Хроника жизни и творчества Исаака Левитана

Маргарита Чижмак

Рубрика: 
НАСЛЕДИЕ
Номер журнала: 
#3 2010 (28)

I860
18 (30) августа родился в посаде Кибарты близ Вержболово (ныне поселок Кибартай, Литва) в семье железнодорожного служащего Ильи Абрамовича Левитана.

1860-е - начало 1870-х
Получает первоначальное образование в семье.

Начало 1870-х
Семья с детьми (Исааком, Адольфом, Терезой и Эммой) в надежде на улучшение материального положения переезжает в Москву. Первое время Левитаны живут в районе улицы Солянка на деньги, заработанные частной педагогической практикой отца (будучи выпускником раввинского училища, он еще в Ковно (ныне Каунас) преподавал иностранные языки).

1873
В сентябре Исаак принят в Московское училище живописи, ваяния и зодчества (МУЖВЗ), куда в 1871 году поступил его брат Адольф. Занимается в пейзажной мастерской А.К.Саврасова (с 1874), учится у В.Г.Перова, В.Д.Поленова (с 1882).

1875
Смерть матери.
Начало дружбы с Н.П.Чеховым, братом А.П.Чехова.

1877
Смерть отца. В семье воцаряется крайняя нужда. Оставшись без крова, Исаак часто ночует в училище, голодает. Однако его талант обращает на себя внимание Комитета МУЖВЗ и молодому художнику выплачивают стипендию на покупку холстов и красок, освобождают от платы за обучение. Дебютирует в ученическом отделении V выставки Товарищества передвижных художественных выставок (ТПХВ) с пейзажами «Вечер» (ГТГ) и «Солнечный день. Весна» (частное собрание, Москва), за которые награжден двумя малыми серебряными медалями. В связи с выставкой его имя впервые упоминается в печати.

1878
На I ученической выставке МУЖВЗ, организованной по инициативе В.Г.Перова, экспонирует картину «Вид Симонова монастыря» (местонахождение неизвестно), вызвавшую положительные отклики прессы. В начале следующего года полотно было продано за 100 рублей.

1879
В мае в связи с выселением евреев из Москвы вынужден переехать в подмосковную деревню Салтыковку. Зачислен советом преподавателей МУЖВЗ на стипендию князя В.А.Долгорукова.
Знакомится с А.П.Чеховым.

1880
В декабре—январе на II ученической выставке МУЖВЗ экспонирует пять пейзажей, среди которых — «Осенний день. Сокольники» (1879). Приобретение этой картины П.М.Третьяковым положило начало пристальному вниманию собирателя к творчеству начинающего художника.

Начало 1880-х
Участие в ученических выставках Московского училища живописи, ваяния и зодчества и периодических выставках Московского общества любителей художеств (МОЛХ). В 1881 году получил серебряную медаль за рисунок с натуры и стипендию для поездки на Волгу, но вынужден потратить деньги на лечение своей сестры Терезы и поселиться вместе с ней в Останкино под Москвой. Здесь им написаны «Останкино» (ГРМ), «Аллея. Останкино» (ГТГ) и другие работы.
Дает частные уроки живописи Е.Ф.Ненароковой (в замужестве — Дейша) — падчерице В.В.Яковлева, став другом дома.
Начал сотрудничать с журналами «Москва» (М., 1882), «Радуга» (М., 1883), «Волна» (М., 1884), исполняя рисунки и литографии. Выполнил четыре иллюстрации для путеводителя «Кремль в Москве», изданного по инициативе генерал-майора М.П.Фабрициуса. Написал картины «Дуб» (1880, ГТГ), «Осень. Охотник» (1880, Тверская областная картинная галерея), «Весной в лесу» (1881) и «Дорога в лесу» (1882; обе — ГТГ).

