АРТ-МОСКВА 2007: начало энтропии

Евгения Кикодзе

Рубрика: 
ВЫСТАВКИ
Номер журнала: 
#3 2007 (16)

Этот год для единственной международной ярмарки современного искусства в России «Арт-Москва» стал своеобразной конфирмацией - по словам Василия Бычкова, директора компании «Экспопарк», впервые мероприятие принесло прибыль (в прошлом году удалось оплатить лишь расходы по проведению - выйти «в ноль», а до этого «Арт-Москва» была откровенно убыточным проектом). Официально заявлена прибыль - около 10 млн. долларов, из которых половину составляют реальные продажи, а половину - стоимость зарезервированных работ.

Как всегда, работал экспертный совет ярмарки, в который входили владельцы отечественных галерей - Айдан Салахова, Елена Селина и Марат Гельман, а также участвовали наши коллеги - австриец Ханс Кнолль и немец Фолькер Диль, один из основателей Арт-Форума в Берлине. Несмотря на значительное удорожание выставочной площади в этом году, в оргкомитет было подано заявок больше обычного - 220, из которых отобрано тоже больше обычного - 73. В результате на ярмарку попало множество галерей и проектов очевидно низкого уровня, как считает Марат Гельман. Подтверждение тому дает, например, откровенно слабый проект «За звук» у самого входа на выставку - скульптуры Юрия Календарёва, поразительно напоминающие гигантский ксилофон, на котором обычно играют в «Коломенском», только в ЦДХ они гордо именовались "sound plates”.

Но, конечно, несмотря на подобный художественный балласт, лицо ярмарки определяли ведущие отечественные галереи, ставшие заодно и лидерами продаж: Галерея Айдан, Галерея Гельмана, Галерея Гисич, «Партнер Проджект», Галерея Риджина, «Роза Азора», Галерея Гари Татинцяна, «D-137», «XL», галерея «Триумф», Якут-Галерея. Из западных участников надо отметить Volker Diehl Gallery (Берлин), "Forsblom” (Хельсинки), Hans Knoll Gallery (Вена-Будапешт), "Stefan Stux” (Нью-Йорк), "Wetterling" (Стокгольм). Также впервые очень заметным стало присутствие украинских галерей.

В отношении ассортимента и качества представленного искусства в целом неожиданностей не было, ситуацию определяли скорее акценты: лихая психоделическая симуляция соцреализма Дубосарского-Виноградова уступила место «серьезной» имитации его в работах Семена Агроскина. В целом же самые качественные примеры постсоветской живописи представили все же не отечественные, а украинские художники: Александр Гнилицкий и Максим Мамсиков.

Альянс галерей Якута и «Триумф» явно пошел на пользу первому: откровенное кокетство с тоталитарной эстетикой теперь смягчено прозападными работами Максима Ксюты из «Триумфа». Не очень заметным было на сей раз творчество группы «АЕС+Ф» - вероятно, много сил у авторов отняла подготовка к персональной выставке в Русском музее и к Венецианской биеннале. Зато эстафетную палочку «детской» эстетики подхватил Олег Кулик, показав абсолютно аутентичный медийный образ улыбающегося ребенка без капли иронии. Приятное отступление от «джентльменского набора» наблюдалось со стороны галерей «XL» и Гельмана: обе представили очень любопытные объекты молодых художниц Ирины Кориной и Дианы Мачулиной соответственно. Наконец, мощным, цельным и убедительным было участие «Розы Азора» с эффектной моноэкспозицией Алены Кирцовой.

Что касается западных галерей, то возглавляющая список наиболее успешных финская "Forsblom” в качестве козырных карт показала живопись Георга Базелица и Питера Хэлли, скульптуру Маркуса Люпертца и Кита Херинга, а также видеоинсталляцию Тони Урслера. Туринская галерея "Glance” под руководством бывшей нашей соотечественницы Надежды Степановой привезла мультинациональную команду авторов, объясняя это вкусами итальянской публики, любящей разнообразие и далекой от культурного шовинизма. Забавно, что некоторые работы здесь, такие как шелкографии по вышивке Кента Хенриксена, где неизвестные в масках крадут очаровательных пастушек, напоминали произведения русских младо-концептуалистов, например группу «Фенсо». Дружбой с последним «медицинско-герменевтическим» поколением славится парижская галерея "Iragui”, на стенде которой были графика Павла Пеперштейна и Ивана Разумова, фотографии групп «ПГ» и «Четвертая высота», почему-то не слишком популярные среди отечественных галерей.

Итак, «Арт-Москва» стала вполне достойным инвестиционным проектом, приносящим прибыль. Но почему-то видимых следов инвестиций со стороны организаторов не наблюдается. Изменилась только арендная плата, но не качество освещения, ковровых покрытий, временных стенок, мебели. Ничего нового нет ни в дизайне каталога, ни в оформлении ярмарки в целом. Не установлен беспроводной Интернет Wi-Fi. Если у прошлых ярмарок обычно была обширная некоммерческая программа: когда-то здесь организовывал конференции Виктор Мизиано, устраивали перформансы группа «Радек» и акции - флэш-моб, наконец, делались блестящие выставки, - то на этот раз альтернативы холодному чистогану почти не было.

