АКАДЕМИЯ ХУДОЖЕСТВ В МАНЕЖЕ
15 июня 2007 года в Центральном выставочном зале «Манеж» в Москве состоялось торжественное открытие масштабной выставки, посвященной знаменательной дате - 250-летию со дня основания Российской академии художеств. Просторные залы Манежа вместили лишь часть огромного, продолжающего ежегодно пополняться новыми произведениями творческого арсенала Академии, которая сегодня объединяет лучших мастеров изобразительного искусства.
С учреждением в 1757 году «Академии трех знатнейших художеств» (скульптуры, живописи и архитектуры) были заложены основы для развития отечественной культуры и науки. Многие достижения искусства XVIII-ХХ веков связаны именно с ее деятельностью. Во многом именно благодаря Академии в отечественной изобразительной культуре возникла своя художественная классика и уникальная система образования, которой сегодня россияне вправе гордиться. Императорская Академия художеств - Академия художеств СССР - Российская академия художеств. Вот пункты-обозначения ее непростой истории. Академия принадлежит к особо ценным объектам национального достояния, является «высшей государственной творческо-научной организацией Российской Федерации». Сегодня это славное учреждение празднует свой юбилей. Самое время вспоминать прошлое, анализировать настоящее и планировать будущее, ведь два с половиной столетия - немалый срок. Проведение грандиозной выставки в Манеже - своеобразное подведение итогов и вместе с тем желание поделиться с широким кругом зрителей своими творческими поисками. Экспозиция, включающая около 1500 произведений разных периодов истории Академии художеств, предоставляет возможность познакомиться с прошлым и настоящим отечественного искусства.
В первой части юбилейной выставки можно увидеть необычный профильный портрет Петра Первого (неизвестный художник начала XVIII века), появление которого здесь далеко не случайно. Еще в 1724 году именно Петру Первому принадлежала инициатива создания в России Академии художеств и наук по примеру Академии искусств Франции.
Посетителей Манежа встречают портреты президентов Академии и полотна известных русских художников, авторов копий с прославленных произведений западноевропейского искусства. Создание копий являлось неотъемлемой частью учебного процесса в Императорской Академии. Ныне эта традиция сохраняется в академических вузах - Московском институте им. В.И. Сурикова и Санкт-Петербургском институте им. И.Е. Репина.
В Академии художеств во все времена навыки создания композиционной картины признавались обязательным условием профессии живописца. С ее развитием связаны имена таких мастеров, как А.А. Иванов, В.И. Суриков, И.Е. Репин, В.Г. Перов и др. Сегодня Россия является единственной страной,сохранившей традиции обогащенного глубоким внутренним содержанием тематического полотна, утрата этого преимущества стала бы невосполнимой потерей для всей мировой изобразительной культуры.
Сюжетно-тематическая картина - явная и непререкаемая заслуга современной академической школы, о чем свидетельствует большинство показанных на выставке работ - от старинных полотен до произведений современных академиков.
Ярким, торжественным акцентом юбилейной экспозиции является парадное полотно известного мастера Валерия Якоби «Инаугурация Академии художеств 7 июля 1765 года», представляющее светское общество при дворе императрицы Екатерины II. Царица даровала Академии Устав и «Привилегии» и сделала необычайно важный шаг, обеспечив человеку, получившему профессию художника, особый статус и положение в обществе. Рукописный Устав, состоящий из книги в 13 листов, в отделанном бронзой ларце из красного дерева стал одним из экспонатов выставки.
Из коллекции Научно-исследовательского музея Российской академии художеств, расположенного в Санкт-Петербурге в здании на Университетской набережной, были привезены портреты президентов Академии художеств - основателя и куратора Академии графа И.И. Шувалова, генерал-поручика И.И. Бецкого (оба портрета работы В.Г. Худякова, 1864), графа А.И. Мусина-Пушкина (автор И.Б. Лампи-старший), графа А.Г. Строганова (автор Ж.Л. Монье, 1804), графа А.Н. Оленина (автор А.Г. Варнек), портреты двух женщин-президентов - великих княгинь Марии Николаевны и Марии Павловны.
