Письма о любви, дружбе, творчестве. К 150-летию Леонида Осиповича Пастернака
Академик живописи, профессор Московского училища живописи, ваяния и зодчества, один из учредителей Союза русских художников Леонид Осипович Пастернак родился в Одессе 22 марта/4 апреля 1862 года. Историки искусствa причисляют его к относительно небольшой группе русских импрессионистов, направления в отечественной живописи еще недостаточно изученного.
Он окончил в 1881 году гимназию, совмещая учебу с посещением Одесской рисовальной школы. В 1881— 1882 годах учился на медицинском факультете Московского университета, параллельно занимаясь живописью и рисунком в мастерской академика Е. Сорокина. В 1883 году перевелся на юридический факультет Новороссийского (Одесского) университета, который предоставлял своим студентам возможность обучаться за границей, и провел несколько семестров в Мюнхенской Королевской Академии изящных искусств. В своих воспоминаниях он с нежностью говорит о «милом старом Мюнхене», еще не испорченном туризмом, о его музеях, о русском кружке, который возглавляла В.С. Серова, мать художника. Знакомство с ней послужило началом дружбы между семьями Серовых и Пастернаков, поселившихся позже в Москве. По окончании университета Пастернак в 1885—1886 годах проходил военную службу вольноопределяющимся в артиллерии. В армии, как и везде, он зарисовывал все, что представлялось интересным глазу. Один из этих эскизов послужил сюжетом для первого большого холста «Письмо с родины» (1889).
В 1889 году Леонид Пастернак переехал в Москву, где начал работу над этой картиной, сняв номер в гостинице. О приехавшем из провинции художнике слухи дошли и до П.М. Третьякова. Посетив Пастернака, Третьяков тут же «с мольберта» купил «Письмо с родины» для своей коллекции (картина находится теперь среди многих других произведений Пастернака в Государственной Третьяковской галерее). Работа писалась для очередной Передвижной выставки, и ее успех содействовал тому, что Пастернак стал известен как один из наиболее видных художников того времени. И.Е. Репин посылал к нему учеников, Н.Н. Ге называл его своим продолжателем, В.Д. Поленов заботливо относился к начинающему художнику.
Процесс работы над этой картиной, значительной и для биографии Пастернака, и для истории Третьяковской галереи, мы взяли сюжетом представленной ниже небольшой публикации писем Пастернака из Москвы в Одессу своей невесте, пианистке Розалии Исидоровне Кауфман, разлуку с которой он заполнял ежедневными письмами. В них отразились трудности работы, волнения по поводу приближающейся выставки, для которой писалась картина, интерес к молодому художнику со стороны коллег, ожидание приезда невесты и тоска по ней. Они поженились сразу после выставки в Петербурге: на свадьбу пошли деньги, полученные от Третьякова за картину «Письмо с родины».
В 1890 году у Пастернаков родился сын Борис, будущий поэт, а через три года — второй сын Александр, ставший впоследствии известным архитектором.
В своих воспоминаниях Леонид Пастернак замечает, что эти годы были особенно знаменательными в его жизни: в 1893 он познакомился и сблизился с Л.Н. Толстым, а в 1894 поступил преподавателем в Училище живописи, ваяния и зодчества.
В 1894 году Пастернак написал картину «Накануне экзаменов», которая получила первую премию на Мюнхенской международной выставке, а в 1900 году она была куплена прямо со Всемирной выставки в Париже для Люксембургского музея и теперь находится в постоянной экспозиции музея д'Орсэ в Париже.
Занятый преподаванием в Училище, увлеченно зарисовывавший в маленьких альбомчиках все, что представляло для него интерес в доме и вне его, главное время Пастернак посвящал писанию портретов. Помимо способности проникновения в сущность портретируемого, он обладал сказавшимся уже в начале его деятельности умением «схватывать на лету», то есть способностью улавливать нюансы постоянной смены выражений в живой натуре, и эта импрессионистическая быстрота фиксирования неповторимых мгновений характерна не только для портретов, но для всего его творчества, в особенности для рисунков и эскизов. Работы Пастернака тех лет характеризует органическое соединение лиризма и непосредственности, зрительные впечатления его всегда поверяются поэтичностью мироощущения.
В 1898 году Т.Л. Толстая передала Пастернаку просьбу своего отца проиллюстрировать его новую книгу «Воскресение». Это неслыханное предложение сотрудничества всемирно известного автора с начинающим художником для Пастернака, боготворившего Толстого, было одним из «чудес» в его жизни. Л.Н. Толстой восторгался портретностью пастернаковских рисунков, угадыванием изображаемых в романе лиц, сходством с не знакомыми художнику прототипами. Серия этих рисунков, находящихся теперь в толстовском музее в Москве (ГМТ), стала уникальным вкладом в историю русской жизни и культуры того времени.
