградская организации художников России, несмотря на все перипетии исторических судеб, диктат идеологических и экономических доктрин и радикальные социально-политические изменения, не утратили творческой активности, отстаивая подлинные духовные ценности и пользуясь лишь одной привилегией - служить искусству.
Кратковременная хрущевская оттепель и затяжной период застоя, ставшие очередными испытаниями, конечно, отразились на внешней стороне деятельности Союзов художников, однако не изменили главного - стремления к свободе творческого самовыражения, преемственности поколений и традиций. Это становится совершенно очевидно, когда смотришь на работы как авторитетных и опытных, так и мастеров шестидесятых - восьмидесятых годов ХХ века, тех, кто создавал произведения, свидетельствующие о времени и одновременно об уровне профессиональной культуры. Московский и Ленинградский Союзы оставались оплотом, точнее форпостом, изобразительного искусства страны, отстаивая интересы художников, создавая необходимые условия для творчества.
Нельзя не воздать должное всем тем, кто, невзирая на ужесточение экономических условий, внес свою лепту в сохранение организационной целостности, принципов самоуправления, выборности правлений творческих союзов, их материальной базы.
С конца послевоенных сороковых годов до сегодняшнего времени прошло более полувека; вместе со всей страной изобразительное искусство переживало подъемы и спады, радости и разочарования, чутко реагировало на социально-политические проблемы, на перестройку общественного сознания. С этим сложным периодом, как и ранее, связано появление масштабных по художественной и исторической значимости работ, сюжетно-тематических картин, скульптурных и графических образов, отмеченных глубиной и духовностью мировосприятия. Они были созвучны нравственным идеалам и творческим поискам всех мастеров культуры, в том числе представителей смежных творческих профессий, прозаиков и поэтов, драматургов и кинематографистов, композиторов и музыкальных исполнителей. Неудивительно, ведь все эти люди связаны общей судьбой, прошлым и настоящим Родины.
Когда неспешно, а когда ускоренно идет сложный и неоднозначный процесс трансформации искусства: так, от утопического соцреализма был совершен переход к суровому стилю, на смену открытому диалогу со зрителем приходит метафорическая форма самовыражения. За последние полвека появились новые знаковые произведения во всех видах и жанрах литературы и искусства, заявили о себе молодые лидеры духовного преображения, ясно обозначились актуальные художественные тенденции, произошло внутреннее раскрепощение, появилась неодолимая воля к свободе самовыражения и самосовершенствования. При этом не распались ни связь времен, ни преемственность поколений и традиций - напротив, соответствующие творческие понятия и принципы вернули себе исконные, а не искусственно культивировавшиеся в течение долгого времени опосредованные формы взаимодействия, которые эволюционировали вне всякой зависимости от политической погоды и соответствующей выгоды. После относительного безвременья, растерянности девяностых годов, когда были размыты идеологические, духовные и эстетические ориентиры, когда общество подверглось неуправляемой разрушительной стихии радикального перехода от одной исторической формации к другой, еще неосознанной и непредсказуемой, российская культура не только выстояла, но и шагнула вперед навстречу будущему, шагнула с уверенностью и оптимизмом, объективно пересмотрев устоявшиеся каноны и обветшавшие, изжившие себя правила и стереотипы. Реформирование всей художественной системы происходило не сверху, а изнутри; в этом одна из характерных особенностей творческого менталитета лучших мастеров российского искусства - их в высшей степени отличает жизнеспособность подлинного таланта, способного не приспосабливаться, а преодолевать. Они с легкостью от чего-то отказываются, что-то подвергают сомнению, ревизии и переоценке, при этом не изменяя ни собственным принципам, ни творческому вдохновению.
Сама жизнь диктует новые идеи, новые формы и, стало быть, появление новых имен. Российскому искусству не чужды веяния и открытия зарубежной художественной культуры. В итоге на российской артсцене появляются одаренные фотореалисты, минималисты и авторы видеоарта, мастера перформанса, кинетических объектов и инсталляции, однако в основе их творчества, как и во времена появления прославленного русского авангарда, была и остается фундаментальная профессиональная подготовка - это реалистическая школа, базирующаяся на классических академических традициях национального и мирового изобразительного искусства.
Сегодня члены Московской и Санкт-Петербургской организаций художников с честью продолжают созидательную работу, приняв эстафету своих предшественников. С гордостью за современное российское искусство могут быть названы имена ярких представителей московской и питерской школ, обладающих виртуозным мастерством, неповторимыми творческими индивидуальностями, собственным почерком и стилем. Среди них такие уникальные личности, как Виктор Иванов, братья Сергей и Алексей Ткачевы, Таир Салахов, Зураб Церетели, Александр Бурганов, Николай Никогосян, Дмитрий Жилинский, Андрей Горский, Алексей Шмаринов, Анатолий Левитин, Григорий Ястребенецкий, Анатолий Бичуков, Владимир Песиков, Альберт Чаркин, Эдуард Кочергин, Валерий Левенталь, Вадим Кулаков, Иван Лубенников, Анатолий Комелин, Владимир Соскиев, Геннадий Праворотов, Михаил Смирнов, Леонид Баранов, Виктор Корнеев, Леонид Берлин, Михаил Дронов, Дмитрий Тугаринов, Александр Белашов, Олег Яновский, Николай Воронков, Михаил Аввакумов, Анатолий Бородин, Борис и Сергей Алимовы, Василий Дранишников, Игорь Макаревич, Андрей Костин, Сергей Харламов, Валерий Траугот, Франциско Инфанте, Александр Пономарев...
