Среди коллекционеров. ГРАФИКА ИЗ МОСКОВСКИХ ЧАСТНЫХ КОЛЛЕКЦИЙ КОНЦА XIX - НАЧАЛА ХХ ВЕКА
Ну, как же не творчество - эта бесконечная, фантастическая любовь, неустанная одержимость, неистовое упорство и настойчивость в розысках и погоне, непрерывная работа историко-художественного порядка и прежде всего работа глаза, не внешнего... а зрения внутреннего, интуитивное проникновение в существо художественного произведения, коллекционерская озаренность.
И.Э. Грабарь
На протяжении последних 10 лет Третьяковская галерея осуществляет показ своей графической коллекции в виде сменных экспозиций-выставок. Один из сквозных циклов программы - история формирования фонда графики XVIII-XX веков. Двадцатая выставка этого проекта отражает очередной этап в сложении ее коллекции - интенсивное прирастание фондов в первое послереволюционное десятилетие произведениями из частных московских собраний.
Выставка «Среди коллекционеров. Графика из московских частных коллекций конца XIX - начала ХХ века» посвящена тем русским собирателям и меценатам рубежа веков, чьи произведения в эти годы были приняты в Третьяковскую галерею. В экспозиции представлено более 250 работ, происходящих из 21 частной московской коллекции. Это собрания И.С. Остроухова, И.Е. Цветкова, С.С. и А.П. Боткиных, С.А. Бахрушина, В.О. Гиршмана, Н.П. и М.П. Рябушинских, Е.П. Носовой, В.В. фон Мекка, И.А. Морозова, С.Т. Морозова, А.В. Морозова, М.А. и М.К. Морозовых, С.А. Щербатова, С.А. Кусевицкого, С.А. Полякова, Г.А. Эккерта, В.А. Воробьева, П.И. Харитоненко, Д.В. Высоцкого, И.И. Трояновского. Выставка позволяет не только оценить их вклад в собрание Третьяковской галереи, но и поставить вопрос о значении частных коллекционеров в культурной жизни России данного периода.
Эти люди, с их энергией, предпринимательскими способностями, органично соединяющимися с увлеченностью искусством и даром его видения и восприятия, были не просто собирателями и знатоками, они в немалой степени определили облик русской культуры своего времени и способствовали ее развитию. В круг их интересов, наряду с изобразительным искусством, входили театр, музыка, поэзия, философия. Как бы сложилась судьба русской поэзии символизма, если бы С.А. Поляков не издавал журнал «Весы» и альманах «Северные цветы», если бы Н.П. Рябушинский не создал «Золотое руно»? Как развивалась бы русская музыка без организованного С.А. Кусевицким Русского музыкального издательства, без его страстного стремления пропагандировать произведения молодых композиторов в России и за рубежом, без той финансовой поддержки, которую оказала А.Н. Скрябину М.К. Морозова? Увидели бы свет труды блестящей плеяды русских философов - Е.Н. Трубецкого, Н.А. Бердяева, С.Н. Булгакова, П.А. Флоренского без созданного на ее средства издательства «Путь»? Как сложилась бы судьба М.А. Врубеля, если бы В.В. фон Мекк не приобрел отвергнутого всеми «Демона поверженного», без той поддержки, которую оказали художнику С.А. Щербатов, Н.П. Рябушинский, М.А. и М.К. Морозовы, И.А. Морозов, А.В. Морозов?
Важной составляющей культурной жизни Москвы была деятельность созданного по инициативе И.И. Трояновского и В.О. Гиршмана «Общества свободной эстетики», проводившего выставки, творческие вечера, объединившего представителей разных поколений и художественных направлений.
Своеобразной традицией стало сотрудничество частных коллекционеров с Третьяковской галереей - в разное время в попечительский совет музея входили И.С. Остроухов, И.Е. Цветков, С.А. Щербатов, А.П. Боткина, В.В. фон Мекк.
Создание коллекций лишь один из аспектов проявления их художественных интересов, но именно эта сторона их деятельности вышла за рамки личных биографий, подчас известных достаточно узкому кругу людей. Отобранные ими для себя по своему вкусу произведения впоследствии составили золотой фонд коллекции Третьяковской галереи.
В отличие от большинства предыдущих выставок, ценность которых была в представлении большого количества неизвестных работ, экспозиция «Среди коллекционеров. Графика из московских частных коллекций конца XIX - начала ХХ века» почти целиком состоит из эталонных, хорошо известных зрителю произведений - тех шедевров, на которых построена история искусства. Среди экспонатов выставки: «Жемчужина», «Тени лагуны», «Кампануллы», цикл иллюстраций к поэме М.Ю. Лермонтова «Демон» М.А. Врубеля; знаменитые портреты, исполненные по заказу Н.П. Рябушинского для журнала «Золотое руно», «Портрет В. Брюсова» М.А. Врубеля; сомовские портреты поэтов - А. Блока, М. Кузмина; портреты художников объединения «Мир искусства» - Е. Лансере, М. Добужинского; портреты М. Врубеля и К. Бальмонта кисти В.А. Серова; цикл портретов коллекционеров работы В.А. Серова - П. Щербатовой, Г.Л. Гиршман, В.О. Гиршмана, В.В. фон Мекка; пейзажи В.А. Серова - «Улица Турнабуони», «Деревня», «Баба с лошадью», «Стригуны на водопое»; «Разлив» И.И. Левитана; театральные эскизы к «Снегурочке» В.М. Васнецова; пастели, блестящие рисунки углем и сангиной О.А. Кипренского и А.О. Орловского; акварели К.П. Брюллова; пастели А.Я. Головина - «Испанка», «Гробница Эвридики»; редко демонстрирующаяся коллекция миниатюр из собрания А.В. Морозова; силуэты из собрания Гиршманов; эгломизе из собрания М.П. Рябушинского.