Борис Пастернак вспоминал лихорадочную работу отца над иллюстрациями к «Воскресению»: «Я помню отцову спешку. <...> Толстой задерживал корректуры и все в них переделывал. Возникала опасность, что рисунки к начальному тексту разойдутся с его последующими изменениями. Но отец делал зарисовки там же, откуда писатель черпал свои наблюдения, — в суде, пересыльной тюрьме, в деревне, на железной дороге. От опасности отступлений спасал запас живых подробностей, общность реалистического смысла» («Люди и положения». В: Борис Пастернак. Полное собрание сочинений с приложениями. В 11 т. М.: Слово/Slovo. 2003—2005. Т. 3. С. 299).
В 1900 году родилась дочь Жозефина, а через два года — Лидия. Мастер живого, передающего движение рисунка, Леонид Пастернак оставил целую галерею интерьеров с детьми, передающих музыкальность и теплоту домашнего мира. О нем шутливо говорили, что у Пастернака «дети кормят родителей», намекая на успех у публики его детских портретов.
В 1901 году Люксембургский музей в Париже заказал пяти наиболее известным художникам, среди которых был и Пастернак, написать по одной картине из русской жизни. Пастернак написал ставшую знаменитой пастель «Толстой в кругу семьи» в вечернем освещении. Великий князь Георгий Михайлович, увидав ее на выставке «Мира искусства», решил приобрести ее для Музея Александра III (теперь Русский музей в Петербурге).
Пастернак участвовал в первых выставках «Мира искусства» и был членом-учредителем Союза русских художников, который своими ежегодными выставками (1903—1922) стал центром художественной жизни страны.
В 1921 году Пастернак выехал в Берлин в связи с ухудшением здоровья. Вместе с ним поехали жена и дочери. Сыновья остались в Москве. После лишений военных и послереволюционных лет Пастернак испытал новый подъем творческих сил. Несмотря на не слишком благоприятные условия в небольшом скромном пансионе, он с воодушевлением взялся за работу и вскоре освоился с новой для него художественной атмосферой Берлина 1920-х годов. Он написал портреты многих ученых, художников и писателей своего времени: филолога А. фон Гарнака, физика А.Эйнштейна, поэта Р.М. Рильке, писателя Г. Гауптмана, художников Ловиса Коринта и Макса Либермана — чтобы назвать только некоторые из всемирно известных имен. Среди русских, с кем он встречался и чьи портреты писал в Берлине, были А. Ремизов, Лев Шестов, С. Прокофьев, дипломат Я. Суриц и его жена, А. Луначарский и Н. Розенель. Интересны городские пейзажи Берлина и окрестностей Мюнхена, натюрморты и интерьеры с мягким вечерним освещением.
Помимо участия в выставках Сецессиона, Пастернак показывал свои работы в галерее В. Хартберга, устроившего две его персональные выставки в 1927 и 1931 годах. Пресса и публика восторженно отнеслись к творчеству русского художника и с возрастающим интересом и вниманием следили за его работами.
В 1932 году в Берлине вышла монография Пастернака с большой статьей Макса Осборна, воспоминаниями художника о Льве Толстом и автобиографическими заметками (Leonid Pasternak. <изд. А. Штибеля> Warschau. 1932). Благодаря совершенству примененных цветовых техник репродуцирования, авторской корректуре и прекрасному качеству воспроизведения книга эта представляет особую ценность. Большую часть тиража не успели вывезти из типографии, где она была уничтожена в мае 1933 года во время публичного сожжения книг нацистами. Была запрещена также подготовленная к 75-летию художника выставка, которую он собирался потом перевезти в Москву.
В конце 1930-х годов нацистские власти стали в алфавитном порядке высылать русских. Пастернак решил не дожидаться своей буквы и перед возвращением в Москву навестить свою младшую дочь в Лондоне. Картины его в ящиках из советского посольства в Берлине были отправлены туда же, чтобы затем последовать в Москву.
Внезапная смерть жены в августе 1939 года была ударом, подкосившим его силы. Через неделю после нее началась Вторая мировая война. Убитый горем, страдающий от стенокардии Леонид Пастернак пережил войну у дочери в Оксфорде, где скончался 31 мая 1945 года.
Большое количество работ Л.О. Пастернака находятся в музеях и частных собраниях в России (Государственная Третьяковская галерея, Государственный Русский музей, Государственный музей Л.Н. Толстого, Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина, многочисленные провинциальные музеи). Его картины есть также в музеях Европы и Америки (Musee d'Orsay, Tate Gallery, British Museum, Ashmolean Museum и др). Особое значение имеет собрание работ художника у его внуков в Англии. Там же хранятся рукописи его записок и обширная переписка. По этим материалам его дочерью Жозефиной была подготовлена книга Л. Пастернака «Записи разных лет» (М.: «Советский художник», 1975).