Вполне намеренно в этом своде (хотя и отнюдь не полном) замечательных имен отсутствует деление по принадлежности к московскому или питерскому Союзу, поскольку все они являются носителями идеалов своего времени, так что отношение к ним должно быть равно уважительным и честным. Плечом к плечу с перечисленными мастерами старшего поколения работает замечательная плеяда, перенявшая опыт своих учителей и активно и мощно заявившая о себе. Это живописцы Олег Вуколов, Евгений Расторгуев, Анатолий Мосейчук, Эрик Булатов, Наталья Нестерова, Татьяна Назаренко, Иван Лубенников, Евгений Максимов, Виктор Глухов, Василий Бубнов, Анатолий Слепышев, Виктор Калинин, Владимир Лукка, Анатолий Любавин, Сергей Присекин, Василий Нестеренко, Сергей Оссовский, Гариф Басыров, Олег Ардимасов, Раиса Лебедева, Ольга Булгакова, Александр Ситников, Николай Колупаев, Ирина Глухова, Николай Боровской, Сергей Шерстюк, Сергей Гета, Ольга Гречина, Дмитрий Белюкин, Николай Желтушко, Сергей Гавриляченко, Сергей Смирнов, Виктор Русанов, Игорь Орлов, Вячеслав Стекольщиков, Млада Финогенова, Ирина Большакова, Екатерина Чернышова, Вячеслав Михайлов, Николай Благоволин, Николай Пластов, Александр Быстров, Алексей Суховецкий, Олег Лошаков, Александр Петров, Ксения Нечитайло, Константин Худяков, Владимир Брайнин, Андрей Волков, Юрий Орлов, Владимир Любаров, Дмитрий Иконников, Дмитрий Пригов, Николай Зайцев, Евгений Ромашко, Константин Петров, Валерий Полотнов, Владимир Прошкин, Геннадий Пасько, Лариса Кириллова, Алексей Талащук, Александр Столбов, Сергей Чепик, Владимир Суровцев, Владимир Петров-Маслаков, Сергей Репин, Завен Аршакуни, Андрей Скляренко...
Наряду с ними должны быть отмечены скульпторы Александр Рукавишников, Георгий Франгулян, Валерий Евдокимов, Михаил Переяславец, Андрей Ковальчук, Владимир Горевой, Иван Казанский, Юрий Лоховинин, Андрей Хаустов, Салават Щербаков, Андрей Балашов, Дмитрий Тугаринов, Вадим Трояновский, Александр Цигаль, Геннадий Красношлыков, Владимир Кошелев. Среди графиков - Геннадий Ефимочкин, Вячеслав Желваков, Вячеслав Кубарев, Валерий Гошко, Дмитрий Санджиев, Евгений Мациевский, Александр Суворов, Сергей Миклашевич, Анатолий Якушин, Олег Яхнин, Андрей Пахомов, Андрей Харшак, Николай Устинов, Александр Ястребенецкий, Ольга Рудакова, Александр Теслик, Сергей Смирнов, Дмитрий Надежин, Андрей Бабыкин, Клим Ли, Сергей Андрияка, Анатолий Смирнов, Латиф Казбеков, Борис Васильев, Петр и Павел Татаринцевы, Анатолий Геннадиев...
Своими произведениями они обогатили образное содержание многонациональной отечественной живописи, скульптуры, графики, декоративно-прикладного искусства и дизайна, расширили горизонты творчества, представления о традициях и новаторстве, о возможностях подлинного реализма. Московский и Петербургский Союзы художников были и остаются лидерами современной художественной культуры России, носителями высоких духовных, гуманистических идеалов и патриотизма. Талант и труд, вдохновение и мастерство, верность своему призванию и чувство сопричастности к жизни Родины, к прошлому, настоящему и будущему своего народа определяют непреходящую актуальность, востребованность творчества художников двух столиц великой и неделимой России.
Большой вклад в эстетизацию окружающей среды принадлежит мастерам декоративно-прикладного искусства и дизайна. Среди них называем Анну Лепорскую, Константина Рождественского, Антонину Ладур, Валерия Малолеткова, Лилию Левшунову, Любовь Савельеву, Маргариту Воскресенскую, Инну Олевскую, Алексея Воробьевского, Дмитрия и Людмилу Шушкановых, Наталью Жовтис, Антонину Степанову, Сурена Мальяна, Евгения Роземблюма, Ольгу Победову...
