Aрт|36|Базель

Рубрика: 
МЕЖДУНАРОДНАЯ ПАНОРАМА
Номер журнала: 
#3 2005 (08)

В июне в Базеле в 36-й раз открылась одна из самых престижных художественных ярмарок, в которой в этом году приняли участие 270 галерей, представляющих более 1 500 художников ХХ и ХХ! века. Арт- Базель - это путешествие в современное искусство, выставленное на продажу. А значит, каждый посетитель - потенциальный покупатель.

При этом как во французском, так и в английском языках артистическая современность разнесена во времени на MODERN (так определяются жившие в ХХ веке художники) и CONTEMPORARY (ныне живущие творцы). В Базеле и на этот раз были представлены современные - в обоих смыслах - мастера изобразительного искусства. Но так было не всегда. Как считается, только в конце 1970-х годов в базельских ярмарках стали принимать участие наши современники, но если в ту пору их было сравнительно немного, то с 1997 года они постоянные участники этого мероприятия.

Джанни МОТТИ. Чистые руки. (Мыло Берлускони). 2005
Джанни МОТТИ. Чистые руки. (Мыло Берлускони). 2005

Открыв каталог Арт-Базеля, сразу же понимаешь, с какого рода галереей имеешь дело: если список художников, с которыми работает галерея, начинается с CONTEMPORARY artists - значит, галерея представляет только ныне здравствующих, а стало быть, от нее можно ожидать сюрпризов... Эти сюрпризы встречают зрителей в одном из трех зданий ярмарки, в котором показаны арт-объекты, инсталляции и видео-арт.

Многие галереи представляют искусство, прошедшее испытание временем, причем сравнительно немалым - длиною в столетие или около того. Искусство стоящее, настоящее и потому стоящее дорого, скорее даже очень дорого. Искусство как вложение капитала. Именно оно определяет статус Арт-Базеля.

Естественно, в последние годы Арт-Базель становится все более и более коммерческим. Наши молодые современники, по словам Уллы Дрейфус, в доме которой бывали и Фрэнсис Бэкон, и Хундертвассер, и Жан Тэнгли, «полагают себя важными персонами, потому что их работы продаются за сравнительно большие деньги, а на самом деле они просто выражают себя, свои личные проблемы, причем делают это не самым интересным образом». Как считает У. Дрейфус, в том, что происходит, отчасти «виноваты критики, потому что они слишком льстивы и некритичны». Именно ей принадлежит инициатива присуждения премии Арт-Базеля "Artist of Honour”. Эту премию получали Джефф Кунс, Гилберт и Джордж, а в этом году ею награжден Джеймс Розенквист. К сожалению, художник заболел и не смог приехать в Базель.

Ярмарка Арт-Базель - 2005 вкупе с одновременно проходившими выставками в Берне поразила наступлением китайского искусства или, может, правильнее было бы сказать, искусства из Китая. Причем поразила не только в количественном отношении.

Россию представляла галерея XL: на «экспорт» предлагались Дубоссарский и Виноградов, Олег Кулик и Игорь Макаревич. Все они неоднократно участвовали в российских и зарубежных форумах современного искусства.

Арт-Базель - не Венецианская биеннале, однако в прессе постоянно упоминается так называемый «венецианский эффект»: неоспоримое влияние биеннале на коммерческую базельскую ярмарку. Например, работа «Без названия (три персонажа)» Томаса Шютте - призера Венецианской биеннале 2005 года - уже через пять минут после открытия ярмарки была продана за 410 000 евро. Мгновенно продалась за круглую сумму в 600 000 долларов и работа художников Гилберт и Джордж (1975 г.), которые, как известно, представляли в этом году Великобританию в Венеции. Магия биеннале? Может быть...

Цены на произведения «классиков ХХ века» - MODERN artists - исчислялись миллионами. За них пока еще готовы платить.

Ванг Ксао ХУ. Эротические цветы (на выставке в Цюрихе). 2004
Ванг Ксао ХУ. Эротические цветы (на выставке в Цюрихе). 2004

Но при виде отдельных работ возникает поистине гамлетовский вопрос: быть или не быть изобразительному искусству? У некоторых современных художников стремительное движение прочь от изображения не менее стремительно приближается к своего рода нулю - к пустоте, к обнулению искусства. Не приведет ли это к тому, что цифры от 1 до 9, ныне красующиеся в самых разных сочетаниях перед многими нулями, тоже исчезнут? И тогда ярмарка Арт-Базель, быть может, вернется к тому, с чего она начиналась, т.е. к экспозиции modern artists.

Материал подготовлен редакцией

Иллюстрации

Марк ДИОН. Американская политика. 2004
Марк ДИОН. Американская политика. 2004
Инсталляция
Дидье Флуза ФАУСТИНО. Меняющиеся миры. 2004
Дидье Флуза ФАУСТИНО. Меняющиеся миры. 2004
Картон и алюминий
Роберт ЛОНГО. Без названия (Ворота Троцкого). 2004
Роберт ЛОНГО. Без названия (Ворота Троцкого). 2004
Бумага, уголь. 218, 4 × 152, 4
Пол УИНСТЕНЛИ. Береза 1. 2004
Пол УИНСТЕНЛИ. Береза 1. 2004
Холст, масло. 220 × 165
Давид АЛТМЕДЖ. Любовники. 2004
Давид АЛТМЕДЖ. Любовники. 2004
Гипс, краска, искусственные волосы, бижутерия. 45 × 90 × 54
Энтони ГОРМЛИ. До расхождения. 2002. Расхождение. 2002
Энтони ГОРМЛИ. До расхождения. 2002
194 × 46 × 64
Расхождение. 2002
193 × 87 × 32 Кованое железо
Патришия ПИЧЧИНИНИ. Неразделимые. 2004
Патришия ПИЧЧИНИНИ. Неразделимые. 2004
Силикон, человеческий волос, смешанная техника. 74 × 101 × 127

Вернуться назад

Теги:

Скачать приложение
«Журнал Третьяковская галерея»

Загрузить приложение журнала «Третьяковская галерея» в App StoreЗагрузить приложение журнала «Третьяковская галерея» в Google play