Бумаги и рисунки Пастернака находятся также в рукописных отделах перечисленных музеев России, РГАЛИ, РГБ, РНБ, ИРЛИ и семейных собраниях его наследников в Москве. Несколько его посмертных выставок в Москве (1969, 1979, 1990, 2001), а также в Англии, Германии и США прошли с большим успехом. Выставки сопровождались изданиями каталогов. Полный каталог работ художника русского периода вышел в Оксфорде (Leonid Pasternak. The Russian Years, 1875—1921. Rimgaila Salys. V. I—II. Oxford University Press. 1999).
Редакция журнала искренне благодарит Елену Владимировну Пастернак и Петра Пастернака за бескорыстную помощь в подготовке статьи Евгения Борисовича Пастернака, написанной им незадолго до кончины.
Особая признательность Pasternak Trust и лично Михаилу и Николаю Пастернак—Слейтерам за предоставленные материалы.
Л.О. Пастернак — Р.И. Кауфман
8 октября 1888 г. Москва1.
<...> На днях, может быть, освободится номер, которого мне и нужно было: громаднейшее окно, так называемое итальянское (как за границей в аtelier художников), с большим светом, правда, не особенно большое и еще недостаточек — окно не на север, а на юг, но так как зимой здесь солнце редко выглянет — то с этим помиримся...2
Утешаюсь тем, что и Остроухов3 ничего еще не успел для Передвижной выставки, и Левитан (на днях познакомились — талантливый, молодой пейзажист, еврей) и другие. Да, черт его дери, не повеситься же мне, если я к сроку не успею! Впрочем, я надеюсь успеть — времени довольно, кажется.
Третьего дня я был с Вайнштейном в Третьяковской галерее. Но это ничего еще. Я наконец теперь попал в другую галерею брата его Сергея Михайловича — вот там, братец, два—три перла, какие я и заграницей не увидел бы. Помнишь, я говорил с экстазом об испанском художнике Фортуни? Вот его-то я узрел! Какая, я тебе доложу, прелесть! И еще одного француза Даньяка, и еще знаменитого Мункачи, словом, все западные знаменитости4.
Стоит 2—3 недели напрасно искать комнату, истратиться на поездку, чтобы сподобиться (как пилигрим) увидеть этих мастеров, а затем положить в угол кисти и палитру и не браться больше за них. До того, милая моя, хороши эти вещи, особенно этот — Фортуни (свыше 100 тысяч франков, кажется, заплачено). А как роскошно и богато живет этот Сергей Михайлович Третьяков — ай, ай, ай! Неописуемое вынес впечатление оттуда. Доступ туда труден — но Остроухов помог. Вообще он милейший человек, Остроухов готов услужить мне во всем и помочь. <...>
Выше я говорил об общественном нашем положении. Вот иллюстрация к нему: такой известный художник, как Поленов (он написал громадную картину «Христос и грешница», купленную государством за 30 тысяч рублей, в Одессе, кажется, увидишь на этой выставке5 маленькое повторение его), да вот видишь — он выразил желание со мною познакомиться и просил Остроухова привести меня и познакомиться!
У него чудная семья кажется. <...>
10 октября 1888 г. Москва.
Вчера очень удачный день у меня был. Перебрался, наконец, в комнату большую с большим окном, о которой я писал тебе (28 рублей в месяц). Прекрасный большой номер и с таким окном! Редкость!.. Теперь возьмусь за работу и, по секрету тебе скажу, — я ее окончу, Бог поможет, к выставке, начав даже снова6.
Затем, какого я вчера встретил солдатика! Прямо шик — для меня! Для слушающего. Такой симпатичный парень. Заказал его на воскресенье, дал ему свой адрес (как бы не обманул). Впрочем, в типах недостатка у меня не будет. Затем здесь легко мне будет достать манекен на прокат! Мольберт пришелся мне даром от того господина, который подарил мне и подсвечники из штыков. Чудно идет день. Сегодня—завтра уже буду за работой. Я познакомлюсь чрез Карла7 и Остроухова с офицерами для доступа к солдатикам <...>
<.. > Окончив сегодня твое письмо, я вместе с пришедшим Вайнштейном отправился к пригласившему нас молодому и талантливому художнику Нестерову поглядеть на его работы8, где и просидел за беседой долго. Кстати, еще: к сегодняшним интересным для меня новостям, о которых я сообщил тебе в письме, надо прибавить переданное через Вайнштейна приглашение Шайкевича9 — быть у него в понедельник утром. Уж на моем отличнейшем мольберте стоит громадный набитой новый холст и... ждет моей гениальной кисти... Уж я готов начать работу и, зная, что ты меня благословляешь в эти минуты, возьмусь за работу <...>
8 ноября 1888 г. Москва.
<...> Нового пока еще нет со вчера, за исключением разве лестного приглашения для меня со стороны художника Поленова в четверг на обед к себе. Остроухов обещает быть во всем полезен и перезнакомить со всеми.
