Летопись жизни и творчества Николая Николаевича Ге

Рубрика: 
ВЫСТАВКИ
Номер журнала: 
#3 2011 (32)

1831
15 февраля
Родился в Воронеже, в дворянской семье.
Отец — Николай Осипович Ге; мать — Елена Яковлевна, урожденная Садовская.
24 июня
Скоропостижная смерть матери от холеры.

1836
Переезжает вместе с отцом и братьями в Киев.

1838
Отец покупает имение при селе Попелюхи Могилевского уезда Подольской губернии, куда перевозит семью.

1840
Живет и учится в частном пансионе Гедуэна в Киеве.

1841
Поступает в 1-ю Киевскую мужскую гимназию. Проявляет интерес и способности к изобразительному искусству.

1845
Слушает курс русской истории Н.И. Костомарова.

1847
Поступает на физико-математическое отделение философского факультета Киевского университета.

1848
Переезжает в Санкт-Петербург. Продолжает занятия на физико-математическом отделении Санкт-Петербургского университета. Знакомится с П.П. Забело, студентом Императорской Академии художеств (далее — ИАХ), входит в среду ее учеников. Посещает Эрмитаж; увлекается картиной К.П. Брюллова «Последний день Помпеи».

1850
Оставляет университет и поступает в ИАХ.

1854
Пишет картину «Суд Соломона».
Выбирает своим руководителем профессора П.В. Басина.
Зимние праздники проводит в имении отца Попелюхи, где пишет его портрет.

1855
Январь.
По пути в Санкт-Петербург заезжает в усадьбу Монастырище, где знакомится с Анной Петровной Забело, сестрой П.П. Забело, своей будущей женой.
Сентябрь.
Получает малую золотую медаль за картину «Ахиллес оплакивает Патрокла».
Октябрь.
Смерть отца. С братьями Осипом и Григорием едет в имение отца.
Пишет портрет Я.П. Меркулова.

1856
Март
Возвращается в Санкт-Петербург и продолжает занятия в ИАХ.
Работает над картиной «Аэндорская волшебница вызывает тень Самуила».
28 октября
Венчается с Анной Петровной Забело в церкви Рождества Пресвятой Богородицы в местечке Монастырище Нежинского уезда Черниговской губернии.
Ноябрь
На экзаменационной выставке ИАХ экспонирует картину «Аэндорская волшебница вызывает тень Самуила».

1857
14 марта
По решению Совета ИАХ награжден большой золотой медалью за картину «Аэндорская волшебница вызывает тень Самуила». Получает звание классного художника 1-й степени и право пенсионерской поездки за границу.
26 апреля
Отправляется в Италию вместе с женой. По пути совершает путешествие по Саксонской Швейцарии, заезжает в Мюнхен и Париж.
В Париже посещает выставку Салона и посмертную выставку произведений П. Делароша. Следуя далее в Рим, знакомится на пароходе с И.С. Аксаковым, едущим из Лондона от А.И. Герцена. Август
Приезжает в Рим, снимает мастерскую. Работает над сюжетами из истории Древнего Рима: «Смерть Виргинии», «Любовь весталки».
30 сентября
В Риме родился сын Николай.

1858
Весна
Посещает мастерскую А.А. Иванова, знакомится с картиной «Явление Христа народу» и серией этюдов к ней.
Лето
Пишет пейзажи в Вико, на побережье Неаполитанского залива.

1859
Задумывает картину «Разрушение Иерусалимского храма», делает к ней эскизы (замысел не был осуществлен).
Создает эскиз к картине «Возвращение с погребения Христа», пишет портрет Анны Петровны Ге с сыном и другие.
Лето
Живет во Фраскати, пишет пейзажи.
21 августа
В Риме родился сын Петр.

1860
Переезжает из Рима во Флоренцию.
Пишет портреты В.Н. Ростовцевой и В.С. Краузе. Знакомится со скульптором Н.В. Штромом (1828-1883), пенсионером ИАХ в Италии.

