Дары на 150 лет вперед

Наталия Александрова

Рубрика: 
150 ЛЕТ ГТГ
Номер журнала: 
#3 2006 (12)

Юбилей Третьяковской галереи, помимо торжественных мероприятий и выставок, сопровождался многочисленными дарами от творческих, общественных, государственных организаций, частных лиц и художников, которые пополнили коллекцию музея замечательными произведениями отечественного искусства.

Среди работ, поступивших в собрание Галереи, особое место принадлежит переданным Союзом художников России полотнам известных мастеров отечественной живописи - Владимира Стожарова, Владимира Гаврилова, Гелия Коржева, Алексея и Сергея Ткачевых, Юрия Кугача, Ефрема Зверькова, Валентина Сидорова, Дмитрия Жилинского и Владимира Щербакова. Творчество каждого из них, будучи отмечено неповторимой авторской индивидуальностью, образной выразительностью и одухотворенностью, вместе с тем является неотъемлемой составной частью российской художественной культуры, определяющей ее приверженность национальным традициям, самобытность и содержательную глубину. Они заявили о себе еще в пятидесятые годы прошлого столетия, преодолев стереотипы официального искусства эпохи тоталитаризма, открыто обратившись к реалиям современной им действительности. Правда жизни и правда искусства в их произведениях стали синонимами. Лучшие работы этих мастеров по праву причислены к классике отечественной живописи XX века, украшают коллекции современного искусства музеев и галерей России, вошли в антологию нашей художественной культуры.

Переданные в дар Союзом художников России произведения заметно расширяют представления о творческом диапазоне, индивидуальной манере, эстетическом кругозоре их авторов, дополняют персональный ряд работ уже имеющихся в галерее. Более того, период пятидесятых-шестидесятых годов по сложившейся традиции обычно отождествляют с так называемым суровым реализмом, что само по себе сужает истинную картину развития нашего искусства, лишая его иных достоинств и граней, в том числе и лирических особенностей.

Живописцы этого поколения прошли и через освоение профессионального опыта своих учителей, творчески осмысливая традиции, и через поиски самоидентичности, собственной пластической системы, и через постижение содержательной актуальности как новой эстетической категории. Так, для Стожарова, Гаврилова, Коржева, братьев Ткачевых именно реализм, понимаемый не только как художественная традиция русского искусства, но и как обязательная школа профессионального мастерства, стал эквивалентом изобразительности. Естественно, каждый из названных живописцев по-своему избирательно и чутко воспринимал и творчески развивал опыт предшественников, имел собственные эстетические предпочтения, поэтому столь индивидуальны поэтические интонации, которые ощущает зритель в работах каждого мастера, столь ясно выражены в них своеобразие манеры письма и авторская позиция по отношению к изображаемому мотиву или сюжету, по-разному расставлены содержательные доминанты.

Вошедшие в эту коллекцию полотна В.Н. Гаврилова относятся к 19401970 годам. В них прослеживается эволюция творчества замечательного мастера - от ранних поисков своей лирической тональности, пластической манеры до самодостаточной определенности образного языка. В ряду его ранних работ, подаренных Государственной Третьяковской галерее, - «Обнаженная», написанная в 1950 году. Глядя на нее, вспоминаются созданная живописцем известная картина «Свежий день» и его слова о том, что «восхищение жизнью и красотой - это чувство вечно как сама жизнь». К числу переданных работ Гаврилова относятся пейзажи «Река в Карпатах» (1965), «Весенний ручей» (1970), в которых удивительно тонко передано ощущение воздуха и света. Колористическая гамма этих полотен словно искрится переливами красок, «бликующими» рефлексами фактуры, создающими эффект единого движения воды, воздуха, живого пространства. И, конечно, нельзя обойти вниманием одну из поздних работ художника - этюд к картине «Дмитрий Федорович с приемным сыном», написанный в 1972 году. Здесь видна рука зрелого, умудренного жизнью большого мастера, достигшего впечатляющей силы драматического обобщения судьбы конкретного человека, прошедшего сложный путь, оставшегося наедине с самим собой, своими воспоминаниями и утраченными надеждами.