Вообрази, вчера, узнав от Остроухова, что Серов приехал, я поспешил к нему и затащил к себе на чай вечером10. Проболтали до 11 час. почти. Он к рождеству женится11 . На днях он едет в Питер к юбилейной постановке отцовской оперы «Юдифь»12. Оттуда поедет в Киев, где проживет с год, а там в Москву на постоянное жительство. Кланяйся Трубниковой13. Комнату не сегодня—завтра буду иметь. Серову нравится моя картина, и он успокаивает меня, что я к выставке ее кончу <... >
12 ноября 1888 г. Москва.
<...> Удачно расширяю круг своих знакомых-художников и прочих. Мною очень интересуются и ищут знакомства. Приобрел несколько знакомых-художников. Через Остроухова: Коровин, Нестеров — все молодые и очень талантливые. Видели мою картину (солдат), всем очень нравится (все, и я в том числе, уверены, что я успею еще).
Вчера обедал у Поленова и провел в обществе молодых художников и его чудной семьи весь вечер до половины второго ночи. Что за чудный человек Поленов, простой, добродушный, с русским сердцем европеец! Я уж не говорю, что за крупная величина в искусстве! Какая чудная семья у него, какой мир царствует в доме, так уютно и роскошно обставлено.
17 ноября 1888 г. Москва.
Вчера я писал тебе, моя дорогая Розуля, и сообщал тебе о неприятности оказии с конкурсом14. Спешу теперь тебя обрадовать, что Остроухов все уладить обещался и еще не пропало.
Вчера ездил в казармы и выбрал подходящие типы солдат, которые придут в субботу. Все идет отлично. Благодаря Бога. Завтра вечером буду у Поленова. Там будут расписывать тарелки, вообще фарфор. Кстати, научусь, и как раз то, что я хотел. <...>
20 ноября 1888 г. Москва.
<...> Картина моя подвинется скоро, скоро! О Господи, пошли мне <...> Последнее время, когда я днем не успевал много (ходил искать натуру, вообще все необходимые знакомства и прочее), то я по ночам, по окончании, писал до двух и больше.
Теперь я уже перенес верный контур (что составляет фундамент) как со старой картины, так и с натуры. Вчера рисовал солдат (их было трое), а сегодня одного. Теперь придется скопировать со старой обстановку и прочее, что займет несколько дней лишь, а так доскональная натура и с манекена, который буду брать на прокат, а один офицер даст мне мундир, сапоги и прочее. Пойдет дело с Божьей помощью на лад <...>
30 ноября 1888 г. Москва.
<...> Сегодня я не отправил тебе письма, ибо пришел солдат — и нужно было воспользоваться случаем и светом. Целый день писал — благо, очень светлый, ясный день был. Теперь будут хорошие погоды. Картина понемногу двигается. Беда лишь в том, что солдаты народ занятой — лишь по воскресеньям и праздникам приходят, а казармы их далеко. Тут подвернулся мне денщик знакомого офицера, и он мне его дает по временам (в ущерб себе — без слуги). Завтра возьму себе манекен (прокат мне по знакомству — 8 рублей в месяц) для драпировки. По краскам картина будет, кажется, сильнее и интереснее, по крайней мере, я добился некоторых тонов, которые были раньше для меня трудны. Для характеристики большей — я через окно покажу двор казармы — это усилит впечатление. Размер теперь картины больше15. Комната у меня теперь чудная по свету, особенно в солнечные дни (а у меня оно не бывает) <.. .>
8 декабря 1888 г. Москва.
<...> Могу тебя утешить, я почти что кончил и удачно довольно фигуру слушающего! Симпатичный вышел, какого я желал! Слава Богу! Если Бог даст, пойдет и дальше так — то к твоему желанному страстно приезду, пожалуй, будет готова картина! О Боже, сколько она меня озабочивает! Но с Божьей помощью я все-таки надеюсь ее кончить, если так всё пойдет! Слава Богу! Фигура очень рельефна вышла. Аксессуары — пустяки, все пойдет и скоро. Только написать еще морду читающего, а лежачего я скопирую и придам ему больше выражения еще. Вот тогда хоть будет, с чем в Питер ездить! Вот повезу — и жену, и картину!! Хорошо! <... >
9 декабря 1888 г. Москва.
<...> Сегодня я встретился на улице с Суриковым, знаменитым русским богатырем-художником (его большущая историческая картина «Боярыня Морозова»), затащил его к себе домой, он видал мою картину, очень понравилась ему, дал кое-какие советы, говорил много поучительного и интересного. Что за сила русская у него, что за мощь и самобытность! Он так меня воодушевил, что едва он успел уйти, как я хватился за кисти и стал «жарить» во всю ивановскую. Успею, Бог даст, ее под его впечатлением. Я был в восторге! Вообще я горжусь его посещением, ибо он редко где бывает, даже у «больших», и его калачом не заманить. Вот бы написать хорошо картину!! Суриков долго смотрел на твой портрет и из деликатности не спросил, кто это. Жалко! У него, бедного, умерла жена, недавно!
19 декабря 1888 г. Москва.
