АРТ-МОСКВА 2007: начало энтропии
Этот год для единственной международной ярмарки современного искусства в России «Арт-Москва» стал своеобразной конфирмацией - по словам Василия Бычкова, директора компании «Экспопарк», впервые мероприятие принесло прибыль (в прошлом году удалось оплатить лишь расходы по проведению - выйти «в ноль», а до этого «Арт-Москва» была откровенно убыточным проектом). Официально заявлена прибыль - около 10 млн. долларов, из которых половину составляют реальные продажи, а половину - стоимость зарезервированных работ.
Как всегда, работал экспертный совет ярмарки, в который входили владельцы отечественных галерей - Айдан Салахова, Елена Селина и Марат Гельман, а также участвовали наши коллеги - австриец Ханс Кнолль и немец Фолькер Диль, один из основателей Арт-Форума в Берлине. Несмотря на значительное удорожание выставочной площади в этом году, в оргкомитет было подано заявок больше обычного - 220, из которых отобрано тоже больше обычного - 73. В результате на ярмарку попало множество галерей и проектов очевидно низкого уровня, как считает Марат Гельман. Подтверждение тому дает, например, откровенно слабый проект «За звук» у самого входа на выставку - скульптуры Юрия Календарёва, поразительно напоминающие гигантский ксилофон, на котором обычно играют в «Коломенском», только в ЦДХ они гордо именовались "sound plates”.
Но, конечно, несмотря на подобный художественный балласт, лицо ярмарки определяли ведущие отечественные галереи, ставшие заодно и лидерами продаж: Галерея Айдан, Галерея Гельмана, Галерея Гисич, «Партнер Проджект», Галерея Риджина, «Роза Азора», Галерея Гари Татинцяна, «D-137», «XL», галерея «Триумф», Якут-Галерея. Из западных участников надо отметить Volker Diehl Gallery (Берлин), "Forsblom” (Хельсинки), Hans Knoll Gallery (Вена-Будапешт), "Stefan Stux” (Нью-Йорк), "Wetterling" (Стокгольм). Также впервые очень заметным стало присутствие украинских галерей.
В отношении ассортимента и качества представленного искусства в целом неожиданностей не было, ситуацию определяли скорее акценты: лихая психоделическая симуляция соцреализма Дубосарского-Виноградова уступила место «серьезной» имитации его в работах Семена Агроскина. В целом же самые качественные примеры постсоветской живописи представили все же не отечественные, а украинские художники: Александр Гнилицкий и Максим Мамсиков.
Альянс галерей Якута и «Триумф» явно пошел на пользу первому: откровенное кокетство с тоталитарной эстетикой теперь смягчено прозападными работами Максима Ксюты из «Триумфа». Не очень заметным было на сей раз творчество группы «АЕС+Ф» - вероятно, много сил у авторов отняла подготовка к персональной выставке в Русском музее и к Венецианской биеннале. Зато эстафетную палочку «детской» эстетики подхватил Олег Кулик, показав абсолютно аутентичный медийный образ улыбающегося ребенка без капли иронии. Приятное отступление от «джентльменского набора» наблюдалось со стороны галерей «XL» и Гельмана: обе представили очень любопытные объекты молодых художниц Ирины Кориной и Дианы Мачулиной соответственно. Наконец, мощным, цельным и убедительным было участие «Розы Азора» с эффектной моноэкспозицией Алены Кирцовой.
Что касается западных галерей, то возглавляющая список наиболее успешных финская "Forsblom” в качестве козырных карт показала живопись Георга Базелица и Питера Хэлли, скульптуру Маркуса Люпертца и Кита Херинга, а также видеоинсталляцию Тони Урслера. Туринская галерея "Glance” под руководством бывшей нашей соотечественницы Надежды Степановой привезла мультинациональную команду авторов, объясняя это вкусами итальянской публики, любящей разнообразие и далекой от культурного шовинизма. Забавно, что некоторые работы здесь, такие как шелкографии по вышивке Кента Хенриксена, где неизвестные в масках крадут очаровательных пастушек, напоминали произведения русских младо-концептуалистов, например группу «Фенсо». Дружбой с последним «медицинско-герменевтическим» поколением славится парижская галерея "Iragui”, на стенде которой были графика Павла Пеперштейна и Ивана Разумова, фотографии групп «ПГ» и «Четвертая высота», почему-то не слишком популярные среди отечественных галерей.
Итак, «Арт-Москва» стала вполне достойным инвестиционным проектом, приносящим прибыль. Но почему-то видимых следов инвестиций со стороны организаторов не наблюдается. Изменилась только арендная плата, но не качество освещения, ковровых покрытий, временных стенок, мебели. Ничего нового нет ни в дизайне каталога, ни в оформлении ярмарки в целом. Не установлен беспроводной Интернет Wi-Fi. Если у прошлых ярмарок обычно была обширная некоммерческая программа: когда-то здесь организовывал конференции Виктор Мизиано, устраивали перформансы группа «Радек» и акции - флэш-моб, наконец, делались блестящие выставки, - то на этот раз альтернативы холодному чистогану почти не было.
Счастливым исключением стал только один проект - «Арт-Коммуналка», объявленный как версия реалити-шоу с участием актуальных художников. Однако куратор Антонио Джеуза признал, что формат проекта может меняться под влиянием самих художников - и вместо «Дома-2» зрители получили обновленную версию художнического сквота эпохи 1990-х годов с необычно радушной и творческой атмосферой, исключавшей зависть и конкуренцию, насаждаемые массмедиа. Семь участников: Вика Бегальская, Владислав Ефимов, Елена Ковылина, Антон Литвин, Михаил Мутаев (соавтор заболевшего Владислава Мамышева-Монро), Диана Мачулина, Сергей Шутов - жили вместе пять дней, никто не был «отправлен домой», и призы в конце получили все художники. Наталья Косолапова, директор Центра современного искусства М'АРС, который был организатором проекта, пообещала показать произведения, созданные художниками во время пребывания в «Коммуналке», на выставке в Центре М'АРС в октябре.
Самое главное, что организаторам и участникам «Арт-Коммуналки» удалось донести до зрителей, - это большие скрытые возможности искусства, его сплачивающую силу, способность сопротивляться готовым рецептам массовой культуры. Подобного единения среди организаторов и участников ярмарки нет. Явное пренебрежение организационной стороной мероприятия со стороны устроителей привело к тому, что среди галеристов распространяются «эмигрантские» настроения и надежды на Московский международный салон изящных искусств. Однако респектабельность нельзя заимствовать, ее следует нарабатывать самостоятельно, иначе, как в поговорке, получится, что «от гусей отстали, а к павам не пристали».
Иллюстрации
Leonard Ruethmueller Contemporary Art, Базель
Цветная фотография. США
Холст, акрил, масло. «Роза Азора», Москва
Pop/off/art, Москва
Холст, масло. Галерея «Цех», Киев
Объект. Haus Schneider, Uschi Kolb Gallery, Карлсруэ
Объект
Холст, масло. Kiev Fine Art, Киев
Из серии «Школьные доски». VP Studio, Москва
Фотография