1883-1884
Снимает комнату в «восточных номерах» (Садово-Спасская, на месте дома № 12) вместе с Н.П.Чеховым. Близкое окружение Левитана составляют студенты МУЖВЗ — К.А.Коровин, М.В.Нестеров, В.В.Переплетчиков, А.С.Степанов.
Не прерывает общение с уволенным из МУЖВЗ Саврасовым. Исполнив пейзаж на соискание звания классного художника, показывает его Саврасову, который пишет на работе: «Большая серебряная медаль». Мнение опального живописца не находит понимания у Комитета училища, и картина не получает одобрение. Левитан прекращает посещение занятий. Через год совет преподавателей МУЖВЗ отчисляет его и выдает диплом неклассного художника.
Общее собрание ТПХВ принимает Левитана в число своих экспонентов, и он дебютирует на XII передвижной выставке с работой «Вечер на пашне» (1883, ГТГ). С этого времени ежегодно участвует в выставках ТПХВ и МОЛХ.
Весной 1884 года вместе с В.В.Переплетчиковым уезжает на этюды в Саввинскую слободу, где их навещает живший по соседству художник Л.Л.Каменев, высоко оценивший произведения Левитана. Создает две картины под названием «Саввинская слобода под Звенигородом» (обе — ГТГ), «Въезд в деревню» (Музей-заповедник В.Д.Поленова).
Осенью 1884 года, наряду с другими молодыми художниками, начинает посещать акварельные утра и рисовальные вечера в доме В.Д.Поленова. Позирует для его картины «Христос и грешница» (1888, ГРМ).

1885
Снимает комнату у вдовы Реддер в Уланском переулке, затем переезжает в меблированные комнаты Лихачева на Пречистенке1.
Начинает посещать рисовальные собрания в доме С.И.Мамонтова на Садовой и в его имении Абрамцево. Принимает участие в создании Русской частной оперы, работает в декорационных мастерских театра Мамонтова (1885—1886). Вместе с Н.П.Чеховым и В.А.Симовым участвует в создании декораций к спектаклю «Русалка» А.С.Даргомыжского, «Фауст» Ш.Гуно, «Жизнь за царя» М.И.Глинки, «Снегурочка» Н.А.Римского-Корсакова. Летом уезжает в деревню Максимовку, расположенную неподалеку от имения Киселевых Бабкино под Воскресенском (ныне город Истра), где в течение лета живет семейство Чеховых. Вскоре переселяется к ним, отвлекается на охоту, рыбалку, костюмированные балы и забавы, но при этом неустанно работает в устроенной из хозяйственного помещения мастерской, прозванной «курятником». Пишет окрестности Бабкина, в том числе картину «Река Истра» (Дом-музей А.П.Чехова, Ялта). Становится близким другом семьи Чеховых2.

1886
В конце марта на два месяца уезжает на этюды в Крым, останавливается в Ялте, Массандре, Алупке, Симеизе, Кореизе, Бахчисарае. Исполненные в Крыму этюды (около 60), экспонировавшиеся на выставке МОЛХ, были проданы, что значительно улучшило материальное положение художника. Лето проводит в Бабкино с семьей Чеховых.
Приглашен возглавить мастерскую пейзажа в «Классах изящных искусств», организованных А.О.Гунстом.
В конце августа знакомится с Кувшинниковыми — врачом Павлом Дмитриевичем и его женой Софьей Петровной (1847—1907), художницей-любителем и хозяйкой артистического «Салона Кувшинниковой», где собирались видные представители московской интеллигенции (А.И.Сумбатов-Южин, A. П.Ленский, А.П.Щепкина, М.Н.Ермолова, А.П.Чехов, И.Е.Репин и другие). Питая взаимную симпатию, а в дальнейшем и сердечную привязанность, Левитан и Кувшинникова вместе со Степановым осенью отправляются в Саввинскую слободу на этюды. Начинает посещать субботние вечера МОЛХ, в которых принимают участие художники старшего поколения — B. Д.Поленов, В.Е.Маковский, Н.В.Неврев, и знаменитые «среды» В.Е.Шмаровина (до 1889), гостями которых были художественный критик С.Глаголь, московский бытописатель В.А.Гиляровский, актрисы Г.Н.Федотова и В.Ф.Комиссаржевская, художники Маковские, Н.Н.Ге.