<...> В самом начале этого письма ко мне зашел один товарищ художник Иванов16 и, видя некоторые мои рисунки, предложил сделать несколько набросков для вновь здесь в Москве нарождающегося журнала. Это меня ужасно обрадовало! Непременно сделаю, и значит — заработок на житье — в вечер можно сделать два рисунка — все-таки рублей 30. Пока сообщаю об этом, а вот завтра я подробнее узнаю обо всем и дам тебе знать. Не знаю только, что из этого выйдет, но, во всяком случае, может быть, выйдет хорошее. Пока молчу.
Картина моя подвигается. На днях с Божьей помощью кончу лежачего солдата. Завтра в два часа дня у меня будет Поленов сам! Посмотрим, услышим, что он скажет. <...>
27 декабря 1888 г. Москва.
<...> Перво-наперво целую тебя крепко-крепко, родная. Я давно, несколько дней тебя не целовал и не болтал с тобою — занят был по вечерам сильно рисунками для журнала. Зато я уж приготовил несколько их и какие!! Когда я показал их товарищам, они в такой восторг пришли, что советовали послать их в Питер, во «Всемирную иллюстрацию»17, что я и сделаю, вероятно, — посмотрю, ибо для здешнего журнала жалко, пожалуй, испортят, да и платят там больше. Днем писал, сколько возможно было эти дни (а теперь праздники, суета, визиты!).
Третьего дня открылась периодическая выставка, на которой мои «Дамочки». Теперь открылась и Ученическая выставка здешнего отделения Академии, потом фотографическая выставка — словом, каждый день в области художественной что-нибудь новое. Как это хорошо жить в таком городе, как этот, видишь это — знаешь, что надо, что не надо. А затем — художники, товарищи, их общество. Как это все благотворно действует на артиста! То же самое, Бог даст, когда будем здесь жить, будет и для тебя, и я убежден, что ты так же полюбишь Москву, как я! <...>
2 января 1889 г. Москва.
<.. .> Как я подумаю, что я еще такой неопытный в моем деле, так мало учившийся, — и уж становлюсь и стал (признают же!) рядом с «генералами» — то я далеко не отчаиваюсь, а наоборот, у меня даже слишком много дерзости. <...>
Что касается картины моей, то на этих днях я все почти закончу, а там придется по верху кое-где исправить, дополнить. Бог даст, успею, по крайней мере, товарищи в этом вполне уверены и меня уверяют, видя, сколько уже сделано. Заказал раму шикарную, бронзовую за 35 рублей (дешево даже!) — к 20-му будет готово! Вот Бог дал, и я в деньгах нуждаться не буду, а я боялся, что денег у меня не будет за раму, квартиру и прочее. А между тем Бог послал журнал новый18, и вот сегодня, вообрази, Розулька моя дорогая, буду у редактора и получу за свои 10 рисунков рублей 150!! А? За несколько вечеров! <...>
15 января 1889 г. Москва.
<...> Только что хотел тебе телеграфировать, но рассудил, что это невозможно, ибо из телеграммы ты ничего не узнаешь. Новость для меня чрезвычайно важная! <...> Вот она: картина моя будет кончена, да, я успею, успею — радуйся, моя милая, жизнь моя, сокровище мое! У меня нет сил выразить тебе этой радости... Недоумеваешь — что со мною, не сошел ли я с ума? О нет, нет!
Получил сейчас известие из Петербурга от члена Правления Передвижных выставок художника Савицкого — известие, которое и повергаю к твоим стопам: выставка откроется не 13-го, а 26-го!!19 И срок отправки 15 февраля, а не через 10—12 дней, как я рассчитывал!
Радуйся! «Но»... «но» и мне сейчас не понравилось и огорчило, ибо нет радости без неприятностей. Ты догадываешься, о чем я говорю: это предположенное решение увидеть тебя 6-го февраля, а 7-го наш отъезд после венца...20
Но позволь мне теперь, когда я уж всю суть тебе передал, не желая «испытывать твоего нетерпения», <...> передать подробно, что я чувствовал в последнее время и в каком состоянии находился, чтобы судить, какое впечатление произвело на меня известие из Петербурга, которое я получил сию минуту.
Дело в том, что выставку предполагалось открыть в этом году 13-го, а присылка экспонентских работ должна была быть не позже -го февраля уже на выставку. Об этом я знал еще в Одессе от распорядителя Константиновича21 и затем и от здешних художников-товарищей. Я, как знаешь, все это время усиленно работал, хотя боялся, что не успею — не надеялся, пока срок был далек.
Часто я слышал, что экспонентам нужно выслать свои произведения еще раньше, но я утешался, однако, мыслью, что если я и 1-го отошлю, то все-таки еще примут. Я работал, и время быстро шло. До января я еще был спокоен. Но вот налетел, буквально налетел январь, 1-е, 5-е, 10-е, а я еще не у конца!! Чем дальше день, тем больше и больше охватывало меня отчаяние...