За каждым портретом - яркая, уникальная личность, ожившая история, необычная судьба и искренняя преданность Академии и ее делам. Так, граф Иван Иванович Шувалов, даже покинув Россию после смерти своей покровительницы Елизаветы Петровны на долгие 14 лет, не забыл о важнейшем деле своей жизни и продолжал собирательскую деятельность в Риме, где приобретал памятники античного искусства для музея Академии художеств и заказывал слепки с выдающихся произведений древнего мира.
Иван Иванович Бецкий, назначенный президентом в правление Екатерины II, внес особый вклад в деятельность Академии, организовав при ней детское воспитательное училище. Примечательно, что именно Бецкий также являлся основателем знаменитого Смольного института - «Воспитательного общества для благородных девиц».
Немногим известно, что другой президент Академии художеств, Алексей Николаевич Оленин, был не только любителем искусств и коллекционером подобно большинству руководителей Императорской Академии, но и художником, который, работая преимущественно в технике акварели, прославился как иллюстратор первого издания поэмы А.С. Пушкина «Руслан и Людмила».
Известный в истории искусства «бунт тринадцати», приведший к созданию Товарищества передвижных художественных выставок, произошел в бытность президентом Академии великой княгини Марии Николаевны, герцогини Лейхтенбергской. Впрочем, высокопоставленная женщина-президент осуществляла в основном представительскую и кураторскую деятельность, в то время как учебными процессами в Академии руководили вице-президенты - сначала граф Ф.П. Толстой, а затем князь Г.Г. Гагарин, живописец и рисовальщик, автор иллюстраций к произведениям А.С. Пушкина.
Портретный ряд украшают образы почетных любителей Императорской Академии художеств. Значение, которое придавалось развитию Академии монархами, побуждало богатых вельмож и иностранных живописцев стремиться попасть в число ее почетных членов. После избрания требовалось прислать свое изображение. Так со временем в музее сформировалась интереснейшая галерея портретов президентов, профессоров и почетных членов. В нынешней экспозиции представлены портреты почетных любителей и почетных членов Императорской Академии художеств - великого князя Павла Петровича, князя А.М. Голицына, митрополита Гавриила (Петрова), графа И.Г. Чернышева, графа Эрнста фон Миниха, короля Пруссии Фридриха Вильгельма III, кардинала Алессандро Альбани, принца П.Г. Ольденбургского, графа П.А. Строганова и многих других.
Обширную портретную галерею продолжают изображения профессоров и выпускников Академии, знаменитых мастеров - живописцев А.А. Иванова, Ф.Я. Алексеева, И.К. Айвазовского, А.И. Куинджи, В.И. Сурикова, скульпторов И.П. Мартоса, Ф.Ф. Щедрина, В.И. Демута-Малиновского, архитекторов К.А. Тона и А.А. Михайлова, заведующего медальерным классом К.И. Леберехта, заведующего граверным классом Н.И. Уткина и других. Большинство из них изображены с атрибутами соответствующего их специальности вида искусства. Это архитектурные чертежи, молот и резец скульптора, кисти и альбомы с рисунками. Среди уникальных произведений, многие из которых экспонируются впервые, представлен портрет врача Императорской Академии художеств Э.А. Оверлаха. Таким образом, посетителям выставки предоставляется уникальная возможность погрузиться в глубь академической истории, узнать и увидеть тех, кто год за годом, век за веком создавал уникальную художественную школу.
Значительная часть выставки принадлежит работам пенсионеров, то есть воспитанников Академии, которые награждались при выпуске большими золотыми медалями и получали возможность за казенный счет (пенсион) провести несколько лет за границей, во Франции или Италии, для дальнейшего совершенствования ремесла. Они продолжали обучение в мастерских известных европейских художников, посещали музеи и картинные галереи, копировали шедевры мирового искусства. На выставке в Манеже представлен целый ряд высокопрофессиональных копий с произведений Рафаэля, Снайдерса, Веронезе, Перуджино, Мурильо и других великих живописцев.