1861
Январь
Впервые встречается с Л.Н. Толстым, приехавшим в Рим.
Лето
Проводит с семьей в Малороссии: живет попеременно у братьев в Попелюхах и в Осланове, а также в усадьбе тестя Монастырище.
Август
Возвращается во Флоренцию. Живет на Piazza della Indipendeza. Приступает к работе над картиной «Тайная вечеря».
Встречается со скульптором Ф.П. Толстым и его дочерью Е.Ф. Толстой, приехавшими на зиму во Флоренцию.

1862
Лето
Живет в Ливорно, работает над пейзажами; пишет этюды с фигурами апостолов к картине «Тайная вечеря».

1863
Лето
Пишет пейзажи в Сан-Теренцо.
Работает над портретом композитора В.Н. Каш- перова, автора оперы «Кола ди Риенци», поставленной во Флоренции (1863).
7 сентября
Привозит полотно «Тайная вечеря» в Санкт- Петербург и представляет его Совету ИАХ в качестве отчета. За картину «Тайная вечеря», «которая исполнена с особенным искусством и с сильным психическим выражением», получает звание профессора (минуя академика) исторической живописи.
13 сентября
На годичной выставке в залах ИАХ экспонирует картину «Тайная вечеря».
24 октября
ИАХ устраивает в честь Н.Н. Ге прием, на котором с речью выступает К.А. Тон.
Посещает редакцию журнала «Современник», возобновляет свое знакомство с М.Е. Салтыковым-Щедриным, встречается с И.Н. Крамским и членами Санкт-Петербургской Артели художников.

1864
12 февраля
Александр II приобретает картину «Тайная вечеря» для музея ИАХ.
Февраль
Возвращается во Флоренцию.
Продолжает работать над евангельскими сюжетами («Мария, сестра Лазаря встречает Иисуса, идущего к ним в дом»).
Встречается во Флоренции с М.А. Бакуниным и пишет его портрет (местонахождение неизвестно).

1865
Лето
Пишет пейзажи Сан-Теренцо и Флоренции.

1867
27 января-24 февраля
Знакомится во Флоренции с А.И. Герценом, работает над его портретом.
Февраль
Заканчивает картину «Вестники Воскресения» и отсылает ее «для публичной выставки» с намерением устроить «свободную и независимую» экспозицию картины в Санкт-Петербурге и других российских городах. Совет ИАХ запрещает экспонирование картины из опасения «дать повод к превратным в публике суждениям о предмете священном».
Март
Исполняет портрет итальянского химика Г.-Й. Шиффа.
Апрель-май
Проводит в Париже, где на Всемирной выставке экспонируется картина «Тайная вечеря».
Лето
С художником Г.Г. Мясоедовым и литератором
А.Н. Веселовским живет в Сан-Теренцо. Пишет пейзажи.

1868
Исполняет портрет французского революционе- ра-эмигранта И. Доманже.
Лето
Вместе с Г.Г. Мясоедовым и А.Н. Веселовским живет в Сан-Теренцо, затем переезжает в Каррару. Пишет пейзажи. Обсуждает с Мясоедовым проект создания независимого от ИАХ объединения художников, организующего передвижные выставки по городам России.
Начало сентября
Возвращается во Флоренцию. Пишет этюды на евангельские сюжеты («Христос перед Анной», «Христос в синагоге», «Жена Пилата» и другие). Создает картину «В Гефсиманском саду» для церкви в Монастырищах (местонахождение неизвестно; возможно, уничтожена самим художником). Ищет новое решение евангельской темы в эскизах.
Картина «Вестники Воскресения» демонстрируется в Москве на постоянной выставке Общества любителей художеств (далее — МОЛХ), а затем в Санкт-Петербургском собрании художников.