Я не хотел и думать о скором приближении срока до сегодняшнего дня, до сей минуты, а все писал, спешил, суетился, отчаивался, огорчался и чуть с ума не сходил! Одно у меня было утешение — это ты, твой приезд скорый, которым я жил и на чем я отдыхал нравственно, наше предвидящееся скорое счастье и душевное блаженство, свадьба и отъезд — словом, все то, что меня бы заставило забыть о всяких картинах и самым лучшим образом утешить при невозможности фигурировать в этом году пред Россией (громко, черт возьми, сказано!). Да, только ты была у меня единственный факел среди этого адского настроения последнего времени.
<.. .> Не дальше тому назад несколько часов — <.. .> я отправился к товарищу своему Иванову, тоже заканчивающему к выставке картину, и от него еще больше узнал неутешительного. По его словам, как он слышал, нужно поспеть еще раньше — так приблизительно к концу этого месяца, значит к 25—26 должно быть все кончено, ибо нужно ведь день—другой дать высохнуть картине, да дня три она должна быть в дороге, чтобы к 1-му февраля быть в Питере. Хоть он меня и утешал, что я за 10 дней еще успею, но этак думал он, а я совсем другое! По моим расчетам мне еще осталось работы больше, чем на 10 дней, чтобы сносно написать. Правда, и с ним такая же история (представь себе, что со всеми повторяется то же, насколько я знаю), но у него картина вдвое меньше и ее можно успеть <...>
Итак, забегаю к себе — опять нет от тебя писем... Боже! Но... но подают мне письмо из Питера. Я тотчас догадался, что это ответ на мой запрос относительно верного и крайнего срока присылки. <...>
Наконец прочел, что выставка откроется 26, а крайний срок присылки 15-го для не членов! Не может быть! Еще раз читаю — да, письмо не прошлогоднее, а писаное вчера еще членом Правления общества! Я просто до сих пор не верю. Ты не можешь себе представить моей радости, когда я прочел это!! <...>
Теперь же, жизнь моя Розуля, я спокоен, ибо кончить картину, имея почти месяц впереди, когда главное уже у меня есть, — вопрос решенный, но как быть, как устроить с твоим приездом и со свадьбой? Вот задача теперь, когда уже привык к мысли увидеть тебя 6-го, когда билеты отпечатаны уже на 7-ое... А? И радость с одной стороны, а с другой — горе! <.. .>
27 января 1889 г. Москва.
<...> Прежде всего — моя картина возбуждает общий интерес, похвалы, похвалы, похвалы! Мне даже не верится. Я даже боюсь (сознаюсь перед тобою). О, если бы она выглядела так же на выставке и понравилась так же, как нравится теперь всем!..
Вчера я имел большой триумф: был Поленов с сестрой художницей22. Если бы ты только слышала эти вполне искренние, глубокие и похвальные донельзя отзывы его и ее! Я просто краснел. Сестра его... как пришла, как села в кресла, так только и раздавалось: «ах, ох, и ах, ох, как хорошо, как чудесно» и т.д. Поленов вот что даже сказал ей: «Знаешь, по теплоте этой жизненной сцены и этих лиц (то есть я понял так: как тепло и просто взята жизнь, типы, и как тепло и чистосердечно передано все) я вижу в первый раз такую картину в русской школе». (Знаешь ли, мамуся, как это он хватил! Фу ты! Как много, чересчур много сказано, по-моему!) После всех этих похвал я уж не знаю, куда деваться. Так ли это на самом деле, и то ли я услышу публично перед всей русской публикой — пред Россией? Верно только одно — я желал именно этого, но вот так ли на деле вышло... Я говорю, дуся, о картине и говорю о ней, как уже будто об оконченной и с этой стороны могу тебя обрадовать и успокоить, что она почти уже кончена: типы и не трону — остается еще кое-что добавить в фигурах, платье, окне — словом, пройти детали некоторые, чтобы вполне была закончена. Вот завтра и придет солдат для этого. Лежачий у меня — чудесно, чудесно написан (отчасти и я согласен с мнениями художников), как дымок стелется, как он равнодушен. А читающий — видно, что он по складам читает и интересуется не содержанием, а процессом чтения — словом, суть, главное, чего я хотел, есть у меня, и хорошо (кажется и мне — ведь художник редко вполне доволен). По тону — она очень удалась. Перспектива глубины комнаты, затем скользящий и разлитой свет — все есть. Слава Богу. Как характерны даже лубочные картины по стенам. Словом, все так видно, ясно, характерно, что никаких не нужно объяснений и подчеркиваний. Я сам иногда часами просиживаю и любуюсь даже иногда <... > Я уж меньше теперь работаю, тревожусь, волнуюсь и прочее — настало спокойствие и глубокое созерцание. Так что теперь нечего бояться и беспокоиться за меня. Я и сам не ожидал, признаюсь! <... >
Я, поверишь ли, не выспался за все время: вчера, например, необходимо было нарисовать для каталога пером моих солдат, ибо вчера уж надо было отослать, и вот я до трех часов ночи рисовал. Когда Поленов меня спросил, послал ли я уж рисунок для имеющегося печататься каталога Передвижной выставки (как прошлогодней), я ему сказал, что не послал потому, что не знаю, будет ли еще картина принята, — он ахнул от удивления: «Как, эдакую (с ударением) картину еще не принять!» Ну, уж делать нечего! Просидел вчера ночь и кое-как набросал пером эту сцену, а сегодня отвез ее Остроухову, который отошлет ее с рисунками других художников. <... >
29 января 1889 г. Москва.