Рядом с полотнами Гаврилова уже в другом эмоционально-содержательном ключе воспринимаются картины одного их самых популярных живописцев этого поколения - В.В. Стожарова, который внес новые, свежие черты в развитие этого жанра. Его звонкие по цвету, энергичные по письму пейзажи и натюрморты изначально привлекали к себе внимание особой светоносностью, масштабностью видения, философской основательностью. Подвижная фактура, пространственная глубина композиций, колористическая партитура выделяют работы мастера из традиционного ряда реалистических пейзажей того времени, о чем свидетельствуют переданные полотна, созданные Стожаровым в поездках по Костромской и Архангельской областям, в Республику Коми. Это картины шестидесятых годов - «Карпогоры», «Карпогоры. Колодец», «Галич. Рыбацкая слобода», «Натюрморт с расписной дугой», которые ярко дополнили имеющуюся в Государственной Третьяковской галерее коллекцию работ этого неподражаемого живописца.

Дар Союза художников России включает в себя четыре натюрморта Г.М. Коржева - автора полной драматизма и героической патетики серии монументальных по образному строю картин «Опаленные огнем войны» и других широко известных произведений. Подаренные полотна выполнены живописцем в 1970-1980-е годы. Для Коржева натюрморт всегда являлся одним из программных жанров и, одновременно, творческой лабораторией. Мастер композиционной картины и здесь столь же требователен к форме, избирателен в деталях, внимателен к натуре и последователен в осуществлении образного замысла, как и в решении больших тематических полотен. Психологической выразительностью, философской повествовательностью отмечены и натюрморты художника, одушевляющего предметный мир, наделяющего его особым, сакральным смыслом. Этими качествами обладают переданные в коллекцию Галереи работы Коржева «Стакан молока» и «Самовар» (обе - 1984).

Мастера сюжетно-тематической, исторической картины братья А.П. и С.П. Ткачевы представлены в подаренном собрании полотном «Семья». Творчеству этих живописцев присуща сюжетная развернутость, определенная этичность. Их работы в чем-то автопортретны, поскольку герои Ткачевых - близкие им по духу и судьбе - несут в себе типические черты целой эпохи.

Коллекция исторической живописи ГТГ пополнилась и картиной «Селькор» (1967) Ю.П. Кугача - известного станковиста, автора многих масштабных полотен, обращенных к прошлому и настоящему нашего отечества. В его произведениях превалируют национальные мотивы, в них всегда присутствует поэтическая составляющая. Лирическое начало сближает с образным мироощущением Кугача известных мастеров русского пейзажа Е.И. Зверькова и В.М. Сидорова, работы которых давно занимают почетное место в постоянной экспозиции Третьяковской галереи. Теперь к ним прибавилось еще несколько картин этих авторов: «Поселок сплавщиков» (1968) и «Утро в лесу» (1972), созданные Зверьковым, и «Снег идет» (1969) и «Осенние листья» (1970), написанные Сидоровым. Эти полотна привносят в поэтическую линию развития жанра свою «тихую», камерную тональность.

К данному пейзажному ряду принадлежит также принесенная в дар к юбилею Галереи работа В.В. Щербакова «Церковь Иоанна Воина на Якиманке», мастерски и одухотворенно исполненная живописцем в 1970 году.

В числе переданных 25 произведений - крупноформатная картина кисти Д.Д. Жилинского «Купающиеся солдаты», созданная в 1958-1959 годах, известная больше по находящемуся в частном собрании в США и неоднократно публиковавшемуся эскизу под названием «Строители моста». После Всесоюзной молодежной выставки 1959 года четырехметровая композиция никогда не экспонировалась и хранилась в запаснике Союза художников. Полотно требует реставрации, после чего оно займет достойное место в собрании Галереи. Это произведение - одно из ранних в творчестве мастера, автора широко известных работ «Сборная СССР по гимнастике», «Под старой яблоней», «У моря», поражающих виртуозным рисунком, пластической и живописной завершенностью, философской глубиной образной драматургии.

