Иконы Соловецкого монастыря

Татьяна Кольцова

Рубрика: 
МУЗЕИ РОССИИ
Номер журнала: 
#3 2006 (12)

Собрание икон Соловецкого монастыря - одно из крупнейших на Русском Севере. На сегодняшний день иконописное наследие обители рассредоточено по нескольким музейным коллекциям страны, таким, как Государственный исторический музей, Государственная Третьяковская галерея, Государственный историко-культурный музей-заповедник «Московский Кремль», Государственный Русский музей, Государственный музей-заповедник «Коломенское», Музей истории религии, Архангельский областной краеведческий музей, Соловецкий государственный музей-заповедник и Архангельский музей изобразительных искусств. Литература о соловецком иконописном наследии достаточно обширна: это и каталоги, и монографии, и статьи[1]. Однако иконы из музеев Архангельской области практически не были включены в сферу исследования, редко выставлялись и оставались неизвестны широкому зрителю.

С момента основания монастыря иконы поступали в обитель в качестве вкладов, подарков. Среди них были произведения известных московских иконописцев Назария Истомина и Карпа Золотарева. Соловецкая ризница была одной из богатейших в России. Крупные и наиболее ответственные работы по созданию иконостасов и монументальных росписей в церквах и соборах Соловецкого монастыря выполняли профессиональные артели приезжих иконописцев. Иконостас Преображенского собора написан в ХУ! в. новгородскими мастерами, иконы для Благовещенской церкви выполнены в конце XVI в. Федором Трофимовым из Каргополя. Над росписями Преображенского собора в конце XVII в. работали холмогорские иконописцы, а в 1863 г. - петербургский живописец С.С. Снетков. Иконостас для Троицкого собора написали в XIX в. мастера Троице-Сергиевой лавры.

Судя по письменным источникам, на Соловках только в XVII в. в разные годы работали 45 иконописцев. Среди них были монахи, монастырские слуги, трудники, а также приезжие иконописцы из Вологды, Костромы, Холмогор. В 1710 г. книга переписная по службам монастыря упоминает семерых иконников, работавших в обители. Среди них - Григорей Ярославец, Сава Никифоров, Иван Наумов, Потап Стефанов, Козьма Игнатьев, Иван Яковлев.

На протяжении целого ряда столетий в монастыре работали иконописцы разных художественных направлений, приезжавшие сюда из крупных художественных центров: Новгорода, Москвы, Вологды и других городов. Наряду с ними трудились и местные мастера - из Сумского посада, из деревень Нюхча и Сорока. Соловецкий монастырь владел большой частью Беломорского побережья, его земли простирались от Архангельска до Кольского полуострова. Обитель ощутимо влияла на формирование живописной культуры Поморья. Жители поморских сел, занимавшиеся иконописанием, получали заказы от Соловецкого монастыря, предоставлявшего им краски и иконные образцы. Иконописание давало дополнительный заработок крестьянам, жившим сельским хозяйством и морскими промыслами.

Анализ икон поморских церквей позволяет убедиться в том, что одни и те же мастера изготавливали образа для различных храмов. Так, например, единством стиля отмечены праздничные иконы, происходящие из Успенской церкви Кемского посада, Никольской церкви деревни Малошуйка и Петропавловской церкви деревни Вирма. Творчество создававших их поморских мастеров относится к концу XVII - началу XVIII в.

Каждый северный монастырь имел свои «раздаточные образа». На них изображались святые чудотворцы, чьи мощи хранились в обители. Такие иконы дарили, ими благословляли богомольцев. Соловецкий монастырь постоянно, на протяжении столетий заказывал как иконописцам поморских вотчин, так и мастерам крупных художественных центров так называемые «чудотворцовы иконы» с изображениями соловецких чудотворцев: Зосимы, Савватия, Германа и Елеазара. Образы закупали целыми партиями. Это не могло не сказаться на характере подобных произведений: многие из них написаны достаточно сухо. С конца XVII в. в Соловецком монастыре начали печатать дешевые гравированные иконы с изображениями тех же прославленных святых.

В XVII в. живописные иконы, складни и кресты, созданные на Соловках и в монастырских вотчинах, чаще всего имеют в навершии или «в сиянии» образ Спаса Нерукотворного или Троицы. Главный праздник Соловецкого монастыря - Преображение Господне. В XVII-XIX вв. композиция «Преображение» осеняет многие иконные и гравированные «раздаточные» образы. Этими иконами благословляли, их приносили в дар именитым людям. После бомбардировки англичанами монастыря в 1854 г. наряду с «Преображением» «в сиянии» появляется и образ Богоматери Знамение, чудесно спасшей обитель от вражеского нападения.