<...> Голубка моя, отчего же ты, радость моя, так редко мне пишешь?.. У меня идет все чудесно, до того, что я просто боюсь, как бы не заплатить слишком дорого за эти удачи. Поверишь ли, меня не берут эти похвалы художников окружающих, мало того, мне грустно, объясняю я это лишь тем, что тебя нет со мною, что у меня не полно счастье без тебя. Ах, как я ропщу, ропщу безбожно — я сам это знаю. Ведь счастливее меня с тобою в настоящее время — едва ли можно найти еще нам подобных, не правда ли, а между тем я тоскую — здесь, ты — дома. Скоро, впрочем, конец этому, и счастье наше заиграет во всю полноту. А между тем, мне бы уже не следовало, наверное, на что-либо жаловаться, то есть не жаловаться, а грустить и тосковать — послушай только, о чем я напишу тебе. Я говорил тебе, как относятся к моей картине, как ее хвалят, все, все, как отзывался Поленов и другие, — словом, я за этот промежуток времени завоевал себе репутацию — по крайней мере, меня знают уже, фамилию «Пастернак», ах, да! и т.д. Вот тебе крупнейший результат, о котором я и не думал и не мечтал: Остроухов мне передал, что... что... сам П.М. Третьяков интересуется ужасно и будет у меня непременно, скоро и просил через Остроухова, чтобы я позволил ему прийти ко мне <...> Жду сегодня Сурикова! Сам пожелал явиться. Ко мне приходят теперь каждый день смотреть и восхищаться картиной. <... >
30 января 1889 г. Москва.
<... > Оставшиеся две недели хочу посвятить на заработок денег в журнале, да и редактор просит заготовить запас <...> Днем картина, вечер журналу <...>
Да! Сегодня был у меня Суриков. Хвалил, восторгался, а его критика очень ценна и интересна для меня. Знаешь, что тебе скажу по секрету: я уже становлюсь равнодушным к этим похвалам, привык. Эх, кабы сегодня твое письмецо! Вот бы у меня тогда полный праздник был и восторг. Я забыл тебе передать, что если Третьяков у меня будет и он заговорит о цене картины, то я отклоню этот вопрос до выставки. Раньше ни за что. Да к тому же до посещения Государя я не хочу и толковать — кто его знает... А очень, очень недурно было бы одному из них спустить ее — как ты думаешь? Государь, впрочем, просил художников — не продавать картин, пока он их не увидит <... >
3 февраля 1889 г. Москва.
Дорогая моя Розуличка, родная моя!
Только что пришел из театра, час ночи23. Если я теперь не напишу, то затянется у меня, ибо ежедневно у меня столько разных хлопот и всего, что я не знаю, как я доживу до 14-го! <...>
Что же делать — на то Москва — поле широкое, грандиозное, особенно теперь для меня, когда обо мне говорят среди художников, хвалят, триумфы, лавры и прочее. Я решил с завтрашнего дня запереть свою комнату и больше никого не впускать — надоело уж просто. А еще надо работать и мешают. Я не знаю, о чем писать тебе раньше — о свадьбе ли, о картине, об успехах, о надеждах, о моих занятиях, об экстренной работе для журнала — и ты еще жалуешься, что я счастлив, что я мужчина, не знаю прачки, модистки, что я свободен и прочее. Ты видишь, как я свободен теперь: голова трещит, уж заполночь, завтра в 9 часов уже придет натурщик — когда мне писать-то! <... >
Вкратце передам тебе мои новости. Вчера был у меня Шайкевич и притащил с собою богача коллекционера (какие сани!!) Цветкова24. Просидели у меня часа два с половиной. Восторгались мною, работами, рисунками. «Думы»продал Шайкевичу за 100 рублей...25 Было бы еще что-нибудь — продал бы, видно было, что Цветков хотел купить — а у меня ничего не было. Деньги сейчас вручил. Утащил у меня несколько рисунков. Просил бывать попросту — друзья, да и только. Похвалы, сожаление, что уезжаю, о заказах на портреты говорил...
Завтра непременно будет у меня Третьяков! Советуют мне оценить картину, как ты думаешь? Свыше полутора тысяч, кто — две тысячи. Шайкевич говорит: три тысячи. Поговаривают, что Государь купит, другие сожалеют и желали бы лучше к Третьякову в его галерею26. А я... я пока равнодушен. Неужто все, что мне предсказывают, исполнится? Если да — тогда, тогда... голова трещит просто!
