Дама в маске. Гурли Теляковская и Александр Головин
В 1898 ГОДУ ПРОИЗОШЛО ЗНАКОМСТВО АЛЕКСАНДРА ЯКОВЛЕВИЧА ГОЛОВИНА С ВЛАДИМИРОМ АРКАДЬЕВИЧЕМ ТЕЛЯКОВСКИМ, ВОЗГЛАВИВШИМ В ТОТ ГОД МОСКОВСКУЮ КОНТОРУ ДИРЕКЦИИ ИМПЕРАТОРСКИХ ТЕАТРОВ. ОН ПРЕДЛОЖИЛ ГОЛОВИНУ МЕСТО ДЕКОРАТОРА МОСКОВСКОГО БОЛЬШОГО ТЕАТРА, А ПОЗДНЕЕ, В 1900 ГОДУ, - ГЛАВНОГО КОНСУЛЬТАНТА ИМПЕРАТОРСКОГО МАРИИНСКОГО ТЕАТРА. С ЭТОГО ВРЕМЕНИ НА ХУДОЖНИКА ЛОЖИТСЯ ОГРОМНАЯ РАБОТА ПО ОФОРМЛЕНИЮ КАК МУЗЫКАЛЬНЫХ, ТАК И ДРАМАТИЧЕСКИХ СПЕКТАКЛЕЙ В МОСКВЕ. ОДНОВРЕМЕННО ФОРМИРУЮТСЯ И ЕГО ВЗГЛЯДЫ НА РОЛЬ ХУДОЖНИКА В ТЕАТРЕ.
Головин считал, что творчество художника и всего коллектива театра, создающего спектакль (режиссера, мастеров постановочного цеха, артистов) должно быть органично слито. Единство художественного замысла постановки, на его взгляд, требовало, чтобы все вещественное оформление (не только декорации и костюмы, но и сценические предметы, бутафория) осуществлялось одной творческой личностью. Головин считал, что профессиональный эскиз костюма должен быть ясным, «удобочитаемым», отвечать всем требованиям его изготовления. Во многом благодаря своему редчайшему чувству цвета художник создавал удивительные по колористическому решению костюмы, подчиняя их «музыке цвета», созвучной музыкальному и драматургическому замыслу. Задачи, возникавшие перед Головиным при постановке спектаклей с множеством перемен декораций, с огромным числом действующих лиц, поистине были трудновыполнимы. Вот здесь он и прибегал к помощи своих коллег, учеников, младших товарищей по декорационному цеху.
Порой такой «коллективный» метод работы над оформлением спектакля ныне представляет большую сложность для исследователей. В фондах Санкт-Петербургского государственного музея театрального и музыкального искусства (СПбГМТиМИ) хранится комплект из 158 эскизов к опере М.И. Глинки «Руслан и Людмила», премьера которой на сцене Мариинского театра состоялась 10 декабря 1904 года. В качестве декораторов указаны А.Я. Головин и К.А. Коровин. По свидетельству В.А. Теляковского, артисты благодарили художников за красоту и удобство костюмов1. Среди материалов к спектаклю - многочисленные копии, созданные для мастеров постановочного цеха, а также 18 оригиналов, подписанных самим Головиным. Даже при беглом взгляде на эти эскизы бросается в глаза несоответствие части рисунков творческой манере художника. Линии мягкие и неуверенные; схематично изображенные, как «под копирку», человеческие фигуры; неумелая, любительская прорисовка кистей рук - все это наталкивает на сомнения в авторстве Головина, несмотря на несомненно подлинные подписи художника. В чем же здесь дело? Обратимся к воспоминаниям современников.
Головин был очень дружен с управляющим Дирекции Императорских театров В.А. Теляковским и его женой Гурли Логиновной, часто бывал у них в доме. Талантливая, образованная женщина, как и муж, горячо любила театр. По воспоминаниям сына Теляковских Всеволода Владимировича, Головин часто жаловался его матери на денежные затруднения. «Когда выяснялось, что получить в виде аванса ничего нельзя, Гурли Логиновна советовала сделать рисунки, обещая помочь их рисовать. Головин соглашался, звонили буфетчику, чтобы тот принес чай с вареньем, которое Головин очень любил, вытаскивали коробку с акварелью, кисти, бумагу, все садились за стол и начиналась работа»2. Гурли рисовала фигуры, раскрашивала руки и лица, а Головин, совещаясь с нею, «одевал» их. После завершения работы художник спускался за гонораром на первый этаж в контору дирекции. Так родилось довольно много эскизов костюмов, носящих отпечаток руки двух авторов: чужой рисунок, иногда чужая манера части акварели, а подпись Головина. Таковы и эскизы костюмов к спектаклям «Руслан и Людмила» (1902-1903). Как отмечает сам Головин в мемуарах, «костюмы изготавливались "кустарным способом" на квартире Теляковского, при деятельном участии его жены»3. В архиве Теляковского в Государственном центральном театральном музее им. А.А. Бахрушина имеется справка, выданная А.Я Головиным Г.Л. Теляковской 7 июля 1922 года следующего содержания: «Настоящим удостоверяю, что Гурли Логиновна Теляковская работала у меня в качестве художника. Она не только принимала участие в изготовлении рисунков костюмов для некоторых моих и художника Коровина постановок, но в постановках балета «Дон Кихот», оперы Берлиоза «Троянцы» и др. и «Ромео и Джульетта» в Московских академических театрах. Все рисунки костюмов были сделаны ею целиком. Созданные ею типы - образцы танцевальных костюмов совершенно исключительной ценности служат схемой и образцами подобных рисунков для современных балетов. А.Я. Головин»4. К 1907-1908 годам это сотрудничество прекратилось, у Головина появилась собственная мастерская в Мариинском театре.
Таким образом, документально подтверждается участие Г.Л. Теляковской в создании костюмов к опере «Руслан и Людмила» постановки 1904 года, хотя на афишах того времени ее фамилия не упоминалась. И действительно, особенно в женских образах видна рука художницы-любительницы. В фондах СПбГМТиМИ имеются эскизы костюмов к постановке балета «Дон Кихот», созданные самой Теляковской. Если сравнить изображения рук, лиц, а также позы героинь, они очень похожи на эскизы, подписанные Головиным к «Руслану и Людмиле», - та же условность в изображении кистей рук, то же положение фигур в пространстве.
Все факты, изложенные в статье, позволяют сделать вывод о том, что эскизы костюмов к опере «Руслан и Людмила» постановки 1904 года имеют двойное авторство, однако цветовое и орнаментальное решение костюма принадлежит А.Я Головину, что подтверждается его личной подписью на рисунках.
- Пожарская М. Александр Головин. Путь художника. Художник и время. М., 1990. С. 201.
- А.Я. Головин Встречи и впечатления. Письма. Воспоминания о Головине. Л.: М., 1960.С.298.
- Там же. С. 56.
- ГЦТМ. Фонд Теляковского. Ед. хр. 121770.