1887
Весной совершает первую поездку на Волгу (на два месяца). Исполняет ряд волжских пейзажей: «Пасека» (ГТГ), «Разлив на Суре» (частное собрание, Москва), «Васильсурск» (Музей-заповедник В.Д.Поленова) и другие. Представленная наряду с остальными произведениями картина «Осеннее утро. Туман» куплена В.В.Верещагиным как признание профессионализма молодого художника.
Лето проводит в Бабкино с Чеховыми, гостит на даче «Жуковка» на Клязьме у Поленова, где пишет картину «Заросший пруд» (Музей-заповедник В.Д.Поленова). Этот мотив повторен им в одноименной работе (ГРМ) и в рисунках, исполненных на шмаровинских «средах».
В конце лета и осенью работает вместе с Кувшинниковой и Степановым в Саввинской слободе.

1888
С апреля по конец октября в сопровождении Кувшинниковой и Степанова совершает поездку по волжским городам. Много и плодотворно работает. Изображает Плёс, ставший его излюбленным местом, в картинах «На Волге» (ГТГ), «Деревянная церковь в Плёсе при последних лучах солнца» (частное собрание, Москва; запечатленный храм стал прообразом для церкви в картине «Над вечным покоем», 1894, ГТГ), «Внутри Петропавловской церкви в Плёсе, на Волге» (ГТГ), «Уголок в Плёсе» (Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан, Казань), «Вечер на Волге» (ГТГ), «Пасмурный день на Волге» (частное собрание, Москва), «Осень. Мельница. Плёс» (ГТГ, Плёсский музей-заповедник). Здесь же художником написан портрет Кувшинниковой (Музей-квартира И.И.Бродского, Санкт-Петербург). Этот период биографии художника описан в ее воспоминаниях и запечатлен на исполненных Степановым небольших этюдах («И.И.Левитан и С.П.Кувшинникова на этюдах», Тель-авивский музей искусств; «И.И.Левитан и С.П.Кувшинникова», частное собрание, Франция). Принят в члены МОЛХ.

1889
Становится членом организованного К.С.Станиславским Московского общества искусства и литературы, исполняет декорацию «Зимний лес» для спектакля «Каменный гость». Лето и осень проводит на Волге в компании Кувшинниковой и Степанова. На основе волжских пейзажей в Москве пишет свои первые монументальные полотна «Вечер. Золотой Плёс» и «После дождя. Плёс» (оба — ГТГ). В ноябре известный меценат С.Т.Морозов предоставляет Левитану под дом-мастерскую флигель своей усадьбы в Большом Трехсвятительском переулке.
Зимой 1889/1890 болеет тифом, сильно подорвавшим его здоровье.

1890
В начале марта впервые отправляется за границу (возможно, с Кувшинниковой). На протяжении двух месяцев посещает Берлин, Париж, Ниццу, Ментону, Венецию, Флоренцию. Обращает внимание на типичные провинциальные уголки Италии с их деревенским укладом жизни и красотой южной природы. Делает ряд зарисовок в путевом альбоме. Исполняет живописные пейзажи и пастели (среди них — «Берег Средиземного моря», «Близ Бордигеры на севере Италии»; оба — ГТГ).
В знак глубокого уважения и признания таланта М.Н.Ермоловой дарит ей одну из двух картин «Весна в Италии» (частное собрание). Лето и осень проводит с Кувшинниковой на Волге. Останавливается в Плёсе, Юрьевце, Кинешме. Исполняет картины «В пасмурный день на Волге» (Серпуховский историко-художественный музей), «Ветхий дворик» (ГТГ) и другие.
По возвращении в Москву работает над полотном «Тихая обитель» (ГТГ). Экспонирует картины «Вечер. Золотой Плёс» и «После дождя. Плёс» на XVIII выставке ТПХВ, их приобретает П.М.Третьяков.