Работы выпускников служили своеобразными отчетами и представлялись руководству Академии художеств, а затем поступали в музей в качестве экспонатов и учебных пособий. Копии и картины с изображением памятников классической архитектуры помогали ученикам Академии, продолжающим обучение на берегах Невы, получить представление о лучших произведениях мирового искусства.
Показанные в Манеже работы пенсионеров, как правило, размещались непосредственно в учебных классах и мастерских. Лишь к середине XIX века, когда собрание значительно увеличилось, в здании Академии были сформированы особые «экспозиционные зоны», куда учащиеся и публика допускались в строго определенные часы и дни.
Юбилейный показ страница за страницей открывает насыщенное событиями прошлое Академии художеств, не случайно особая ее часть посвящена документальным свидетельствам - в цокольном этаже выставочного комплекса представлены уникальные фотоматериалы разных лет.
В первые годы советской власти Академия пережила сложные преобразования, затронувшие и систему художественной школы. Это были чрезвычайно трудные годы, когда само словосочетание «художественное наследие» являлось синонимом консерватизма и реакционности. Напряженная борьба в искусстве в 1920-х - начале 1930-х годов особенно сильно повлияла на состояние музейных коллекций живописи, скульптуры и графики, которые были расформированы, их весомая часть постепенно перешла в другие музеи. Основную группу экспонатов приняли Эрмитаж и Русский музей. Музей Академии в это время лишился работ Г. Терборха, Л. Кранаха, Д. Левицкого, К. Брюллова, А. Венецианова, Н. Ге и многих других произведений западных и русских художников. Немалое число музейных экспонатов было передано для оформления различных общественных помещений. Пострадала коллекция и от сторонников пролетарской культуры, целенаправленно освобождавших музей от всего «лишнего». В результате были уничтожены ценнейшие предметы, разбиты слепки с антиков. В довершение «большая часть музейных собраний была передана Госфонду для распродажи». С тех пор облик музея значительно изменился.
К счастью, в музейном собрании Академии художеств сохранилась уникальная коллекция больших проектных моделей XVIII-XIX веков, лучшие из которых были привезены из Санкт-Петербурга в Москву для демонстрации на юбилейной выставке в Манеже. Подлинная «жемчужина» коллекции - проектная модель Воскресенского Новодевичьего (Смольного) монастыря, воспроизводящая один из вариантов замысла знаменитого архитектора Ф.-Б. Растрелли. Выполненная из дерева и гипса модель не только максимально точно копирует безупречные архитектурные формы монастыря, но и передает цветовое решение - нарядное сочетание золотых куполов и барочных деталей с голубым цветом фасадов и белизной колонн и пилястров.
В огромном пространстве Манежа соединились как бы две сферы жизни Академии, два философски-творческих пространства - прошлое и настоящее. Организаторы выставки не претендовали на всеобъемлющую демонстрацию всех этапов многопланового пути этого старейшего учреждения искусства, но постарались создать определенную зрительную интригу, столкнув два временных пласта.
Вторая половина выставки посвящена творчеству зрелых мастеров и молодых профессиональных художников, тесно связанных с Академией художеств в двадцатом столетии и работающих в ее составе сегодня. Экспозиция в Манеже включает в себя множество интереснейших произведений живописцев, скульпторов, архитекторов, мастеров декоративно-прикладного искусства, дизайна, а также искусствоведов, чьи труды можно увидеть в витринах сразу при входе в выставочный зал. Историческое искусство предстает как бы в окружении современности. В экспозиции представлены работы членов Российской академии художеств из Москвы, Санкт-Петербурга, таких регионов России, как Поволжье, Урал, Сибирь и Дальний Восток, где действуют отделения Академии. В их числе - произведения президента Академии художеств З.К. Церетели, вице-президентов Е.И. Зверькова, А.А. Мыльникова, Т.Т. Салахова и Э.Н. Дробицкого, академиков А.А. Бичукова, М.М. Курилко-Рюмина, Д.Д. Жилинского, А.П. Обросова, П.П. Оссовского, Г.М. Коржева, А.И. Рукавишникова, А.Д. Шмаринова, М.М. Посохина, А.Г. Акритас, Б.А. Мессерера, Н.А. Мухина, П.Ф. Никонова, Т.Г. Назаренко и многих других выдающихся мастеров.