Возникновение в начале ХХ века целого ряда крупных, открытых для широкого круга любителей искусства частных собраний, во многом стимулировало сам художественный процесс. Страсть к коллекционированию порой была «фамильной чертой», охватывала всех членов семьи. Собирателями были Морозовы, Боткины, Рябушинские, Бахрушины. Взаимовлияние круга коллекционеров и художников проявило себя в создании монументально-декоративных ансамблей, появлении большого ряда заказных произведений. Каждая коллекция - это авторская «история искусства» своего времени, выражающая образ ее создателя. Именно его индивидуальный вкус, мировосприятие определили отбор имен художников и конкретных произведений. «Каждое ценное частное собрание представляет собой «исторический интерес» в иной плоскости, заключая «психологический интерес». Оно выявляет лик собирателя, отражая его индивидуальный духовный мир, его потребности», - писал С.А. Щербатов. Наряду с традиционным увлечением классическим искусством возникает также огромный интерес к современным художественным явлениям. Отдельным предметом собирательства становится графика, переживающая в этот период новый взлет в своем развитии. Особо следует выделить коллекции И.С. Остроухова, И.Е. Цветкова, С.С. Боткина, В.О. Гиршмана, которые целенаправленно собирали графику. Большой процент графики в собраниях С.А. Полякова и Н.П. Рябушинского объясняется их профессиональной деятельностью - они сохраняли многочисленные эскизы оформления издаваемых ими журналов и альманахов «Весы», «Золотое руно», «Северные цветы». Графические произведения, часто подаренные самими художниками, составляют камерные по своему характеру коллекции известных московских врачей - И.И. Трояновского и В.А. Воробьева.
Практически все обладатели крупных собраний постепенно шли к созданию собственного частного музея. Они перестраивали свои особняки, приспосабливая их под растущие коллекции, изучали накопленный материал, составляли каталоги, участвовали в выставках, лично отбирали новые произведения. Часть собраний была открыта для посетителей - так, информация о коллекции В.О. и Г.Л. Гиршманов входила в путеводители по городу. Пример братьев Третьяковых, передавших в дар городу свое собрание, оказал влияние на осознание общественной роли собирательства и его целей. Многие крупные коллекционеры - С.Т. и А.В. Морозовы, М.П. и С.П. Рябушинские, И.Е. Цветков, И.С. Остроухов, А.С. Бахрушин планировали организацию общественно-доступных музеев с последующей передачей их в дар Москве. На базе многих из них и были созданы музеи (Кустарный музей им. С.Т. Морозова, Музей фарфора А.В. Морозова, Музей иконы И.С. Остроухова, Цветковская галерея, Театральный музей им. А.А. Бахрушина).
Судьбу многих коллекций решила революция. В 1917 году из соображений сохранности по инициативе И.Э. Грабаря многие владельцы передали свои произведения на хранение в Третьяковскую галерею. В 1918 году его усилиями в залах галереи была устроена выставка, представляющая частные собрания Москвы. Экспозиция, развернутая ныне в залах графики, - своеобразное воспоминание об этой странице истории нашей культуры.
Когда-то С.А. Щербатов мечтал о создании музея личных коллекций, где «каждую коллекцию размещали бы в отдельной ячейке», чтобы не бы ла утрачена «духовная связь с вложившим некогда свою душу в любимое свое собрание бывшим собирателем-владельцем». Этот принцип определяет структуру выставки. Каждая из 21 коллекции представлена как отдельный самостоятельный фрагмент экспозиции. Это некий «портрет», составленный как из лучших ее образцов, так и из наиболее характерных экспонатов, определяющих ее своеобразие и личные пристрастия владельца, отражающих круг общения, художественное чутье и его коллекционерскую позицию. Собранные вместе, они не только воссоздают атмосферу эпохи, но и хранят образы своих создателей, наверное, потому, что в каждом собрании, в каждом произведении живет душа коллекционера.
Иллюстрации
Бумага, гуашь, пастель, уголь, коллаж. 35×43,2. Из собрания С.А.Щербатова
Эскиз костюма для постановки оперы Н.А. Римского-Корсакова «Снегурочка». Бумага на картоне, акварель, графитный карандаш. 26×21,2. Из собрания В.В. фон Мекка
Бумага, акварель, графитный карандаш. 42,6×33,5. Из собрания А.П. Боткиной
Картон, гуашь, тушь, кисть, перо. 29,3×21,7. Из собрания Г.А.Эккерта
Бумага на картоне, акварель, гуашь, тушь, кисть. 49,5×67,4. Из собрания И.А.Морозова
Бумага, тушь, кисть, перо, белила. 3,5×11,8. Из собрания В.О.Гиршмана и Г.Л.Гиршман
Бумага на картоне, пастель. 47,5×62. Из собрания С.А.Бахрушина
Бумага, пастель. 45,3×64. Из собрания Д.В.Высоцкого
Картон, пастель. 96,4×76 (овал). Из собрания В.О.Гиршмана и Г.Л.Гиршман
Бумага, черный карандаш, пастель. 54×44. Из собрания С.А.Кусевицкого
Бумага, гуашь, черный карандаш. 42,5×102. Из собрания М.П. и Н.П.Рябушинских
Картон, гуашь, тушь, перо. 29,4×37,6. Из собрания С.А.Полякова