1891
Экспонировавшееся на XIX выставке ТПХВ полотно «Тихая обитель» имеет шумный успех у публики и приносит Левитану широкую известность3. Принят в члены ТПХВ, избран членом Комитета МОЛХ.
В мае вместе с Л.С.Мизиновой4 отправляется в гости к А.П.Чехову в Алексин Калужской губернии. Лето и осень проводит с Кувшинниковой в деревне Затишье в имении Панафидиных Курово-Покровское Старицкого уезда Тверской губернии. В находящемся поблизости имении баронессы А.Н.Вульф Берново пишет вид заброшенной мельничной запруды, ставший первым этюдом для будущей картины «У омута». После отъезда Кувшинниковой по приглашению Панафидиных работает над этим произведением в их большом доме в имении Курово-Покровское. Создает портрет Н.П.Панафидина (Тверская областная картинная галерея), пишет пейзаж «Октябрь» (Самарский областной художественный музей) и этюд «Сжатое поле. Серый день» (частное собрание), который дарит П.Д.Кувшинникову. Поленов исполняет живописный портрет Левитана (частное собрание).

1892
В апреле происходит разрыв с Чеховым. Его причиной явился опубликованный в январском номере журнала «Север» рассказ «Попрыгунья» (сюжетом которого стали взаимоотношения Левитана и Кувшинниковой). Не принимает извинений Чехова, что затягивает их примирение до января 1895 года.
Лето проводит с Кувшинниковой в деревне Городок на реке Пекше (близ станции Болдино Владимирской губернии).
В сентябре в связи с указом о выселении евреев из Москвы и Московской губернии вынужден покинуть свой дом и жить (с середины сентября до середины декабря) во Владимирской губернии близ станции Болдино. Только благодаря ходатайствам друзей к концу года возвращается в Москву (официальное разрешение получил в январе 1894 при содействии П.А.Брюллова — члена Правления ТПХВ). Пишет картины «Лесистый берег. Сумерки» (Тверская областная картинная галерея), «Вечерний звон» и «Владимирка» (обе — ГТГ). Экспонирует «Вид монастыря накануне праздника» (местонахождение неизвестно) на Всемирной выставке в Чикаго.

1893
На XXI выставке ТПХВ демонстрируется картина «Владимирка» и портрет Левитана в мастерской, написанный В.А.Серовым зимой 1892/1893 годов. В феврале уезжает с И.С.Остроуховым в Санкт-Петербург, посещает Эрмитаж. Летом живет в имении Ушаковых Островно, расположенном на озере Островно Тверской губернии, и в имении Аракчеевых Гарусово на озере Удомля под Вышним Волочком, где пишет ряд подготовительных этюдов для будущего полотна «Над вечным покоем».

1894
Пишет полотно «Над вечным покоем», ставшее центральным произведением в его творчестве. Картину приобретает П.М.Третьяков. Понимая особую значимость и статус его коллекции, Левитан приносит в дар галерее свою работу «Владимирка».
Участвует двумя работами во Всемирной выставке в Лондоне. Весенние месяцы проводит в путешествии по Европе. Посещает Вену, Ниццу, приезжает на озеро Комо, останавливается в Париже. Среди немногочисленных работ, привезенных из этой поездки, — несколько вариантов композиции «Озеро Комо» (ГТГ, ГРМ) и этюд «Корниш. Юг Франции» (ГТГ).
Летом приезжает с Кувшинниковой в имение Ушаковых Островно. Знакомится с живущей по соседству А.Н.Турчаниновой, в августе—сентябре (после разрыва с Кувшинниковой) живет в ее имении Горка. Исполняет в технике пастели натюрморты «Букет васильков», «Колеус», «Иммортели», а также картины «Астры» и «Георгины» для подарков хозяйке имения и ее дочерям. Врач А.П.Ланговой устанавливает у Левитана тяжелое заболевание сердца.

1895
В январе благодаря Т.Л.Щепкиной-Куперник5 происходит долгожданное примирение с Чеховым. В марте и с мая по сентябрь живет в имении Горка у Турчаниновых. Все эти месяцы работает в специально построенной для него на берегу озера большой мастерской. Создает свои самые мажорные произведения: «Март», «Свежий ветер. Волга», «Золотая осень» (все — ГТГ).