1869
Показывает на Международной выставке в Мюнхене картины «Христос в Гефсиманском саду» и «Вестники Воскресения». Посещает в Мюнхене мастерские В. Каульбаха и других художников.
23 ноября
Подписывает составленное по инициативе Г.Г. Мясоедова письмо московских художников к членам Санкт-Петербургской Артели художников с приложенным к нему проектом Устава Товарищества передвижных художественных выставок (далее — ТПХВ).
Зиму проводит в России.

1870
Март
На персональной выставке в залах ИАХ экспонируются произведения итальянского периода. Пишет портрет Н.И. Костомарова.
Май
Окончательно переезжает с семьей в Россию. Поселяется в Санкт-Петербурге на 7-й линии Васильевского острова. Сближается с кругом
русской интеллигенции — писателями, художниками, учеными.
16 декабря
Избирается членом Правления ТПХВ (1870— 1873).

1871
Февраль
Пишет портрет И.С. Тургенева. Исполняет с посмертной маски бюст В.Г. Белинского. Май-июнь
Совершает поездку по волжским городам, начиная с Твери. Заезжает в имения Повало-Швей- ковских (Щербово) и Бакуниных (Премухино); где пишет портрет Н.А. Бакунина.
Показывает на 1-й выставке ТПХВ портреты Г.-Й. Шиффа, Н.И. Костомарова, И.С. Тургенева и других, а также картину «Петр I допрашивает царевича Алексея в Петергофе», которую приобретает П.М. Третьяков.
Избирается членом-художником МОЛХ, чле- ном-соучастником Общества поощрения художеств, членом Общества русских аквафортистов (1871-1873).

1872
2 января
Избран казначеем ТПХВ.
15 июля
«В награду особых трудов на художественном поприще» пожалован в кавалеры ордена Св. Анны 3-й степени.
2 августа
Назначен сверхштатным членом Совета ИАХ. Октябрь-ноябрь
Совместно с И.Н. Крамским, П.П. Чистяковым и другими участвует в Комиссии по пересмотру Устава ИАХ 1859 года.
26 декабря
На открывшейся в Санкт-Петербурге 2-й выставке ТПХВ экспонирует портреты М.Е. Салтыкова- Щедрина и Н.А. Некрасова.

1873
Показывает на Международной выставке в Лондоне картины «Петр I допрашивает царевича Алексея в Петергофе» и «В Гефсиманском саду». Удостоен именной медали.

1874
21 января
На открывшейся в Санкт-Петербурге 3-й выставке ТПХВ экспонирует картину «Екатерина II у гроба императрицы Елизаветы». Выполняет копию портрета А.С. Пушкина с работы О.А. Кипренского.
Показывает на Международной выставке в Лондоне портрет В.А.(?) Кочубей. Удостоен именной медали.

1875
27 февраля
На открывшейся в Санкт-Петербурге 4-й выставке ТПХВ экспонирует картину «А.С. Пушкин в селе Михайловском».
Февраль-март
Работает над эскизами росписей Храма Христа Спасителя в Москве (работа не была осуществлена).
Покупает небольшое имение - принадлежавший родителям жены хутор Ивановский в Борзен- ском уезде Черниговской губернии, в пяти вер-
стах от станции Плиски Киево-Воронежской железной дороги.

1876
Переезжает на постоянное жительство на хутор Ивановский. Начинает заниматься сельским хозяйством.
11 марта
На открывшейся в Санкт-Петербурге 5-й выставке ТПХВ экспонируются портреты В.П. Гаевского и А.А. Потехина.

1878
Участвует в деятельности Черниговского губернского земства.
Пишет портрет П.И. Скоропадского. П.М. Третьяков приобретает у Ге портреты А.И. Герцена, Н.И. Костомарова и А.А. Потехина.
На Всемирной выставке в Париже экспонируется картина «Петр I допрашивает царевича Алексея Петровича в Петергофе».
Рождение внучки Прасковьи (Параси), дочери старшего сына, Николая Николаевича и крестьянки Агафьи Игнатьевны Слюсаревой.
Н.Н. Ге и его сын, Н.Н. Ге-младший, причислены к дворянству Черниговской губернии по Борзен- скому уезду.