Значительную лепту в летопись художественной жизни страны, в искусствоведческую науку и профессиональное образование внесли блестящие теоретики и критики: Николай Пунин, Алексей Сидоров, Владимир Алпатов, Юрий Колпинский, Дмитрий Сарабьянов, Глеб Поспелов, Юрий Стернин, Виктор Ванслов, Владимир Леняшин, Дмитрий Швидковский, Владислав Зименко, Никита Воронов, Елена Мурина, Вадим Полевой, Владимир и Андрей Толстые, Александр Каменский, Владимир Костин, Василий Пушкарев, Виталий Манин, Юрий Молок, Лидия Акимова, Людмила Белогорлова, Элла Ганкина, Александр Морозов, Галина Конечна, Олег Буткевич, Юрий Нехорошев, Леонид и Елена Зингер, Михаил Герман, Эраст Кузнецов, Ольга Ройтенберг, Мюда Яблонская, Нина Дмитриева, Иван Купцов, Юрий Герчук, Александр Якимович, Михаил Киселев, Игорь Светлов, Валерий Турчин, Владимир Гусев, Владимир Гуляев, Владимир Сысоев, Татьяна Ильина, Михаил Лазарев, Александр Боровский, Вильям Мейланд, Михаил Соколов, Александр Сидоров, Ирина Карасик, Людмила Марц, Мария Бурганова, Ольга Свиблова, Виталий Пацюков, Татьяна Юрьева, Сергей Орлов и целый ряд талантливых авторов книг и статей о современной российской художественной культуре.
Мастера изобразительного искусства Москвы и Санкт-Петербурга вобрали в себя огромный исторический опыт предыдущих поколений художников, начиная с таких объединений, как Товарищество передвижных художественных выставок, «Союз русских художников», «Мир искусства», «Голубая роза», «Бубновый валет», «Маковец», «Ослиный хвост», Группа 13, «Союз молодежи», «Четыре искусства», «КРУГ», ОСТ и АХРР, и продолжили начатое еще во второй половине XIX столетия дело консолидации лучших представителей российской культуры, ярких и самобытных талантов, призванных духовно просвещать, нравственно и эстетически преображать общественное сознание, поддерживать одаренную молодежь, предвосхищать будущее.
85 лет в исторической перспективе - период незначительный, однако роль отдельного отрезка времени определяется тем, в какой мере эта историческая дистанция запомнится не только участникам и свидетелям процесса, но и потомкам. На наш взгляд, освещенное юбилеем творческое наследие, профессиональный опыт, достижения и открытия мастеров изобразительного искусства Москвы и Петербурга - живописцев и скульпторов, графиков и сценографов, прикладников и искусствоведов - трудно переоценить, их вклад в отечественную культуру неизмеримо велик и в то же время бесконечно важен в контексте мирового художественного процесса.
Холст, масло. 56 × 45. ГТГ
Холст, масло. 163 × 143. ГТГ
Бронза. ГТГ
Xолст, масло. 86,5 × 69,5. Волгоградский музей изобразительных искусств имени И.И. Машкова
Холст, масло. 205 × 130. ГРМ
Оргалит, темпера
Холст, масло. 75 × 50. Собственность автора
Цветная линогравюра
Автолитография
Иллюстрация к роману Л.Н. Толстого «Война и мир». Бумага, черная акварель, уголь. 35 × 28,5. ГТГ
Иллюстрация к трагедии А.С. Пушкина «Каменный гость». Ксилография. 15,4 × 15,3
Холст, масло
Холст, масло. 99,5 × 130. Московский музей современного искусства
Холст, масло. 169 × 234. Собственность автора
Холст, масло. 89,5 × 70
Бронза. Фото: Станислав Тихомиров, ТАСС
Из цикла «Годы боевые». Холст, масло. 200 × 150. ГРМ
Холст, масло. 84 × 120. ГТГ
Холст, масло. 100 × 100
Холст, масло
Дерево, темпера. 120 × 110. Новосибирский государственный художественный музей
Инсталляция
Холст, масло. 116 × 100
Холст, масло. 200 × 250. Московский музей современного искусства
Бумага, акварель. 25 × 25
Холст, масло. 90 × 100
Холст, масло. 90 × 75
Камень. Высота – 35
Бронза. 80 × 60 × 50. Частное собрание, Париж
Гипс
Холст, масло. 150 × 180. Музей искусства авангарда, Москва
Холст, масло. 180 × 300. Музей «Арбат-Престиж», Москва
Холст, масло. 145 × 160
Холст, масло. 125 × 95
Холст, масло. 150 × 130
Холст, масло. 100 × 100
32 × 64. Автолитография
Линогравюра. 69 × 66
Холст, масло, акрил. 300 × 200
Холст, масло. 120 × 70
Холст, масло. 210 × 150
Холст, темпера. 120 × 80
Холст, масло. 130 × 155
Xолст, масло. 150 × 110
Бумага, авторская техника. 120 × 80