Самый московский художник

Светлана Степанова

Рубрика: 
ВЫСТАВКИ
Номер журнала: 
#3 2005 (08)

С 25 мая по 4 сентября 2005 года в залах Третьяковской галереи проходит выставка, посвященная 225-летию Василия Андреевича Тропинина (1780-1857). Творчество художника принадлежит эпохе, ставшей золотым веком русской культуры.

Автопортрет на фоне окна, с видом на Кремль. 1846
Автопортрет на фоне окна, с видом на Кремль. 1846
Холст, масло. 106 × 84,5. ГТГ

Судьба Тропинина по-своему уникальна. Выходцу из крепостных, ему посчастливилось встретить на своем жизненном пути А.С. Пушкина, Н.М. Карамзина, К.П. Брюллова, Ю.Ф. Самарина. Живописец, не закончивший курса Академии художеств, он снискал славу лучшего портретиста Москвы. Тропинин родился в деревне Карпово Чудовской волости Новгородской губернии, в семье крепостных графа А.С. Миниха*. Из-за отсутствия метрического свидетельства в литературе существует несколько дат рождения художника. Поскольку в русской традиции отмечать именины, а не дни рождения, возраст человека не всегда фиксировался точно. По целому ряду прямых и косвенных свидетельств, 1780 год принят в настоящее время как наиболее достоверный год рождения живописца. В детстве будущий художник в качестве приданого Натальи Миних перешел к графу И.И. Моркову, в доме которого начал заниматься рисованием, копируя лубки. С 1798 по 1804 год он жил в Петербурге, посещал портретный класс С.С. Щукина в Императорской Академии художеств как «посторонний» ученик. Его работа «Мальчик, тоскующий об умершей своей птичке», представленная на академической выставке в 1804 году, удостоилась внимания императрицы Елизаветы Алексеевны и президента Академии графа А.С.Строганова. Но вскоре по воле хозяина ему пришлось переехать в имение Морковых - село Кукавку Подольской губернии, на Украине, где художник с перерывами прожил до начала 1820-х годов, писал портреты, пейзажи и занимался церковной живописью. Здесь он женился на Анне Ивановне Катиной и у них родился сын Арсений. Портреты самых близких людей стали одними из лучших произведений мастера. В 1820 году издатель и коллекционер П.П. Свиньин впервые упомянул о Тропинине в статье, опубликованной в журнале «Отечественные записки».

1823 год стал переломным в судьбе художника: он получил освобождение от крепостной зависимости, был избран почетным вольным общником Императорской Академии художеств и представил на звание «назначенного» в академики работы «Портрет Е.О. Скотникова», «Кружевница» и «Старик нищий». Это позволило ему в следующем, 1824 году за «Портрет К.А. Леберехта» получить звание академика и чин десятого класса по Табели о рангах, дающий право на личное дворянство. На академической выставке с успехом экспонировался ряд его произведений. Возвратившись в Москву, художник жил и работал здесь до конца своих дней, запечатлев то время в запоминающихся и колоритных образах, среди которых не только портреты А.С. Пушкина и других деятелей русской культуры, но и представителей купечества, чиновного и делового мира.

Личность Тропинина сформировалась в условиях зависимости от барской прихоти его владельца - графа И.И. Моркова. Однако положение домашнего художника и графского поверенного позволяло ему общаться с культурными людьми, входившими в круг знакомых его хозяина. Физическое и духовное здоровье, собственный взгляд на мир, выработанный на основе жизненного опыта и религиозных представлений, позволяли ему позитивно оценивать существующее положение дел, ограждая свой внутренний мир от губительных нравственных терзаний из-за социальной несправедливости.

Представленные на выставке работы охватывают все этапы творчества художника - от ранних камерных малороссийских произведений до крупноформатных поздних портретов, тяготеющих к парадности и декоративизму. От природы наделенный даром колориста, он был подлинным живописцем, чутким к цветовым качествам натуры. Его художественный темперамент особенно ярко проявился в этюдах и рисунках, выполненных подвижным, «живописным» штрихом. Эстетическая восприимчивость Тропинина позволила ему творчески перенять традиции русского портрета XVIII века и высокую культуру современной эпохи. В «Семейном портрете», исполненном после войны 1 81 2 года в духе романтической приподнятости, запечатлены члены семьи графа И.И. Моркова, пережившие военное лихолетье. Произведения периода наибольшего расцвета живописного мастерства художника (1810-1820-х годов) отличает исключительное богатство приемов и утонченность цветовых соотношений (портреты жены и сына, «Мальчик с жалейкой», «Пряха»). Важными экспонатами выставки являются полотна, принесшие ему широкую известность и высокое академическое звание.