Наряду с хорошо знакомыми ценителям искусства работами есть и те, которые зритель увидит впервые. Так, З.К. Церетели продемонстрировал на выставке одно из своих новых значительных произведений - выполненную из бронзы скульптуру, посвященную выдающемуся музыканту Мстиславу Ростроповичу. Скульптурный образ прославленного виолончелиста был создан еще при жизни маэстро. Автор удивительно тонко передал состояние просветления и вдохновенного погружения в мир музыкальных образов.
Сегодня Академия объединяет вокруг себя самых разных художников, ведь иначе не может быть. Ситуация в культурной жизни изменилась настолько, что никто уже не вправе диктовать художнику выбор колорита, форму и тему произведения. Полагаю, мало кто из по-настоящему творческих людей захочет вернуться во времена идеологического контроля над искусством.
На примере представленных на выставке работ зритель может проследить пути развития российского изобразительного искусства от классических образцов до проявления новейших течений и поисков формы. В разделе скульптуры можно увидеть как спокойную, четко выверенную пластику М.М. Антокольского, так и гротескную заостренность формы и эмоциональность работ А.И. Рукавишникова, М.В. Дронова, Д.Н. Тугаринова.
На то и дело возникающий вопрос о будущем искусства Академия художеств дает свой весомый ответ. Творческие разногласия - извечная проблема, и относиться к ней нужно по возможности философски. Время, так или иначе, все расставит по своим местам независимо от желания живущих. Заявления о крахе классического изобразительного языка, его невостребованности, как доказывает выставка в Манеже, неоправданны. К тому же число обучающихся в художественных школах и желающих поступить в академические художественные вузы свидетельствует, скорее, об обратном.
Примечательно, что главной ареной разногласий о путях дальнейшего развития искусства чаще всего становилась станковая живопись.
В чем же причина? Возможно в том, что станковая живопись более свободна. Она, как эксцентричная особа, может позволить себе все, что угодно. Живопись маслом не знает ограничений и постоянно провоцирует на эксперимент. Наверное, все это в порядке вещей. Доказательством тому - богатейшее живописное наследие, часть которого можно видеть на выставке в Манеже.
Необходимо отметить, что в современное изобразительное искусство вернулась религиозная тематика, пребывавшая под запретом в советский период. Обращение к духовным сюжетам - одна из важнейших традиций русского искусства, которая продолжает жить в творчестве мастеров и молодых художников Академии.
Во многом символичным является тот факт, что позитивные перемены в жизни Академии начались с такого важного и уникального события, как восстановление под эгидой и при непосредственном участии Академии художественного убранства храма Христа Спасителя. Как известно, наряду с академиками в грандиозной по масштабам и своему духовному значению работе приняли участие многие выпускники академических вузов.
К 250-летию Российской академии художеств издательством «Творческая мастерская» было подготовлено издание, обобщающее материалы по воссозданию храма Христа Спасителя. Эта уникальная книга также заняла свое почетное место на выставке в Манеже.
Современная часть экспозиции отчетливо демонстрирует плюрализм стилей и направлений в искусстве новейшего времени, что наглядно свидетельствует о жизнеспособности и перспективах развития Российской академии художеств.
Иллюстрации
Холст, масло. 85×68
Холст, масло. 113×87
Холст, масло. 133,5×109
Холст, масло. 62,5×48,5
Из серии «Горная монастырская страна Метеоры». Бумага, темпера. 64×84
Холст, масло. 100×150
Холст, масло. 100×220
Холст, масло. 180×240
Цветная литография. 48×53
Из серии «Праздник Победы». Бумага, смешанная техника. 59×59
Бронза, мрамор, гранит. Лефортовский парк, Москва
Бронза, дерево. 27×39×22
Бронза. 180×80×80
Бронза. 300х275х280
Холст, масло. 250×200
Холст, масло. 145×180
Из серии «Старые парижские двери». Холст, масло. 110×80
Холст, масло. 145×198
Холст. масло. 169×142