Белое золото. КЛАССИКА И СОВРЕМЕННОСТЬ КИТАЙСКОГО ФАРФОРА

Материал подготовлен отделом по связям с общественностью ГТГ

Номер журнала: 
#3 2017 (56)

Одним из первых и ключевых событий в рамках Года Китая в России было открытие 27 марта 2007 года в Третьяковской галерее выставки «Белое золото. Классика и современность китайского фарфора», организованной совместно с Государственным музейно-выставочным центром «РОСИЗО».

Фарфор и связанные с ним традиции и ритуалы внесли огромный вклад в развитие мировой цивилизации, стали ярким воплощением достижений китайской культуры. Экспозиция представляла эволюцию искусства фарфора в Цзиндэчжэне - главном центре его производства в Китае.

Изделия из фарфора не только соединяют сугубо практическое применение с декоративными функциями, но и несут в себе след богатейшей культурной традиции, воплощенной в искусстве каллиграфии, поэзии, чайной церемонии, украшении дома и в религиозных обычаях и ритуалах.

История фарфора насчитывает тысячелетия. В первые века мастерские по его производству появились в одном из городов провинции Цзянси в восточной части Китая. В эпоху династии Сун на изделиях было принято писать: «Изготовлено в годы царствования императора Цзин-дэ». Это определило название города Цзиндэчжэнь, расположенного рядом с разработками каолиновых глин на горе Гуйлинь. Число печей здесь росло с каждым годом и во время расцвета производства фарфора, в эпоху династии Тан (более 1200 лет назад), достигало нескольких сотен. Форма изделий и роспись отличались невероятным разнообразием. Здесь были изобретены разные виды фарфора - кобальтовый, полихромный, прорезной, покрытый красной или голубой глазурью. Фарфор обжигался при очень высоких температурах (до 1400°С).

Путем совершенствования технологии и подбора исходных компонентов местным мастерам удалось создать изделия, отличающиеся исключительной белизной и тонкостью черепка. Работы мастеров Цзиндэчжэня были «ослепительны, как снег, тонки, каклистбумаги, прочны, какметалл». Такой фарфор по ценности соперничал с золотом и нефритом. В домах знати в Европе, Азии и Африке коллекционирование изящного цзиндэчжэньского фарфора считалось показателем роскоши. Недаром европейцы в XVI-XVII веках называли китайский фарфор «белым золотом». Столетиями фарфор Цзиндэчжэня вывозили в разные страны по Великому Шелковому пути и по морскому «фарфоровому пути». Он превратился в важный объект торговли и культурного обмена.

Россия являлась одним из важнейших торговых направлений для Китая. Изделия из цзиндэчжэньского фарфора запечатлены на многих полотнах русских художников XVIII-XIX веков. На протяжении столетий Цзиндэчжэнь по праву считался столицей фарфора, являясь самым крупным в мире центром по его производству.

Мастера фарфора второй половины XX века не только бережно сохраняли в своем творчестве каноны, передававшиеся из поколения в поколение, но и постоянно учились различным приемам у мастеров современного искусства керамики, усваивали опыт китайской традиционной живописи гохуа, акварели, скульптуры и других видов искусства. Благодаря этому многовековое искусство предстало в обновленном виде.

Главные темы выставки - «Традиционная культура фарфора в Китае» и «Новый облик китайского фарфора». В ее состав было включено около 120 предметов, половина из них - старинные изделия (начиная с XI века), другая часть - уникальные произведения, созданные современными авторами. Экспозиция наглядно демонстрировала стиле вую эволюцию, жанровое и типологическое многообразие изделий из фарфора. Здесь также были представлены редкие образцы костяного фарфора. Многие работы с большим успехом экспонировались в Токио и в Париже в 2004 году.

Экспонаты поступили из Музея провинции Цзянси и Музея керамики и фарфора города Цзиндэчжэнь - важнейших центров коллекционирования и исследования цзиндэчжэньского фарфора.

Спонсор выставки - ОАО «Газпром».

 

С этой статьей также смотрят:

Журнал Третьяковская галереяШанхайский музей
Шанхайский музей. БЕСКОРЫСТНОЕ СЛУЖЕНИЕ ОБЩЕСТВУ

Журнал Третьяковская галереяМарина Вейзи
Веджвуд: союз науки и искусства

 
Иллюстрации
Ваза с изображением пионов и лотосов. Эпоха Цин, период Юань, XIV век
Ваза с изображением пионов и лотосов. Эпоха Цин, период Юань, XIV век
Фарфор, подглазурная роспись кобальтом. Музей керамики и фарфора, Цзиндэчжэнь
Настенное украшение в форме тыквы-горлянки с орнаменmом на желтом фоне и с изображением иероглифов «удача» в резервах
Настенное украшение в форме тыквы-горлянки с орнаменmом на желтом фоне и с изображением иероглифов «удача» в резервах
Современная работа. Фарфор, полихромная роспись в гамме «розовое семейство». Музей керамики и фарфора, Цзиндэчжэнь
Фигура мужчины, ведущего лошадь. Эпоха Сун. XI век
Фигура мужчины, ведущего лошадь. Эпоха Сун. XI век
Фарфор, светлая голубовато-зеленая глазурь. Музей провинции Цзянси
Подставка для аромаmических палочек. Эпоха Цин. XIX век
Подставка для аромаmических палочек. Эпоха Цин. XIX век
Фарфор, полихромная роспись в гамме «розовое семейство». Музей провинции Цзянси
Блюдо с изображением драконов и фениксов. Эпоха династии Цин. XVIII век
Блюдо с изображением драконов и фениксов. Эпоха династии Цин. XVIII век
Фарфор, полихромная роспись. Музей провинции Цзянси
Сосуд в форме классической курильницы
Сосуд в форме классической курильницы
Современный фарфор. Фабрика классического фарфора, Цзиндэчжэнь. Фарфор, полихромная роспись. Музей провинции Цзянси
Ваза с изображением цветов белой сливы на красном фоне
Ваза с изображением цветов белой сливы на красном фоне
Современная работа. Автор – Фань Миньци. Фарфор, полихромная роспись в гамме «розовое семейство». Музей провинции Цзянси

Вернуться назад

Теги:

Скачать приложение
«Журнал Третьяковская галерея»

Загрузить приложение журнала «Третьяковская галерея» в App StoreЗагрузить приложение журнала «Третьяковская галерея» в Google play