Остается лишь приехать тебе скорей! Приезжай непременно! Ну, цвети, моя Розуличка! Твой Леонид.
- Осенью 1888 года Пастернак поселился в Москве и начал работу над картиной «Письмо с родины».
- Пастернак выбрал себе комнату в гостинице «Коммерческие номера», находящейся в Лубянском проезде.
- Илья Семенович Остроухов (1858—1922) — художник, художественный критик, коллекционер. Пастернак познакомился с ним в марте 1888 года в Петербурге на Передвижной выставке.
- С.М. Третьяков (1834—1892) собирал произведения современных западных художников. Его собрание находилось в доме на Пречистенском бульваре. После его смерти собрание вместе с коллекцией брата П.М. Третьякова (1832—1898) было передано в дар Москве. Упомянутые работы М.Х. Фортуни-и-Карбо, П.А.Ж. Даньяна-Бувре и М. Мункачи ныне находятся в Государственном музее изобразительных искусств им. А.С. Пушкина.
- Одесса была в числе городов, куда Товарищество передвижных художественных выставок вывозило свои картины.
- Первый вариант картины Пастернак сделал заранее и приехал в Москву, чтобы повторить его в большем размере. Первоначальная версия сохранилась в семье художника, находится в Оксфорде.
- Карл Евгеньевич Пастернак — двоюродный брат Леонида Осиповича. Начав с приказчика, он сделал карьеру крупного предпринимателя и общественного деятеля; на первых порах жизни Л. Пастернака в Москве был надежной опорой для него.
- Михаил Васильевич Нестеров (1862—1942) жил в той же гостинице «Коммерческие номера» и также готовил для Передвижной выставки картины («За приворотным зельем» и «Пустынник»).
- Самуил Соломонович Шайкевич (1842—1908) — адвокат, художник-любитель, коллекционер.
- В.А. Серов приехал в Москву осенью 1888 года. Как видно из письма, знакомство Пастернака с Серовым было уже достаточно близким.
- Свадьба Серова и О.Ф. Трубниковой была перенесена на 29 января 1889 года.
- В январе 1889 года отмечалось 25-летие постановки оперы А.Н. Серова «Юдифь» в Мариинском театре.
- Невеста Серова — О. Трубникова — работала, как и Р. Кауфман, в Одесской Императорской музыкальной школе.
- Из письма 14 ноября 1888 года известно, что неприятностью было полученное от Серова известие, что картина Пастернака «Дамочки» («Утренние новости»), которую он отдал на VIII Периодическую выставку, не может участвовать в закрытом конкурсе из-за того, что была вскрыта раньше времени.
- «Старая картина», то есть первоначальный эскиз меньшего размера: 90 X 41 вместо 110 X 152.
- Сергей Васильевич Иванов (1864—1910) — исторический живописец. Впоследствии одновременно с Пастернаком преподавал в Училище живописи, ваяния и зодчества и руководил там офортной мастерской.
- «Всемирная иллюстрация» — популярный иллюстрированный журнал, издаваемый в Петербурге братьями Гоппе.
- Иллюстрированный еженедельник «Русский сатирический листок» выходил в Москве с 1882 по 1889 год. Редактор журнала — Н.Н. Соедов. В журнале были напечатаны две иллюстрации Пастернака: к стихотворению Л. Пальмина «К юбилею И.А. Крылова», изображающая Крылова и животных из его басен (1889, № 4), и к постановке в Большом театре оперы В.А. Моцарта «Волшебная флейта» (1889, № 7).
- «14 января 1889. Петербург. XVII Передвижная выставка Товарищества откроется 26-го февраля на Сергиевской в доме Боткиной (помещение бывших Высших женских курсов). Господа экспоненты, желающие представить свои картины на баллотировку, приглашаются доставить их в помещение выставки не позже 15 февраля. Картины могут быть под псевдонимом. Член Правления К. Савицкий».
- Имеется в виду свадьба Пастернака и Кауфман, назначенная на 14 февраля 1889 года.
- В.М. Константинович — секретарь Правления Товарищества передвижных художественных выставок, сопровождавший выставки в их путешествиях по провинциальным городам.
- Елена Дмитриевна Поленова (1850—1898).
- Пастернак был на опере В.А. Моцарта «Волшебная флейта» в Мариинском театре.
- Иван Евменьевич Цветков (1845—1917) — крупный московский коллекционер, как и С.С. Шайкевич, собирал главным образом графику.
- Картина была написана в 1887 году в Степановке под Одессой. Это портрет барышни, сидящей в саду. Экспонировалась на XVI Передвижной выставке под названием «Думы в саду», местонахождение неизвестно.
- Картина была продана П.М. Третьякову за 1500 рублей. См. фотографию расписки на с. 52 (ОР ГТГ. Ф. 1. Ед. хр. 2572).