Соловецкие иконы никогда не отличались однородностью. И хотя в монастыре работало много северных мастеров, местное иконописание здесь не превалировало. Богатое иконописное наследие Соловецкого монастыря - это комплекс произведений «северных писем», новгородской, московской и ростово-суздальской иконописных школ.

В 1922-1923 гг., после закрытия монастыря, значительная часть его коллекции поступила в Северный краевой музей (ныне - Архангельский областной краеведческий музей). На оборотах некоторых икон сохранились бумажные наклейки того времени с пометами. Большинство произведений, переданных с Соловков в 1920-е гг., так и хранится в краеведческом музее.

Почти у всех вывезенных из Соловецкой обители икон очень информативные, «говорящие» обороты. Во-первых, большинство икон имеет на оборотах (иногда на рубашке) номера, написанные красным суриком или черной краской, которые соответствуют номерам Главной описи Соловецкого монастыря конца XIX - начала XX в. Среди них наиболее ранними следует считать наклейки, сделанные в период описания ризницы комиссией Главмузея в 1922 г., а также наклейки Комиссии Наркомпросса 1923 г., например: «Главмузей. Ризница Соловецкого монастыря. № 85/1386-110». Если далее следуют номера Северного краевого музея, то это означает, что икона поступила из Соловков в Архангельск в 1923 г. Если же на обороте имеются наклейки: «Музей Соловецкого общества краеведения. Историко-археологический отдел», то это означает, что данная икона в 1923-1939 гг. хранилась на Соловках в музее Соловецкого общества краеведения, а затем поступила в один из московских музеев (ГИМ, «Коломенское», ЦАМ).

Коллекция соловецких икон в собраниях Архангельских музеев довольно многочисленна, но не все иконы в настоящее время раскрыты и доступны изучению. Выявить эту коллекцию было достаточно сложно в силу запутанности и отсутствия информации в музейной документации 1920-1930-х гг.

Группа соловецких икон, представленных на выставке, хронологически охватывает период с XVI до начала ХХ в. Преобладают пядничные иконы, происходящие из ризницы Соловецкого монастыря, Троицкого собора, Филипповской церкви. Среди них лишь несколько крупных икон из иконостасов.

Одна из них - «Преображение» - происходит из Савватьевского скита на Большом Соловецком острове. Характер доски, иконографический извод и общая схема рисунка позволяют датировать живопись на иконе XVI столетием. Другая крупная икона - «Плоды страданий Христовых» (1689) - происходит из иконостаса Георгиевской часовни д. Кирилово Каргопольского района Архангельской области. Однако в правом нижнем углу иконы есть надпись: «ИЗОБРАЗИСЯ ВО СВЯТОЙ ЧЮ/ДОТВОРНОЙ ЛАВРЕ СОЛОВЕ/ЦКАГО МОНАСТЫРЯ ПРИ АРХИМА/НДРИТЕ ФИРСЕ В ЛЕТО/ 7198 МЕСЯЦА НОЕВРИА». Таким образом, из надписи становится ясно, что икона была написана в Соловецком монастыре в 1689 г. Там же, на Соловках, в 1698 г. был создан уникальный серебряный оклад Евангелия, на котором вычеканенна композиция «Плоды страданий Христовых»[2]. Этот редкий сюжет, раскрывающий искупительную жертву Христа, появился в русской иконописи только в XVII в. в результате знакомства с западноевропейской иконографией. Аналогичная иконография использована и в гравюре «Распятие с чудесами», созданной мастером Василием Андреевым в 1680-е гг. Сюжет также неоднократно встречается в русских стенописях XVII-XVIII вв.

Значительный интерес представляет складень-кузов XVII в. из Преображенского собора. Он, судя по старым фотографиям, находился в главном иконостасе, был укреплен над местным рядом, около Царских врат. Складень с килевидным завершением декорирован серебряными позолоченными пластинами, накладными венцами и цатами, украшенными гравировкой, жемчугом и стеклами. Оборот обтянут коричневой кожей, скреплен коваными металлическими пластинами. В центре - вставная икона «Седмица с припадающими Зосимой и Савватием Соловецкими», в навершии - композиция «Спас Нерукотворный», на створах - праздники: «Рождество Иоанна Предтечи», «Воздвижение креста», «Введение Марии во храм», «Усекновение главы Иоанна Предтечи», «Успение Богоматери» и «Сретение иконы Владимирской Богоматери в Москве». Большинство этих сюжетов совпадает с храмовыми праздниками Соловецкого монастыря.

Использование при изготовлении складня различных материалов, а также труда целой группы ремесленников: иконописца, серебряника, кузнеца, столяра, кожевника - свидетельствует о том, что памятник был изготовлен в крупной универсальной мастерской. В первую очередь на эту роль претендует сам Соловецкий монастырь. Однако распространение аналогичных по форме и материалам складней в Поморье связано и с другим крупным художественным центром Севера - Холмогорами.