1896
В Одессе состоялась совместная выставка картин и акварелей И.И.Левитана, В.А.Симова и А.А.Попова6. Представлен 18 произведениями на масштабной Всероссийской художественно-промышленной выставке в Нижнем Новгороде.
Знакомится с А.Н.Бенуа, при его содействии начинает показывать свои картины на выставках «Мюнхенского сецессиона».
В мае гостит у Турчаниновых в имении Горка.
Лето проводит в Финляндии, путешествует по Ладожскому озеру, посещает Валаам. Осенью и зимой страдает от болей в сердце. Врачи констатируют у Левитана расширение аорты и выявляют порок сердца. Новый год встречает в кругу семьи Чеховых в Мелихово.
П.М.Третьяков приобретает работы «Март» и «Золотая осень». Скульптор ТФ.Рис выполняет из гипса бюст И.И.Левитана.

1897
На основе впечатлений от третьей поездки за границу создает картины «Остатки былого. Сумерки. Финляндия» и «На Севере» (обе — ГТГ). Несмотря на болезненное состояние и обострение недуга, пишет картину «Весна — большая вода» (ГТГ), которую в том же году представляет на XXV выставке ТПХВ.
Избран действительным членом «Мюнхенского Сецессиона». С апреля по июнь лечится на курортах Италии (Нерви, Портофино, Курмажер у подножия Монблана) и Германии (Наугейм). Исполняет этюды с видами альпийских гор, картину «Крепость. Италия» (местонахождение неизвестно), «Цепь гор. Монблан» (ГТГ). Летние и осенние месяцы гостит в имении С.ТМорозова Успенское, где его навещает Чехов. Едет с Морозовым в Одинцово к Карзинкиным7, с Мизиновой — в Мелихово к Чеховым. Пишет картины «Бурный день», «Лунная ночь. Большая дорога» (обе — ГТГ), «Лунная ночь. Деревня» (ГРМ), многочисленные осенние пейзажи. В сентябре присутствует на похоронах А.К.Саврасова. Пишет статью-некролог «По поводу смерти А.К.Саврасова». В декабре у Левитана случается сердечный приступ.

1898
В марте в очередной раз заболевает тифом. Едет лечиться в Наугейм, посещает Мюнхен, Париж. Удостоен звания академика живописи. Получает приглашение возглавить пейзажную мастерскую МУЖВЗ8. Летом живет в имении Олениных Богородское на берегу озера Сенеж близ подмосковной станции Подсолнечное. Его навещает Чехов. Пишет картины «Ранняя весна», «Овраг», «Тишина» (все — ГРМ), «Озеро. Весна» (Пензенская областная картинная галерея), несколько работ на тему порубки леса и этюды для будущего полотна «Буря. Дождь». Исполняет иллюстрации к издаваемому в честь 100-летнего юбилея со дня рождения А.С.Пушкина трехтомному собранию сочинений поэта.
Помимо участия в выставках ТПХВ, МОЛХ и «Мюнхенского сецессиона», экспонирует произведения на Выставке русских и финляндских художников в Петербурге, устроенной С.П.Дягилевым.

1899
Пишет картины «Буря. Дождь» (Саратовский государственный художественный музей им. А.Н.Радищева). Становится экспонентом Международной художественной выставки журнала «Мир искусства» в Санкт-Петербурге и участником литературного кружка «Среда», собиравшегося у Н.Д.Телешова. В феврале мастерскую Левитана посещают великий князь Сергей Александрович и великая княгиня Елизавета Федоровна.
В апреле последовал приказ о выдаче Левитану паспорта на право жительства в Москве.
Весной и осенью часто выезжает со своими учениками на пленэр в Сокольники, Кусково, Новогиреево. Снимает дачи, где молодые художники живут и пишут под его руководством этюды. В конце апреля — августе из-за плохого самочувствия живет в деревне Окуловка Новгородской губернии, где у него гостит Турчанинова. Создает картины «Сумерки. Луна» (ГРМ), «Сумерки. Стога», «Сумрачно», «Летний вечер» (все — ГТГ) и многочисленные подготовительные этюды к монументальному полотну «Озеро». На новогодние праздники едет к Чехову в Ялту, где пишет этюд «Сумерки. Стога», вмонтированный в камин в кабинете писателя, а также несколько работ на тему ранней крымской весны (в то время в Ялте стояла необычайно теплая погода).
Скульптор П.П.Трубецкой исполняет бронзовую статуэтку Левитана с дарственной надписью "Paul Troubetzkoy bon ami Levitan Moscou 1899" (ГТГ; вариант в гипсе — ГРМ).