С даром Союза художников России соседствуют переданные Третьяковской галерее от Объединения московских скульпторов три удивительных по пластическим достоинствам, пониманию формы и объема произведения замечательного ваятеля Д.Ф. Цаплина, созданные этим блестящим мастером в 1950-е годы. Его имя стоит в одном ряду с выдающимися русскими скульпторами первой половины XX века, но о нем еще крайне мало знают ценители отечественного искусства, за исключением узкого круга специалистов и собратьев по цеху. Подаренные работы Цаплина «Кот», «Рыба», «Орел» выполнены в граните и искусственном камне и относятся к анималистике, однако круг творческих интересов этого мастера обширен и включает в себя произведения разных жанров.

Также Объединением московских скульпторов была осуществлена передача композиционного рельефа «Театральная площадь Москвы в середине XIX века», исполненного в технике гальвано пластики известными мастерами современного российского искусства И.П. Казанским и Н.М. Казанской (Незлобиной). Это произведение отличает изысканность проработки изобразительного пространства, высокая профессиональная культура и особая одухотворенность. Рельеф, изображающий Москву времен создания Третьяковской галереи, установлен в здании музея в Лаврушинском переулке.

От Московского государственного музея «Дом Бурганова» были переданы работы династии Бургановых. Ее основатель - замечательный скульптор А.Н. Бурганов, автор многих монументальных произведений, в том числе памятника Александру Сергеевичу Пушкину в Вашингтоне, преподнес Галерее свою мраморную композицию «Письмо».

Среди художников, искусствоведов, частных жертвователей, которые внесли свою лепту в пополнение фондов Галереи, немало заслуживающих отдельного упоминания имен. Также заслуживают упоминания и подаренные ими произведения, но это дело будущего, оно требует профессионального подхода, избирательности и классификации, на что необходимо время. Обнародованные журналом работы уже свидетельствуют об отношении к Галерее истинных ревнителей российского искусства, воспринимающих Третьяковку как бесценное национальное достояние, навсегда вошедшее в наше сознание и духовную жизнь.

Иллюстрации

И.П.КАЗАНСКИЙ Н.М.КАЗАНСКАЯ (НЕЗЛОБИНА). Театральная площадь Москвы в середине XIX века. 2000
И.П. КАЗАНСКИЙ Н.М. КАЗАНСКАЯ (НЕЗЛОБИНА). Театральная площадь Москвы в середине XIX века. 2000
Гальванопластика. 355×567
А.Н. БУРГАНОВ. Письмо. 2006
А.Н. БУРГАНОВ. Письмо. 2006
Мрамор. 110×38×18
Д.Ф. ЦАПЛИН. Орел. Начало 1950-х
Д.Ф. ЦАПЛИН. Орел. Начало 1950-х
Гранит. 47×16×26
В.Ф. СТОЖАРОВ. Карпогоры. Колодец. 1964
В.Ф. СТОЖАРОВ. Карпогоры. Колодец. 1964
Картон, масло. 47×99
В.М. СИДОРОВ. Осенние листья. 1970
В.М. СИДОРОВ. Осенние листья. 1970
Холст, масло. 112×120
В.Н. ГАВРИЛОВ. Обнаженная. 1950
В.Н. ГАВРИЛОВ. Обнаженная. 1950
Холст, масло. 110×180
Г.М. КОРЖЕВ. Натюрморт с грушами
Г.М. КОРЖЕВ. Натюрморт с грушами
Холст, масло. 70×70
Г.М. КОРЖЕВ. Стакан молока. 1984
Г.М. КОРЖЕВ. Стакан молока. 1984
Холст, масло. 73×90

Вернуться назад

Теги:

Скачать приложение
«Журнал Третьяковская галерея»

Загрузить приложение журнала «Третьяковская галерея» в App StoreЗагрузить приложение журнала «Третьяковская галерея» в Google play