Наиболее цельную группу составляют пядничные иконы, посвященные преподобным, прославившимся на Русском Севере: «Зосима и Савватий Соловецкие», «Антоний Сийский», «Корнилий Комельский», «Димитрий Прилуцкий», «Димитрий и Игнатий Вологодские», «Кирилл Белозерский», «Иоанн и Прокопий Устюжские». Интерес к деятельности северных подвижников благочестия резко возрос в последней трети XVII в., особенно после учреждения в 1682 г. Великоустюжской, а также Холмогорской и Важской епархий. Конец XVII в. - достаточно сложное время для православия на Севере. Официальная церковь пребывала в состоянии борьбы с расколом. Возрождение и распространение культов местных святых должно было укрепить официальное православие. Культ северных святых поддерживали настоятели Соловецкого монастыря и особенно архиепископ Холмогорский и Важский Афанасий. Иконография северных святых была тщательно собрана в Сийском иконописном подлиннике, образцами которого пользовались северные художники.

Поражает обилие пядничных икон XVII в. с изображением Святой Троицы, хранившихся в ризнице и Троицком соборе. Многие из них сохранили драгоценные оклады. Большинство имеют общий иконографический образец, очень близкий к чудотворной иконе «Троица», написанной, по преданию, самим Антонием Сийским для главного собора основанной им обители. Этот образец вошел в Сийский иконописный подлинник[3]. Он имеет традиционный сюжет, развернутый на фоне архитектурного и горного пейзажа и раскидистого Мамврийского дуба. Авраам и Сарра изображены в рост, с подношениями, на столе - обилие сосудов и столовых приборов. Поля икон закрыты серебряной басмой. В верхней части икон - серебро «в свету», то есть закрывает часть фона без изобразительных элементов. У ангелов двуперстное перстосложение, как и на образце Сийского подлинника. Обратим внимание, что и на многочисленных крестах, которые вырезались и писались в Соловецком монастыре в XVII в., в навершии - изображение либо Троицы, либо Спаса Нерукотворного. Выскажем предположение, что сюжет «Троица» стал актуален для Соловков после строительства Троицкого Анзерского скита, где в 1621 г. была освящена первая деревянная церковь Святой Троицы, к 1645 г. ее заменили каменной. Царским указом 1633 г. Троицкому скиту была дарована независимость, которую он сохранял только до 1682 г., когда вновь был приписан к Соловецкому монастырю. Вероятно, на короткий период самостоятельности Троицкого Анзерского скита в середине XVII в. образ Троицы стал его символом, а иконы и кресты с этим сюжетом писали «на раздачу» богомольцам.

Происхождение большинства пядничных икон в собраниях северных музеев связано с монастырской ризницей и Троицким собором. Многие из них украшены серебряными окладами. Другие явно имели серебряный убор, но не сохранили его до наших дней. Опись ризной казны, составленная при архимандрите Фирсе в 1692 г., перечисляет многие из этих икон. В тот период они находились в многочастных киотах, расположенных около столпов Преображенского собора, вблизи архиерейского места[4]. Поскольку архимандрия официально учреждена в Соловецком монастыре только в 1651 г., следует предположить, что архиерейское место могло быть оформлено во второй половине XVII в. Неудивительно, что большое число пядничных икон относится к этому периоду. В XIX в. большинство из них перенесено в перестроенную ризницу и к мощам святых в Троицкий собор. Среди Соловецких икон XVIII в. есть несколько подписных, принадлежащих кисти поморского мастера Василия Чалкова. Он был родом из семьи потомственных иконописцев, постоянно проживавших в Сумском посаде. Отец иконописца, Иван Чалков, и два его брата также занимались иконописью. Василий Чалков начал обучаться грамоте и рисунку в монастырской школе, но с января 1740 по сентябрь 1 742 г. учился «иконному делу» в Великом Устюге у местного мастера Степана Соколова. Возвращение Василия в монастырь было связано с отсылкой его на зиму в Москву для совершенствования в живописи. Сохранилось более десяти подписных произведений этого мастера, в том числе целая серия икон, созданных в 1772 г. для Воскресенской церкви на о. Анзер, иконы «Преподобный Ираф» 1784 г. и «Воскрешение Лазаря» 1791 г.[5] Поскольку Василий Чалков был записан с детства на солдатскую службу в Соловецкий монастырь, на нескольких его иконах есть соответствующее упоминание: «Писал Соловецкой солдат Василей Чалков». Иконы В. Чалкова напоминают небольшие светские картины на развитом пейзажном фоне. Фигуры святых моделированы при помощи контрастных переходов от света к тени, они объемны и реалистичны.