1879
Зима
Работает над картиной «Милосердие», для которой позируют младший сын Петр и его будущая жена Екатерина Ивановна Забело.

1880
Совершает поездку в Санкт-Петербург и Москву. 6 марта
На открывшейся в Санкт-Петербурге 8-й выставке ТПХВ экспонирует картину «Милосердие». После резкой критики этого полотна в периодических изданиях увозит картину на хутор.
Лето
Во время поездки по югу России и Украине, в связи с работой над картиной «Запорожцы», хутор Ге посещает И.Е. Репин с сопровождавшим его В.А. Серовым. Репин пишет портрет Ге.

1881
Пишет портреты А.В. и А.М. Олсуфьевых, княгини Щербатовой с дочерьми, графа К.П. Клейнмихеля с сыном.

1882
Январь
Знакомится со статьей Л.Н. Толстого «О переписи в Москве» (Современные известия, 1882, 20 января), под впечатлением от которой, по собственному признанию, «из язычника превращается в христианина».
Февраль
Едет в Москву к Толстому. Становится последователем религиозно-нравственного учения писателя.
На хуторе Ивановском поселяется старший брат, Осип Николаевич Ге, которому запрещено проживать в обеих столицах.

1883
Работает над проектом памятника Александру II (не закончен).
Октябрь
Женитьба младшего сына Петра на Екатерине Ивановне Забело.

1884
Январь
Пишет в Москве портрет Л.Н. Толстого.
26 февраля
На открывшейся в Санкт-Петербурге 12-й выставке ТПХВ экспонируется портрет Л.Н. Толстого.
По возвращении на хутор приступает к теме «Распятие», работа над которой растянется на десять лет. Позируют старший сын Николай и местный фельдшер Григорий Семенович Рубан, впоследствии муж племянницы Зои Григорьевны Ге.
27 августа
Рождение внука Николая, сына Петра Николаевича и Екатерины Ивановны Ге.
Август
Приезд на хутор племянницы художника, «народоволки» Зои Григорьевны Ге, взятой им на поруки под залог своего имения. Ссылку в Сибирь ей заменяют поселением под гласным надзором полиции на хуторе Ивановском.
11—14 октября
Л.Н. Толстой гостит на хуторе Ге.

1885
Февраль
По заказу Черниговского земства пишет портрет помещика И.М. Скоропадского (1805—1887) в его имении Тростянец Прилуцкого уезда Полтавской губернии.
Ноябрь
Исполняет рисунок «Тайная вечеря» (повторение одноименной картины 1863 года; ГРМ), предназначенный для публикации с текстом Л.Н. Толстого в издательстве «Посредник» (издание не было осуществлено, публикацию текста Толстого запретила цензура).
Пишет портрет своего ученика, офицера М.В. Теплова, впоследствии оставившего воспоминания о своем учителе. Художник-любитель Теплов пишет портрет Ге (местонахождение неизвестно).

1886
2(?) января—26 февраля
Живет у Л.Н. Толстого в Москве. Пишет портрет С.А. Толстой с дочерью Александрой. Делает иллюстрации к рассказу Л.Н. Толстого «Чем люди живы».
Николай Николаевич-младший начинает заведовать делами Л.Н. Толстого в связи с подготовкой его нового собрания сочинений. Вместе с дочерью Прасковьей живет в Москве (в доме А.И. Зилоти) и в Твери (в доме М.И. Петрункевич). Март
Приступает к работе над серией иллюстраций для «Краткого изложения Евангелия» Л.Н. Толстого (издание не было осуществлено). Принимает решение отказаться от собственности в пользу жены (оставляет за собой только три обособленные комнаты с отдельным входом). Выполняя последнюю, оставшуюся перед женой обязанность «до известной степени оберегать источник ее обеспечения», предлагает младшему сыну, Петру Николаевичу стать арендатором имения и взять на себя заботы по ведению хозяйства. Отказывается от управления имением И.И. Белозерского Гирявка в Борзенском уезде Черниговской губернии.
Осваивает ремесло печника.
Октябрь
Проводит беседу об искусстве с учениками Киевской рисовальной школы.
Исполняет эскиз «Кающийся грешник» на сюжет одноименного рассказа Л.Н. Толстого.