Счастливым исключением стал только один проект - «Арт-Коммуналка», объявленный как версия реалити-шоу с участием актуальных художников. Однако куратор Антонио Джеуза признал, что формат проекта может меняться под влиянием самих художников - и вместо «Дома-2» зрители получили обновленную версию художнического сквота эпохи 1990-х годов с необычно радушной и творческой атмосферой, исключавшей зависть и конкуренцию, насаждаемые массмедиа. Семь участников: Вика Бегальская, Владислав Ефимов, Елена Ковылина, Антон Литвин, Михаил Мутаев (соавтор заболевшего Владислава Мамышева-Монро), Диана Мачулина, Сергей Шутов - жили вместе пять дней, никто не был «отправлен домой», и призы в конце получили все художники. Наталья Косолапова, директор Центра современного искусства М'АРС, который был организатором проекта, пообещала показать произведения, созданные художниками во время пребывания в «Коммуналке», на выставке в Центре М'АРС в октябре.

Самое главное, что организаторам и участникам «Арт-Коммуналки» удалось донести до зрителей, - это большие скрытые возможности искусства, его сплачивающую силу, способность сопротивляться готовым рецептам массовой культуры. Подобного единения среди организаторов и участников ярмарки нет. Явное пренебрежение организационной стороной мероприятия со стороны устроителей привело к тому, что среди галеристов распространяются «эмигрантские» настроения и надежды на Московский международный салон изящных искусств. Однако респектабельность нельзя заимствовать, ее следует нарабатывать самостоятельно, иначе, как в поговорке, получится, что «от гусей отстали, а к павам не пристали».

Иллюстрации

Мартин ХЕРБСТ. Без названия. 2007. Объект
Мартин ХЕРБСТ. Без названия. 2007. Объект
Leonard Ruethmueller Contemporary Art, Базель
Алина и Джефф БЛЮМИС. Выход. 2007
Алина и Джефф БЛЮМИС. Выход. 2007
Цветная фотография. США
Алена КИРЦОВА. Триптих «Пейзажи». 2006
Алена КИРЦОВА. Триптих «Пейзажи». 2006
Холст, акрил, масло. «Роза Азора», Москва
Константин БАТЫНКОВ. Из серии «Робоm-самоубийца». 2006
Константин БАТЫНКОВ. Из серии «Робоm-самоубийца». 2006
Pop/off/art, Москва
Александр ГНИЛИЦКИЙ. Приемник. 2006
Александр ГНИЛИЦКИЙ. Приемник. 2006
Холст, масло. Галерея «Цех», Киев
Елена Селина на фоне произведений Ирины Кориной и Владислава Мамышева-Монро
Елена Селина на фоне произведений Ирины Кориной и Владислава Мамышева-Монро
Пиа СТАДТБАУМЕР. Макс. 2000
Пиа СТАДТБАУМЕР. Макс. 2000
Объект. Haus Schneider, Uschi Kolb Gallery, Карлсруэ
Стенд галереи “Forsblom”, Хельсинки. На стене – произведения Тони Урслера и Сергея Бугаева-Африки. На переднем плане: Кит ХЕРИНГ. S-man. 1987. Пластик
Стенд галереи “Forsblom”, Хельсинки. На стене – произведения Тони Урслера и Сергея Бугаева-Африки. На переднем плане: Кит ХЕРИНГ. S-man. 1987. Пластик
Сергей ШЕХОВЦОВ. Киноmеаmр. 2007
Сергей ШЕХОВЦОВ. Киноmеаmр. 2007
Объект
Максим МАМСИКОВ. Машина. 2007
Максим МАМСИКОВ. Машина. 2007
Холст, масло. Kiev Fine Art, Киев
Сергей ВОЛКОВ. Без названия. 2006
Сергей ВОЛКОВ. Без названия. 2006
Из серии «Школьные доски». VP Studio, Москва
Проект «Арm-Коммуналка». Диана Мачулина за работой
Проект «Арm-Коммуналка». Диана Мачулина за работой
Проект «Арm-Коммуналка». Перформанс Виктории Бегальской «Тридцаmь леm спусmя (в чесmь Валие Экспорm)»
Проект «Арm-Коммуналка». Перформанс Виктории Бегальской «Тридцаmь леm спусmя (в чесmь Валие Экспорm)»
Александр Петрелли представляет в своей галерее «Пальто», проект Виктории Бегальской «Сон В.А. про Б.А.». 2007
Александр Петрелли представляет в своей галерее «Пальто», проект Виктории Бегальской «Сон В.А. про Б.А.». 2007
Фотография
Проект «Арm-Коммуналка». Перформанс Виктории Бегальской: стрельба из водяного пистолета в Марата Гельмана
Проект «Арm-Коммуналка». Перформанс Виктории Бегальской: стрельба из водяного пистолета в Марата Гельмана
Проект «Арm-Коммуналка». Перформанс Елены Ковылиной «Гирудоmерапия»
Проект «Арm-Коммуналка». Перформанс Елены Ковылиной «Гирудоmерапия»
Проект «Арm-Коммуналка». Сергей Шутов за работой
Проект «Арm-Коммуналка». Сергей Шутов за работой
Проект «Арm-Коммуналка». Куратор Антонио Джеуза и директор Е.К.Арт-бюро Елена Куприна
Проект «Арm-Коммуналка». Куратор Антонио Джеуза и директор Е.К.Арт-бюро Елена Куприна

Вернуться назад

Теги:

Скачать приложение
«Журнал Третьяковская галерея»

Загрузить приложение журнала «Третьяковская галерея» в App StoreЗагрузить приложение журнала «Третьяковская галерея» в Google play