Коллекция Соловецких икон в собраниях музеев Архангельской области достаточно интересна. Она позволяет получить довольно цельное представление о произведениях, происходящих из монастырской ризницы и Троицкого собора. В коллекции есть несколько подписных произведений XV11-XV111 вв. с точным указанием на их создание в Соловецком монастыре, что является очень важным фактором для исследования северного иконописания. Несомненный интерес с точки зрения иконографии имеет группа икон с изображениями северных подвижников благочестия. Серебряные оклады, венцы и басмы свидетельствуют о высоком уровне серебряного ремесла в монастыре. Эта коллекция существенно дополняет сложившуюся в науке картину соловецкого иконописного наследия.

 

  1. Никольский В.П. Обозрение Отдела христианских древностей музея Соловецкого общества краеведения. Отдел 1. Иконы. Соловки, 1927; Скопин В.В. Иконописцы на Соловках в XVI - сер. XVIII в. // Древнерусское искусство. М., 1989. С. 285-309; Щенникова Л.А. Вопросы изучения соловецких икон // Древнерусское искусство: Художественные памятники Русского Севера. М., 1989. С. 261-275; Кольцова ТМ. Северные иконописцы. Архангельск, 1998: Хотеенкова И.А. Три житийные иконы XVI в. преподобных Зосимы и Савватия из Соловецкого монастря // Искусство христианского мира: Сб. ст. Вып. VI. М., 2002. С. 154-174; Полякова О.А. О соловецких иконах в собрании музея-заповедника «Коломенское» // Искусство христианского мира: Сб. ст. Вып. VI. М., 2003. С. 196-204.
  2. Кольцова Т.М. Икона «Плоды страданий Христовых» 1689 года из собрания Архангельского областного музея изобразительных искусств // Чтения по исследованию и реставрации памятников художественной культуры Северной Руси, посвященные памяти художника-реставратора Николая Васильевича Перцева: Сб. ст. Архангельск, 1992. С. 103-115.
  3. РГБ OР. F-88. Л. 265 об. - 266.
  4. СПБИИРАН. Колл. 2. Д. 144.
  5. Кольцова Т.М. Поморские иконописцы Чалковы // Народная культура Русского Севера: Сб. ст. / Сост. Т.М. Кольцова. Архангельск, 1997. С. 183-192.
Иллюстрации
Троица. Вторая половина XVII в.
Троица. Вторая половина XVII в.
Русский Север. Поморье. Из ризницы Соловецкого монастыря. Доска цельная, с двумя встречными шпонками, с двойным ковчегом. Левкас, темпера. Серебро. Тиснение, золочение (басма), гравировка (венцы). 32,5×27,3
Створа складня: Обитель Зосимы и Савватия. Голгофский крест (оборот). Вторая половина ХVI в.
Створа складня: Обитель Зосимы и Савватия. Голгофский крест (оборот). Вторая половина ХVI в.
Доска цельная, с ковчегом. Левкас, темпера, позолота. Медь, серебро. Тиснение (басма, венцы). Металл. Ковка (жиковина). 29×23
Спас нерукотворный. Вторая половина ХVII в.
Спас нерукотворный. Вторая половина ХVII в.
Русский Север. Поморье. Из Троицкого собора Соловецкого монастыря. Доска цельная, с двойным ковчегом, с двумя встречными шпонками. Паволока, левкас, темпера. Серебро. Тиснение, золочение, гравировка. 33×27,5
Минея за ноябрь. XVI в.
Минея за ноябрь. XVI в.
Происходит из часовни Рождества Христова острова Малая Муксалма Соловецкого архипелага. Доска из трех частей, без ковчега, с двумя встречными шпонками. Паволока, левкас, темпера, позолота. 77×70
Преподобные Димитрий и Игнатий. Последняя треть XVII в.
Преподобные Димитрий и Игнатий. Последняя треть XVII в.
Из ризницы Соловецкого монастыря. Доска цельная, с двойным ковчегом. Паволока, левкас, темпера. Серебро. Тиснение, золочение (басма), гравировка (венцы). 31×27
Никон, патриарх Московский. Вторая половина XVIII в.
Никон, патриарх Московский. Вторая половина XVIII в.
Холст, масло. 68,5×58
Псалтырь. 1791
Псалтырь. 1791
Супрасль. Бумага, дерево, кожа, металл. Печать, ксилография, тиснение
Кадило. 1616
Кадило. 1616
Россия. Серебро, Чеканка, литье, гравировка, золочение. 9,7×14,1; длина цепей – 36
Потир. 1751
Потир. 1751
Москва. Серебро. Чеканка, литье, резьба, канфарение, золочение. 27×16,8.
Лжица. До 1741. Москва
Лжица. До 1741. Москва
Серебро. Штамповка, резьба, золочение. 18×3,9

Вернуться назад

Теги:

Скачать приложение
«Журнал Третьяковская галерея»

Загрузить приложение журнала «Третьяковская галерея» в App StoreЗагрузить приложение журнала «Третьяковская галерея» в Google play