1887
Хутор Ге посещает П.М. Третьяков, который приобретает картину «В Гефсиманском саду» (1869). Перед отправкой картины в Москву Ге вносит в нее ряд изменений.
Передает в дар П.М. Третьякову рисунок «Тайная вечеря».

1888
Работает над одним из вариантов картины «Распятие», для которой ему позирует его ученик, живописец А.А. Куренной (1865—1944), впоследствии реставратор Государственной Третьяковской галереи, автор воспоминаний о художнике. Работает над графическими эскизами «Христос и эллины » и «Последняя беседа Христа с учениками».
Лето
Неделю гостит в Никольском-Обольянинове, подмосковном имении А.В. и А.М. Олсуфьевых. Июль
Гостит в Ясной Поляне. Вместе с Л.Н. Толстым участвует в постройке избы яснополянской крестьянки Анисьи Копыловой.

1889
5, 7 февраля
Присутствует на годичном собрании ТПХВ в Санкт-Петербурге.
22 февраля
Получает письмо от группы-художников-«пере- движников», приветствующих его «появление на выставке после долгого отсутствия».
28 февраля
На открывшейся в Санкт-Петербурге 17-й выставке ТПХВ экспонируется картина «Выход Христа с учениками в Гефсиманский сад».
Март
Задумывает три картины: «Последняя беседа», «Никодим у Христа ночью» и «”Что есть истина?” Христос и Пилат». Первая не была осуществлена (сохранился рисунок углем); сюжет картины «Христос и Никодим» воплотился в живописном эскизе, к третьей приступает осенью.
15 апреля
На выставке ТПХВ в Москве с картиной «Выход Христа с учениками в Гефсиманский сад» знакомится Л.Н. Толстой, который дает ей высокую оценку.
Некоторое время проводит в Киеве, собирает материалы для картины «”Что есть истина?” Христос и Пилат». Встречается со студентами. Лето
Две недели живет в Ясной Поляне. Л.Н. Толстой читает ему отрывки из повести «Крейцерова соната» и комедии «Плоды просвещения».
6 ноября
Сообщает Л.Н. Толстому о начале работы над картиной «”Что есть истина?” Христос и Пилат». На хуторе Ивановском гостит племянник художника, Григорий Григорьевич Ге-младший, автор воспоминаний о нем (опубл.: Ленинград, 1940, №4).

1890
31 января
Рождение внука Ивана, сына Николая Николае- вича-младшего.
Частично счищает с холста красочный слой картины «Милосердие» и пишет на нем «”Что есть истина?” Христос и Пилат».
11 февраля
На открывшейся в Санкт-Петербурге 18-й выставке ТПХВ экспонируется картина «”Что есть истина?” Христос и Пилат». По распоряжению санкт-петербургского градоначальника П.А. Грессера работу снимают с выставки, запрещают экспонировать в российских городах, а ее изображение изымают из иллюстрированного каталога. По настоянию Л.Н. Толстого картину приобретает П.М. Третьяков.
Апрель
По инициативе Л.Н. Толстого картина «”Что есть истина?” Христос и Пилат», сопровождаемая присяжным поверенным Н.Д. Ильиным, начинает экспонироваться в Германии (Гамбург, Берлин, Ганновер).
1 июня
Рождение внучки Анастасии, дочери младшего сына, Петра Николаевича.
17 сентября
Подает заявление в Правление ИАХ «об увольнении со службы» в звании профессора.
Осень
Работает над бюстом Л.Н. Толстого в Ясной Поляне.