1900
Работает над полотном «Озеро» (ГРМ). В феврале едет в Санкт-Петербург на открытие XXVIII выставки ТПХВ, где наряду с его произведениями экспонируются работы учеников — Н.Н.Сапунова и П.И.Петровичева, — за которых он особенно переживает. Участвует в выставке русских художников в Риге и в Отделе русского искусства на Всемирной выставке в Париже. В марте гостит у художника Н.В.Мещерина в имении Дугино Подольского уезда Московской губернии, где пишет этюды.
В мае едет в Химки к своим студентам, которые живут и работают на пленэре на снятой для них даче. Простужается, что провоцирует тяжелое осложнение болезни сердца. Возвращается в Москву, где за ним ухаживает А.Н.Турчанинова.
22 июля (4 августа) — смерть Левитана. Похоронен на Дорогомиловском кладбище в Москве.
В мастерской оставалось около 40 неоконченных картин и 300 этюдов. Монументальное полотно «Озеро» (ГРМ) так и осталось незавершенным. Последнее произведение художника — «Уборка сена» (ГТГ). В 1941 году перезахоронен на Новодевичьем кладбище, рядом с могилой А.П.Чехова.

  1. В дальнейшем (до 1889) снимает номер в гостинице «Англия» (Тверская, на месте дома № 23).
  2. На протяжении всей жизни Левитан часто бывал у Чеховых на Садово-Кудринской, гостил в имениях Бабкино, Мелихово (купленное Чеховыми в 1892 году), навещал писателя в Ялте.
  3. Побывавший на выставке А.Н.Бенуа так отзывался о полученном от картины впечатлении: «Казалось, точно сняли ставни с окон, точно раскрыли их настежь, и струя свежего, душистого воздуха хлынула в спертое выставочное зало, где так гадко пахло от чрезмерного количества тулупов и смазанных сапог» (Бенуа А.Н. История русской живописи в XIX веке. М., 1999. С. 345).
  4. Лидия Стахиевна Мизинова (Лика) (1870-1937) - друг семьи Чеховых, питавшая сердечную симпатию к Антону Павловичу. Состояла в труппе МХТ, вышла замуж за режиссера А.А.Санина и уехала за границу. Постоянный корреспондент Левитана и Чехова.
  5. Татьяна Львовна Щепкина-Куперник (1874-1952) - правнучка известного актера Малого театра М.СЩепкина, писательница, драматург, переводчик, автор воспоминаний «Давние дни», описывающих художественную и театральную жизнь конца 1890-х - 1900-х годов.
  6. См.: ЗахаренковаЛ.И. История персональных выставок И.И.Левитана и подготовка в Третьяковской галерее выставки, приуроченной к 150-летию со дня рождения художника // Третьяковские чтения. 2009: материалы отчетной научной конференции. М., 2010. С. 219.
  7. Брат и сестра А.А.Карзинкин и Е.А.Карзинкина -покровители искусства, составляли неотъемлемую часть художественной среды конца 1890-х - 1900-х годов. А.А.Карзинкин - финансист, меценат, член Совета Третьяковской галереи (1905-1912), устраивал литературно-художественные вечера. Е.А.Карзинкина вышла замуж за писателя Н.Д.Телешова, организатора литературного кружка «Среда».
  8. В числе учеников Левитана были Н.Н.Сапунов, П.И.Петровичев, С.Ю.Жуковский, В.К.Бялыницкий-Бируля, К.Ф.Юон, В.Н.Бакшеев, Л.О.Пастернак. Мастер преподавал с большим увлечением, активно участвовал в деятельности Комитета МУЖВЗ.

Вернуться назад

Теги:

Скачать приложение
«Журнал Третьяковская галерея»

Загрузить приложение журнала «Третьяковская галерея» в App StoreЗагрузить приложение журнала «Третьяковская галерея» в Google play