Современники считали Тропинина самым «московским» художником. Сроднившийся с культурно-бытовой атмосферой города, он сумел выразить в своем творчестве мироощущение и дух жизни обитателей Первопрестольной (портреты Булакова, К.Г. Равича, Н.А. Зубовой). Изображение модели в халате стало знаком принадлежности к домашнему, частному миру и вместе с тем эффектным декоративным элементом. Семейственность была характерной чертой московского быта. «Не любить и не уважать родни в Москве считается хуже, чем вольнодумство», - писал В.П. Белинский. В парных портретах М.Ф. и Е.П. Протасьевых изображена немолодая супружеская чета, принадлежавшая к патриархальному и почтенному кругу потомственного дворянства, составлявшему фундамент московского общества. На выставке воссоединились портреты Л.А. и П.Р. Барашей (родственников художника) из коллекций Третьяковской галереи и Исторического музея. Ценным документальным свидетельством эпохи остаются портреты деятелей русской культуры: скульптора И.П. Витали, историка Н.М. Карамзина, поэта-славянофила Ю.Ф. Самарина.

Памятным событием в судьбе мастера была встреча в 1836 году с прославленным Карлом Брюлловым, чей портрет Тропинин исполнил в знак дружбы и доверия.

Со временем основными заказчиками Тропинина стали купцы, которых привлекала добротность, быстрота исполнения и высокий уровень достоверности, примером чему служат портреты четы Киселевых из Шуи, а также Е.И. Карзинкиной, представительницы известной фамилии чаеторговцев. Особой популярностью пользовались жанрово-портретные картины Тропинина 1820-1830-х годов, отразившие новый для искусства мир простых горожан: «Гитарист», «Кружевница», «Золотошвейка». Помимо живописных и графических работ на выставке представлены архивные документы, в том числе впервые экспонируется герб графов Морковых из РГАДА.

Тропинин не был активным участником общественной жизни, но оказался причастным к зарождению Художественного класса (позже - Московское училище живописи и ваяния), неофициально посещая учебные занятия в качестве наставника. Для учеников, в большинстве своем принадлежавших к низшим сословиям, судьба самого Тропинина олицетворяла возможность обретения свободы и «выхода в люди» благодаря труду и таланту. В 1843 году Тропинина избрали почетным членом Московского художественного общества за содействие Художественному классу. В экспозиции представлен первый вариант «Автопортрета с кистями и палитрой на фоне окна с видом на Кремль» (Музей В.А. Тропинина), созданный в 1844 году. В программном полотне зримо воплотилась идея о значимости и благородстве ремесла живописца, идея, которую мастер доказал всей своей жизнью.

Художник скончался 3 (15) мая 1857 года в Москве. Сохранилась его могила на Ваганьковском кладбище.

Инициатива организации выставки в ГТГ принадлежит Музею В.А. Тропинина и московских художников его времени. Ряд экспонатов предоставлен Государственным Историческим музеем, Научно-исследовательским музеем Российской академии художеств, Российским государственным архивом древних актов (РГАДА). Созданный в 1971 году на основе коллекции, подаренной городу известным собирателем Ф.Е. Вишневским, Музей В.А. Тропинина стал одним из любимых очагов культуры в Москве. Около тридцати лет его возглавляла известная исследовательница русского искусства, заслуженный деятель культуры Г.Д. Кропивницкая. За это время фонды Музея В.А. Тропинина увеличились в десять раз, пополняется собрание и в наши дни. Не случайно его называют «малой Третьяковкой». Особый интерес на выставке представляют недавно подаренные музею при содействии Правительства Москвы и Комитета по культуре Москвы портрет А.А. Тона, старшего брата известного архитектора, и портрет П.А. Тучкова, героя Отечественной войны 1812 года. В настоящее время Музей В.А. Тропинина переживает большие трудности: старое здание нуждается в капитальном ремонте и закрыто по техническим причинам. Поэтому организаторы выставки надеются, благодаря празднованию юбилея художника, привлечь внимание к проблемам замечательного музея, который был и должен оставаться жемчужиной Москвы.

Выставка организована при финансовой поддержке Галины Сергеевны Проскуряковой

 

* Однако исследователь С.Р.Долгова на основе изучения архивных документов пришла к выводу, что Тропинин был крепостным жены графа Веры Николаевны, так как после замужества она оставалась единоличной владелицей принадлежавших ей земель, в том числе и деревни Карпово, к которой были приписаны родители будущего художника.

Иллюстрации

Кружевница. 1823
Кружевница. 1823
Холст, масло. 74,7 × 59,3. ГТГ
Автопортрет. 1820-е
Автопортрет. 1820-е
Холст, масло. 53 × 41,4. ГТГ
Портрет графини Н.И. Чернышевой. Между 1816 и 1818
Портрет графини Н.И. Чернышевой. Между 1816 и 1818
Холст, масло. 66,8 × 53. ГТГ
Портрет А.И. Барышникова. 1829
Портрет А.И. Барышникова. 1829
Холст, масло. 244 × 170. ГТГ
Мальчик с жалейкой. 1823
Мальчик с жалейкой. 1823
Холст, масло. 60,2 × 45,8. ГТГ
Портрет А.В. Тропинина. Около 1818
Портрет А.В. Тропинина. Около 1818
Холст, масло. 40,4 × 32. ГТГ
Гитарист. 1832
Гитарист. 1832
Холст, масло. 83,8 × 65,6. ГТГ

Вернуться назад

Теги:

Скачать приложение
«Журнал Третьяковская галерея»

Загрузить приложение журнала «Третьяковская галерея» в App StoreЗагрузить приложение журнала «Третьяковская галерея» в Google play