1891
Январь
Работает над картиной «Совесть. Иуда», долго ищет решение замысла.
Начало показа картины «”Что есть истина?”. Христос и Пилат» в Соединенных Штатах Америки (Балтимор, Бостон).
17 февраля
Вместе с женой посещает Ясную Поляну и показывает Л.Н. Толстому картину «Совесть. Иуда».
3, 6 марта
Присутствует на годичном собрании ТПХВ в Санкт-Петербурге. Вместе с В.Д. Поленовым выступает в защиту прав молодых художников, экспонентов передвижных выставок.
9 марта
На открывшейся в Санкт-Петербурге 19-й выставке ТПХВ экспонируются работы: «Совесть Иуды», портрет М.Л. Толстой и бюст Л.Н. Толстого.
Июнь-июль
Перестраивает мастерскую на хуторе: расширяет помещение, добавляет боковые окна и окно в потолке с целью «писать такие картины, которые требуют света сверху».
Август
П.М. Третьяков приобретает портрет Л.Н. Толстого (1884).
Октябрь
Приступает к работе над полотном «Суд синедриона. “Повинен смерти!”».
4 ноября
Смерть жены Анны Петровны.
Ноябрь
Л.Н.Толстой в течение недели гостит на хуторе Ге.
Декабрь
Посылает портрет Н.А. Некрасова (ГЭ) на аукцион в пользу голодающих.

1892
Читает книгу Т. Карлейля «Герои и героическое в истории», увлекается его идеями.
16, 19 февраля
Присутствует на годичном собрании членов ТПХВ в Санкт-Петербурге.
23 февраля
На открывшейся в Санкт-Петербурге 20-й выставке ТПХВ экспонирует портрет О.П. Кос- тычевой.
Президент ИАХ великий князь Владимир Александрович не допускает к выставке картину «Суд синедриона. “Повинен смерти!”». Непродолжительное время произведение экспонируется в конференц-зале Академии наук.
11 марта
Выступает на частной квартире в Санкт-Петербурге с «лекцией», на которой присутствует И.Е. Репин. Выступление записывает Е.И. Страннолюбская («Беседа Николая Николаевича Ге об искусстве и о том, как он писал свои картины»).
20 марта
Встреча Ге с любителями искусства на квартире П.А. и Е.Н. Костычевых в Санкт-Петербурге, на которой он рассуждает о проблемах искусства. На встрече присутствует В.В. Стасов. Май-сентябрь
Пишет вариант картины «Распятие» (Музей Орсе, Париж). На хуторе живет и позирует для картины «Распятие» художник С.П. Яремич, будущий биограф Ге, автор вступительной статьи
и примечаний в книге «Л.Н. Толстой и Н.Н. Ге: Переписка» (М.—Л., 1930).
22 сентября
Получает письмо от Л.Н. Толстого о картине шведского художника, «где Христос и разбойники распяты так, что ноги стоят на земле». Начинает композиционные поиски новых вариантов картины «Распятие» горизонтального формата со стоящими на земле фигурами распятых; неудовлетворенный результатом, уничтожает некоторые работы.
На хуторе живет его ученик Л.М. Ковальский (1870—1937), который фотографирует Н.Н. Ге, членов его семьи, картины и хутор. Позже он напишет о Ге воспоминания.
24 сентября
Заканчивает автопортрет.
Умирает старший брат Осип Николаевич Ге.

1893
В течение года создает многочисленные варианты композиции «Распятие».
7, 10 февраля
Присутствует на годичном собрании членов ТПХВ в Санкт-Петербурге.
14  февраля
Читает на собрании ТПХВ свои воспоминания «Жизнь художника шестидесятых годов» (опубл.: Северный Вестник, № 3).
15 февраля
На открывшейся в Санкт-Петербурге 21-й выставке ТПХВ экспонирует «Автопортрет», портреты П.А. Костычева и Н.И. Петрункевич. Август
Читает книгу М. Нордау «Вырождение», роман Г. Д'Аннунцио «Невинная жертва» (по рекомендации Т.Л. Толстой), обе подвергает критике. С восхищением читает «Популярную астрономию» Н.К. Фламмариона.
3 октября
Заканчивает статью «Киевская первая гимназия в сороковых годах».
26 октября
Сообщает Л.Н. Толстому о новом варианте произведения на тему «Распятие» — картине «Голгофа». Октябрь
На хутор приезжает ивангородский священник
B. Ф. Бучинский для разговора с Н.Н. Ге-младшим и Г.С. Рубаном, которые отказывались крестить своих детей.
17 ноября
Сообщает Л.Н. Толстому о возвращении к работе над картиной «Распятие».
Знакомится с Л.О. Пастернаком.

1894
17 января
Заканчивает картину «Распятие».
4 февраля
В журнале «Северный Вестник» (№ 3) опубликована статья Ге «Встречи».
12 февраля
Выставляет «Распятие» в Москве, в мастерской
C. И. Мамонтова на Долгоруковской улице, где с картиной знакомятся Л.Н. Толстой и учащиеся Московского училища живописи, ваяния и зодчества (далее — МУЖВЗ).
4 марта
По распоряжению Александра III картина «Распятие» не допускается к экспонированию на 22й выставке ТПХВ в Санкт-Петербурге. Показывает «Распятие» в квартире А.Н. и Е.И. Странно-
любских. Сюда приводит учеников вечерней воскресной школы Н.К. Крупская, которая оставит об этом событии свои воспоминания.
30 апреля
Выступает с речью «Об искусстве и любителях» на 1-м съезде русских художников и любителей художеств, созванном в Москве в связи с передачей в дар городу коллекций П.М. и С.М. Третьяковых.
1 июня
Скоропостижно скончался на хуторе Ивановском.
3 июня
Похоронен там же, рядом с женой.
21 июля
Младший сын, Петр Николаевич Ге, «утвержден в правах наследства к имению, оставшемуся после смерти профессора Академии художеств, Николая Николаевича Ге». Старший сын, Николай Николаевич Ге, «отрекается от всяких прав на означенное имущество», получив свою долю в денежном эквиваленте.
В журнале «Артист» (№ 43, 44) публикуются «Воспоминания о Н.Н. Ге как материал для его биографии», написанные братом художника, Григорием Николаевичем Ге.

1895
Февраль
На 23-й выставке ТПХВ в Санкт-Петербурге открываются посмертные экспозиции произведений Н.Н. Ге и И.М. Прянишникова.
Н.Н. Ге-младший отходит от толстовства и начинает строить дом в Алуште, куда переезжает позже с З.Г. Ге и детьми на жительство.

1897
Н.Н. Ге-младший передает в дар П.М. Третьякову 116 работ отца: картины, эскизы, этюды и рисунки. К дарственному письму от 22 марта прилагается список всех произведений художника.
М.А. Врубель впервые посещает хутор Ивановский, где проводит лето с женой, Надеждой Ивановной Забело (сестрой Е.И. Забело, жены П.Н. Ге). В последующие три года, в летние месяцы Врубель также будет жить на хуторе. Январь
Ученик МУЖВЗ Н.П. Ульянов пишет воспоминания «Ге среди молодежи» и показывает их Л.Н. Толстому.

1903
Н.Н. Ге-младший организует персональные выставки отца в Париже (10—30 июня) и Женеве (1—30 сентября).
Издает «Альбом художественных произведений Николая Николаевича Ге» (переиздан в 1904).

1904
Выходит в свет первая монография о художнике «Николай Николаевич Ге, его жизнь, произведения и переписка», написанная критиком В.В. Стасовым.

Составители:
Татьяна Карпова, Светлана Капырина

Вернуться назад

Теги:

Скачать приложение
«Журнал Третьяковская галерея»

Загрузить приложение журнала «Третьяковская галерея» в App StoreЗагрузить приложение журнала «Третьяковская галерея» в Google play